город Омск |
|
11 сентября 2019 г. |
Дело N А75-9946/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Грязниковой А.С., Аристовой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9672/2019) открытого акционерного общества "Сибирская рыба" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.05.2019 по делу N А75-9946/2016 (судья Козицкая И.А.), принятое по исковому заявлению открытого акционерного общества "Сибирская рыба" (ОГРН 1028601581139, ИНН 8613000460) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042) о признании права собственности и встречному исковому заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты- Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе к открытому акционерному обществу "Сибирская рыба" о признании права собственности Российской Федерации на гидротехническое сооружение,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1038600002275, ИНН 8601003917), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600513061, ИНН 8601001187), муниципального казенного учреждения Администрация городского поселения Игрим (ОГРН 1058603654889), федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (ОГРН 1157746053431, ИНН 7708245723),
при участии в судебном заседании представителей:
от Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" - Асташова М.А. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 32 от 01.03.2019 сроком действия до 20.02.2020);
от открытого акционерного общества "Сибирская рыба", Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты- Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, муниципального казенного учреждения администрация городского поселения Игрим - представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
установил:
открытое акционерное общество "Сибирская Рыба" (далее - ОАО "Сибирская Рыба") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского округа - Югры с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Территориальное управление) о признании права собственности на гидротехническое сооружение - дамбу водохранилища "Ванзетурский Сор", протяжённостью 1 302,2 кв. м, высотой 3,50 м, объёмом 4 558 куб. м, инвентарный номер 71:139:001:00009963, кадастровый номер 86:05:0320003:0000:71:139:001:00009963, расположенную в посёлке Ванзетур, Березовского района, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, расстояние от устья реки до гидроузла 2 км до реки Северная Сосьва, назначение водохранилища - рыбопитомник, в порядке приобретательной давности (далее - дамба, гидротехническое сооружение).
Определением суда от 29.08.2017 к производству для совместного рассмотрения с первоначальным иском принято встречное исковое заявление Территориального управления к ОАО "Сибирская Рыба" о признании права собственности Российской Федерации на гидротехническое сооружение.
Решением суда от 13.02.2018, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2018, иск ОАО "Сибирская Рыба" удовлетворён, признано право собственности ОАО "Сибирская Рыба" на гидротехническое сооружение, во встречном иске Территориального управления отказано; распределены судебные расходы
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.09.2018 решение суда от 13.02.2018 и постановление суда апелляционной инстанции от 07.06.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При повторном рассмотрении дела Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решением от 27.05.2019 первоначальные исковые требования ОАО "Сибирская Рыба" оставил без удовлетворения. Встречные исковые требования Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе удовлетворил. Признал право собственности Российской Федерации на гидротехническое сооружение: дамба водохранилища "Ванзетурский Сор" протяженностью 1 302,2 квадратных метров, высотой 3,50 метров, объемом 4 558 кубических метров, инвентарный номер 71:139:001:00009963, кадастровый номер 86:05:0320003:0000:71:139:001:00009963, расположенная в поселке Ванзетур, Березовского района, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, расстояние от устья реки до гидроузла 2 километра до реки Северная Сосьва.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Сибирская Рыба" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт удовлетворив первоначальные исковые требования, в удовлеторении встречных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы её подателем указано, что дамба не является сооружением обслуживающим водный объект и обеспечивающим безопасность использования водных ресурсов, а так же в целях предотвращения негативного воздействия расположенных в объекте вод, следовательно не обладает необходимыми признаками принадлежности главной вещи, и не следуют судьбе главной вещи водному объекту - Ванзетурский Сор. Податель жалобы обращает внимание на то, что спорное гидротехническое сооружение является обособленным объектом, поэтому право на этот объект в силу статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и статьи 234 ГК РФ может быть признано за Обществом.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (далее - ФГБНУ "Госрыбцентр") представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ОАО "Сибирская рыба", Территориальное управление, Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, муниципальное казенное учреждение администрация городского поселения Игрим, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 АПК РФ, в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель ФГБНУ "Госрыбцентр" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившегося в судебное заседание представителя ФГБНУ "Госрыбцентр", установил следующие обстоятельства.
Основанием для проектирования водохранилища (рыбопитомник) "Ванзетурский сор" являлось задание на проектно-изыскательные работы под мелиорацию и зарыбление Ванзетурского сора Ханты-Мансийского округа Тюменской области для приспособления под рыбопитомник от 01.07.1969, утвержденного начальником Сибирского управления рыбной промышленности, разработанное Гидрорыбпроект в 1967 году.
Водохранилище "Вонзетурский Сор" состоит из плотины земляной, шлюза-регулятора с рыбоуловителем из железобетона. Сроки строительства 1970-1971 годы, заказчик - Березовский рыбокомбинат.
Решением исполнительного комитета Березовского районного Совета депутатов трудящихся Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области от 06.08.1968 N 155 за Березовским рыбокомбинатом зарезервирован земельный участок под строительство жилпоселка с хозцентром и инкубационным цехом для объекта "Мелиорации и зарыбления Ванзетурского Сора" из земель мясомолочного совхоза "Ванзетурский" в размере 10 гектаров, согласно акта выбора площадки от 27.07.1968.
Согласно водохозяйственного паспорта водохранилища "Ванзетурский Сор", утвержденного Минводхозом РСФСР в 1984 году, водохранилище "Ванзетурский Сор" расположено в поселке Ванзетур в 60 км от поселка Березово, Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: расстояние от устья реки до гидроузла - 2 км до реки Северная Сосьва, назначение водохранилища - рыбопитомник, который введен в эксплуатацию 30.09.1975.
Водохранилище "Ванзетурский Сор" поставлено на баланс государственного предприятия "Березовский рыбокомбинат" 01.01.1976 (инвентарный N 012701).
На основании распоряжения администрации Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.12.1992 N 471р "О регистрации устава акционерного общества открытого типа "Сибирская Рыба" государственное предприятие "Березовский рыбокомбинат" преобразовано в акционерное общество открытого типа "Сибирская Рыба" (далее - АООТ "Сибирская Рыба"); зарегистрирован устав акционерного общества "Сибирская Рыба".
В отношении гидротехнического сооружения 30.11.2016 составлен технический паспорт, в соответствии с которым оно имеет следующие индивидуально-определенные признаки: наименование - дамба водохранилища "Ванзетурский Сор", протяженностью 1 302,2 кв. м, высотой 3,50 м, объемом 4 558 куб. м, инвентарный номер 71:139:001:00009963, кадастровый номер 86:05:0320003:0000:71:139:001:00009963.
Из плана приватизации видно, что здание Ванзетурского рыбопитомника не поименовано в составе имущества, не подлежащего приватизации, исчерпывающий перечень которого был приведен в пункте 8 плана приватизации, и в котором указано, что приватизации не подлежат объекты жилищно-коммунального хозяйства и объекты социально-культурного назначения, к которым спорное имущество не относится.
В обоснование своей позиции ОАО "Сибирская Рыба" представило в материалы дела документы, подтверждающие принятие на баланс рыбопитомника в 1993 году; использование его в деятельности АООТ "Сибирская рыба" (план мероприятий на 1995 год), расчет затрат на эксплуатацию в 1995 году и 1996 году, оплату налога на имущество.
Ссылаясь на открытое, непрерывное владение гидротехническим сооружением в течение более 18 лет, а также отсутствие иного способа признания вещного права на спорный объект, ОАО "Сибирская Рыба" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском о признании права собственности в силу приобретательной давности.
27.05.2019 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 234 ГК РФ лицо гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Таким образом, для приобретения права собственности в силу приобретательной давности необходимо наличие одновременно нескольких условий: владение должно осуществляться в течение установленного законом времени; владеть имуществом необходимо как своим собственным; владение должно быть добросовестным, открытым и непрерывным. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий не позволяет признать за лицом право собственности на имущество в силу приобретательной давности.
Добросовестность владения в соответствии с абзацем третьим пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 (далее - Постановление N 10/22) означает, что лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности. Таким образом, добросовестность давностного владельца определяется на момент получения имущества во владение.
Из материалов дела следует, что АООТ "Сибирская Рыба" было образовано в результате приватизации государственного предприятия "Березовский рыбокомбинат".
Согласно абзацу 2 статьи 24 Гражданского кодекса РСФСР юридическими лицами являются государственные предприятия и иные государственные организации, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие закрепленные за ними основные и оборотные средства и самостоятельный баланс.
ОАО "Сибирская Рыба" просит установить факт добросовестного, открытого и непрерывного владения спорным имуществом, созданным в 1976 году, в период действия Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, предусматривающего презумпцию государственной собственности.
В статьях 94 и 95 Гражданского кодекса РСФСР устанавливалось, что государство является собственником всего государственного имущества, а земля, ее недра, воды, леса состояли в исключительной собственности государства.
Приватизация государственного и муниципального имущества в период преобразования государственного предприятия "Березовский рыбокомбинат" в АООТ "Сибирская Рыба" осуществлялась на основании постановления N 3020-1, а также в соответствии с Государственной программой приватизации N 2980-1.
В соответствии с пунктом 2.1.12 Государственной программы приватизации N 2980-1 недра, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации относились к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Статьей 135 ГК РФ предусмотрено, что вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Различия между указанными вещами состоят в том, что главная вещь может использоваться по назначению и без принадлежности, а принадлежность без главной вещи использоваться не может. Главная вещь имеет самостоятельное значение, а принадлежность лишь призвана ей служить (обслуживать).
В силу статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям относятся плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, каналы, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Согласно пункту 11 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водное законодательство основывается на принципе взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему.
Водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений (пункт 11 статьи 1 ВК РФ).
Из сведений по форме 2.9-гвр следует, что водный объект Сев. Сосьва, код водного объекта: 15020200112115300023423, является федеральной собственностью, местоположение: 287 км. по лв. берегу реки Малая Обь (т. 6 л.д. 9).
Согласно списку объектов социально-культурного и жилищно-коммунального хозяйства Березовского рыбокомбината, оставшихся в муниципальной собственности, Ванзетурский рыбопитомник также остался в муниципальной собственности - балансовая стоимость в рублях - 931 938 (т. 9 л.д. 143).
Из пояснений ФГБНУ "Госрыбцентр" следует, что на основании водохозяйственного паспорта водохранилища "Ванзетурский сор" 30.09.1975, введен в эксплуатацию гидроузел водохранилища "Ванзетурский Сор". В состав гидроузла гидротехнических сооружений входят: земляная плотина, диафрагменный шлюз-регулят двухстороннего действия, отводящий и подводящий каналы, донный водоспуск, деревянная верховина. Диафрагменный шлюз-регулятор двухстороннего действия предназначен для пропуска паводковых вод реки С.Сосьва в Сор и сброс воды в реку С.Сосьва осенью. Перед оголовком шлюза регулятора установлена рыбозагродительная сетка, препятствующая заходу рыбы в Сор со стороны р. Сев.Сосьва. После наполнения Сора через шлюз-регулятор возможен спуск воды на протяжении всего летнего периода. Донный водоспуск позволяет произвести полное опорожнение водохранилища (т. 11 л.д. 5 - 13).
Также третье лицо указало, что спорный объект не обладает необходимыми признаками для признания его самостоятельным объектом гражданских прав: поскольку не обладает самостоятельными полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от водного объекта, на котором он находится, то есть не имеет самостоятельной хозяйственного назначения.
ФГБНУ "Госрыбцентр" указало, что согласно расчету вероятностного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на гидротехническом сооружении на водохранилище "Ванзетурский сор" (т. 3 л.д. 107 - 170) спорное гидротехническое сооружение не предназначено для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов, поскольку на прогнозируем участке строения, сельскохозяйственные и лесные территории отсутствуют, обязанность по декларированию безопасности такого гидротехнического сооружения отсутствует.
Функциональным назначением спорного гидротехнического сооружения является создание в районе излучины Ванзетурского Сора водоема с постоянным уровнённым режимом, позволяющим использовать его для выращивания молоди ценных сиговых видов рыб. Гидротехническое сооружение водохранилища "Ванзетурский Сор" обслуживает только водный объект, на котором оно расположено, поэтому является его неотъемлемой частью.
ФГБНУ "Госрыбцентр" считает, что гидротехническое сооружение отнесено к имуществу, не подлежащему приватизации. Согласно плану приватизации объектов Березовского рыбокомбината Ванзетурский рыбопитомник остался в государственной собственности. Полномочиями по управлению и распоряжению объектами недвижимости федерального уровня собственности на территории Ханты-Мансийского автономного округа обладает Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе.
Также третьим лицом отмечено, что доказательств того, что спорный объект в установленном законодательством порядке выбыл из состава федеральной собственности и возникшее в силу закона право федеральной собственности на него прекратилось в материалах дела не имеется. Материалами дела подтверждено, что спорное гидротехническое сооружение не выбывало из гражданского оборота - находилось в пользовании федерального государственного учреждения.
Согласно пункту 4 статьи 1 ВК РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Под водным режимом понимается изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте (пункт 5 статьи 1 ВК РФ).
Определением суда от 19.12.2018 по делу назначена судебная экспертиза, на разрешение которой поставлены следующие вопросы:
1. Может ли гидротехническое сооружение "Ванзетурский Сор" (гидротехнический узел, в состав которого входят: земляная плотина, диафрагменный шлюз-регулятор двухстороннего действия, отводящий и подводящий каналы, донный водоспуск, деревянная верховина) протяженностью 1 302,2 квадратных метров, высотой 3,50 метров, объемом 4 558 кубических метров, инвентарный номер 71:139:001:00009963, кадастровый номер 86:05:0320003:0000:71:139:001:00009963, расположенное в поселке Ванзетур, Березовского района, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, расстояние от устья реки до гидроузла 2 километра до реки Северная Сосьва, использоваться по его основному назначению, без водного объекта, на котором оно создано?
2. Имеется ли взаимосвязь (гидравлическая связь) между водохранилищем "Ванзетурский Сор" и поверхностными водными объектами, в том числе реками Северная Сосьва, Ванзетурье, ручьями Каменный ключ, Лопарская?
3. Является ли водохранилище "Ванзетурский Сор" искусственным обособленным водоемом?
В материалы дела поступило заключение судебной экспертизы (т. 10 л.д. 148 - 151) из которого следует, что:
По вопросу N 1: гидротехническое сооружение "Ванзетурский Сор" (гидротехнический узел, в состав которого входят: земляная плотина, диафрагменный шлюз-регулятор двухстороннего действия, отводящий и подводящий каналы, донный водоспуск, деревянная верховина) протяженностью 1 302,2 квадратных метров, высотой 3,50 метров, объемом 4 558 кубических метров, инвентарный номер 71:139:001:00009963, кадастровый номер 86:05:0320003:0000:71:139:001:00009963, расположенное в поселке Ванзетур, Березовского района, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, расстояние от устья реки до гидроузла 2 километра до реки Северная Сосьва, использоваться по его основному назначению, без водного объекта, на котором оно создано, не может.
По вопросу N 2: имеется взаимосвязь (гидравлическая связь) между водохранилищем "Ванзетурский Сор" и поверхностными водными объектами, в том числе реками Северная Сосьва, Ванзетурье, ручьями Каменный ключ, Лопарская.
По вопросу N 3: не является водохранилище "Ванзетурский Сор" искусственным обособленным водоемом.
Определением суда от 29.08.2017 принято встречное исковое заявление Территориального управления к ОАО "Сибирская Рыба" о признании права собственности Российской Федерации на гидротехническое сооружение.
Территориальное управление, обращаясь со встречным иском, ссылалось на отсутствие у гидротехнического сооружения самостоятельного функционального назначения, а также на то, что дамба является неотъемлемой частью водохранилища "Вензетурский Сор", которое находится в государственной собственности и в пользовании ФГБНУ "Госрыбцентр".
По доводам Территориального управления, в соответствии с водохозяйственным паспортом водохранилища "Ванзетурский сор" 30.09.1975 введен в эксплуатацию гидроузел водохранилища "Ванзетурский Сор". В состав гидроузла гидротехнических сооружений входят: земляная плотина, диафрагменный шлюз-регулятор двухстороннего действия, отводящий и подводящий каналы, донный водоспуск, деревянная верховина.
Земляная плотина построена в целях создания в районе излучины Ванзетурского Сора водоема с постоянным уровненным режимом. Диафрагменный шлюз-регулятор двухстороннего действия предназначен для пропуска паводковых вод реки Северная Сосьва в Сор и сброс воды в реку Северная Сосьва осенью. В разделе 11 водохозяйственного паспорта водохранилища "Ванзетурский сор" определено, что Ванзетурский рыбопитомник имеет гидравлическую связь с рекой Северная Сосьва, Лопаской протокой и правым притоком реки Ванзетурья.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно пункту 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В пункте 2 раздела 2 приложения 1 к Постановлению N 3020-1 установлено, что к объектам, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач относится имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Исковые требования о признании права, заявленные лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона N 122 и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 218 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (пункт 2 статьи 130 Кодекса).
Созданная вещь может быть как движимой, так и недвижимой.
Для признания вещи недвижимой требуется ее прочная связь с землей, невозможность ее перемещения без несоразмерного ущерба ее назначению.
Согласно статье 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Экспертным заключением подтверждается, что между водохранилищем "Ванзетурский Сор" и поверхностными водными объектами, в том числе реками Северная Сосьва, Ванзетурье, ручьями Каменный ключ, Лопарская имеется взаимосвязь (гидравлическая связь); водохранилище "Ванзетурский Сор" не является искусственным обособленным водоемом; гидротехническое сооружение "Ванзетурский Сор" использоваться по его основному назначению, без водного объекта, на котором оно создано, не может.
Изучив представленные в дело доказательства, экспертное заключение, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии фактической взаимозависимости (гидравлической связи) между дамбой, водохранилищем "Ванзетурский Сор" и реками Северная Сосьва, Ванзетурье, ручьями Каменный ключ, Лапорская, невозможности функционирования водохранилища (рыбопитомник) "Ванзетурский Сор" без нее, вхождения гидротехнического сооружения в единую водохозяйственную систему, созданную для рыбоводного хозяйства (рыбопитомник).
Таким образом, материалами дела и экспертным заключением подтверждается, что водный объект является федеральной собственностью, а гидротехническое сооружение, не являющееся искусственным обособленным водоемом, которое не может использоваться по его основному назначению, без водного объекта, на котором оно создано, должно следовать судьбе водного объекта.
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения первоначального искового заявления АО "Сибирская Рыба" о признании права собственности на гидротехническое сооружение: дамба водохранилища "Ванзетурский Сор".
Встречные исковые требования Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сибирская рыба" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.05.2019 по делу N А75-9946/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9946/2016
Истец: ОАО " СИБИРСКАЯ РЫБА"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, ХМАО-ЮГРЕ, ЯНАО, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО, Нижне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, ТУ РОСИМУЩЕСТВО в ХМАО-Югре
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА, департамент по управлению госимуществом Хмао-Югры, ДЕПАРТАМЕНТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ИГРИМ, Нижне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ, ФГБНУ "ГНПЦРХ", Федеральное агенство водных ресурсов Нижне-Обское бассейное водное управление, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9672/19
27.05.2019 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-9946/16
25.09.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3389/18
07.06.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3358/18
01.03.2018 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-9946/16
13.02.2018 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-9946/16