г. Чита |
|
11 сентября 2019 г. |
дело N А78-6025/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 107 Федерального медико-биологического агентства" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 июля 2019 года по делу N А78-6025/2019 по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 107 Федерального медико-биологического агентства" (ОГРН 1027501068748 ИНН 7530000094) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Забайкальского края (ОГРН 1027501146518 ИНН 7536009199) о признании требования Территориального фонда от 18.02.2019 N 5 недействительным, как несоответствующим законодательству Российской Федерации об обязательном медицинском страховании,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, в деле участвует государственное унитарное предприятие Забайкальского края "Государственная страховая медицинская компания "Забайкалмедстрах" (ОГРН 1027501157386 ИНН 7536029572),
(суд первой инстанции: судья Новиченко О.В.),
при участии в судебном заседании:
от федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 107 Федерального медико-биологического агентства" - Белоусова С.В. - представителя по доверенности N 3 от 06.03.2018,
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края - Голубенко А.Г. - представителя по доверенности от 09.01.2019, Ямановой Н.Б. - представителя по доверенности от 09.01.2019,
от государственного унитарного предприятия Забайкальского края "Государственная страховая медицинская компания "Забайкалмедстрах" - не явился, извещен,
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 107 Федерального медико-биологического агентства" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Забайкальского края (далее - Фонд) с требованием о признании требования от 18.02.2019 N 5 недействительным, как несоответствующим законодательству Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 04 июня 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие Забайкальского края "Государственная страховая медицинская компания "Забайкалмедстрах" (далее - ГУП "Забайкалмедстрах").
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17 июня 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, учреждение обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, принятого при неправильном применении норм материального права, по доводам, изложенным в жалобе.
Представитель учреждения в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Фонд в представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным. Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители Фонда поддержали доводы возражений на апелляционную жалобу.
ГУП "Забайкалмедстрах" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако ГУП "Забайкалмедстрах" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, изучив материалы дела, выслушав представителей учреждения и фонда, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, учреждение зарегистрировано 30.06.2000 Администрацией г. Краснокаменска и Краснокаменского района, 28.11.2002 в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1027501068748, ИНН 753000094, место нахождения: 674674, Забайкальский край, Краснокаменский район, г. Краснокаменск, ул. Больничная, 5.
Фонд зарегистрирован 11.11.1996 Комитетом разрешений и лицензирования Администрации г. Читы, 15.07.2002 в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1027501146518, ИНН 7536009199, место нахождения: 672000, Забайкальский край, город Чита, ул. Бутина, 21.
ГУП "Забайкалмедстрах" зарегистрировано 01.12.1994 Администрацией муниципального образований "Читинский район" Читинской области, 30.10.2002 в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1027501157386, ИНН 7536029572, место нахождения: 672000, Забайкальский край, город Чита, ул. Лермонтова, 2.
Учреждение имеет лицензию N ФС-75-01-000683 от 23.05.2018 на осуществление медицинской деятельности: терапевтической, стоматологии хирургической, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, хирургии, эндокринологии, эндоскопии.
Учреждение являлось участником территориальных программ обязательного медицинского страхования на 2014, 2018 годы, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края N 568 от 24.12.2013 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", постановлением Правительства Забайкальского края от 30.12.2016 N 529 "Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Между Фондом и ГУП "Забайкалмедстрах" 01.01.2018 заключен договор N 8 ф о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, согласно которому Фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе медицинского страхования за счет целевых средств.
Между ГУП "Забайкалмедстрах" и учреждением заключен договор N 90/1-01-25/30 от 20.01.2014 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Аналогичный договор N 52 от 26.01.2018 заключен учреждением с третьим лицом на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию 26.01.2018.
Согласно пункту 5.10 указанных договоров учреждение обязано использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
На основании приказа директора Фонда от 04.02.2019 N 7-к в период с 11.02.2019 по 18.02.2019 проведена плановая комплексная проверка заявителя по теме: "Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования" за период с 01.01.2018 по 31.12.2018.
По результатам проверки составлен и вручен заявителю акт плановой комплексной проверки деятельности заявителя в системе обязательного медицинского страхования от 18.02.2019, в котором отражены обстоятельства выявленных в результате проверки нарушений, а также содержится требование о восстановлении в бюджет Фонда 58000 рублей в течение 10 рабочих дней со дня выставления требования, уплате штрафа в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств в размере 5800 рублей.
18.02.2019 Фондом выставлено требование N 5 о восстановлении учреждением в бюджет Фонда 58000 рублей в течение 10 рабочих дней со дня выставления требования, уплате штрафа в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств в размере 5800 рублей (далее - спорное требование).
22.02.2019 учреждением представлены в Фонд возражения на акт проверки, которые рассмотрены Фондом 30.04.2019 и признаны необоснованными.
Не согласившись с указанным требованием, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого требования правильными, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий:
- несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту,
- нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Обязательное медицинское страхование в понимании статьи 3 Закона N 326-ФЗ - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Фонд в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 326-ФЗ осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Согласно пункта 2 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В силу статьи 34 Закона N 326-ФЗ и пунктом 8.12 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 19.04.2011 N 127 (далее - Положение о Фонде), территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Согласно пункта 2 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 (далее - Положение о контроле за использованием средств ОМС), территориальным фондом проводятся проверки медицинских организаций, имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
На основании пунктом 5 и 7 Положения о контроле за использованием средств ОМС проверки проводятся в соответствии с планом, утвержденным директором Фонда (плановые проверки), для проведения проверки составляется программа проверки или используется типовая программа проверки, которые утверждаются директором территориального фонда.
В соответствии с абзацем 3 пункта 6 Положения о контроле за использованием средств ОМС приказ о проведении плановой комплексной проверки доводится до руководителя медицинской организации не позднее, чем за 3 (три) рабочих дня до начала проверки.
Согласно пункту 24 Положения о контроле за использованием средств ОМС акт проверки составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую силу. Руководителю медицинской организации (лицу, его замещающему) акт проверки в двух экземплярах для ознакомления и подписания представляется не позднее, чем за 1 (один) день до окончания срока проверки, определенного приказом территориального фонда о проведении проверки.
Один экземпляр подписанного акта проверки вручается руководителю медицинской организации (лицу, его замещающему), второй экземпляр представляется в территориальный фонд.
В экземпляре акта проверки, который представляется в территориальный фонд, производится запись о получении одного экземпляра акта проверки руководителем медицинской организации (лицом его замещающим). Такая запись должна содержать, в том числе дату получения акта проверки, подпись лица, который получил акт проверки, и расшифровку этой подписи.
Во исполнение указанных норм за один день до окончания проверки 15.02.2019, так как срок окончания проверки приходился на 18.02.2019, акт проверки вручен исполняющей обязанности начальника учреждения.
Согласно пункту 9.14 Положения о Фонде, Фонд предъявляет к медицинской организации требование о возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных медицинской организацией по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ (п. 27 Положения о контроле за использованием средств ОМС).
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно указанным нормативным актам в адрес заявителя направлено оспариваемое требование об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки.
В силу абзаца 8 пункта 24 Положения о контроле за использованием средств ОМС при несогласии с актом проверки (или отдельными его положениями) подписывающий его руководитель медицинской организации (лицо, его замещающее) вносит запись, что акт подписывается с возражениями, которые прикладываются к акту проверки или направляются в территориальный фонд не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня получения акта проверки.
Не согласившись с выводами, изложенными в акте проверки относительно нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, лицом, замещающим руководителя медицинской организации, внесена запись в акт проверки о том, что акт подписывается с возражениями.
Заявителем 22.02.2019 направлено в адрес Фонда возражение на акт проверки от 18.02.2019. Письмом от 30.04.2019 Фонд сообщил заявителю о результатах рассмотрения возражений на акт проверки, посчитав их необоснованными.
Таким образом, проверка, оформление её результатов, рассмотрение возражений, выставление требования произведены Фондом в рамках действующего законодательства, в котором отсутствуют нормы о возможности выставления требования только после рассмотрения возражений проверяемого лица.
При этом, суд первой инстанции верно полагает обоснованным включение в предмет проверки суммы денежных средств в размере 3324404,48 рублей, поступивших учреждению от ГУП "Забайкалмедстрах" во исполнение решения суда 19.10.2018 и ранее перечисленных Фондом третьему лицу как целевые средства по платежному поручению N 820783 от 18.10.2018.
Согласно решению Арбитражного суда Забайкальского края от 30.07.2018 по делу N А78-10822/2026 с ГУП "Забайкалмедстрах" в пользу учреждения взыскан основной долг по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС N90/1-01- 25/30 от 20.01.2014 за апрель-май 2014 года в размере 3324404,48 рублей.
Указанные средства отражены учреждением в отчётности формы N 14-ф (ОМС). Сведения о поступлении и расходовании средств ОМС медицинскими организациями за январь-декабрь 2018 года.
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлена обязанность медицинских организаций использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Аналогичное условие закреплено в пункте 5.10 договора на оказание и оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, типовая форма которого утверждена приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1355н.
В соответствии со статьей 1 Закона N 326-ФЗ к предмету регулирования данного Федерального закона относится: определение правового положения субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации.
Согласно положениям части 1 статьи 307.1 Гражданского кодекса Российской Федерации к обязательствам, возникшим из договора (договорным обязательствам), общие положения об обязательствах (настоящий подраздел) применяются, если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе и иных законах, а при отсутствии таких специальных правил - общими положениями о договоре.
Частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Соответственно, Закон N 326-ФЗ является специальным по отношению к общим нормам гражданского законодательства. В рассматриваемом споре применяются нормы Закона N 326-ФЗ, в том числе в части императивно установленных обязанностей медицинской организации как участника Закона N 326-ФЗ.
Особый целевой характер средств обязательного медицинского страхования подтвержден определением Конституционного Суда РФ от 24.10.2013 N 1648-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Консультативно-диагностический центр "Добрый доктор" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 части 2 статьи 20 и частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, в котором указывается, что в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование. Одной из гарантий финансового обеспечения бесплатного оказания медицинской помощи в соответствии с программами ОМС, обеспечивающих как строго целевое использование средств обязательного медицинского страхования, так и учет прав и интересов его участников - страховых медицинских организаций и медицинских организаций, выступает установление тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с определенной Законом N 326-ФЗ структурой тарифа, которая включает в себя перечень расходов медицинских организаций, которые они несут в связи с оказанием медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.
В этом же определении Конституционным судом РФ сделан вывод о том, что установление ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению средств, перечисленных за оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медицинских организаций.
Изложенная точка зрения относительно особой природы и назначения средств обязательного медицинского страхования подтверждена и в определении Конституционного суда Российской Федерации от 27 октября 2015 год N 2499-0.
Таким образом, средства обязательного медицинского страхования, направляемые медицинским организациям из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования на оплату оказанной застрахованным гражданам медицинской помощи напрямую (межтерриториальные расчеты) или через страховые медицинские организации, имеют особое назначение - обеспечение прав застрахованных граждан на бесплатное получение гарантированного объема медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в связи с этим должны использоваться строго по целевому назначению.
Финансирование медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования носит компенсационный характер: оказанная в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования обязательного медицинского страхования медицинская помощь оплачивается после ее оказания, то есть фактические расходы медицинских организаций на обеспечение оказания медицинской помощи оплачиваются после завершения ее оказания.
Значит, не имеет значения, в какой именно период была фактически оказана медицинская помощь в рамках обязательного медицинского страхования: полученные за ее оказание денежные средства в любом случае выделяются Фондом из субвенции Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предназначенной для реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, и не перестают быть средствами строго целевого назначения.
Ограничений по срокам поступления средств либо году реализации программ обязательного медицинского страхования Законом N 326-ФЗ не установлено, соответственно, указанное ограничение относится ко всем средствам, полученным медицинскими организациями за медицинскую помощь, оказанную в системе обязательного медицинского страхования из бюджета Фонда.
Соответственно, денежные средства, перечисленные заявителю ГУП "Забайкалмедстрах" по решению суда, не перестают быть средствами обязательного медицинского страхования, полученными за оказание медицинской помощи застрахованным гражданам в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования через страховую медицинскую организацию из средств бюджета Фонда.
Учреждение, воспользовавшееся правом на судебную защиту его нарушенных прав ненадлежащим исполнением условий договора по оплате оказанных услуг со стороны третьего лица в рамках дела N А78-10822/2026, не освобождается от исполнения обязанности расходовать поступившие денежные средства в рамках договора в соответствии с его условиями и императивными нормами Закона N 326- ФЗ.
Учитывая изложенное, указанные средства обязательного медицинского страхования должны использоваться заявителем строго по целевому назначению в соответствии с требованиями Закона N 326-ФЗ и договора на оказание и оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования и программ ОМС.
Учреждением 06.12.2018 приобретены за счёт средств обязательного медицинского страхования, оплачены и используются 2 сигнализатора паров этанола Lion Alcoblow на сумму 58000 рублей по договору N 63 на поставку товаров от 19.11.2018.
Согласно позиции заявителя данное медицинское оборудование используется в рамках оказания терапевтической помощи в связи с участившимися случаями обращений пациентов в поликлиническое отделение в состоянии алкогольного опьянения или с признаками остаточного алкогольного опьянения для подтверждения нахождения пациентов в состоянии алкогольного опьянения (аудиозапись судебного заседания от 11.07.2019).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1492 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования.
За счёт средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:
застрахованным лицам оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения;
осуществляется финансовое обеспечение профилактических мероприятий, включая диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения) и профилактические медицинские осмотры отдельных категорий граждан, указанных в разделе III Программы, а также мероприятий по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, аудиологическому скринингу, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, устанавливаются в соответствии с Законом N 326-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1492 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" установлено, что Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 28.12.2017 N 583 "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - Территориальная программа на 2018 год) установлено, что за счёт средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:
застрахованным лицам оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, при заболеваниях и состояниях, указанных в пункте 19 Территориальной программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения;
осуществляется финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации и профилактическим медицинским осмотрам отдельных категорий граждан, указанных в пункте 19 Территориальной программы, медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях, аудиологическому скринингу, а также по применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 20 Территориальной программы).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323- ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядок оказания медицинской помощи включает в себя:
1) этапы оказания медицинской помощи;
2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
Частью 14 указанной статьи предусмотрено, что стандарт медицинской помощи включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:
1) медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг;
2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;
3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;
4) компонентов крови;
5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).
Согласно статье 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 158 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила ОМС), в расчёт тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе её предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Пунктом 158.1 Правил ОМС установлено, что в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи, учитываются, в том числе, затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
При этом, пунктом 158.5. Правил ОМС определено, что затраты на материальные запасы включают в себя расходы на приобретение материальных запасов, непосредственно используемых для оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Исходя из приведенных норм следует, что денежные средства, полученные медицинской организацией за оказанную в системе обязательного медицинского страхования медицинскую помощь независимо от времени и порядка их получения, могут быть использованы на приобретение материальных запасов, включая медицинское оборудование, используемое при оказании медицинской помощи и предусмотренное порядками оказания медицинской помощи, входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Спорное оборудование сигнализатор паров этанола пороговый в стандартах оснащения кабинетов и отделений, утвержденных порядками оказания медицинской помощи, не упоминается.
В то же время в Приложении N 3 "Стандарт оснащения врачебного здравпункта" к Порядку оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 13.11.2012 года N 911н, а также в Приложении N6 "Стандарт оснащения кабинета врача-психиатра - нарколога и кабинета врача-психиатра-нарколога участкового" к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия наркология", утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2015N 1034н, предусмотрен прибор для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе.
При этом, в соответствии с пунктом 22 Территориальной программы на 2018 год медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения не входит в базовую программу обязательного медицинского страхования и в случае её оказания медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, финансируется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Аналогичное бюджетное финансирование предусмотрено и для финансирования медицинской помощи, оказанной по поводу профессиональных заболеваний в центрах профессиональной патологии и соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций (п. 26 Территориальной программы на 2018 год).
Следовательно, приведенные выше порядки оказания медицинской помощи, предусматривающие применение прибора для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, не применяются в системе обязательного медицинского страхования и не финансируются за счет соответствующих средств.
Как следует из материалов дела, учреждение обладает лицензией на проведение медицинских осмотров (предрейсовых, послейрейсовых), следовательно, приобретенное оборудование может быть использование учреждением как для проведения осмотров собственных водителей, так и для извлечения прибыли за счет проведения медицинских смотров в соответствии с лицензией.
Пунктами 1.1.1 и 1.1.2 руководства по эксплуатации сигнализаторов паров этанола пороговых Lion Alcoblow предусмотрено, что данные сигнализаторы предназначены для сигнализации о превышении установленных значений массовой концентрации паров этанола в отобранной пробе выдыхаемого воздуха. Данные сигнализаторы рекомендуются к применению для проведения предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров и не предназначены для медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Медицинские осмотры водителей транспортных средств (включая, при необходимости, медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения) в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации и согласно пункту 7 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835Н, проводятся за счет средств работодателя и также не входят в перечень медицинской помощи, оказываемой в рамках обязательного медицинского страхования.
Таким образом, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами применение порогового сигнализатора паров этанола предусмотрено для оказания медицинской помощи, не входящей в программу обязательного медицинского страхования. Соответственно, приобретение за счет средств обязательного медицинского страхования сигнализатора паров этанола порогового Lion Alcoblow является нецелевым расходованием средств.
Указанная позиция Фонда подтверждена ответом Территориального органа Росздравнадзора по Забайкальскому краю на соответствующий запрос.
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, и расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Вместе с тем приобретение медицинской организацией за счёт средств обязательного медицинского страхования оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу возможно лишь в том случае, если такое медицинское оборудование применяется при оказании медицинской помощи, входящей в программу обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в понимании пункта 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств на основании пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
Согласно пункту 9 статьи 39 Закона 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу, что оспариваемое требование о восстановлении в бюджет Фонда 58000 рублей в течение 10 рабочих дней со дня выставления требования, уплате штрафа в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств в размере 5800 рублей, пени соответствует законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 июля 2019 года по делу N А78-6025/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-6025/2019
Истец: ФГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ N 107 ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ГУП Забайкальского края "Государственная страховая медицинская компания "Забайкалмедстрах"
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6189/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6189/19
11.09.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4806/19
17.07.2019 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-6025/19