г. Владимир |
|
05 сентября 2019 г. |
Дело N А39-6405/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.08.2019.
Полный текст постановления изготовлен 05.09.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Богуновой Е.А., судей Вечканова А.И., Кириловой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации городского округа Саранск, Совета депутатов городского округа Саранск на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.04.2019 по делу N А39-6405/2018, принятое судьей Пономаревой Н.Н. по иску Администрации городского округа Саранск, Совета депутатов городского округа Саранск к акционерному обществу "Сарансктеплотранс", обществу с ограниченной ответственностью "Саранский расчетный центр" обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания Пролетарского района", обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление "1", обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление "2", обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление "3", обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление "5", обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление "7", обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление "9", третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент финансов Администрации городского округа Саранск, открытое акционерное общество "Энергосбыт Т Плюс", о признании недействительными пунктов 6.1, 6.2, 6.3, 7 договоров о переводе долга,
при участии представителей:
от Совета депутатов городского округа Саранск - Краснов А.И. по доверенности N 212-ГС от 10.07.2019 (сроком на один год), Кемаева В.Н. по доверенности N 99/ГС от 20.03.2019 (сроком на один год);
от Администрации городского округа Саранск - не явился, извещен;
от АО "Сарансктеплотранс" - Акимов В.О. по доверенности N 13АА0728066 от 25.12.2017 (сроком до 31.12.2020);
от третьих лиц - не явились,извещены,
установил:
Администрация городского округа Саранск (далее - Администрация, истец), Совет депутатов городского округа Саранск (Совет, истец) обратились в Арбитражный суд Республики Мордовия с исковым заявлением к акционерному обществу "Сарансктеплотранс", обществу с ограниченной ответственностью "Саранский расчетный центр", обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания Пролетарского района", обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 1", обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 2", обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление N3", обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление N5", обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление N7", обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9" о признании недействительными пунктов 6.1, 6.2, 6.3, 7 договоров о переводе долга.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Администрации городского округа Саранск, открытое акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс".
Решением от 12.04.2019 Арбитражный суд Республики Мордовия в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, истцы обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая принятый судебный акт, Совет, ссылаясь на положения статей 160, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статей 23, 38, 153, 219, 225 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указал, что Советом депутатов городского округа Саранск в бюджете городского округа Саранск на 2013, плановый 2014, 2015 и 2016 годы не были запланированы денежные средства на цели предусмотренные договорами перевода долга, в связи с чем, Администрация городского округа Саранск без доведения лимитов бюджетных средств и изменения расходной части бюджета городского округа Саранск незаконно осуществила принятие обязательств по оплате задолженности за потребление тепловой энергии нанимателей муниципальных жилых помещений Пролетарского района города Саранск. Считает, что сделки по переводу долга являются ничтожными, так как нарушают требования Федерального Закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" Бюджетного кодекса Российской Федерации, Устава г.о. Саранск.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Доводы Администрации аналогичны доводам апелляционной жалобы Совета.
Представитель АО "Сарансктеплотранс" в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционных жалобах истцов, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Определения от 20.06.2019, от 11.07.2019 рассмотрение апелляционных жалоб откладывалось.
Определением от 11.07.2019 в составе суда произведена замена судьи Кирилловой Е.А. на судью Долгову Ж.А.
Определением от 29.08 в составе суда произведена замена судьи Долговой Ж.А. на судью Кирилову Е.А.
После отложений судебное разбирательство было начато сначала, при участии представителей от Совета депутатов городского округа Саранск и АО "Сарансктеплотранс", которые поддержали ранее изложенные позиции по делу.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей от Администрации городского округа Саранск, ООО "Городская управляющая компания Пролетарского района", ООО "Домоуправление N 1", ООО "Домоуправление N 2", ООО "Домоуправление N3", ООО "Домоуправление N5", ООО "Домоуправление N7", ООО "Домоуправление N 9", извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между открытым акционерным обществом "СаранскТеплоТранс" (в связи с решением общего собрания акционеров открытого акционерного общества "СаранскТеплоТранс" от 23 июня 2017 года - акционерное общество "СаранскТеплоТранс") и обществом с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 1" заключен договор на отпуск тепловой энергии теплоносителя в горячей воде на нужды отопления N 1 Д/о от 10.02.2010, договор на отпуск и потребление горячей воды N 1Д/г от 11.01.2010.
Аналогичные договоры заключены АО "СаранскТеплоТранс" с ООО "Домоуправление N 2" (N 2 Д/о от 10.02.2010, N 2Д/г от 11.01.2010), с ООО "Домоуправление N3" (N3 Д/о от 10.02.2010, N3 Д/г от 11.01.2010), с ООО "Домоуправление N5" (N5 Д/о от 10.02.2010, N5 Д/г от 11.01.2010), с ООО "Домоуправление N7" (N7/о от 01.09.2012, N7/г от 20.07.2012), с ООО "Домоуправление N9" (N9 Д/о от 10.02.2010, N9 Д/г от 11.01.2010).
Впоследствии, между АО "СаранскТеплоТранс", вышеуказанными Домоуправляющими компаниями, ООО "ГУК Пролетарского района", Администрацией городского округа Саранск и ООО "Саранский расчетный центр" заключены договоры перевода долга от 02.09.2013 в отношении задолженности, возникшей по названным договорам на отпуск тепловой энергии теплоносителя в горячей воде на нужды отопления и договорам на отпуск и потребление горячей воды, в соответствии с условиями которых сумма долга Домоуправляющих компаний перед АО "СаранскТеплоТранс" была передана ООО "ГУК Пролетарского района" и Администрации г.о. Саранск.
По условиям пунктов 6.1, 6.2, 6.3, 7 договоров задолженность, которую обязуется погасить ООО "Городская управляющая компания Пролетарского района", погашается в срок и в порядке, установленном соглашением о реструктуризации между РСО и управляющей компанией за счет средств бюджета городского округа Саранск (пункт 6.1). Сумма задолженности, являющаяся задолженностью нанимателей муниципальных жилых помещений, погашается по мере поступления бюджетного финансирования за счет средств бюджета городского округа Саранск, но не позднее 1 сентября 2016 года. Оплата коммунальных услуг нанимателями муниципальных жилых помещений также является способом оплаты указанной в настоящем пункте задолженности (пункт 6.2). Оставшаяся сумма погашается в порядке, определённом решениями Совета депутатов г.о. Саранск за счет средств бюджета городского округа Саранск, но не позднее 1 января 2014 года (пункт 6.3). Администрация принимает на себя исполнение обязательств по погашению задолженности перед РСО, отраженную в пунктах 6.1., 6.2. и 6.3 договоров о переводе долга от 02.09.2013.
30 сентября 2016 года между АО "СаранскТеплоТранс", ООО "ГУК Пролетарского района" и Администрацией г.о. Саранск заключено соглашение о реструктуризации задолженности, в соответствии с которым АО "СаранскТеплоТранс" реструктурировало неоплаченную задолженность ООО "ГУК Пролетарского района" и Администрации г.о. Саранск по договорам перевода долга на общую сумму по состоянию на 30 сентября 2016 года в размере 41 088 609 рублей 33 копеек на условиях, предусмотренных соглашением о реструктуризации задолженности, а ООО "ГУК Пролетарского района" и Администрация г.о. Саранск обязались погасить указанную задолженность в соответствии с графиком погашения задолженности в размере 41 088 609 рублей 33 копеек, являющимся приложением N 1 к соглашению о реструктуризации задолженности от 30 сентября 2016 года.
Полагая, что договоры о переводе долга заключены Администрацией с нарушением требований законодательства, Администрация городского округа Саранск и Совет депутатов городского округа Саранск обратились с требованиями о признании недействительными пунктов 6.1, 6.2, 6.3, 7 договоров о переводе долга.
Арбитражный суд Республики Мордовия отказал в удовлетворении иска.
Повторно оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела документы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб исходя из следующего.
Оспариваемые договоры о переводе долга заключены сторонами 02.09.2013, в связи с чем к ним подлежат применению положения кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N100-ФЗ (вступил в силу с 01.09.2013).
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц (абзац второй и третий пункта 2 статьи 166 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
С учетом внесенных изменений, сделка, нарушающая требования закона, по общему правилу является оспоримой.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25, договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 указано, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Сделка, при совершении которой нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ).
Согласно пункту 71 (абзац 2) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (абзац второй пункта 2 статьи 166 ГК РФ).
Учитывая приведенные разъяснения по применению положений ГК РФ о недействительности сделок, исходя из отсутствия явно выраженного запрета на совершение договоров по переводу долга от коммерческой организаций органам местного самоуправления (Администрации), сделка могла быть признана ничтожной при установлении нарушения совершенной сделкой публичных интересов, причинения сделкой вреда, ущерба третьим лицам либо неопределенному кругу лиц.
Проанализировав обстоятельства заключения и исполнения спорных договоров о переводе долга, судом не выявлено нарушение публичных интересов, причинения сделкой вреда, ущерба третьим лицам, неопределенному кругу лиц, соответственно, не установлено признаков ничтожности договора.
Муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (пункт 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
При этом нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных законов, вопреки доводам Администрации и Совета, не содержат явно выраженного запрета на совершение договоров по переводу долга от коммерческой организаций органам местного самоуправления.
Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность использования бюджетных средств, в том числе муниципальных, только согласно утвержденному представительным органом соответствующему бюджету (статьи 153, 219, 225 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно требованиям статей 32 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации все расходы подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме, выделяются адресно и для конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности либо к направлению на иные цели, являются нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, сделка, предусматривающая уплату средств из муниципального бюджета, должна быть совершена по решению представительного органа, полномочного утверждать бюджет муниципального образования и включать соответствующие расходы в бюджет (в том числе на следующий финансовый год после заключения сделки) либо при уже имеющейся в бюджете на текущий год статье расходов на данную сделку.
Судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка заявителей жалоб на то обстоятельство, что расходование средств местного бюджета на оплату по оспариваемым договорам о переводе долга не предусмотрено бюджетным законодательством и бюджетные средства на указанные цели не выделялись.
Как следует из материалов дела, задолженность, передавая по договорам о переводе долга от 02.09.2013, была определена по состоянию на 28 февраля 2013 года за периоды: по ООО "Домоуправление N 1" - с 1 января 2011 года по 28 февраля 2013 года; по ООО "Домоуправление N 2" - с 1 августа 2011 года по 28 февраля 2013 года; по ООО "Домоуправление N 3" - с 1 декабря 2010 года по 28 февраля 2013 года; по ООО "Домоуправление N 5" - с 1 марта 2012 года по 28 февраля 2013 года; по ООО "Домоуправление N 7" - с 1 июля 2012 года по 28 февраля 2013 года; по ООО "Домоуправление N 9" - с 1 марта 2011 года по 28 февраля 2013 года.
При этом, Администрации городского округа Саранск по договорам перевода долга была передана задолженность в виде разницы между начисленной АО "СаранскТеплоТранс" исполнителям коммунальных услуг платы за отпущенный коммунальный ресурс и выставленных сумм потребителям за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (возникшая в результате разницы в начислениях по показаниям общедомовых приборов учета и сумм, предъявленных к оплате населению), а также разницы в начислениях по нормативу (в случае отсутствия прибора учета или если прибор учета находился в нерабочем состоянии) и сумм, предъявленных населению (потребителям), а также за коммунальную услугу по отопление (возникшая вследствие разницы между начислением по нормативу и показаниями по общедомовым приборам учета).
Пунктом 6.1. договоров перевода долга было указано, что "сумма в размере погашается в срок и в порядке, установленном соглашением о реструктуризации от 15 августа 2012 г. между РСО и управляющей компанией за счет средств бюджета городского округа Саранск.".
Пунктом 6.3. договоров перевода долга было указано, что сумма в размере..., погашается в порядке, определенном Решениями Совета депутатов за счет средств бюджета городского округа Саранск, но не позднее 1 января 2014 года.
Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 24 декабря 2010 года N 656 "Об установлении дополнительной меры социальной поддержки граждан на возмещение части затрат на оплату отопления" (далее - Решение Совета депутатов N 656) за счет средств бюджета городского округа Саранск была установлена мера социальной поддержки собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирных домов в виде компенсации на возмещение части затрат на оплату отопления.
Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 24 мая 2012 года N 83 "Об установлении дополнительной меры социальной поддержки граждан на возмещение части затрат на оплату отопления" (далее - Решение Совета депутатов N83), за счет средств бюджета городского округа Саранск была установлена мера социальной поддержки собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирных домов в виде компенсации на возмещение части затрат на оплату отопления.
Решением Совета депутатов городского округа Саранск N 622 от 21 октября 2010 года "Об установлении дополнительной меры поддержки отдельным категориям граждан на возмещение части затрат на оплату горячего водоснабжения, возникших в связи с проведением перерасчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирных домах городского округа Саранск" (далее- Решение Совета депутатов N622) за счет средств бюджета городского округа Саранск была установлена мера социальной поддержки гражданам, являющимся собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах в виде компенсации части затрат на оплату горячего водоснабжения.
Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 3 октября 2013 года N 259 решение Совета депутатов городского округа Саранск от 21 октября 2010 года N 622 "Об установлении дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан на возмещение части затрат на оплату горячего водоснабжения, возникших в связи с проведением перерасчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирных домах городского округа Саранск".
29.01.2014 г. постановлением Администрации городского округа Саранск N 209 в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и на основании решения Совета депутатов городского округа Саранск от 27.12.2013 г. N 277 "О бюджете городского округа Саранск на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" был утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям, возникающих в результате реализации коммунальных ресурсов населению, проживающему в многоквартирных домах на территории городского округа Саранск (далее - Постановление N 209).
Постановлением N 209 были определены условия выплаты субсидий на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям, возникших в результате реализации коммунальных ресурсов населению, проживающему в многоквартирных домах на территории городского округа Саранск, с применением формулы, утвержденной п. 3 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N307 "О Порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", а также абз. 2 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N354 в объеме сверхнормативного расхода коммунального ресурса.
Согласно п. 3 Постановления Администрации N 209, получателями субсидии являются ресурсоснабжающие организации, осуществляющие реализацию коммунальных ресурсов населению, проживающему в многоквартирных домах на территории городского округа Саранск, в том числе гарантирующие поставщики электроэнергии, в целях оказания коммунально-бытовых услуг населению по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению.
Как следует из п. 10. Постановления Администрации N 209, решение о предоставлении субсидий оформляется постановлением Администрации городского округа Саранск.
Пунктом 12 Постановления N 209, порядок использования субсидии устанавливается в условиях договора, заключенного между Администрацией городского округа Саранск и организацией, в отношении которой принято решение о предоставлении субсидии.
Договор о предоставлении субсидии должен содержать права и обязанности сторон, предельные объемы субсидии, условия и порядок перечисления денежных средств, предоставления отчетности, срок действия договора, контроль за его исполнением, ответственность сторон, согласие организации (за исключением (муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием городского округа Саранск в их уставных (складочных) капиталах), а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидию, и Контрольно-счетной палатой городского округа Саранск проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, порядок расторжения договора.
О том, что субсидии на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям, возникших в результате реализации коммунальных ресурсов населению, проживающему в многоквартирных домах на территории городского округа Саранск предоставляются в соответствии с Постановлением N 209, Администрация г.о.Саранск поставило в известность управляющую компанию АО "СТТ" - ОАО "ТГК-6" письмом от 21.08.2014 г. N 52б/исх-13 (т.3).
Таким образом, погашение задолженности по договорам перевода долга осуществлялось Администрацией г.о.Саранск в соответствии с нормами бюджетного законодательства на основании решения Совета депутатов N 656, решения Совета депутатов N 83, постановления N 209.
Истец частично исполнил обязательства перед АО "СТТ" по погашению задолженности по переводам долга в рамках исполнения бюджета городского округа Саранск.
Так, решением Совета депутатов городского округа Саранск от 27.12.2013 г. N 277 "О бюджете городского Саранск на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (в редакции решения Совета депутатов городского округа Саранск от 25.12.2014 г. N 395) было предусмотрено выделение ОАО "СаранскТеплоТранс" субсидии в размере 21 276,2 тысячи (Приложение N б Ведомственная структура расходов бюджета городского округа Саранск на 2015 год, графа 916 Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск).
1.1.Постановлением Администрации городского округа Саранск от 5 декабря 2014 года N 3259 "О предоставлении субсидии ОАО "СаранскТеплоТранс" (далее - постановление от 5 декабря 2014 года N 3259) было определено предоставить ресурсоснабжающей организации ОАО "СаранскТеплоТранс" субсидию в размере 9 705 786 рублей 59 копеек, в том числе, по ООО "Домоуправление N 5" в размере 4 657 623 рубля 40 копеек, целевое назначение субсидии - с направлением денежных средств на возмещение недополученных доходов, возникших в результате реализации коммунальных ресурсов населению, проживающему в многоквартирных домах на территории городского округа Саранск.
Во исполнение постановления от 5 декабря 2014 года N 3259 между Департаментом городского хозяйства Администрации городского округа Саранск и ОАО "СаранскТеплоТранс" был заключен договор о предоставлении финансовой помощи в виде субсидии ОАО "СаранскТеплоТранс" N 26 от 25 декабря 2014 года (далее - договор N 26 от 25 декабря 2014 года), в соответствии с которым ОАО "СаранскТеплоТранс" была предоставлена субсидия на возмещение недополученных доходов, возникших в результате реализации коммунальных ресурсов населению, проживающему в многоквартирных домах на территории городского округа Саранск.
В пункте 2.1. договора N 26 от 25 декабря 2014 года было указано, что денежные средства в размере 4 657 623 рубля 40 копеек предоставляются в счет оплаты ООО "ГУК Пролетарского района", переданной от ООО "Домоуправление N 5".
31 декабря 2014 года между Департаментом городского хозяйства Администрации городского округа Саранск и ОАО "СаранскТеплоТранс" было подписано дополнительное соглашение N 1 к договору N 26 от 25 декабря 2014 года, в соответствии с которым ОАО "СаранскТеплоТранс" была предоставлена субсидия в размере 9 447 611 рублей Об копеек, в том числе в размере 4 339 447 рублей 87 копеек в счет оплаты ООО "ГУК Пролетарского района", переданной от ООО "Домоуправление N 5".
Платежным поручением от 25 декабря 2014 года N 191 денежные средства в размере 9 447 611 рублей были перечислены ОАО "СаранскТеплоТранс".
1.2.Постановлением Администрации городского округа Саранск от 29 декабря 2014 года N 3567 "О предоставлении субсидии ОАО "СаранскТеплоТранс" (далее - постановление от 29 декабря 2014 года N 3567) было определено предоставить ресурсоснабжающей организации ОАО "СаранскТеплоТранс" субсидию в размере 11 518 955 рублей 96 копеек, в том числе, по ООО "Домоуправление N 2" в размере 2 780 258 рублей 76 копеек, целевое назначение субсидии - с направлением денежных средств на возмещение недополученных доходов, возникших в результате реализации коммунальных ресурсов населению, проживающему в многоквартирных домах на территории городского округа Саранск.
Во исполнение постановления от 29 декабря 2014 года N 3567 между Департаментом городского хозяйства Администрации городского округа Саранск и ОАО "СаранскТеплоТранс" был заключен договор о предоставлении финансовой помощи в виде субсидии ОАО "СаранскТеплоТранс" N 27 от 30 декабря 2014 года (далее - договор N 27 от 30 декабря 2014 года), в соответствии с которым ОАО "СаранскТеплоТранс" была предоставлена субсидия на возмещение недополученных доходов, возникших в результате реализации коммунальных ресурсов населению, проживающему в многоквартирных домах на территории городского округа Саранск.
В пункте 2.1. договора N 27 от 30 декабря 2014 года было указано, что денежные средства в размере 2 780 258 рублей 76 копеек предоставляются в счет оплаты ООО "ГУК Пролетарского района", переданной от ООО "Домоуправление N 2".
Платежным поручением от 30 декабря 2014 года N 116 денежные средства в размере 11 518 955 рублей 96 копеек были перечислены ОАО "СаранскТеплоТранс".
2. Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 25.12.2014 г. N 396 "О бюджете городского Саранск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" было предусмотрено выделение открытому акционерному обществу "СаранскТеплоТранс" субсидии в размере 122 560, 1 тыс. рублей (Приложение N б Ведомственная структура расходов бюджета городского округа Саранск на 2015 год, графа 916 Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск).
2.1.Постановлением Администрации городского округа Саранск от 25 февраля 2015 года N 619 "О предоставлении субсидии ОАО "СаранскТеплоТранс" (далее - постановление от 25 февраля 2015 года N 619) было определено предоставить ресурсоснабжающей организации ОАО "СаранскТеплоТранс" субсидию в размере 14 986 396 рублей 11 копеек, в том числе, по ООО "Домоуправление N 1" в размере 2 508 085 рублей 10 копеек, ООО "Домоуправление N 3" в размере 3 295 770 рублей 79 копеек, ООО "Домоуправление N 8" в размере 3 999 834 рубля 30 копеек, ООО "Домоуправление N 9" в размере 2 283 546 рублей 73 копейки, целевое назначение субсидии - с направлением денежных средств на возмещение недополученных доходов, возникших в результате реализации коммунальных ресурсов населению, проживающему в многоквартирных домах на территории городского округа Саранск.
Во исполнение постановления от 25 февраля 2015 года N 619 между Департаментом городского хозяйства Администрации городского округа Саранск и ОАО "СаранскТеплоТранс" был заключен договор о предоставлении финансовой помощи в виде субсидии ОАО "СаранскТеплоТранс" N 1 от 26 февраля 2015 года (далее - договор N 1 от 26 февраля 2015 года), в соответствии с которым ОАО "СаранскТеплоТранс" была предоставлена субсидия на возмещение недополученных доходов, возникших в результате реализации коммунальных ресурсов населению, проживающему в многоквартирных домах на территории городского округа Саранск.
В пункте 2.1. договора N 27 от 30 декабря 2014 года было указано, что денежные средства в размере 2 508 085 рублей 10 копеек предоставляются в счет оплаты ООО "ГУК Пролетарского района", переданной от ООО "Домоуправление N 1"; денежные средства в размере 3 295 770 рублей 79 копеек предоставляются в счет оплаты ООО "ГУК Пролетарского района", переданной от ООО "Домоуправление N 3"; денежные средства в размере 3 999 834 рубля 30 копеек предоставляются в счет оплаты ООО "ГУК Пролетарского района", переданной от ООО "Домоуправление N 8"; денежные средства в размере 2 283 546 рублей 73 копейки предоставляются в счет оплаты ООО "ГУК Пролетарского района", переданной от ООО "Домоуправление N 9".
Платежными поручениями от 20 марта 2015 года N 279, 27 февраля 2015 года денежные средства в размере 14 986 396 рублей 11 копеек были перечислены ОАО "СаранскТеплоТранс".
2.2.Постановлением Администрации городского округа Саранск от 26 июня 2015 года N 1865 "О предоставлении субсидии ОАО "СаранскТеплоТранс" (далее - постановление от 26 июня 2015 года N 1865) было определено предоставить ресурсоснабжающей организации ОАО "СаранскТеплоТранс" 103 737 530 рублей 30 копеек, в том числе по ООО "ГУК Пролетарского района" в размере 43 591 408 рублей 44 копейки, целевое назначение субсидии - с направлением денежных средств на возмещение недополученных доходов, возникших в результате реализации коммунальных ресурсов населению, проживающему в многоквартирных домах на территории городского округа Саранск.
Во исполнение постановления от 26 июня 2015 года N 1865 между Департаментом городского хозяйства Администрации городского округа Саранск и ОАО "СаранскТеплоТранс" был заключен договор о предоставлении финансовой помощи в виде субсидии ОАО "СаранскТеплоТранс" N 8 от 29 июня 2015 года (далее - договор N 8 от 29 июня 2015 года), в соответствии с которым ОАО "СаранскТеплоТранс" была предоставлена субсидия на возмещение недополученных доходов, возникших в результате реализации коммунальных ресурсов населению, проживающему в многоквартирных домах на территории городского округа Саранск.
В пункте 2.1. договора N 8 от 29 июня 2015 года было указано, что денежные средства в размере 2 43 591 408 рублей 44 копейки предоставляются в счет оплаты задолженности ООО "ГУК Пролетарского района" в размере 43 591 408 рублей 44 копейки.
Платежным поручением от 29 июня 2015 года N 452 денежные средства в размере 103 737 530 рублей 30 копеек были перечислены ОАО "СаранскТеплоТранс".
Субсидии предоставлялись АО "СТТ" за период: январь 2011 года по апрель 2012 года, что следует из письма ОАО "СТТ" от 20.10.2014 г. N 02-09-2000, письма Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск от 14.11.2014 г. N 786/исх-13, письма ОАО "СТТ" от 25.11.2014 г. N 02-09СТТ-2245, письма ОАО "СТТ" от 17.02.2015 г. N 50601-09-22.
Таким образом, выделение субсидий было предусмотрено бюджетами городского округа Саранск на возмещение недополученных доходов, возникших в результате реализации коммунальных ресурсов населению, проживающему в многоквартирных домах на территории городского округа Саранск.
Администрацией г.о.Саранск, в том числе, при предоставлении АО "СТТ" субсидий были частично исполнены обязательства по погашению задолженности по договорам перевода долга.
Таким образом, судом отклонены основания, заявленные Администрацией и Советом в качестве признания сделок недействительными (статья 168 ГК РФ).
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что договоры о переводе долга были заключены по инициативе Администрации, которая сама предложила условия договоров и редакцию оспариваемых пунктов.
Как следует из части 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Пунктом 70 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части Первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.) не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки (пункт 5 статьи 166 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что 28 февраля 2013 года Администрация городского округа Саранск письмом N 129/исх-13 обратилось ОАО "ТГК-б", осуществляющей функции управляющей организации (единоличного исполнительного органа) открытого акционерного общества "СаранскТеплоТранс" с целью согласования договоров уступки права требования и перевода долга за коммунальные услуги с приложением проекта договора перевода долга, в котором были предусмотрены выплаты за счет средств бюджета.
6 марта 2013 года состоялось совещание по вопросу заключения договоров перевода долга с участием представителей Администрации г.о.Саранск, ресурсоснабжающих организаций, общества с ограниченной ответственностью "Саранский расчетный центр" и управляющих компаний, по результатам которого был разработан уточненный проект договора перевода долга.
Кроме того, договоры о переводе долга подписаны от имени Администрации городского округа Саранск Главой Администрации.
При этом в соответствии с Уставом городского округа Саранск (утверждён Решением Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 N 177) Глава городского округа Саранск как высшее должностное лицо городского округа Саранск представляет на утверждение Совета депутатов бюджет муниципального образования и отчет о его исполнении (п.11 ст.28 Устава). Решения Совета депутатов, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Совета депутатов только по инициативе Главы городского округа Саранск или при наличии заключения Главы городского округа Саранск (ст.40 Устава).
Таким образом, оспариваемые договоры перевода долга были заключены по инициативе Администрации городского округа Саранск. Соглашением о реструктуризации задолженности Администрация г.о.Саранск признала наличие долга, в связи с чем, действия Истцов по признанию пунктов 6.1, 6.2, 6.3, 7 договоров перевода долга недействительными свидетельствуют об очевидном отклонение от добросовестного поведения.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Оценивая изложенные в апелляционных жалобах доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Приведенные в апелляционных жалобах истцов доводы основаны на ошибочном толковании заявителями норм права, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с выводами суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.04.2019 по делу N А39-6405/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации городского округа Саранск и Совета депутатов городского округа Саранск - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-6405/2018
Истец: Администрация городского округа Саранск, Совет депутатов городского округа Саранск
Ответчик: ОАО "Сарансктеплотранс", ООО "Городская управляющая компания Пролетарского района", ООО "Домоуправление N 3", ООО "Домоуправление N 7", ООО "Домоуправление N1", ООО "Домоуправление N2", ООО "Домоуправление N5", ООО "Домоуправление N9", ООО "Саранский расчетный центр"
Третье лицо: Департамент финансов Администрации городского округа Саранск, ООО "ЭнергосбыТПлюс", Совет депутатов городского округа Саранск
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4733/19
12.08.2020 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-6405/18
05.02.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7096/19
05.09.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4733/19
29.07.2019 Определение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-6405/18
12.04.2019 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-6405/18