г. Вологда |
|
12 сентября 2019 г. |
Дело N А05-873/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 12 сентября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Облик" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 июня 2019 года по делу N А05-873/2019 (судья Низовцева А.М.),
установил:
администрация муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163069, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Облик" (ОГРН 1172901011854, ИНН 2901288941; адрес: 163060, город Архангельск, улица Урицкого, дом 68, корпус 1, помещение 37; далее - общество) об обязании исполнить обязательства по договору управления многоквартирным домом от 01.06.2018 N 745р/ЛЗ, а именно: в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения, установив оборудованную площадку с ограждением и контейнер для сбора твердых бытовых отходов (далее - ТБО), у дома N 3 по пр. Чумбарова-Лучинского в г. Архангельске.
Общество обратилось с встречным исковым заявлением к администрации об обязании установить оборудованную площадку с ограждением для сбора ТБО у дома N 3 по пр. Чумбарова-Лучинского в г. Архангельске.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западные коммунальные системы" (далее - ООО "Северо-Западные коммунальные системы"), общество с ограниченной ответственностью "Мусороперерабатывающее предприятие "Северная сторона".
Решением Арбитражного суда Архангельской области по настоящему делу от 11 июня 2019 года заявленные администрацией требования удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении требований общества отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на отсутствие у общества обязанности по оборудованию спорной площадки и установке контейнеров для сбора ТБО, считает, что указанная обязанность лежит на администрации.
Истец и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 1 июня 2018 года по итогам конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами между обществом и муниципальным учреждением муниципального образования "Город Архангельск" "Информационно-расчетный центр" заключен договор управления многоквартирным домом N 745р/ЛЗ, по условиям которого в управление обществу передан ряд многоквартирных домов в городе Архангельске, в том числе и дом N 3 по ул. Чумбарова-Лучинского.
Срок действия данного договора составляет три года с момента его подписания.
Ссылаясь на то, что ответчик как управляющая организация ненадлежащим образом осуществляет содержание общего имущества дома по ул. Чубмарова-Лучинского, 3, у которого отсутствует оборудованная контейнерная площадка для сбора ТБО, администрация обратилась в суд с соответствующим иском. В свою очередь общество заявило встречное исковое заявление об обязании администрацию установить оборудованную площадку с ограждением для сбора ТБО у дома N 3 по пр. Чумбарова-Лучинского в г. Архангельске.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные администрацией требования, отказав обществу в удовлетворении встречного искового заявления.
Апелляционная инстанция считает оспариваемое решение суда законным и обоснованным в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В части 1.1 указанной статьи предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
При этом состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждён Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290).
В пункте 26 (1) Перечня N 290 указано, что в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу подпункта "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов. В частности, в соответствии с подпунктом 3.7.1 указанных Правил на общество, как управляющую компанию указанных жилых домов, возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что именно общество как управляющая компания, осуществляющая содержание общего имущества дома, должна оборудовать и содержать контейнерную площадку для сбора ТБО у дома N 3 по ул. Чумбарова-Лучинского. При этом, как правильно указано судом первой инстанции, не имеет правового значения то, что в договоре управления эта обязанность прямо не предусмотрена, поскольку она лежит на управляющих компаниях в силу норм жилищного законодательства.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, при содержании общего имущества дома N 3 по ул. Чумбарова-Лучинского обществом допущены нарушения, а именно: не организовано место сбора бытовых отходов (отсутствуют оборудованная площадка с ограждением, контейнеры для сбора ТБО). Данный факт зафиксирован в актах проверки органа муниципального жилищного контроля юридического лица от 06.09.2018 N 28-16/06-18.255/3 и от 19.11.18 N 28-16/06-18.255/7. Предписанием об устранении выявленных нарушений от 06.09.18 N 28-16/06-18.255/4 обществу предложено устранить выявленные нарушения. В отношении общества 19 ноября 2018 года составлен протокол об административном правонарушении, выразившемся в невыполнении в установленный срок указанного предписания управления муниципального жилищного контроля. Постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Ломоносовского судебного района города Архангельска от 13.12.2018 по делу N 5-1082/2018 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционной инстанцией отклоняются доводы подателя жалобы о невозможности оборудования контейнерной площадки на придомовой территории спорного многоквартирного дома, поскольку запрета на размещение объектов для сбора ТБО за границами земельного участка под многоквартирным жилым домом действующее законодательство не содержит.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 20.09.2018 N 1126 утвержден Порядок определения мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Порядок), который устанавливает процедуру определения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления твердых коммунальных отходов на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Место для сбора и накопления ТКО определяется на земельном участке с учетом возможности подъезда и проведения маневровых работ спецтехники, осуществляющей сбор и вывоз ТКО, с учетом требований, предусмотренных СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и Правилами благоустройства муниципального образования "Город Архангельск" (пункт 2.2 Порядка).
Согласно пункту 2.3 названного Порядка в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных санитарным законодательством разрывов от мест сбора и накопления ТКО, расстояния устанавливаются комиссией.
Пунктом 2.4 Порядка предусмотрено, что по результатам обследования территории комиссией составляется акт об определении места сбора и накопления ТКО (приложение N 4 к Порядку).
При определении места сбора и хранения ТКО на территории общего пользования утвержденный акт об определении мест сбора и накопления ТКО является основанием для обращения в Министерство имущественных отношений Архангельской области в соответствии с постановлением Минимущества Архангельской области от 06.12.2016 N 8-п "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешений на использование земель или земельных участков, распоряжение которыми относится к компетенции исполнительных органов государственной власти Архангельской области, без предоставления земельных участков и установления сервитута" (пункт 2.7 Порядка).
Таким образом, процедура определения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов регламентирована вышеназванным постановлением, тогда как доказательств того, что истцом приняты меры для согласования размещения спорной площадки вне границ сформированного земельного участка под многоквартирным домом, в материалы дела не представлено.
Общество осуществляет функции управления в отношении рассматриваемого многоквартирного дома, следовательно, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, подпункта "в" пункта 40 и пункта 42 Правил N 491, отвечает за надлежащее содержание общего имущества названого дома и собственники помещений в соответствии с условиями договора вправе требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Защита кредитором своих прав в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не освобождает должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (пункт 2).
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 308.3, статье 396 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. При этом следует учитывать, что в соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ должник не вправе произвольно отказаться от надлежащего исполнения обязательства. При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным. Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
Учитывая, что на общество возложена обязанность по содержанию общего имущества, а последнее включает в себя организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями, то общество обязано было после начала управления домом принять меры для устранения соответствующих нарушений любыми законными способами.
Поскольку материалами дела подтверждается, что обществом допущены нарушения в содержании общего имущества дома N 3 по ул. Чумбарова-Лучинского, которые не были устранены, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования администрации. Суд первой инстанции с учетом положений части 3 статьи 174 АПК РФ установил обществу двухнедельный срок для устранения выявленных нарушений, указанный срок является достаточным для оборудования контейнерной площадки, что подателем жалобы не оспаривается.
Также апелляционная инстанция считает необходимым отметить, что судом первой инстанции правомерно не приняты во внимание доводы общества о том, что оно организовало контейнерную площадку для сбора ТБО по адресу пр. Ломоносова, дом N 107, поскольку это место значительно удалено от места нахождения дома N 3 по ул. Чумбарова-Лучинского. В акте осмотра от 21.05.2019, составленном администрацией, зафиксировано, что указанная обществом площадка находится от спорного дома на расстоянии 360 метров, что не соответствует требованиям пункта 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88, согласно которому площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
При этом судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и подателем жалобы не опровергнуто, что рядом с домом N 3 по ул. Чумбарова-Лучинского имеется контейнерная площадка у дома N 7 по ул. Ионна Кронштадтского, оборудованная другой управляющей компанией. В материалы дела представлено письмо Администрации Ломоносовского территориального округа от 30.08.2018 N 31-37/2906, акт от 16.08.2018 со схемой (т. 1, л. 159-161), из которых следует, что обществу рекомендовано оборудовать контейнерную площадку вблизи контейнерной площадки у дома N 7 по ул. Ионна Кронштадтского, на схеме отображено ее предполагаемое расположение. Однако обществом каких-либо действий не предпринято, что также подтверждается письмом Управления муниципального жилищного контроля от 21.03.2019 N 28-10/497 (т. 1, л. 87), письмом Администрации Ломоносовского территориального округа от 29.04.2019 N 31-09/2186 (т. 1, л. 119), письмом ООО "Северо-западные коммунальные системы" от 09.07.2018 N 72 (т. 1, л. 164).
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленного обществом встречного искового заявления к администрации у суда первой инстанции не имелось, что также подтверждается следующим.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно пункту 3 Правил N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с подпунктом "д(2)" пункта 11 Правил N 491, пунктом 26(1) Перечня N 290, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, относятся к работам по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, подлежащего выполнению организациями, осуществляющими управление такими домами.
Таким образом, поскольку нормами действующего жилищного законодательства и законодательства в сфере обращения с отходами соответствующая обязанность закреплена за организациями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами, то оснований для вывода о наличии у администрации обязанности по оборудованию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов у конкретного дома N 3 по ул. Чумбарова-Лучинского не имеется.
Кроме того, пунктом 4 Правил N 1039 предусмотрено, что в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения встречного иска общества у суда первой инстанции не имелось.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, основания для отмены оспариваемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества отсутствуют.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2019 года по настоящему делу подателю жалобы предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. Поскольку апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а надлежащие доказательства уплаты государственной пошлины на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции не представлены, в соответствии с положениями статьи 102 АПК РФ с общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 июня 2019 года по делу N А05-873/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Облик" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Облик" (ОГРН 1172901011854, ИНН 2901288941; адрес: 163060, город Архангельск, улица Урицкого, дом 68, корпус 1, помещение 37) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-873/2019
Истец: администрация муниципального образования "Город Архангельск"
Ответчик: ООО "Управляющая Компания "Облик"
Третье лицо: ООО "Мусороперерабатывающее предприятие "Северная сторона", ООО "Северо-западные коммунальные системы"