город Омск |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А70-12626/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бодунковой С.А.
судей Брежневой О.Ю., Зориной О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ауталиповой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9063/2019) Товбиева Усама Шамстиевича на определение Арбитражного суда Тюменской области от 19 июня 2019 года по делу N А70-12626/2018 (судья Климшина Н.В.), заявления конкурсного управляющего должника открытого акционерного общества "Тюменьмолоко" Рыбниковой Анны Вячеславовны к Товбиеву Усаму Шамстиевичу об истребовании документов, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества "Тюменьмолоко",
при участии в судебном заседании:
представителя Товбиева Усама Шамстиевича - до перерыва - Чепелевой С.А. (по доверенности от 29.04.2019 сроком действия три года); после перерыва - представитель не явился, извещен.
установил:
14.08.2018 Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее - ФНС России, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании открытого акционерного общества "Тюменьмолоко" (далее -ОАО "Тюменьмолоко", должник) несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Тюменскойобласти от 13.11.2018 (резолютивная часть оглашена 08.11.2018) заявление ФНС России о признании ОАО "Тюменьмолоко" несостоятельным (банкротом) признано обоснованным, отношении ОАО "Тюменьмолоко" введена процедура наблюдения сроком на четыре месяца, временным управляющим утверждена Рыбникова Анна Вячеславовна.
Сведения об открытии процедуры наблюдения в отношении должника опубликовано в издании "Коммерсант" N 217(6455) от 24.11.2018.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 07.03.2019 (резолютивная часть решения объявлена 28.02.2019) ОАО "Тюменьмолоко" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на пять месяцев, конкурсным управляющим утверждена Рыбникова Анна Вячеславовна.
15.04.2019 конкурсный управляющий Рыбникова Анна Вячеславовна обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением об истребовании доказательств, в котором просит истребовать у Товбиева Усама Шамстиевича (далее -Товбиева У.Ш.) оригиналы следующих документов, относящиеся к должнику - ОАО "Тюменьмолоко" за период с 31.12.1992 (дата создания) по 28.02.2019 (если иной период не указан):
1. Протоколы собраний участников (общих собраний участников организации);
2. Список аффилированных лиц;
3. Штатные расписания;
4. Положения по учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения;
5. Рабочий план счетов бухгалтерского учета;
6. Регистры бухгалтерского учета, расшифровывающие строки бухгалтерского баланса в виде оборотно-сальдовых ведомостей (с периодом поквартально):
6.1. Материальные внеборотные активы (основные средства) (код строки баланса 1150, то есть счет бухгалтерского учета-01);
6.2. Запасы: в разбивке по группам (код строки баланса 1210, то есть счета бухгалтерского учета-10, 11, 15, 16, 20, 21, 23, 28, 29, 41, 43, 44, 45, 47);
6.3. Денежные средства и денежные эквиваленты (код строки баланса 1250, то есть счет бухгалтерского учета - 50), а именно:
-Кассовую книгу, отчеты кассира.
6.4.Финансовые или другие оборотные активы (код строки баланса 1230, то есть счет бухгалтерского учета -46, 60,62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76), а именно:
- Дебиторскую задолженность: список дебиторов с указанием наименования дебитора, ИНН, адреса, размера дебиторской задолженности, даты, образования, оснований задолженности;
-Оборотно-сальдовые ведомости по поставщикам и покупателям с указанием ИНН или ОГРН;
6.5. Краткосрочные заемные средства, кредиторская задолженность, другие краткосрочные обязательства (код строки баланса 1520, то есть счет бухгалтерского учета -60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76) в виде перечней кредиторов с указанием наименования кредитора, ИНН, адреса, размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств, даты образования, срока наступления их исполнения, оснований задолженности;
7. Материалы инвентаризации: приказы о проведении инвентаризации; инвентаризационные описи или акты инвентаризации; сличительные ведомости результатов инвентаризации; ведомость результатов, выявленных инвентаризаций;
8. Книгу учета доходов и расходов;
9. Аудиторские заключения;
10. Протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника;
11. Договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, договоры аренды, договоры залога;
12. Базу1С на диске;
13. Печать ОАО "Тюменьмолоко".
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 19.06.2019 заявление конкурсного управляющего Рыбниковой А.В. удовлетворено. Суд обязал Товбиева Усама Шамстиевича передать конкурсному управляющему ОАО "Тюменьмолоко" Рыбниковой Анне Вячеславовне оригиналы следующих документов, относящиеся к должнику - ОАО "Тюменьмолоко" за период с 31.12.1992 (дата создания) по 28.02.2019 (если иной период не указан):
1. Протоколы собраний участников (общих собраний участников организации);2. Список аффилированных лиц;
3. Штатные расписания;
4. Положения по учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения;
5. Рабочий план счетов бухгалтерского учета;
6. Регистры бухгалтерского учета, расшифровывающие строки бухгалтерского баланса в виде оборотно-сальдовых ведомостей (с периодом поквартально):
6.1. Материальные внеборотные активы (основные средства) (код строки баланса 1150, то есть счет бухгалтерского учета-01);
6.2. Запасы: в разбивке по группам (код строки баланса 1210, то есть счета бухгалтерского учета-10, 11, 15, 16, 20, 21, 23, 28, 29, 41, 43, 44, 45, 47);
6.3. Денежные средства и денежные эквиваленты (код строки баланса 1250, то есть счет бухгалтерского учета - 50), а именно:
-Кассовую книгу, отчеты кассира.
6.4.Финансовые или другие оборотные активы (код строки баланса 1230, то есть счет бухгалтерского учета -46, 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76), а именно:
- Дебиторскую задолженность: список дебиторов с указанием наименования дебитора, ИНН, адреса, размера дебиторской задолженности, даты, образования, оснований задолженности;
- Оборотно-сальдовые ведомости по поставщикам и покупателям с указанием ИНН или ОГРН;
6.5. Краткосрочные заемные средства, кредиторская задолженность, другие краткосрочные обязательства (код строки баланса 1520, то есть счет бухгалтерского учета -60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76) в виде перечней кредиторов с указанием наименования кредитора, ИНН, адреса, размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств, даты образования, срока наступления их исполнения, оснований задолженности;
7. Материалы инвентаризации: приказов о проведении инвентаризации; инвентаризационные описи или акты инвентаризации; сличительные ведомости результатов инвентаризации; ведомость результатов, выявленных инвентаризаций;
8. Книга учета доходов и расходов;
9. Аудиторские заключения;
10. Протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника;
11. Договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, договоры аренды, договоры залога;
12. База 1С на диске.
В части заявления об истребовании у Товбиева Усама Шамстиевича печати открытого акционерного общества "Тюменьмолоко" производство по делу прекращено.
Не соглашаясь с вынесенным судебным актом, Товбиев У.Ш. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое определение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что выводы суда, изложенные в обжалуемом определении, не соответствуют обстоятельствам дела, в том числе, истребованы документы, которые ранее уже были переданы заявителю, а именно:
- пункт 1 заявления. Письмом от 15.02.2019 был направлен протокол внеочередного общего собрания акционеров от 29.08.2014. Каких-либо иных протоколов у Товбиева У.Ш. не имеется.
- пункт 2 заявления. Письмом от 15.02.2019 было сообщено, что реестр акционеров ОАО "Тюменьмолоко" ведет ЗАО "Сургутинвестнефть" (ОГРН 1028600588246) по договору на оказание услуг по ведению реестра владельцев ценных бумаг N РА-204/2018. Запрошенными сведениями общество не располагает, так как ответ от реестродержателя не получен.
- пункт 3 заявления. Штатные расписания отсутствуют.
- пункт 4 заявления. Положения по учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения. Направлено письмом от 15.02.2019, иных у Товбиева У.Ш. не имеется.
- пункты 5-6 заявления. Истребуемых документов у Товбиева У.Ш. как на бумажных носителях, так и в электронном виде не имеется, о чем было указано в письме от 15.02.2019. В части требований о предоставлении дебиторской задолженности: список дебиторов с указанием наименования дебитора, ИНН, адреса, размера дебиторской задолженности, даты образования, оснований задолженности в ответе на запрос было указано, что подтвержденного списка дебиторов не имеется, поскольку сроки хранения первичных документов истекли. Оборотно-сальдовые ведомости по поставщикам и покупателям с указанием ИНН либо ОГРН в организации отсутствуют, в связи с чем, также не могли быть предоставлены.
- пункт 7 заявления (материалы инвентаризации). Временному управляющему сообщалось, что фактически хозяйственную деятельность организация не ведет с 2015 года, материально-ответственных лиц не назначалось, инвентаризации не поводились, акты не составлялись. Запрошенные документы не могут быть истребованы в виду отсутствия.
- пункт 8 заявления (книга учета доходов и расходов). Поскольку ОАО "Тюменьмолоко" в период деятельности применяло общий режим налогообложения, обязанность ведения книги учета доходов и расходов у общества отсутствовала.
- пункт 9 заявления (аудиторские заключения). Письмом от 15.02.2019 временному управляющему было передано аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год. Также было сообщено, что аудиторские проверки за 2015-2016 годы не проводились, следовательно, отчетов не имеется.
- пункт 10 заявления. Письмом от 15.02.2019 было сообщено, что протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника отсутствуют.
- пункт 11 заявления. Все имеющиеся договоры были направлены Рыбниковой А.В. письмом от 28.02.2019. Подлинники договоров были направлены письмом от 10.06.2019.
- Пункт 12 заявления. База в программе 1С не велась.
Полагает, что вывод суда о непредставлении документов не соответствует обстоятельствам дела, поскольку в данном случае факт отказа или уклонения Товбиева У.Ш. от передачи документов не доказан. Согласно позиции подателя жалобы конкурсным управляющим также не обоснован период, за который истребуются документы (с учетом возможных к совершению в процессе банкротства действий), а также возможность их предоставления (с учетом сроков хранения документов).
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 указанная апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 29.08.2019.
Возражая против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, конкурсный управляющий ОАО "Тюменьмолоко" Рыбникова А.В. представила письменный отзыв, в котором просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Товбиева У.Ш. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Считает определение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В заседании суда апелляционной инстанции, открытом 29.08.2019, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв в течение дня 29.08.2019 до 12 час. 30 мин., а после до 03.09.2019, после окончания которого судебное заседание продолжено. Информация о перерыве в судебном заседании размещена в информационном ресурсе http://kad.arbitr.ru/.
Судебное заседание апелляционного суда, продолженное после перерыва 03.09.2019, проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции проверяет судебный акт в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведённых в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Возражений против проверки в обжалуемой части к началу рассмотрения апелляционной жалобы не поступило.
Поэтому в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений обжалуемое определение проверено в пределах доводов апелляционной жалобы, в части прекращения производства по делу обжалуемое определение не проверяется.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя подателя жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения определения Арбитражного суда Тюменской области от 19.06.2019 по настоящему делу.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ОАО "Тюменьмолоко" является 10.51 - производство молока (кроме сырого) и молочной продукции, в качестве дополнительных видов деятельности указаны: 10.13.1 - 10.13.7, 10.51.2, 10.51.3, 10.71, 10.89.3, 11.07, 46.11.39, 46.33.1, 47.29.11, 56.29, 69, 70.10.1, 70.10.2, 70.22.
У ОАО "Тюменьмолоко" имеется лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Полномочия ООО "Управляющая компания "АРСИБ" ХОЛДИНГ ГРУПП" как управляющей организации ОАО "Тюменьмолоко" прекращены в связи с избранием в качестве генерального директора ОАО "Тюменьмолоко" Товбиева Усама Шамстиевича, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ 28.11.2014.
С 28.11.2014 по 28.02.2019 генеральным директором ОАО "Тюменьмолоко"являлся Товбиев Усам Шамстиевич.
Для исполнения своих обязанностей конкурсным управляющим ОАО "Тюменьмолоко" Рыбниковой Анной Вячеславовной в адрес бывшего генерального директора должника Товбиева Усама Шамстиевича было направлено уведомление от 04.03.2019 N 42 о введении в отношении ОАО "Тюменьмолоко" процедуры конкурсного производства, в котором конкурсный управляющий указала, что руководитель должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
Ссылаясь на неисполнение в полном объеме бывшим генеральным директором Товбиевым У.Ш. обязанностей по передаче спорной документации, конкурсный управляющий ОАО "Тюменьмолоко" Рыбникова Анна Вячеславовна обратилась15.04.2019 в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования конкурсного управляющего, суд первой инстанции исходил из отсутствия в деле бесспорных доказательств того, что истребуемой спорной документации в подлинниках не имеется у Товбиева У.Ш., а также не имеется возможность ее восстановить, и учитывая, что спорная документация необходима конкурсному управляющему для реализации обязанностей, предусмотренных статьей 129 Закона о банкротстве, в том числе для проведения процедур банкротства: инвентаризации, оценки и реализации имущества, выявления имущества у третьих лиц и взыскания дебиторской задолженности, оспаривания сделок, привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и т.д.
Повторно исследовав материалы дела, апелляционная коллегия судей приходит к следующим выводам.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" в силу пункта 3.2 статьи 64, абзаца четвертого пункта 1 статьи 94, абзаца второго пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве на руководителе должника лежат обязанности по представлению арбитражному управляющему документации должника для ознакомления или по ее передаче управляющему.
Арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 ГК РФ. По результатам рассмотрения соответствующего обособленного спора выносится судебный акт, который может быть обжалован в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 223 АПК РФ.
Основанием же для отказа в удовлетворении такого ходатайства может служить факт передачи документов и материальных ценностей.
Как следует из Определения Верховного Суда РФ от 16.10.2017 по делу N 302-ЭС17-9244, А33-17721/2013 согласно пункту 2 статьи 126 Закона о банкротстве руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
Указанное требование Закона обусловлено, в том числе и тем, что отсутствие необходимых документов бухгалтерского учета не позволяет конкурсному управляющему иметь полную информацию о деятельности должника и совершенных им сделках и исполнять обязанности, предусмотренные частью 2 статьи 129 Закона о банкротстве, в частности, принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном Законом о банкротстве.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
Поскольку в силу положений пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве передача конкурсному управляющему бухгалтерской и иной документации является обязанностью руководителя предприятия, исполнявшего обязанности на момент утверждения конкурсного управляющего, обязанность доказывания надлежащего исполнения данной обязанности в силу статьи 65 АПК РФ лежит на бывшем руководителе должника.
Прежний руководитель должника обязан передать все имеющиеся у него документы должника конкурсному управляющему и обеспечить правильную фиксацию такой передачи: подписать передаточные акты с указанием перечня материальных ценностей должника, передать документы в систематизированном виде по соответствующему акту с указанием реквизитов документов.
В случае невозможности передачи руководитель должника обязан указать место нахождения документации, имущества, информации, оказать всестороннее содействие в розыске имущества, истребовании его от третьих лиц.
Поэтому передача конкурсному управляющему соответствующих документов и информации должна быть организована бывшим руководителем, который обязан совершить все необходимые в рамках указанной передачи действия.
Именно таким образом подлежит исполнению судебный акт об истребовании документации должника.
Из материалов дела усматривается, что в рамках процедуры наблюдения временный управляющий Рыбникова А.В. 12.11.2018 обращалась в адрес Товбиева У.Ш. путем направления уведомления-запроса N 12 с просьбой предоставить информацию и документы в отношении должника согласно перечню (том 3 л.д. 22-25).
Из описей вложений в ценные письма от 28.03.2019, от 08.05.2019, от 10.06.2019 Товбиевым У.Ш. были переданы конкурсному управляющему оригиналы следующих документов:
- свидетельства о государственной регистрации 10663;
- постановления регистрации АООТ N 1251;
- свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 23.08.2002;
- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе N 003171 от 15.03.1999;
- свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 26.08.2002;
- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика НДС N 000175548 от 23.02.2001;
- план приватизации;
- свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 24.04.2006;
- свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 25.04.2007;
- свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ об изменениях в сведения об юридическом лице N 001439166;
- свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ об изменениях в сведения об юридическом лице N 001472105; - устав 2008 года;
- свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ об изменениях в сведениях о юридическом лице N 001913126;
- свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ об изменениях в сведениях о юридическом лице N 002077029;
- свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ об изменениях в сведениях о юридическом лице N 001956760;
- свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ об изменениях в сведениях о юридическом лице N 001960986;
- устав 2011 года;
- свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ об изменениях в сведениях о юридическом лице N 001970334;
- свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ об изменениях в сведениях о юридическом лице N 002132036;
- свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ об изменениях в сведениях о юридическом лице N 002166468;
- свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ об изменениях в сведениях о юридическом лице N 002237144;
- свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ N 002245874;
- устав 2014 года;
- справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 06.12.2018;
- сведения об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях; - печать ОАО "Тюменьмолоко";
- договора на техническое обслуживание системы видеонаблюдения N 173 от 01.01.2013, заключенный с ООО "Дельта-С";
- договора на техническое обслуживание системы пожарной сигнализации (ПС) N 242 от 01.01.2013, заключенного с ООО "Дельта-С;
- договора на сбор и транспортировку отработанных ртутьсодержащих, энергосберегающих ламп на 2014 год N 109 б/д, заключенного с ООО "Пионер";
- договора на услуги по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов на 2014 год N 513/150 от 31.12.2013, заключенного с ООО "Пионер";
- договора на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод N 00331/000 Д-00074 от 18.01.2008, заключенного с ООО "Тюмень Водоканал", с соглашением о расторжении от 19.03.2015;
- договора подряда капитального и текущего ремонта от 01.04.2014, заключенного с ООО "СМУ-2";
- ведомостей объемов работ;
- локальных сметных расчетов;
- актов о приемке выполненных работ;
- справок о стоимости выполненных работ (КС-3) N 1 от 03.12.2014;
- счет-фактуры N 316 от 03.12.2014;
- договора поставки товара с отсрочкой платежа от 12.02.2018, заключенного с ООО "КапиталСтройГрупп";
- договора поставки товара с отсрочкой платежа от 01.03.2018, заключенного с ООО "Дружба";
- договора займа б/н от 12.12.2013.
Иные запрошенные конкурсному управляющему документы были направлены либо в копиях, либо не переданы вовсе по причине отсутствия их у ответчика, в результате чего управляющий обратился в суд с настоящим заявлением.
При этом ранее переданные копии документов временному управляющему не могут свидетельствовать о надлежащем исполнении обязанности ответчика по передаче подлинников документов конкурсному управляющему, ввиду того, что в соответствии со статьей 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, права и обязанности руководителя должника возлагаются на конкурсного управляющего.
Соответственно, передача подлинников документов финансово-хозяйственной деятельности должника (бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов) на стадии конкурсного производства не может быть заменена передачей копий тех же документов в процедуре наблюдения.
При этом именно Товбиев У.Ш., исполнявший обязанности руководителя должника, должен быть осведомлен о составе и содержании документации и информации, которая имеется в наличии, либо которая не была передана, и причинах, этому способствовавших.
В данном случае передача испрашиваемых документов в подлинниках имеет большое значение для целей конкурсного производства в силу следующего.
Согласно письму Роструда от 21.01.2014 N ПГ/13229-6-1 штатное расписание является локальным нормативным актом организации, в котором фиксируется в сводном виде сложившееся разделение труда между работниками.
Согласно пункту 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69, записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся в соответствии со штатным расписанием организации.
В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.
Товбиев У.Ш., исполнявший обязанности руководителя должника, должен располагать сведениями о работниках ОАО "Тюменьмолоко" в период исполнения им обязанностей единоличного исполнительного органа (в том числе штатное расписание).
Наличие соответствующих документов у Товбиева У.Ш. презюмируется.
В этой связи суд апелляционной инстанции отклоняет довод Товбиева У.Ш. о том, что штатного расписания фактически не имеется в наличии.
Доказательств передачи конкурсному управляющему штатных расписаний, действующих в период с 01.01.2015 по настоящее время, не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано хранить документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту статьи 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены Банком России.
К указанным документам в частности относятся:
1) договор о создании общества, за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения и дополнения;
2) документ, подтверждающий государственную регистрацию общества;
3) решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
4) утвержденные общим собранием акционеров внутренние документы общества, регулирующие деятельность его органов;
5) положение о филиале или представительстве общества;
6) годовые отчеты;
7) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение о ней;
8) формируемые в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона отчеты оценщиков в случаях выкупа акций обществом по требованию акционера;
9) документы, полученные обществом в соответствии с главой XI.1 настоящего Федерального закона;
10) протоколы общих собраний акционеров;
11) списки аффилированных лиц общества;
12) заключения ревизионной комиссии общества;
13) проспекты ценных бумаг, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
14) уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения;
15) судебные решения и постановления по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем, а также судебные акты по таким спорам, в том числе определения о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления либо заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска.
16) информация, касающаяся сделок (односторонних сделок), являющихся в соответствии с настоящим Федеральным законом крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, в том числе вид, предмет, содержание и размер таких сделок, дата их совершения и срок исполнения обязательств по ним, сведения о принятии решения о получении согласия на совершение или о последующем одобрении таких сделок;
17) протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества;
18) отчеты оценщиков об оценке имущества, в отношении которого обществом совершались сделки, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом являются крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность.
К указанным документам также относятся документы бухгалтерского учета, налоговая отчетность, документы о трудовой деятельности работников, отчетность по застрахованным лицам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее по тексту Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
По правилам пункта 1 статьи 7 Закона N 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Из статьи 29 Закона N 402-ФЗ следует, что первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений. При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.
Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
Для возможности исполнения обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий должен располагать бухгалтерской и иной документацией.
Применительно к настоящему делу, ОАО "Тюменьмолоко" применяет общую систему налогообложения с 2010 года. Соответственно, ОАО "Тюменьмолоко" обязаны вместе с налоговой декларацией представлять годовую бухгалтерскую отчетность.
Из анализа финансовой деятельности должника, проведенного на основании статей баланса ОАО "Тюменьмолоко", следует, что по состоянию на 31.12.2017 у должника имеются активы на сумму 283 386 тыс. руб., а именно:
- 887 тыс. руб. основных средств;
- 3 749 тыс. руб. отложенных налоговых активов;
- 103 311 тыс. руб. запасов;
- 175 109 тыс. руб. дебиторской задолженности;
277 тыс. руб. краткосрочных финансовых вложений;
- 6 тыс. руб. денежных средств;
- 47 тыс. руб. прочих оборотных активов.
Кроме этого, по состоянию на 31.12.2017 у должника имеются пассивы на сумму 283 386 тыс. руб., а именно:
- 19 452 тыс. руб. уставного капитала;
- 71 212 тыс. руб. переоценка внеоборотных активов;
- 109 тыс. руб. резервного капитала;
- "-4 170 тыс. руб." нераспределенной прибыли (непокрытого убытка); - 17 195 тыс. руб. долгосрочных обязательств;
- 179 588 тыс. руб. кредиторской задолженности.
При этом показатели каждого отчетного периода: 2015, 2016, 2017 годов, имеют динамику изменений по статьям баланса, например дебиторская задолженность с 69 365 тыс. руб. (2016 год) увеличилась к концу 2017 года до 175 109 тыс. руб., а кредиторская задолженность 197 026 тыс. руб. (2015 год) уменьшилась к концу 2017 года до 179 588 тыс. руб.
Согласно пункту 9 Приказа Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета. если иное не установлено федеральными стандартами. Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 19 Приказа Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных зачетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации. При ведении регистров бухгалтерского учета на мапшнных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации.
Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета (пункт 20 приказа).
В соответствии с пунктом 26 Приказа Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Согласно пунктов 2.2, 2.3, 2.5, 2.14. Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.
Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств согласно приложениям 6 - 18 к настоящим Методическим указаниям либо формы, разработанные министерствами, ведомствами, а именно инвентаризационная опись; инвентаризационный ярлык; акт инвентаризации; сличительная ведомость результатов инвентаризации.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан хранить данные бухгалтерского и налогового учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том числе документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов. Таким образом, действующее законодательство содержит исчерпывающий перечень бухгалтерских документов, которые подлежат хранению.
Согласно статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в случаях: если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества.
Между тем, ответчик не обосновал факта отсутствия именно оригиналов запрашиваемых бухгалтерских и иных документов общества в наличии, а также не представил доказательств невозможности их передачи конкурсному управляющему в предусмотренные законом сроки.
Указание Товбиевым У.Ш. на отсутствие (или утрату) документов не освобождает бывшего руководителя от обязанности вести, хранить и далее передать последующему руководителю истребуемые документы.
Передача конкурному управляющему копий бухгалтерской документации должника не освобождает руководителя от аналогичной обязанности по передаче документации общества в виде оригиналов.
Обязанность руководителя иметь бухгалтерские и иные истребуемые документы в подлинниках носит безусловный характер.
В случае утраты или потери первичной, бухгалтерской документации должника добросовестный руководитель должен доказать, что он предпринимал все разумные, необходимые и достаточные меры для восстановления недостающих подлинников документов в случае их утраты, порчи и не передачи ему документов.
В настоящем случае Товбиевым У.Ш. таких доказательств не представлено.
Поэтому обжалуемый судебный акт с определенным перечнем истребуемой документации и информации подлежит исполнению не только путем передачи документации, но и путем дачи письменных пояснений о том, где она находится, о причинах ее отсутствия, о возможности или невозможности восполнить недостатки документации.
У судов первой, апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что соответствующая документация и информация не может быть передана Товбиевым У.Ш. конкурсному управляющему.
С учетом этого доводы апелляционной жалобы о том, что истребованная документация у Товбиева У.Ш. отсутствует, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявления конкурсного управляющего. Как уже было сказано выше, исполнение вынесенного судебного акта возможно, в том числе путем указания на отсутствие ряда истребованных документов и причинах такого отсутствия.
В случае если Товбиев У.Ш. приложит максимальные усилия для предоставления истребованной документации и информации, указания места их нахождения, либо представит исчерпывающие пояснений о причинах ее отсутствия, оснований для применения к нему судебной неустойки за неисполнение такого судебного акта не имеется.
Товбиев У.Ш. обязан содействовать Рыбниковой А.В. в установлении имеющих значение для ведения процедуры конкурсного производства сведений, в том числе посредством передачи конкурсному управляющему оригиналов испрашиваемой им документации, а в случае ее отсутствия - доказательств отсутствия у должника в период исполнения им обязанностей руководителя общества работников, либо объяснений относительно причин ее отсутствия.
Поэтому вынесение судебного акта об истребовании документации и информации прав Товбиева У.Ш. не нарушает.
Доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были учтены, проверены судом при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены определения Арбитражного суда Тюменской области от 19.06.2019 по делу N А70-12626/2018.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Тюменской области от 19 июня 2019 года по делу N А70-12626/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товбиева Усама Шамстиевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
С.А. Бодункова |
Судьи |
О.Ю. Брежнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12626/2018
Должник: ОАО "Тюменьмолоко"
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области, Федеральная налоговая служба
Третье лицо: АО "Россельхозбанк", Временный управляющий Рыбникова Анна Вячеславовна, ЗАО "Сургутинвестнефть", ЗАО Тюменский филиал "Сургутинвестнефть", ИФНС по г. Тюмени N3, Ленинский районный суд г. Тюмени, ООО "Универсальный", ООО Сибирский банк реконструкции и развития, Отдел адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Тюменской области, ПАО Западно-Сибирский банк Сбербанк, Рыбникова Анна Вячеславовна, Союз "межрегиональный центр арбитражных управляющих", Товбиев Усам Шамстиевич, УФРС России по Тюменской области, УФССП России по Тюменской области, АО "ТЮМЕНЬОБЛСНАБСБЫТ", Межрайонная ИФНС России N14 по Тюменской области, ООО " Универсальный, ПАО "Сбербанк"
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4087/2023
11.05.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5396/20
22.02.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-771/2022
27.09.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9300/2021
09.09.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7627/2021
25.12.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5396/20
22.09.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6547/20
23.12.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14282/19
23.12.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13959/19
19.11.2019 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-12626/18
19.09.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10398/19
10.09.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9063/19
20.05.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3224/19
23.04.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3372/19
07.03.2019 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-12626/18
12.02.2019 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-12626/18
13.11.2018 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-12626/18