г. Москва |
|
12 сентября 2019 г. |
Дело N А41-7447/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Немчиновой М.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от СПК "Золотая Нива": Сергеев Я.В., по доверенности от 08.05.2019;
от Администрации Пушкинского муниципального района Московской области: Черкасов И.А., по доверенности от 23.05.2019;
от Министерства имущественных отношений Московской области: Сапрыкин А.В., по доверенности от 18.04.2019;
от ООО "Беланта": Ильин А.В., по доверенности от 30.08.2019. от ООО "Юрфикон": Ильин А.В., по доверенности от 30.08.2019. от Комитета по финансовой и налоговой политике Администрации Пушкинского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены;
от Управления Федерального казначейства по Московской области: не явились, извещены;
от Комитета по управлению имуществом Администрации Пушкинского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу СПК "Золотая Нива" на решение Арбитражного суда Московской области от 05 июля 2019 года по делу N А41-7447/19, принятое судьей Богатиной Ю.Г., исковое заявление СПК "Золотая Нива" к Администрации Пушкинского муниципального района Московской области, Комитету по финансовой и налоговой политике Администрации Пушкинского муниципального района Московской области, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Управление Федерального казначейства по Московской области, Комитет по управлению имуществом Администрации Пушкинского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, о признании незаконными действий и обязании возместить убытки,
УСТАНОВИЛ:
СПК "Золотая Нива" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Пушкинского муниципального района Московской области с требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
- взыскать с Администрации Пушкинского муниципального района Московской области за счет казны муниципального образования в пользу СПК "Золотая Нива" 230 000 000 руб. в качестве возмещения убытков;
- прекратить право собственности СПК "Золотая нива" (ИНН 5038052783) на земельный участок с кадастровым номером 50:13:0030237:192 с декларируемой площадью 262000 кв. м, расположенный по адресу: Московская обл., Пушкинский р-н, порядка 130 м на восток от ориентира д. Никулино, в связи с передачей данного участка Пушкинскому муниципальному району Московской области;
- обязать СПК "Золотая нива" (ИНН 5038052783) передать Пушкинскому муниципальному району Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:13:0030237:192 с декларируемой площадью 262000 кв. м;
- обязать Пушкинский муниципальный район Московской области принять в собственность земельный участок с кадастровым номером 50:13:0030237:192.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 июля 2019 года по делу N А41-7447/19 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, СПК "Золотая Нива" обжаловало его в апелляционном порядке.
Определением от 05 сентября 2019 года произведена замена истца в порядке процессуального правопреемства с СПК "Золотая Нива" (ИНН 5038052783) на ООО "Беланта" (ИНН 7714576410) и ООО "Юрфикон" (ИНН 7731177180).
Истцы направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы.
Ответчики и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, СПК "Золотая Нива" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030237:192 площадью 262000 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 16.07.2010 и выпиской из ЕГРН от 31.01.2019.
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет как самостоятельный объект недвижимости 10.03.2010, до этого находился в составе единого землепользования с кадастровым номером 50:00:0000000:2 (кадастровый номер 50:136030237:0092 в составе землепользования с кадастровым номером 50:13:000000:0009).
Кадастровыми планами и материалами кадастровых дел подтверждается, что земельные участки в составе единого землепользования с кадастровым номером 50:00:0000000:2 поставлены на кадастровый учет с установлением координат местоположения границ.
Вместе с тем, при осмотре земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030237:192 СПК "Золотая Нива" установлен факт формирования из данного земельного участка 104 участков, которые поставлены на кадастровый учет и предоставлены Администрацией Пушкинского муниципального района в общую долевую собственность членам многодетных семей в порядке Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области".
Выписками из ЕГРН подтверждается факт постановки на кадастровый учет таких земельных участков и государственная регистрация прав на них.
Доказательств принятия решения о конфискации либо реквизиции земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030237:192 не представлено.
Следовательно, по мнению истца, права СПК "Золотая Нива" на земельный участок с кадастровым номером 50:13:0030237:192 в площади и конфигурации по состоянию на момент формирования фактически прекращены на сумму площадей изъятых земельный участков.
В связи с изложенным, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу ч. 3 ст. 279 ГК РФ, ч. 1 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральным органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Статьей 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков производится уполномоченным органом местного самоуправления по результатам выявления лиц, в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах.
При этом в силу пункта 11 указанной статьи правообладатели изымаемой недвижимости, права которых на земельные участки и (или) объекты недвижимости не были выявлены в порядке, установленном настоящей статьей, имеют право требовать возмещения от лица, которому предоставлены такие земельные участки (за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица вправе требовать возмещения за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется.
Материалами дела подтверждается, что на земельный участок с кадастровым номером 50:13:0030237:192 зарегистрировано право пользования СПК "Золотая Нива".
В материалы дела представлено письмо Комитета по управлению имуществом Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 18.03.2015 N 827 о необходимости уточнить границы земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030237:192 путем внесения в публичный реестр сведений о местоположении границ такого участка.
Выпиской из ЕГРН от 30.01.2019 также подтверждается, что граница земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030237:192 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Из материалов дела усматривается, что земельные участки в целях предоставления многодетным семьям поставлены на кадастровый учет в период с 2013 по 2016 год, земельные участки отнесены к категории земель - земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения (под объектами электросетевого хозяйства и охранными зонами транспорта).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, поскольку сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030237:192 исключены из сведений ЕГРН, и часть земельного участка фактически изъята Администрацией Пушкинского муниципального района Московской области для государственных нужд, СПК "Золотая Нива" обратился в арбитражный суд с требованиями о взыскании убытков и прекращении прав на земельный участок.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ).
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В силу пункта 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145, требуя возмещения вреда, истец обязан представить доказательства, обосновывающие противоправность акта, решения или действий (бездействия) органа (должностного лица), которыми истцу причинен вред. При этом бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта или решения либо для совершения таких действий (бездействия), лежит на ответчике.
Само по себе несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд не лишает собственника такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества. В этой связи на основании статей 15, 16, 1069 ГК РФ за счет казны муниципального образования подлежат возмещению убытки, причиненные неправомерными действиями органа местного самоуправления.
В силу статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции до 01.01.2017) органом кадастрового учета, уполномоченным на исключение из ГКН сведений об уникальных характеристиках объектов недвижимости, являлось ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра". В силу статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органом кадастрового учета выступает Росреестр.
В материалах настоящего дела, кадастровых делах и землеустроительной документации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:00:0000000:2, 50:136030237:0092, 50:13:000000:0009, 50:13:0030237:192 не имеется юридически значимых документов, что Администрация Пушкинского муниципального района Московской области обращалась с заявлением об исключении сведений о местоположении границ спорного земельного участка.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 50:00:0000000:2 находился в федеральной собственности, полномочиями по распоряжению которым обладало ТУ ФАУФИ по Московской области. Земельный участок с кадастровым номером 50:00:0000000:2 передан в собственность СПК "Золотая Нива" на основании распоряжения ТУ ФАУФИ по Московской области от 11.08.2008 N 644 и договора купли-продажи от 18.08.2009 N 2/2009-П. Переход права собственности на данный участок зарегистрирован 16.07.2010.
Следовательно, Администрация Пушкинского муниципального района Московской области не обладала полномочиями на распоряжение земельным участком с кадастровым номером 50:00:0000000:2, из которого образован земельный участок с кадастровым номером 50:13:0030237:192.
Иных доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями Администрации Пушкинского муниципального района Московской области и исключением из публичного реестра сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030237:192 в материалах дела не имеется, суду такие доказательства также не представлены.
В соответствии с п. 2 статьи 6 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 названного Закона кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Документы, содержащиеся в кадастровом деле, являются основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" на всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
К землеустроительной документации, включенной в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, относятся документы, полученные в результате проведения землеустройства в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве).
Статья 19 Закона о землеустройстве устанавливала перечень видов землеустроительной документации, который включал, в том числе материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства.
В силу статьи 17 Закона о землеустройстве межевание границ земельных участков представляет собой работы по установлению на местности границ участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Карта (план) объекта землеустройства используется при нанесении его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (статья 20 Закона о землеустройстве).
Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны (статья 18 Закона о землеустройстве).
В силу статей 22 - 24 Закона о землеустройстве землеустроительная документация, согласованная и утвержденная в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подлежала включению в землеустроительное дело и в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства были обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Состав документов государственного земельного кадастра был определен статьей 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (признан утратившим силу Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ) и включал, в том числе Единый государственный реестр земель, кадастровые дела, дежурные кадастровые карты (планы).
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" допускалось внесение в государственный земельный кадастр сведений о площади и местоположении земельных участков как на основании данных о межевании, так и на основании сведений, представленных правообладателями земельных участков.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" для проведения кадастрового учета земельных участков правообладатели земельных участков подают заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
Из статьи 1 данного Закона следует, что межевание земельного участка - это мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
Сведения о местоположении земельного участка вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельного участка (статья 17 Закона N 28-ФЗ).
В целях реализации положений Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и в связи с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 02.10.2002 N П/327 утверждены Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет (далее - Требования, приказ утратил силу с 01.01.2009 в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412).
В соответствии с пунктами 3 - 6 Требований и приложений N 1-5 к ним, документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках, оформляются в виде описания земельных участков (далее - описание), которое представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" при необходимости уточнить сведения о площади и (или) месторасположении границ земельного участка, уже прошедшего кадастровый учет, уточнение этих сведений осуществлялось по заявке правообладателя в порядке, установленном названным Законом для проведения кадастрового учета.
При этом допускалось проведение государственного кадастрового учета земельного участка исходя из его площади, уточненной по результатам межевания, если для проведения учета был представлен правоустанавливающий документ, содержащий не соответствующие межеванию сведения о площади участка (пункт 6.1 статьи 19 Закона N 28-ФЗ, введенный Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ).
Таким образом, Закон о землеустройстве и Закон N 28-ФЗ предусматривали составление документов по определению границ земельных участков с описанием их координат. Закон N 28-ФЗ предусматривал требования к основаниям и порядку уточнения площади и границ земельных участков, ранее прошедших кадастровый учет.
Следовательно, в случае, если в государственный земельный кадастр были внесены сведения о земельных участках без описания границ, правообладатели были вправе уточнить сведения о земельных участках путем составления описания с определением границ.
Документы по описанию границ земельных участков входили в состав землеустроительной документации, экземпляр которой подлежал передаче для включения в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Документы по определению границ земельных участков также входили в состав документов государственного земельного кадастра.
Согласно пункту 2.1.1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства", утвержденного Приказом Минэкономразвития от 14.11.2006 N 376 информация, содержащаяся в государственном фонде данных, является открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа, и предоставляется по запросу заинтересованных лиц.
Таким образом, землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, находится у правообладателей земельных участков и в государственном фонде данных в случае, если правообладатель передал экземпляр документации в фонд. При отсутствии такой документации у правообладателя и наличии ее в государственном фонде данных правообладатель вправе запросить необходимые документы из государственного фонда данных.
Как установлено решением ВАС РФ от 05.07.2013 N ВАС-1294/13, в случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Закона N 28-ФЗ, Закона о землеустройстве и Требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Закона N 28-ФЗ, координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в ГКН. В этом случае границы земельных участков являются установленными.
В названном решении ВАС РФ указано также, что в случаях внесения в ГКН сведений о земельных участках, право на которые возникло у правообладателей до вступления в силу Закона N 122-ФЗ на основании свидетельств и государственных актов 1992-1993, и у таких правообладателей отсутствовали документы об установлении границ, они вправе были составить документы по описанию границ и уточнить сведения о границах в государственном земельном кадастре по правилам Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Материалами кадастровых дел и землеустроительной документации подтверждается, что кадастровые работы в отношении установления границ единого землепользования с кадастровым номером 50:00:0000000:2 и входящих в его состав земельных участков с кадастровыми номерами 50:13:000000:0009 (50:136030237:0092) проводились ОАО "МосНИиПИземлеустройства" при разграничении государственной собственности на землю в 2005 году.
Кадастровые работы производились в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", Постановлении Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140, Методических указаний Росземкадастра от 02.07.2002 по проведению землеустройства и подготовке документов по проведению государственного кадастрового учета земельного участка при разграничении государственной собственности на землю, Методических указаний Росземкадастра от 17.02.2003 по проведению межевания объектов землеустройства.
Землеустроительная документация, в том числе ведомость вычисления площадей и каталог координат точек, утверждена решением Управления Роснедвижимости по Московской области от 30.11.2006.
Границы земельного участка площадью 26.2 га утверждены постановлением Главы Пушкинского муниципального района Московской области от 29.12.2006 N 2337 с приложением геодезических данных по описанию границ. Постановление Администрации об утверждении границ также не содержит указание на характерные точки координат участка с кадастровым номером 50:136030237:0092 и координаты границ смежных земельных участков.
В правоудостоверяющем документе - распоряжении ТУ ФАУФИ по Московской области от 11.08.2008 N 644 также указано, что границы участка соответствуют кадастровому кварталу Московской области.
Вместе с тем, согласно кадастровому плану единого землепользования с кадастровым номером 50:13:000000:0009, в составе которого находился земельный участок с кадастровым номером 50:136030237:0092, указано, что площадь землепользования является ориентировочной, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке, сведения об участке подлежат уточнению.
Кадастровым планом от 19.01.2007 земельного участка с кадастровым номером 50:136030237:0092 и кадастровым паспортом от 24.04.2010 земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030237:192 подтверждается, что в ГКН внесены сведения о площади местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030237:192 площадью 262000 кв. м.
При этом имеется указание, что площадь участка с кадастровым номером 50:13:0030237:192 соответствует материалам межевания. В межевом плане от 24.12.2009 площадь образуемого земельного участка составляет 262000+/-4479 кв. м, хотя в кадастровом паспорте указано точное значение - 262000 кв. м.
Из части 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в данной части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 9 статьи 38 Закона о кадастре).
Межевой план от 24.12.2009 не содержит указания на закрепление на местности точек координат земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030237:192.
Кроме того, СПК "Золотая Нива" об исключении из ГКН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030237:192 стало известно из письма Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 18.02.2015 N 827.
Согласно статье 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 4).
В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости (пункт 5).
Аналогичные нормы действовали в Федеральном законе от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Истец представил в материалы дела заключения специалиста, которыми подтверждается рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030237:192, а также последовательное формирование из земельных участков с кадастровыми номерами 50:00:0000000:2, 50:13:000000:0009, 50:136030237:0092 в определенных границах.
Между тем, доказательств обращения СПК "Золотая Нива" в орган кадастрового учета с заявлением о внесении в ГКН либо в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030237:192 в материалах дела не имеется, суду такие доказательства также не представлены.
В силу пункта 71.1 ранее действовавшего Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, отметка о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков, выявленного при выполнении комплексных кадастровых работ, исключается из Реестра в случае: 1) поступления в орган кадастрового учета заявлений об учете изменений земельных участков, местоположение границ которых считается спорным, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади; 2) поступления в орган кадастрового учета копии документа о разрешении земельного спора о местоположении границ земельных участков в судебном порядке; 3) истечения пятнадцати лет со дня внесения в Реестр сведений о спорном местоположении границ земельных участков (в случае непоступления документов (копий документов), указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта).
Из материалов кадастровых дел на земельные участки с кадастровыми номерами 50:00:0000000:2, 50:13:000000:0009, 50:136030237:0092, 50:13:0030237:192 не усматривается, что сведения о местоположении границ земельного участка исключены органом кадастрового учета на основании указанных выше документов или в связи с указанными событиями.
В материалах дела также не имеется доказательств, что действия по исключению из публичного реестра сведений о местоположении границ спорного земельного участка оспорены СПК "Золота Нива".
В силу статей 210 и 211 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
При данных обстоятельствах ввиду отсутствия в публичных реестрах сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030237:192, определяющих существование участка как объекта прав и гражданского оборота, а также при отсутствии закрепления таких границ на местности, суд приходит к выводу, что формирование земельных участков в целях предоставления членам многодетных семей в определенных границах не свидетельствует об изъятии части земельного участка и, как следствие, совершение органом местного самоуправления противоправных действий.
Предусмотренных законом оснований для прекращения права собственности СПК "Золотая Нива" на земельный участок с кадастровым номером 50:13:0030237:192 судом не установлено, равно как и не имеется достаточных правовых оснований для возложения на Администрацию Пушкинского муниципального района Московской области обязанности по принудительном приему в муниципальную собственность земельного участка. По смыслу действующего законодательства, судебный акт не может подменять иные основания возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей, основанных на свободе волеизъявления.
Таким образом, исходя из предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств спора и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования СПК "Золотая Нива" являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
В апелляционной жалобе истец ссылается на необходимость проведения экспертизы, заявил соответствующее ходатайство. При этом, истец просит поставить перед экспертами вопрос о наличии на стороне истца убытков.
С учетом предмета заявленных требований, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства о назначении экспертизы. Кроме того, истец не представил доказательств внесения денежных средств на депозит Десятого арбитражного апелляционного суда.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05 июля 2019 года по делу N А41-7447/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-7447/2019
Истец: СПК "Золотая Нива"
Ответчик: Администрация Пушкинского муниципального района Московской области
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области, Комитету по финансовой и налоговой политике Администрации Пушкинского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Федерального казначейства по Московской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Администрация Пушкинского муниципального района Московской области