г. Санкт-Петербург |
|
12 сентября 2019 г. |
Дело N А26-9028/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Желтянникова В.И.,
судей Жиляевой Е.В., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола секретарем Самсоновой Е.В.,
при участии:
от истца: Тойвола Е.А., по доверенности от 20.03.2019,
от ответчиков: 1) Манцырев С.С., по доверенности от 23.01.2019, 2, 3) не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21455/2019) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.06.2019 по делу N А26-9028/2018 (судья Лайтинен В.Э.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс"
к 1) Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия; 2) Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и республике Карелия; 3) Федеральному агентству лесного хозяйства,
о взыскании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" (ОГРН: 1141001044788, ИНН: 1001291523, место нахождения: 185034, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Онежской флотилии, д. 26, оф. 22; далее - истец, ООО "Автоспецтранс") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (ОГРН: 1071001000828, ИНН: 1001016090, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24; далее - ответчик, Министерство) о взыскании 1858877 руб. 60 коп. убытков в виде расходов по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Определениями суда от 26.12.2018 и 20.03.2019 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Российская Федерация в лице Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН: 1047796366298, ИНН: 7705598840, место нахождения: 115184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19, далее - ответчик, Рослесхоз) и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (ОГРН: 1105190003049, ИНН: 5190915348, место нахождения: 183006, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Пушкинская, д. 12; далее - ответчик, МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия).
Решением от 17.06.2019 с Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (ОГРН: 1071001000828, ИНН: 1001016090) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" (ОГРН: 1141001044788, ИНН: 1001291523) взыскано 1326000 руб. 00 коп. убытков и 22534 руб. 00 коп. судебных расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано. В удовлетворении иска к Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства и Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Ответчики 2 и 3, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
ООО "Автоспецтранс", являющимся региональным оператором, было выявлено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенное на территории Медвежьегорского района, Медвежьегорское лесничество, квартал 154 Сергиевского участкового лесничества, выдел 4, 1500 метров от п. Сергиево по дороге в сторону г. Медвежьегорска, площадью 1,6 га. Согласно сведениям о характеристике объекта недвижимости, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, правообладателем земельного участка недвижимости, на котором выявлено место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, является Российская федерация, категория земель - земли лесного фонда.
В соответствии с требованиями подпунктов "а", "б" пункта 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156) истцом в адрес Министерства было направлено уведомление от 18.05.2018 о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) и проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
Поскольку Министерством в течение 30 дней со дня получения уведомления договор на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО не заключен, не обеспечена ликвидация места несанкционированного размещения ТКО, указанная ликвидация осуществлена ООО "Автоспецтранс".
24.08.2018 истец направил в адрес Министерства претензию с требованием возместить расходы по ликвидации несанкционированного размещения ТКО, которая оставлена без удовлетворения. Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления настоящего иска в суд.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.
При этом в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 N 367-П, Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных, водных отношений, в сфере регулирования отношений недропользования, экологической экспертизы, охраны окружающей среды на территории Республики Карелия.
В силу подпункта 7 пункта 9 Положения Министерство осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях, а также осуществляет иные полномочия в области лесных отношений, отнесенные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия осуществляет на территории Республики Карелия все названные в части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты, то есть полномочия собственника лесного участка.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что с учетом распределения полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, обнаруженная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное хозяйствование, организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Республики Карелия отнесено к полномочиям Министерства, должна была быть организована указанным органом исполнительной власти Республики Карелия, в связи с чем, суд правомерно признал Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Принимая во внимание, что Министерством работы по ликвидации свалки не проведены, договор с региональным оператором не заключен, и данное обстоятельство ответчиком не оспаривается, ООО "Автоспецтранс" обеспечена ликвидация несанкционированной свалки, в подтверждение чего представлен договор подряда от 27.07.2018 с ООО "Колибри", дополнительное соглашение к договору от 27.07.2018 об увеличении стоимости работ в связи с выявленным дополнительным объемом отходов, находящихся в месте несанкционированного размещения, акт приемки выполненных работ от 08.08.2018, универсальный передаточный документ N 94 от 01.08.2018, платежные поручения на оплату выполненных работ по ликвидации свалки в объеме 1020 куб.м. на сумме 1326000 руб. 00 коп.
Ответственность и вина Министерства, как органа исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющего полномочия собственника лесного участка, на котором обнаружена несанкционированная свалка ТКО, установлена судом и подтверждается надлежащими доказательствами.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, апелляционный суд полагает несостоятельными.
Ссылку Ответчика на отсутствие в перечне полномочий в области лесных отношений, переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в ст. 83 Лесного кодекса РФ полномочий по ликвидации несанкционированной свалки нельзя признать обоснованной, поскольку п. 6. ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ закреплена передача от Российской Федерации органам государственной власти субъектов полномочий по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга).
По указанному основанию (п. 6. ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ) подлежит отклонению довод ответчика об осуществлении органом исполнительной власти субъекта лишь части строго определенных отдельных полномочий, установленных ст. 83 Лесного кодекса РФ, в которые, по мнению ответчика, не входит ликвидация несанкционированных свалок.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного акта судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.06.2019 по делу N А26-9028/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Желтянников |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9028/2018
Истец: ООО "АВТОСПЕЦТРАНС"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Федеральное агентство лесного хозяйства
Третье лицо: Департамент Лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу, МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РК
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2022 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 39-ПЭК22
09.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-433/2021
02.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28030/20
27.08.2020 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-9028/18
24.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16038/19
21.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16038/19
12.09.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21455/19
17.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-9028/18