г. Москва |
|
13 сентября 2019 г. |
Дело N А40-46725/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Валюшкиной В.В.,
судей Бондарева А.В., Кораблевой М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ароян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы, Правительства Москвы,
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 мая 2019 года по делу N А40-46725/19, принятое судьей Кантор К.А.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Межотраслевой производственно-коммерческий центр "Тонкомолотые вяжущие материалы" (ИНН 7734262718, ОГРН 1047734025404) к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы,
третье лицо: Правительство Москвы (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295),
при участии в судебном заседании представителей:
истца: Баранова О.И. по доверенности от 01.02.2019,
ответчика: Аугулис Р.Р. по доверенности от 29.12.2018,
третьего лица: Аугулис Р.Р. по доверенности от 16.01.2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Межотраслевой производственно-коммерческий центр "Тонкомолотые вяжущие материалы" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права ООО МПК "ТВМ" на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства в виде предоставления льготной ставки арендной платы в размере 4 500 руб. кв.м в год на 2017, 2018, 2019 гг. за нежилое помещение по договору аренды от 31.05.2002 N 09-00296/02 в отношении площади 280,1 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Соколовского, д. 3.
Решением арбитражного суда от 27.05.2019 исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
Ответчик и третье лицо, не согласившись с решением суда первой инстанции, в порядке ст. 257 АПК РФ в установленный законом срок обратились в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
В судебном заседании представитель заявителей (ответчика и третьего лица по делу) поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, представил в материалы дела отзыв.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО МПК "ТВМ" является арендатором недвижимого имущества, общей площадью 299,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, улица Маршала Соколовского, д. 3, находящегося во временном пользовании ООО МПК "ТВМ" на основании договора аренды недвижимого имущества N 09-00296/02 от 31.05.2002.
Дополнительным соглашением к договору от 31.08.2015 срок действия договора продлен до 30.06.2020, а также с 31.08.2015 арендатору установлена рыночная ставка арендной платы за 1 кв.м в год, равная 9159 руб.
Письмом от 11.09.2015 N ВТД-01-1-09, адресованным арендодателю, истец указал, что является субъектом малого предприятия с 05.03.1999, в связи с чем ставка арендной платы должна быть установлена 3500 кв.м за 1 кв.м в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы N 71-ПП от 24.02.2015.
В ответ на письмо арендодатель сообщил, что в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при заключении договора на новый срок арендная ставка устанавливается по результатам оценки рыночной стоимости.
11.09.2015 истец направил ответчику подписанное со своей стороны дополнительное соглашение, которое вступало в силу с момента его государственной регистрации.
22.10.2015 подписанное дополнительное соглашение прошло государственную регистрацию и вступило в силу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2016 по делу N А40-66776/2016 за обществом с ограниченной ответственностью "Межотраслевой производственно-коммерческий центр "Тонкомолотые вяжущие материалы" признано право на применение ставки арендной платы по договору от 31.05.2002 09-00296/02 в размере 3500 руб. за 1 кв.м в год в части площади нежилого помещения в размере 280,1 кв.м с 01.09.2015.
Департамент городского имущества города Москвы направил новое уведомление о ставке арендной платы на 2017 год.
По мнении истца, являясь субъектом малого предпринимательства, арендующим помещение площадью менее 300 кв.м на основании договора арены, заключенного без проведения торгов, он вправе применять льготную ставку арендной платы в размере 4 500 руб. кв.м в год на 2017, 2018, 2019 гг. Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истцом в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет право на применение льготной ставки арендной платы исходя из размера 4 500 руб. в год за 1 кв.м., поскольку отвечает критериям нормативного акта, устанавливающего данную ставку, суд первой инстанции также ссылается на решение суда по делу N А40-66776/16 об установлении льготной ставки арендной платы в 2015-2016 годах.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик приводит доводы о том, что судебный акт по делу N А40-66776/16 не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего спора, так как в рамках указанного спора рассматривался период с 2015 по 2016 годы, тогда как в настоящем деле истцом заявлен период с 2017 по 2019 гг. При наличии заключенного дополнительного соглашения о применении рыночной ставки арендной платы арендатору может быть предоставлена только льготная ставка арендной платы в размере 3500 руб. за квадратный метр в год после обращения в Межведомственную комиссию на основании пунктов 1(1), 2.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП.
Суд признает частично обоснованными доводы апелляционной жалобы.
Частью 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 данной статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации; минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
При заключении договора на новый срок, в том числе при продлении срока действия договора путем подписания дополнительного соглашения, у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент их возникновения.
В силу положений статей 8 и 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135- ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" непосредственно Департамент правомочен проводить мероприятия по оценке сдаваемых в аренду объектов государственного имущества и определению рыночной стоимости годовой арендной платы.
Фактические обстоятельства по настоящему спору свидетельствуют о том, что при заключении дополнительного соглашения, ответчик не подписывал протокол разногласий относительно установления рыночной ставки арендной платы и не обращался по этому поводу в суд, полагая, что как субъект малого предпринимательства, он вправе претендовать на установление минимальной ставки арендной платы в соответствии постановлением Правительства Москвы N 800-ПП.
Стороны по спору в данном случае также не учли следующих обстоятельств.
Департаментом городского имущества в переписке с арендатором при заключении дополнительного соглашения к договору аренды, а также при рассмотрении спора выражена позиция, в соответствии с которой при заключении дополнительного соглашения к договору аренды о продлении его срока действия арендная плата устанавливается только по рыночной ставке на основании отчета оценщика.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с позицией Департамента городского имущества города Москвы.
Как указано выше, на основании ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ заключение договора аренды на новый срок осуществляется без проведения конкурса, размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, установление рыночной ставки при заключении дополнительного соглашения не является императивной нормой и в данном случае иное установлено другим законодательством Российской Федерации: законодательством об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
На территории города Москвы как субъекта Российской Федерации вопрос об имущественной поддержке субъектов малого предпринимательства урегулирован следующими постановлениями Правительства Москвы:
от 25.12.2012 N 800-ПП О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы;
от 25.12.2012 N 809-ПП Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы;
от 15.04.2013 N 236-ПП О дополнительных мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы;
от 01.07.2013 N 424-ПП О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017, минимальная ставка арендной платы в размере 4500 руб. за кв. м в год устанавливается для: субъектов, арендующих помещение площадью до 300 кв.м (подп. 1.1), субъектов, осуществляющих деятельности в области здравоохранения или образования (подп. 1.2), субъектов, использующих объект нежилого фонда для осуществления определенных видов деятельности (социально значимых - подп. 1.3.1), субъектов, использующих труд инвалидов (подп. 1.3.2).
Системное толкование приведенных норм позволяет суду апелляционной инстанции прийти к выводу о том, что определенная п. 1.1 постановления Правительства Москвы 800-ПП минимальная ставка арендной платы (4500 руб. в 2017-2019 годах) может быть установлена только при заключении дополнительного соглашения к ранее заключенному без проведения торгов договору аренды, что в полной мере соответствует положению ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ.
Если же при заключении дополнительного соглашения арендатор не урегулировал, в том числе в судебном порядке, вопрос о применении минимальной ставки арендной платы в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП, и арендная плата установлена на основании отчета независимого оценщика (рыночная ставка), он вправе претендовать на применение льготной ставки арендной платы (п. 1(1) постановления в размере 3500 руб.) в порядке, описанном ниже, посредством обращения в Межведомственную комиссию. При этом, после соблюдения такого порядка и наличия отрицательного результата либо отсутствия результата арендатор также не лишается возможности защиты нарушенного права в судебном порядке, в том числе путем обжалования отрицательного решения Межведомственной комиссии либо бездействия органа с обязанием устранить допущенные нарушения прав арендатора на применение льготной ставки арендной платы.
Иное толкование приведенных норм лишает арендатора возможности применения минимальных ставок арендной платы, установленных п. 1.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП с учетом вывода о том, что судебное признание права на применение минимальной ставки арендной платы (4500 руб.) при наличии действующего дополнительного соглашения об установлении рыночной ставки арендной платы является ненадлежащим способом защиты нарушенного права.
Из представленных в материалы настоящего дела доказательств следует, что истец (арендатор) при заключении дополнительного соглашения об установлении рыночной ставки арендной платы выражал несогласие с данной ставкой, однако не урегулировал данный спор в судебном порядке, что с учетом изложенного выше могло стать надлежащим способом защиты нарушенного права для субъекта малого предпринимательства, претендующего на применение минимальной (4500 руб. за кв. м в год в 2017-2019 годах - п. 1.1 постановления) ставки при заключении дополнительного соглашения.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017, имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 4500 рублей за кв.м. в год предоставлена, в частности, субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (подп. 1.1 п. 1).
При этом пунктом 1(1) названного Постановления, вступившим в силу с 01.01.2017, установлено, что в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 постановления.
Пункт 2.1. Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП предусматривает, что имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1), оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) Постановления.
В силу пункта 5.1 Положения о Комиссии, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП, в целях принятия Комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы субъекты малого предпринимательства в срок до 1 декабря текущего года направляют в Департамент или Комиссию обращение с приложением необходимых документов.
Таким образом, не отрицая обстоятельства того, что истец является субъектом малого предпринимательства, но при наличии заключенного сторонами дополнительного соглашения, установившего рыночную ставку арендной платы, не оспоренную арендатором при заключении дополнительного соглашения, применению в данном споре подлежит пункт 1(1) постановления Правительства Москвы N 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017.
С учетом изложенных обстоятельств ответчик, как субъект малого предпринимательства, в рассматриваемом случае мог претендовать только на льготную ставку в размере 3500 руб. и только после соблюдения установленного пунктом 2.1 порядка, то есть после положительного решения Межведомственной комиссии.
При таких обстоятельствах, признание права на применение ставки арендной платы в размере 4500 руб. за кв. м в год на 2017-2019 годы является ненадлежащим способом защиты нарушенного права арендатора.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со ст. ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2019 по делу N А40-46725/19 отменить.
В удовлетворении искового заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.В. Валюшкина |
Судьи |
М.С. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-46725/2019
Истец: ООО "МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННО - КОММЕРЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ТОНКОМОЛОТЫЕ ВЯЖУЩИЕ МАТЕРИАЛЫ"
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы, ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", Правительство Москвы
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19036/19
20.05.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18072/2021
28.11.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19036/19
13.09.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41566/19
27.05.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-46725/19