г. Челябинск |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А07-18654/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению собственностью Министерства земельных отношений Республики Башкортостан по городу Салавату на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.06.2019 по делу N А07-18654/2018 (судья Бобылёв М.П.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства земельных отношений Республики Башкортостан по городу Салавату - Камиуллин Р.Р. (доверенность N 10 от 07.12.2018, паспорт);
общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж" - Загидуллин Д.Ф. (доверенность N 15 от 02.09.2019, паспорт);
Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан - Камиуллин Р.Р. (доверенность N 02-Г-1386 от 10.09.2019, паспорт);
отдела строительства, транспорта и связи Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан - Киреев Р.Н. (распоряжение о приеме на должность от 11.01.2016, служебное удостоверение).
Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Салавату (далее - истец, комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Строймонтаж" (далее - ответчик, ООО "Строймонтаж", общество) о взыскании арендной платы в размере 871 500 руб. и пени в размере 416 079 руб.
Определением суда от 24.09.2018 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа город Салават Республики Башкортостан (далее - администрация, третье лицо).
Определением суда от 22.10.2018 принят встречный иск ООО "Строймонтаж" к комитету и администрации о расторжении договора аренды земельного участка N 3-17-57зем от 09.01.2017 в связи с невозможностью использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и взыскании с комитета денежных средств в размере 996 000 руб., внесенных в качестве арендных платежей (с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) - т. 3, л.д. 95-100).
Определением суда от 15.11.2018 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Отдел строительства, транспорта и связи Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан (далее - отдел, третье лицо).
Решением суда от 24.06.2019 (резолютивная часть объявлена 17.06.2019) в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано. Встречные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе комитет (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении первоначальных исковых требований и отказе в удовлетворении встречных исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права. Так, податель жалобы настаивает на том, что ответчик, подписав акт приема-передачи от 09.01.2017, осмотрел земельный участок в натуре, ознакомился с его количественными и качественными характеристиками, подземными и надземными сооружениями и объектами, правовым режимом земель, и нашел его пригодным к использованию, а также о том, что, проявляя разумную степень осмотрительности, должен был проверить наличие и содержание технических условий подключения объекта капитального строительства к инженерным сетям.
Комитет указывает на отсутствие обязанности указывать в технических условиях данные о тепло и газоснабжении.
Кроме того, апеллянт полагает, что у него отсутствуют полномочия по возмещению излишне уплаченных денежных средств и иных расходов, следовательно, комитет не может являться надлежащим ответчиком по встречному иску.
Отзывом на жалобу администрация поддержала ее доводы.
ООО "Строймонтаж" отзывом на жалобу отклонил ее доводы.
В судебном заседании 12.09.2019 представители комитета, администрации и отдела поддержали доводы жалобы, просили ее удовлетворить, а представитель общества возражал против этого по мотивам, указанным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, комитетом опубликовано извещение о проведении торгов от 07.11.2016 N 071116/0673216/01, в соответствии с которым на аукцион выставлены:
- лот N 1 на приобретение права аренды на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, Восточный жилой район, мкр. 6, д. 4, кадастровый номер 02:59:070317:426, площадью 6 251 кв.м, срок договора аренды 3 года 2 месяца, задаток 1 100 000 руб., разрешенное использование: строительство 7-этажного 4-секционного жилого дома N 4 в МР-6 Восточного жилого района городского округа город Салават Республики Башкортостан в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Салават Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 05.02.2016 N 3-54/638. Решение о проведении аукциона: постановление Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 28.10.2016 N 2972-п;
- лот N 2 на приобретение права аренды на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, Восточный жилой район, мкр. 6, д. 5, кадастровый номер 02:59:070317:427, площадью 5 226 кв.м, срок договора аренды 3 года 2 месяца, задаток 920 000 руб., разрешенное использование: строительство 7-этажного 4-секционного жилого дома N 5 в МР-6 Восточного жилого района городского округа город Салават Республики Башкортостан в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Салават Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 05.02.2016 N 3-54/638. Решение о проведении аукциона: постановление Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 28.10.2016 N 2973-п;
- лот N 3 на приобретение права аренды на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, Восточный жилой район, мкр. 6, д. 6, кадастровый номер 02:59:070317:428, площадью 5 655 кв.м, срок договора аренды 2 года 8 месяцев, задаток 996 000 руб., разрешенное использование: строительство 5-этажного 4-секционного жилого дома N 6 в МР-6 Восточного жилого района городского округа город Салават Республики Башкортостан в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Салават Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 05.02.2016 N 3-54/638. Решение о проведении аукциона: постановление Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 01.11.2016 N 3006-п.
Ознакомившись с аукционной документацией, ООО "СтройМонтаж" платежным поручением N 289 от 06.12.2016 оплатило задаток по указанному лоту N 3 и подало заявку на участие в аукционе.
Протоколом об итогах аукциона N 8-3 от 15.12.2016 аукцион по лоту N 3 признан несостоявшимся, так как в аукционе принял участие только один участник - ООО "СтройМонтаж", аукционная комиссия предложила продавцу заключить договор аренды земельного участка по лоту N 3 с ООО "СтройМонтаж" как с единственным принявшим участие в аукционе.
На основании результатов аукциона, между комитетом (арендодатель) и ООО "СтройМонтаж" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 3-17-57зем от 09.01.2017, в соответствии с которым в аренду передан земельный участок с кадастровым номером 02:59:070317:428, площадью 5 655 кв.м, сроком до 31.08.2019, с разрешенным использованием: среднеэтажная жилая застройка в целях строительства 5-этажного 4-секционного жилого дома N 6 в МР-6 Восточного жилого района городского округа город Салават Республики Башкортостан.
Согласно акту приема-передачи от 09.01.2017 земельный участок передан арендодателем арендатору.
Договор аренды земельного участка зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан 21.02.2017, номер записи регистрации 02:59:070317:428-02/115/2017-2.
Комитетом произведено начисление арендной платы за период с 01.01.2017 по 28.06.2018, а также договорная пеня за нарушения срока арендной платы. Согласно представленному расчету задолженность общества составила 1 287 579 руб., в том числе задолженность по арендной плате 871 500 руб., пени в размере 416 079 руб.
Уведомлением N 70-27-93 от 25.05.2018 комитет потребовал погасить задолженность по арендной плате и пени, которая оставлена ООО "СтройМонтаж" без удовлетворения.
Невнесение обществом арендной платы в предусмотренные договором аренды сроки послужило основанием для обращения комитета в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по арендной плате и договорной пени.
Встречные исковые требований основаны на следующих обстоятельствах.
В целях осуществления проектирования и получения разрешения на строительство многоквартирного жилого дома согласно аукционной документации ООО "СтройМонтаж" заключило с ООО "Сфера" договор от 10.01.2017 N СФ-17-02 на проектирование 5-этажного 4-секционного жилого дома N 6 в МР-6 Восточного жилого района городского округа город Салават Республики Башкортостан.
В ходе процесса проектирования многоквартирного жилого дома и сбора технических условий обнаружено, что комитетом в аукционной документации указана недостоверная информация, касающаяся технических условий. Установлено, на сегодняшний день в микрорайоне N 6 Восточного жилого района г. Салават РБ отсутствуют инженерные сети (водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения) к которым должен быть подключен создаваемый объект, а именно 5-этажный 4-секционный жилой дом, согласно аукционной документации по продаже права аренды земельного участка, что подтверждается следующими документами:
- техническими условиями на подключение объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения N 36-1725 от 18.07.2018. выданных МУП "Салаватводоканал" предусмотрено подключение сетей водоснабжения и водоотведения объекта строительства во вновь запроектированную водопроводную и канализационную сеть (проектная документация 909-2015 НВК "Инженерные сети МР-6 Восточного жилого района ГО г. Салават Республики Башкортостан" заказчик Администрация городского округа город Салават Республики Башкортостан);
- техническими условиями на подключение объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения выданных ООО "Башкирские распределительные сети" N 12-БашРТС/001/2629 от 23.08.2018. Согласно п. 9 указанных технических условий "Строительство тепловой сети от ТК Ж-1 до точки подключения жилого дома литер 6 возможно выполнить при долевом участии всех застройщиков МР-6;
- письмом от МУП "Салаватводоканал" (исх. N 36-1850 от 06.08.2018) в котором указано, что на сегодняшний день внутриквартальные сети по проектной документации не построены, а заказчиком указанной проектной документации является Администрация городского округа город Салават Республики Башкортостан и она определяет источник финансирования строительства инженерных сетей;
- письмом ООО "СтройМонтаж" N 42 от 23.07.2018 с обращением об определении даты начала и окончания строительства инженерных коммуникаций согласно проектной документации N 909-2015-ТС, ТС.ЖК и N 909-2015 НВК в мкр. 6 Восточного жилого района г. Салават РБ, оставшееся без ответа;
- письмом Администрации городского округа города Салават Республики Башкортостан исх. N 02-Г-1191 от 23.08.2018: "В 2015 году выполнена проектная документация на объект капитального строительства "Инженерные сети МР-6 Восточного жилого района городского округа город Салават Республики Башкортостан". В 2016 году получено положительное заключение государственной экспертизы проекта и проверена достоверность определения сметной стоимости. Стоимость СМР составляет 164 058,02 тыс. руб. Администрацией направлена в Госстрой РБ заявка для включения в РАИП (республиканскую адресную инвестиционную программу) на 2019 год строительства вышеуказанного объекта" (в материалах дела имеется);
- распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2017 N 1360-р (с изм. на 30.11.2018) "Об утверждении республиканской адресной инвестиционной программы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" строительство инженерных сетей МР-6 Восточного жилого района городского округа город Салават Республики Башкортостан за счет данной программы не предусмотрено.
ООО "Сфера", ознакомившись с предоставленными ООО "СтройМонтаж" техническими условиями, 03.09.2018 письменно уведомило ООО "СтройМонтаж" о невозможности осуществления проектирования объекта.
На основании вышеизложенного ООО "СтройМонтаж" 06.09.2018 обратилось к комитету, администрации с претензией N 53 о расторжении договора земельного участка N 3-17-57зем от 09.01.2017 в связи с невозможностью использования земельного участка по его целевому назначению и требованием возврата уплаченных денежных средств в качестве арендных платежей в размере 996 000 руб.
Оставление комитетом и администрацией претензии без удовлетворения, послужило основанием для предъявления встречного иска.
Отказывая в удовлетворении первоначальных исковых требований комитета, арбитражный суд первой инстанции исходил из их незаконности и необоснованности. Удовлетворяя встречные исковые требования общества, арбитражный суд первой инстанции указал на недобросовестность поведения истца в неосуществлении перепроверки сведений размещенных в аукционной документации как о возможности технологического присоединения к инженерно-техническим сетям, так и о конкретных условиях такого присоединения и выданных специализированной организацией технических условиях.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителей комитета, администрации, отдела и общества, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно ст. 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; существенно ухудшает имущество.
В силу п. 9 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
В силу разъяснений, изложенных в п. 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" применительно к п. 9 ст. 22 ЗК РФ обстоятельства, указанные в ст. 619 ГК РФ, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка.
Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (ч. 3 ст. 619 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор, либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Истец направил в адрес ответчика 06.09.2018 претензию N 53 о расторжении договора земельного участка N 3-17-57зем от 09.01.2017 в связи с невозможностью использования земельного участка по его целевому назначению.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции о наличии оснований для расторжения спорного договора аренды.
Из анализа представленных администрацией, по запросу суда первой инстанции, технических условий, полученных на момент проведения аукциона следует, что информация, указанная в п. 1.5 аукционной документации отличается от данных, содержащихся в технических условиях, полученных Администрацией городского округа город Салават Республики Башкортостан на момент проведения аукциона.
Так в технических условиях N 12-БашРТС/001/4319 от 01.09.2015 выданных ООО "Баш-РТС" указано, что технические условия подключения теплоснабжения каждого объекта застройки получить в ООО "Баш-РТС" в установленном порядке, в данных технических условиях отсутствуют сведения о размере платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, которая должна быть указана в соответствии с п. 11 постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (ред. от 05.07.2018) "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения". Инженерные сети теплоснабжения согласно данных технических условий в данном микрорайоне проектируемые, т.е. фактически отсутствуют, а в аукционной документации информации об этом не содержится.
Технические условия N 818 от 26.07.2015, выданные ОАО "Газпром газораспределение Уфа", не относятся к земельному участку по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, МР-6 Восточного жилого района, д. 6 (стр.), а согласно адресу, указанному в технических условиях, адрес строительства: г. Салават МР-6 Восточного жилого района и выдано на строительство распределительного газопровода для газоснабжения индивидуальных жилых домов, административных и коммунально-бытовых зданий.
Технические условия, выданные МУП Электрических сетей городского округа г. Салават N ПТ-240 от 08.08.2015 выданы без конкретного обозначения земельного участка, что соответственно не позволяет определить их принадлежность к конкретному земельному участку, по которому проводился аукцион, и тем самым нарушает п. 4 ч. 8 ст. 39.11 ЗК РФ.
Технические условия по инженерным сетям водоснабжения и водоотведения на момент проведения аукциона не были получены. Аукционная документация подготовлена на основании информационного письма от МУП "Салаватводоканал" о протяженности сетей водоснабжения и водоотведения, необходимых для подключения жилых домов в МР-6 Восточного жилого района и информации о плате за подключение.
Тем самым комитет не исполнил требования п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (ред. от 05.07.2018) "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения".
В силу изложенного, информационное письмо не может являться техническими условиями, так как не соответствуют требованиям п. 10 и 11 названного постановления.
Кроме того, все предоставленные администрацией технические условия датируются более ранней датой выдачи, чем образован земельный участок, являющийся предметом прошедших торгов.
Порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен в ст.39.11 и 39.12 ЗК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории;
2) обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы);
3) осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
4) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;
5) принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона.
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (п. 19 ст. 39.11 ЗК РФ).
Организатор аукциона обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (п. 20 ст. 39.11 ЗК РФ).
На основании подп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженернотехнического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженернотехнического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства).
К сетям инженерно-технического обеспечения относятся электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод.
Указанные положения корреспондируют правилу, установленному подп. 4 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, из которого следует, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженернотехнического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.
Из анализа вышеназванных норм следует, что порядок подготовки и проведения аукциона распространяется на действия организатора торгов в отношении конкретного земельного участка и определяет его стадии, последовательное соблюдение которых является для последнего обязательным. Применительно к рассматриваемому случаю это означает, что получение технических условий подключения непосредственно связано с определенным земельным участком и не может предшествовать его постановке на кадастровый учет.
Как верно установлено судом первой инстанции, технические условия, будучи выданными до формирования земельного участка, не соотносятся с предметом настоящих торгов.
При указанных обстоятельствах, с учетом подп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что наличие в составе извещения технических условий подключения, не имеющих отношения к предмету торгов, кроме того, полученных до его формирования, не может расцениваться как соблюдение заказчиком императивных правил организации и проведения аукциона.
Также арбитражным суд первой инстанции обоснованно принято во внимание положения п. 8 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, согласно которым запрос органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должен содержать, в том числе информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства.
Следовательно, информация о границах земельного участка в той мере, в которой является необходимой и значимой для разработки технических условий подключения, служит принципу идентификации технических условий подключения с конкретным земельным участком.
Как верно указано судом первой инстанции, в рассматриваемой ситуации такой принцип обязывал заказчика получить технические условия подключения на тот земельный участок, право аренды которого выступало предметом спорного аукциона.
Также, согласно представленному в материалы дела протоколу оперативного совещания, состоявшего 15.05.2019 в администрации, инженерные сети МР-6 Восточного жилого района городского округа город Салават Республики Башкортостан на дату совещания отсутствуют, принято решение продолжить работу с целью получения финансирования из бюджета Республики Башкортостан для строительства объекта капитального строительства "Инженерные сети МР6 Востоного жилого района городского округа город Салават Республики Башкортостан" и письма от Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору N 39-19 от 14.06.2019 в силу требований ч. 12 ст. 48 ГрК РФ и разделов 1, 2 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", в состав проектной документации объектов капитального строительства включаются разделы:
- "Пояснительная записка" с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями (предусмотренными ч. 7 ст. 48 ГрадК РФ и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования;
- "Схема планировочной организации земельного участка" с содержанием обоснования схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, обоснования решений по инженерной подготовке территории, в том числе решений по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод; в графической части - с содержанием сводного плана сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу изложенного, существенно влияющих на решение арендатором вопроса о приобретении права аренды земельного участка для строительства жилого дома, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом о наличии оснований для расторжения договора аренды земельного участка.
На основании п. 2 ст. 453 ГК РФ, при расторжении договора обязательства сторон прекращаются.
В соответствии с п. 3, 4 ст. 453 ГК РФ, в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Анализируя вышеприведенные нормы, стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Вместе с тем, в силу ст. 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила о неосновательном обогащении подлежат применению также к требованию одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
В соответствии с правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 1 информационного письма от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", положения п. 4 ст. 453 ГК РФ не исключают возможности истребовать в качестве неосновательного обогащения, полученные до расторжения договора денежные средства, если встречное удовлетворение получившей их стороной не было предоставлено и обязанность его предоставить отпала, в связи с чем, при расторжении договора сторона не лишена права истребовать ранее исполненное, если другая сторона неосновательно обогатилась.
Для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: приобретение или сбережение имущества на стороне приобретателя и уменьшение имущества (убытки) на стороне потерпевшего; убытки потерпевшего являются источником обогащения приобретателя; отсутствует надлежащее правовое основание для наступления вышеуказанных имущественных последствий.
При этом правила гл. 60 ГК РФ о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли такое обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно п. 2 ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
При установленных выше обстоятельствах у ООО "СтройМонтаж" отсутствовала встречная обязанность по внесению платы за аренду земельного участка, а перечисленные им денежные средства в сумме 996 000 руб. в качестве задатка за участие в аукционе подлежащую зачету в счет арендной платы, составляют неосновательное обогащение ответчика, в связи с чем, с комитета подлежит взысканию в пользу общества неосновательное обогащение в размере 996 000 руб.
На основании изложенного, арбитражный суд первой инстанции обоснованно отказал комитету в удовлетворении его первоначальных исковых требований.
Довод комитета о том, что у него отсутствуют полномочия по возмещению денежных средств, отклоняется судебной коллегией, поскольку основан на неверном толковании закона.
Так. Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ" введена ст. 3.3 в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Комитетом по управлению собственностью Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Салавату и Администрацией городского округа город Салават Республики Башкортостан подписано соглашение от 24.12.2013 о взаимодействии по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом. По условиям соглашения для исполнения возложенных функций по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, в том числе земельными участками, до разграничения муниципальной собственностью на землю и земельными участками, полномочия по управлению и распоряжению которыми республиканскими законами переданы муниципальному образованию, Комитет наделяется полномочиями, в том числе осуществляет заключение договоров аренды; осуществляет контроль за платежами за пользование муниципальным имуществом, включая земельные участки до разграничения собственности на землю в пределах заключенных договоров; осуществляет учет и контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет городского округа отдельных видов неналоговых доходов, администрирование этих доходов и организация взаимодействия с Управлением федерального казначейства по Республике Башкортостан; представляет интересы Администрации в организациях, собраниях кредиторов, судах общей юрисдикции, арбитражных судах по вопросам, определенным настоящим соглашением, в том числе по делам о несостоятельности (банкротстве).
Таким образом, с 24.12.2013 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г. Салавате осуществляет комитет, в связи с чем, арендодателем по спорному договору с 24.12.2013 является комитет, следовательно, и платежи производились ему.
Кроме того, именно с комитетом заключен спорный договор и именно комитет обратился в суд с иском к обществу о взыскании задолженности по арендной плате.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют аналогичные доводы возражений истца на встречный иск, заявленных в ходе рассмотрения дела, обоснованно отклоненных судом первой инстанции.
В силу изложенных обстоятельств доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения в материалах дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.06.2019 по делу N А07-18654/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению собственностью Министерства земельных отношений Республики Башкортостан по городу Салавату - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.