г. Санкт-Петербург |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А56-23231/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Маловатый С.А. по доверенность от 18.05.2018
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21286/2019) ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2019 по делу N А56-23231/2019 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО "Эгида"
о признании незаконным решения от 21.01.2019 по жалобе N Т02-36/19
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" (далее - ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС, Управление) от 21.01.2019 по жалобе N Т02-36/19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Эгида".
Решением суда от 18.06.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Участники процесса, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем, дело рассмотрено судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 25.12.2018 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov. опубликовано извещение N 31807361670 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, включая документацию на проведение конкурса (далее - Документация). Начальная (максимальная) цена 33 619 023 рублей.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках), Положением о закупках товаров, работ, услуг общества с ограниченной ответственностью Жилкомсервис N 1 Невского района" (далее - Положение о закупках), в редакции от 31.01.2018, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией
ООО "Эгида", посчитав, что организатором торгов (ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района") в подпункте "г" пункта 3.3.2 раздела 1 Документации и в пункте 3.3.3 раздела 2 Документации неправомерно установлено условие оценки заявок по критерию "Квалификация участника размещения заказа" на основании представленных документов о наличии у участника Закупки офисных помещений на территории г. Санкт-Петербурга, а также требование, установленное в подпункте 9.1.1.1 Технического задания Документации о предоставлении исполнителем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, направленного в Федеральную службу по технологическому, экологическому и атомному надзору, противоречит постановлению Правительства РФ от 29.08.2018 N 1023, обратилось в антимонопольный орган с жалобой от 10.01.2019 вх.N 561-ЭП/19 на действия Организатора торгов.
По результатам рассмотрения жалобы комиссией УФАС вынесено решение от 1.01.2019, которым жалоба признана обоснованной, в действиях организатора торгов установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, а именно: несоблюдение принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки допущенное путем:
1) неправомерного установления в подпункте "г" пункта 3.3.2 раздела 1 Документации и подпункте 3.3.3 раздела 2 Документации дискриминационного и не соответствующего предмету Закупки условия оценки заявок по подкритерию "Наличие материально-технических ресурсов" на предмет наличия у участника конкурса офисных помещений на территории г. Санкт-Петербурга;
2) неправомерного установления в подпункте 9.1.1.1 Технического задания раздела 4 Документации незаконного требования к исполнителю о наличии у последнего уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, направленного в Федеральную службу по технологическому, экологическому и атомному надзору.
Комиссией УФАС выдано предписание, согласно которому организатору торгов ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" надлежит в срок до 12.02.2019 устранить допущенные нарушения путем отмены протоколов, возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в Документацию, устраняющих выявленные нарушения, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Закона N 223-ФЗ
Посчитав выданное антимонопольным органом решение незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу статьи 6 Закона N 223-ФЗ контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Законом N 223-ФЗ.
В силу части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Как установлено Управлением и судом первой инстанции, согласно пункту 1.6.2. раздела 1 Документации заказчик в зависимости от предмета и условий закупки вправе устанавливать к участникам закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
- финансовых ресурсов для исполнения договора;
- на праве собственности или ином законном основании недвижимого имущества, оборудования, материальных ресурсов, технических средств с количественными, качественными и техническими характеристиками, установленными для надлежащего и своевременного исполнения договора;
- опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации;
- необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора;
- иные требования, связанные с предметом закупки, определяющие квалификацию участника закупки.
Согласно спорному подпункту "г" пункта 3.3.2 раздела 1 Документации требование для оценки предложения по критерию "Квалификация Участника размещения заказа", в соответствии с пунктом 3. Раздела 2 "Информационная карта" конкурсной документации "Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок" участник конкурса в составе конкурсного предложения предоставляет сведения о квалификации (По форме 3.5 приложение 1-3 раздела 3 конкурсной документации), в числе которых копии документов, подтверждающих наличие материально-технических ресурсов у участника конкурса офисных помещений на территории г. Санкт-Петербурга для размещения работников участника конкурса на период оказания услуг в соответствии с настоящей документацией для проведения конкурса (подтверждается копиями договоров купли-продажи, аренды и т.п.).
Подпунктом 3.3.3 раздела 2 Документации установлено, что при оценке заявок по подкритерию "Наличие материально-технических ресурсов" учитываются сведения о наличии у участника материально-технических ресурсов, в соответствии с требованиями п. 3.3.2. Раздела 1 документации, представляемые в виде копий документов, подтверждающих наличие материально-технических ресурсов у участника конкурса офисных помещений на территории г. Санкт-Петербурга для размещения работников участника конкурса на период оказания услуг в соответствии с настоящей документацией для проведения конкурса (подтверждается копиями договоров купли-продажи, аренды и т. п.)
Наличие документов, подтверждающих наличие материально-технических ресурсов, обеспечивает начисление заявки 100 баллов подкритерия.
В разделе 4 Документации приведено Техническое задание на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах ООО "ЖКС N 1 Невского района". Выполнение работ, требующих наличие у исполнителя офисных помещений, в том числе и с определенной территориальной расположенностью, документацией о закупке не предусмотрено.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, сама по себе работа по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования подразумевает под собой непосредственно выход на объект диагностирования (многоквартирный дом), а не нахождение в офисном помещении. Уже после проведения всех технических работ на объекте, исполнитель готовит заключение, которое может быть выполнено в любом оборудованном для этих целей помещении.
На основании изложенного, Управление пришло к обоснованному выводу о том, что подпункт "г" пункта 3.3.2 раздела 1 Документации и пункт 3.3.3 раздела 2 Документации нарушают права таких потенциальных участников и приводят к необоснованному ограничению конкуренции.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке Заказчик самостоятельно устанавливает требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Как следует из пункта 3.4.1. Документации поставка товаров, выполнение работ, услуг, которые являются предметом Договора, их количественные и качественные характеристики осуществляется в соответствии с требованиями, указанными в Техническом задании (Раздел 4), Информационной карте (Раздел 2), Проект Договора (Раздел 5) конкурсной документации.
В соответствии с п. 9 Технического задания раздела 4 Документации исполнителю необходимо провести техническое диагностирование внутридомового газового оборудования, отработавшего нормативный срок эксплуатации, расположенного в многоквартирных домах, в соответствии с Адресной программой технической диагностики ВДГО на 2018-2022 гг. (Приложение N 1 к Техническому заданию).
Согласно спорному подпункту 9.1.1.1 Технического задания раздела 4 Документации Исполнитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к специализированной организации, осуществляющей техническое диагностирование внутридомового газового оборудования, установленным разделом IX "Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. N 410, и иным обязательным требованиям, а именно иметь в наличии уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, направленное в Федеральную службу по технологическому, экологическому и атомному надзору.
Вопреки доводам подателя жалобы, апелляционная коллегия отмечает, что организация при осуществлении работ и услуг по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям, определение технического состояния внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей, поиск и определение неисправностей указанного оборудования, а также определение возможности его дальнейшего использования (пункт 88 Перечня), обязана с 01 сентября 2018 года направить уведомление только в орган государственного жилищного надзора.
Таким образом, нормами действующего законодательства не предусмотрено требования о направлении уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, в Федеральную службу по технологическому, экологическому и атомному надзору.
В связи с изложенным, вывод Управления о том, что организатором торгов в подпункте 9.1.1.1 Технического задания раздела 4 Документации безосновательно применено не регламентированное нормами действующего законодательства требование к исполнителю по договору в рамках Закупки является правомерным и обоснованным.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2019 по делу N А56-23231/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23231/2019
Истец: ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "Эгида"