г. Хабаровск |
|
16 сентября 2019 г. |
А73-5778/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Деринский Евгений Сергеевич - лично,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства сельского хозяйства Хабаровского края
на решение от 03.07.2019
по делу N А73-5778/2019
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Медведевой О.П.
по иску министерства сельского хозяйства Хабаровского края
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Деринскому Евгению Сергеевичу
о взыскании 1 394 886 руб.,
установил:
в Арбитражный суд Хабаровского края обратилось министерства сельского хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство, истец) с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Деринскому Евгению Сергеевичу (далее - Деринский Е.С., ответчик) о взыскании основного долга в размере 1 394 886 руб. - гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставленного в соответствии с соглашением от 24.06.2015 N 39 о предоставлении субсидий из краевого бюджета в рамках реализации государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Исковое заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-5778/2019.
Решением от 03.07.2019 суд отказал в удовлетворении требования по делу N А73-5778/2019.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, Министерство подало на него апелляционную жалобу, содержащую требование - решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования.
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 31.07.2019 Шестого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании Деринский Е.С. не согласился с апелляционной жалобой, просил решение оставить без изменения.
Министерство не направило своего представителя в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения ответчика, суд апелляционной инстанции при проверке законности и обоснованности судебного акта установил следующие обстоятельства.
Крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является Деринский Е.С., зарегистрировано Межрайонной ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю 11.03.2015 за ОГРНИП 315272000001596.
Пунктом 3 Порядка и условий предоставления из краевого бюджета начинающим фермерам, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 N 66-пр (далее - Порядок и условия) (действующий в спорный период) предусмотрено, что начинающие фермеры имеют право на получение грантов в случае заключения с министерством соглашения о предоставлении грантов из краевого бюджета.
В силу пункта 6 Порядка и условий начинающий фермер, получивший грант, единовременную помощь, представляет в министерство ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о целевом расходовании средств гранта, единовременной помощи согласно приложению N 5 к настоящим Порядку и условиям с приложением копий подтверждающих документов (платежные поручения с отметкой банка, договоры на поставку товаров и т.д.).
Абзацем 2 пункта 1, абзацем 14 подпункта 5.1 пункта 5 Порядок и условий, подпунктами 2.10, 2.14 пункта 2 Условий подачи гражданами РФ заявок в конкурсную комиссию субъекта РФ для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166" установлено, что условиями подачи гражданами РФ заявок в конкурсную комиссию являются, в том числе условие о том, что крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным местом трудоустройства его главы, а также обязанность главы крестьянского (фермерского) хозяйства создать не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. руб. гранта.
25.06.2015 между министерством сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (прежнее наименование Министерства) и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Деринским Е.С. (получатель субсидии) заключено соглашение о предоставлении субсидий из краевого бюджета в рамках реализации государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия N 39, предметом которого является предоставление субсидий получателю субсидий, а также взаимодействие сторон в иных формах в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N717 и Государственной программы Хабаровского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17.08.2012 N277-пр.
В соответствии с условиями соглашения Министерство обязалось выплатить субсидию получателю субсидий в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ и Правительством Хабаровского края, в пределах сумм, заявленных получателем субсидий (п.2.1.2).
Согласно пункту 2.1.5 соглашения, Министерство осуществляет обязательную проверку соблюдения получателем субсидий условий, целей и порядка предоставления гранта в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края.
Получатель субсидии обязался обеспечивать соблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидий (п.2.2.3); обеспечить возврат субсидий в краевой бюджет в случае установления Министерством фактов нарушения условий предоставления субсидий и (или) необоснованного получения субсидий в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края (п.2.2.6).
На основании соглашения Деринскому Е.С. на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства предоставлен грант в сумме 1 394 886 руб., перечисленный платежными поручениями от 30.06.2015 N 850090, от 01.07.2015 N 860095, от 18.08.2015 N 408898.
Согласно подпункту 5.1 пункта 5 Порядка и условий, грант расходуется по плану расходов в течение 12 месяцев со дня поступления на счет начинающего фермера.
Согласно плану расходов гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства "Деринский Евгений Сергеевич" грант предоставлялся на приобретение трактора на сумму 1 100 000 руб., культиватора на сумму 89 873,33 руб., косилки на сумму 90 000 руб., прицепа тракторного на сумму 100 000 руб., картофелекопалки на сумму 170 000 руб.
В соответствии с пунктом 7 Порядка и условий часть гранта, использованная нецелевым образом, остатки гранта, не использованные в отчетном финансовом году, подлежат возврату в краевой бюджет.
Согласно отчету о целевом расходовании средств гранта и подтверждающих документов от 30.12.2015, Деринским Е.С. приобретены: трактор стоимостью 920 000 руб., экскаватор стоимостью 180 000 руб., культиватор стоимостью 89 873,33 руб., косилка стоимостью 90 000 руб., прицеп тракторный стоимостью 100 000 руб., картофелекопалка стоимостью 170 000 руб., всего на 1 549 873,33 руб., из которых 1 394 886 руб. за счет суммы гранта, 154 987,33 руб. за счет собственных средств.
Согласно представленным документам глава Деринский Е.С. был трудоустроен в Дальневосточной дирекции по теплоснабжению Центральной дирекции по теплоснабжению - филиала ОАО "РЖД" на должности слесаря-ремонтника 4-го разряда котельной ст. Розенгартовка участка котельных (ст. Бикин) Хабаровского территориального участка.
Обязательство по созданию постоянных рабочих мест Деринским Е.С. не выполнено, что подтверждается срочными трудовыми договорами с Маковеевым А.В., Дроздовой И.А., Бубело В.В., Кибиткиной Т.Г.
Министерство пришло к выводу, что получатель субсидий нарушил условия соглашения N 36, а также вышеуказанных нормативных актов (расходование гранта в части осуществлено не по плану расходов, действовавшему на дату расходования гранта; является трудоустроенным; обязательство по созданию постоянных рабочих мест не выполнено), направило в адрес Деринского Е.С. требование от 21.11.2018 N5-11-6163 о возврате средств гранта.
Поскольку Деринским Е.С. грант в краевой бюджет не возвращен, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Вышеуказанные обстоятельства, предшествовавшие подачи иска по настоящему делу, правильно установлены судом первой инстанции, сторонами не оспариваются.
Суд первой инстанции отказал в иске, при этом правомерно руководствовался следующим.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 3.2.1 пункта 3.2 раздела 3 Положения о министерстве сельского хозяйства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 17.06.2015 N 140-пр, министерство осуществляет поддержку сельскохозяйственного производства.
Абзацем 2 пункта 1, абзацем 14 подпункта 5.1 пункта 5 Порядок и условий, подпунктами 2.10, 2.14 пункта 2 Условий подачи гражданами РФ заявок в конкурсную комиссию субъекта РФ для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166" установлено, что условиями подачи гражданами РФ заявок в конкурсную комиссию являются, в том числе условие о том, что К(Ф)Х является единственным местом трудоустройства его главы, а также обязанность главы К(Ф)Х создать не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. руб. гранта.
Согласно пункту 7 Порядка и условий, в случае нецелевого использования гранта (единовременной помощи) полностью или частично грант (единовременная помощь), часть гранта (часть единовременной помощи), использованные нецелевым образом, подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае выявления фактов несоответствия заявителя условиям подачи заявок, а также невыполнения заявителем условий, установленных пунктом 3 настоящих Порядка и условий, грант (единовременная помощь) в полном объеме подлежит возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления случаев возврата, указанных в настоящем пункте, выставляет начинающему фермеру требование о возврате в краевой бюджет гранта (единовременной помощи) или части гранта (части единовременной помощи), либо остатков гранта (единовременной помощи).
Начинающий фермер в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного требования перечисляет в краевой бюджет грант (единовременную помощь) или часть гранта (часть единовременной помощи), либо остатки гранта (единовременной помощи).
В случае неперечисления в краевой бюджет начинающим фермером гранта (единовременной помощи) или части гранта (части единовременной помощи), либо остатков гранта (единовременной помощи) в срок, установленный настоящими Порядком и условиями, указанные средства взыскиваются министерством в судебном порядке.
Применительно к спорной ситуации суд первой инстанции правильно установил, что предоставленная сумма гранта использована ответчиком в полном объеме на приобретение техники в соответствии с уточненным и измененным планом расходов, при этом не имеет значения то обстоятельство, что внесение изменений в план расходов и их согласование произошло после осуществления расходования гранта.
При предоставлении ответчику гранта истцу был известен факт его трудоустройства, а на момент рассмотрения настоящего спора единственным местом трудоустройства Деринского Е.С. являлось крестьянское (фермерское) хозяйство, трудовые отношения с ОАО "РЖД" прекращены с 25.10.2018, что подтверждается трудовой книжкой.
Обязательство по созданию постоянных рабочих мест не выполнено в связи с сезонным характером работ, отсутствием достаточных денежных средств для выплаты заработной платы. Из пояснений ответчика следует, что в крестьянском (фермерском) хозяйстве работает его родственник, в ближайшее время планируется создание рабочих мест.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях от 15.06.1999 N 11-П, от 25.01.2001 года N 1-П, от 17.07.2002 N 13-П, от 19.03.2003 N 3-П, от 13.03.2008 N 5-П, от 27.05.2008 N 8-П, от 24.05.2009 N11-П, от 13.07.2010 N15-П, от 18.05.2012 N12-П, от 17.01.2013 N1-П, от 14.02.2013 N4-П, от 25.02.2014 N4-П, от 19.01.2016 N2-П, применение мер ответственности должно, среди прочего, соответствовать принципам справедливости во взаимоотношениях государства с физическими и юридическими лицами как субъектами ответственности.
При этом конституционные требования справедливости и соразмерности (статьи.17, 55 Конституции Российской Федерации) предопределяют, по общему правилу, необходимость дифференциации юридической ответственности в зависимости от тяжести содеянного, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при выборе той или иной меры государственного принуждения.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в п.4.1 Постановления N 11-П от 24.05.2009, суд, обеспечивающий в связи с привлечением к ответственности за нарушение установленных правил защиту прав и свобод физических и юридических лиц посредством судопроизводства, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения установленных правил, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась и как бы ни было распределено бремя её доказывания, а также существенность допущенного нарушения.
В связи с изложенным является правильным вывод суда о том, что выявленные истцом нарушения носят формальный характер, при отсутствии доказательств израсходования гранта не целевым назначением отсутствуют основания для удовлетворения требований истца.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки доказательств, для иных выводов, для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 03.07.2019 по делу N А73-5778/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5778/2019
Истец: Министерство сельского хозяйства Хабаровского края, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Деринский Евгений Сергеевич, КФХ Деринский Евгений Сергеевич
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5348/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5348/19
16.09.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4929/19
03.07.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-5778/19