г. Самара |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А65-27372/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 09 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 16 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Страховая группа "АСКО" в лице конкурсного управляющего - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Страховая группа "АСКО" - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Нырты" - представитель Денисов И.В.(доверенность от 22.09.2018),
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Страховая группа "АСКО" в лице конкурсного управляющего - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 июня 2019 года по делу N А65-27372/2018 (судья Абдуллина Р.Р.),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Страховая группа "АСКО" (ОГРН 1021602010847, ИНН 1650014919),
к обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Нырты" (ОГРН 1111675000216, ИНН 1635009167),
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, о взыскании суммы долга в размере 921 718 рублей, процентов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Страховая группа "АСКО" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Нырты" (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее - третье лицо), о взыскании суммы долга в размере 921 718 рублей, процентов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 июня 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Страховая группа "АСКО" в лице конкурсного управляющего - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
Полагает, что Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.06.2019 по делу N А65-27372/2018 было вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, при вынесении судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для данного дела.
В жалобе указывает на то, что в установленный договором срок, второй страховой платеж поступил не в полном объеме, следовательно, у страхователя возникла обязанность по уплате остатка второй части страховой премии в размере 921 718 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Нырты" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В суд апелляционной инстанции от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Нырты" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители общества с ограниченной ответственностью "Страховая группа "АСКО" в лице конкурсного управляющего - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителя общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Нырты", суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
01.06.2016 между истцом (страховщик) и ответчиком (страхователь) заключен договор сельскохозяйственного страхования (урожай сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой) N СХУ14-ГО/16.
Объект страхования: имущественные интересы страхователя, связанные с риском утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры на всей площади посева/посадки в хозяйстве страхователя в результате воздействий событий, указанных в п. 2.4 договора (пункт 2.1 договора).
Общая страховая сумма по договору 21 240 491 рубль (пункт 2.2)
Общая страховая премия по договору составляет 1 940 459 рублей (пункт 2.3).
Страховая премия уплачивается в рассрочку: первый страховой взнос в сумме 970 230 рублей не позднее 15.08.2016, второй страховой взнос в сумме 970 229 рублей не позднее 31.12.2016.
В случае если по настоящему договору государственная поддержка не была предоставлена страхователю, то стороны действуют в соответствии с пп. 6.6.1 и 7.3.1 правил, в том числе в отношении п. 2.9 договора.
Страховые случаи перечислены в п. 2.4 договора страхования.
Территория страхования - Сабинский район.
В разделе 4 договора стороны регламентировали порядок определения размера страховой выплаты в случае наступления страхового случая.
Договор страхования заключен на срок с 02 июня 2016 г. по 28 сентября 2016 г. (пункт 2.7).
Страхование, обусловленное договором (период страхования в отношении каждой сельскохозяйственной культуры), распространяется на страховые случаи, произошедшие 00 часов дня, следующего за днем подписания договора, но не ранее посадки/посева данной культуры и оканчивается 24 ч. 00 мин. дня, указанного как дата окончания уборки урожая (пункт 2.8 договора).
Дата окончания уборки каждой застрахованной культуры указана в п. 2.1 договора. В соответствии с указанным пунктом договора установлена дата окончания уборки урожая (следовательно, страхового покрытия) для пшеницы яровой - 14.08.2016, ячмени яровой - 17.08.2016, для овса - 11.08.2016, для гороха -
12.08.2016, для кукурузы на корм - 28.09.2016, для культуры кормовых - 16.08.2016.
В соответствии с пунктом 6.1 Правил страхования (стандартные) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, осуществляемого с государственной поддержкой страховой премией является плата за страхование, которую Страхователь обязан уплатить страховщику в порядке и сроки, установленные договором сельскохозяйственного страхования.
Согласно пункту 6.1.3 Правил страхования общая страховая премия уплачивается Страхователем по договору сельскохозяйственного страхования в рассрочку, в сумме и сроки, установленные договором сельскохозяйственного страхования.
В соответствии с пунктом 6.6.1. Правил страхования если договором сельскохозяйственного страхования не предусмотрено иное, в случае непоступления (в полном объеме или частично) средств государственной поддержки в сроки, установленные договором сельскохозяйственного страхования, страховщик вправе требовать изменения условий договора сельскохозяйственного страхования в соответствии с пунктом 7.3.1. Правил.
Согласно пункту 7.3.1 указанных Правил страхования в случае нарушения порядка и сроков уплаты очередного страхового взноса страховщик вправе потребовать изменения условий договора сельскохозяйственного страхования, в том числе исключить действие положений пунктов 5.2.1, 5.5.1, 7.4.2 Правил страхования, а в случае отказа страхователя потребовать досрочного прекращения договора сельскохозяйственного страхования без учета положений пункта 7.4.2 Правил страхования со дня возникновения права на изменение условий страхователя.
В пункте 5.2.1 Правил страхования указано, что страховая сумма устанавливается в размере не менее чем определенная п. 6 ст.4 Федерального закона N 260-ФЗ доля страховой стоимости.
В соответствии с пунктом 5.5.1 Правил страхования размер безусловной франшизы не может превышать доли страховой суммы, определенной Федеральным законом N 260-ФЗ и Планом сельскохозяйственного страхования.
В соответствии с пунктом 7.4.2 Правил страхования закреплено, что договор страхования не может быть прекращен до наступления срока, на который он был заключен, за исключением случая, предусмотренного ст. 958 ГК РФ.
Конкурсный управляющий истца при анализе документов финансово хозяйственной деятельности истца пришел к выводу, что ответчик перечислил страховую премию только в размере 970 230 рублей, а третье лицо свои обязательства по перечислению субсидии в размере 50 % от страховой премии не исполнило, перечислило субсидию только в размере 48 511 рублей, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых в иске отказано.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей перечислены в статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем качестве сторон (пункт 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо (пункт 1 статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации)
Правоотношения в сфере государственной поддержки с сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации регулируются положениями Федерального закона от 25.07.2011 N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N260-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 г. N1371 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования" (далее - Постановление Правительства РФ N1371) и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.03.2016 N 138 "О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 2016 году" (далее - Постановление КМ РТ N138).
В соответствии с положениями статей 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии предоставляемые юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, относятся к бюджетным ассигнованиям и предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц -производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации (статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан не является стороной договора страхования, следовательно, с учетом положений статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор страхования не может порождать обязанностей для него.
Положения Федерального закона N 260-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1371 и Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.03.2016 N 138 регулируют порядок предоставления субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования.
Применительно к спорным правоотношениям, указанные нормативные акты регулируют правоотношения между третьим лицом, как уполномоченным органом государственной власти Республики Татарстан по вопросам предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям и ответчиком, как получателем бюджетных ассигнований.
Указанные нормативные акты не порождают гражданские права и обязанности третьего лица перед истцом.
То обстоятельство, что положения части 3 статьи 3 Федерального закона N 260-ФЗ предусматривают перечисление субсидий непосредственно на расчетный счет страховщика, не меняет существо спорных правоотношений.
Следовательно перечисление субсидии на расчетный счет соответствующего страховщика производится на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя. Таким образом, законоположения, предусматривающие перечисление субсидии непосредственно на расчетный счет страховщика, не порождают у страховщика права на указанную субсидию, а лишь регламентируют порядок предоставления указанной субсидии сельскохозяйственному товаропроизводителю.
Страховщик в соответствии с положениями статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.
Таким образом, в спорных правоотношениях у третьего лица отсутствуют гражданские обязанности перед истцом по выплате страховой премии по договору страхования. Такие обязанности не возникают как из договора, так и из приведенных выше норм права.
Вопрос предоставления субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования относится к правоотношениям между третьим лицом и ответчиком, не является предметом доказывания для разрешения спора между истцом и ответчиком, в связи с чем в рамках настоящего дела не исследуется.
В рассматриваемом случае отношения истца и ответчика возникли из договора страхования.
В соответствии со статьей 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Согласно статье 954 Гражданского кодекса Российской Федерации под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
По общему правилу, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается (ст.310 ГК РФ).
Как следует из пункта 2.2 договора страхования, сторонами согласован общий размер страховой премии в размере 1 940 459 рублей.
С учетом оплаты первого взноса и поступившей суммы субсидии, неоплаченная ответчиком часть страховой премии составляет 921 718 рублей.
Как следует из материалов дела, государственная поддержка по данному договору страхования предоставлена второму ответчику только в размере 48 511 рубля.
При этом истец не воспользовался правом на изменение условий договора страхования, предусмотренным пунктом 7.3.1 Правил страхования.
Таким образом, с учетом условий договора страхования и вышеприведенных нормативных актов, у истца имеется субъективное право требовать с ответчика неоплаченную часть страховой премии в размере 921 718 рублей.
Указанная сумма приходится на долю не предоставленной ответчику субсидии по программе государственной поддержки.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.07.2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" субсидии предоставляются на возмещение части затрат сельскохозяйственного товаропроизводителя на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования, на расчетный счет страховщика в размере пятидесяти процентов начисленной страховой премии на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.03.2016 г. N 138 "О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 2016 году" утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в 2016 году (далее - Порядок).
Основанием для отказа в предоставлении субсидии является: предоставление неполного комплекта документов; отсутствие остатка лимита бюджетных обязательств.
Как установил суд, ответчик обратился к третьему лицу и предоставил необходимый пакет документов для получения субсидии на возмещение части затрат на уплату страховых премий, о чем, в частности, свидетельствует и частичная оплата третьим лицом субсидии.
Возражая против предъявленного иска, ответчик указал, что заключая договор страхования с государственной поддержкой, ответчик рассчитывал получить субсидию в размере 50 % от страховой премии и согласился на заключение договора исключительно на условиях государственной поддержки (т.е. на условиях уплаты 50 % страховой премии, установленной договором страхования).
Ответчик указал, что истец злоупотребляет правом, существенно завышая размер страховой премии в договоре с государственной поддержкой, тогда как размеры страховых премий в договорах страхования сельскохозяйственных культур на общих условиях (без государственной поддержки), при прочих равных условиях страхования, существенно ниже.
Ответчик представил суду правила страхования урожая сельскохозяйственных культур ООО "Страховая группа "АСКО", утвержденные приказом ООО "СГ "АСКО" от 09.06.2016, действовавшие в спорный период (далее - Правила АСКО).
В разделе 5 Правил АСКО перечислены риски, с наступлением которых стороны связывают наступление страхового случая. Судом установлено, что в Правилах АСКО представлен более широкий перечень страховых рисков, признаваемых страховым случаем, по сравнению с условиями договора страхования с государственной поддержкой.
Приложением N 2 к Правилам АСКО установлен базовый тариф ставки страхования урожая. При условии страхования сельскохозяйственных культур сроком на один год по программе "Полный пакет" составляет 7% от страховой суммы. Если договор заключен на срок менее года, предусмотрен понижающий коэффициент исходя из количества полных месяцев страхования. Если срок страхования равен 3 мес., применяется понижающий коэффициент 0,4, а если срок страхования равен 4 мес., к базовому тарифу применяется коэффициент 0,5.
За 4 месяца страхования на условиях "Полный пакет", страховая премия по Правилам АСКО составит 3,5 %.
Таким образом, в период действия договора страхования с ответчиком истец предлагал неограниченному кругу лиц (путем размещения на сайте, в информационных стендах и т.д.) заключить договор на вышеприведенных условиях.
Между тем, как установил суд, в договоре с ответчиком на аналогичный объем страхового покрытия установлена страховая премия за 4 мес. страхования в размере 9%, 10% от страховой суммы, что существенно выше страховых тарифов, которые истец предлагает неограниченному кругу лиц по программе страхования урожая сельхоз культур без государственной поддержки.
Частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых сделок) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Принимая во внимание изложенное, суд правомерно вынес на обсуждение обстоятельства существенного завышения истцом страховой премии в договорах с государственной поддержкой и попросил представителей истца обосновать значительную разницу в размере страховых премий при одинаковых страховых рисках.
Как пояснил истец, увеличение суммы страховой премии в договорах с государственной поддержкой обусловлено членством в "Едином объединении страховщиков агропромышленного комплекса - Национальный Союз Страховщиков" (далее - НСА) и связанным с этим уплатой взносов в фонд компенсационных выплат.
Из Правил деятельности НСА (раздел 2) следует, что члены НСА уплачивают в фонд компенсационных выплат 5% от полученных страховых премий.
Однако, по расчету суда, в случае, если договор страхования с ответчиком был бы заключен на условиях Правил АСКО, то общая сумма страховой премии составила бы 743 417,18 рубля (21 240 491 рублей страховой суммы х 3,5% страховой премии по программе "Полный пакет" на 4 мес.). При этом сумма отчислений истца в фонд компенсационных выплат составила бы 37 170,86 рубля (743 417,18 рубля страховой премии х 5%). Таким образом, в рассматриваемом случае экономически обоснованным является увеличение размера страховой премии только на указанную сумму.
В случае если истец установил бы в договоре экономически обоснованный размер страховой премии, соответствующий размеру страховой премии, взимаемому им при сравнимых обстоятельствах, и на что мог рассчитывать ответчик при добросовестном поведении всех участников указанных правоотношений, то страховая премия по договору между истцом и ответчиком не превысила бы 780 588,03 рубля (743 417,18 рубля + 37 170,86 рубля затрат по отчислению в фонд компенсационных выплат. При этом доля истца по оплате страховой премии составила бы 390 294,01 рубля, а оставшаяся часть страховой премии (50 %) была бы выплачена из средств бюджета в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.07.2011 N 260-ФЗ.
Однако в договоре страхования с государственной поддержкой, заключенном с ответчиком размер страховой премии установлен в размере 1 940 459 рублей.
При этом в рассматриваемом случае ответчик оплатил истцу 970 230 рублей, что уже превышает размер страховой премии, которые истец получает при сравнимых обстоятельствах. Кроме этого, из средств бюджета истцу перечислена субсидия в счет уплаты части страховой премии в размере 48 511 рублей.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в таком поведении истца, направленном на получение необоснованной выгоды из сложившейся ситуации, усматривается злоупотребление правом.
По мнению истца с его стороны требования действующего законодательства не нарушены, страховая премия установлена в пределах ставок, утвержденных Приказом Минсельхоза РФ N 522 от 30.10.2015.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N 522 от 30.10.2015 установлены предельные размеры ставок для расчета размера субсидий при сельскохозяйственном страховании.
Указанный нормативный акт принят Минсельхозом России в пределах своих полномочий для определения порядка расчета субсидий (пределов бюджетных обязательств) и не является нормативным актом, утверждающим тарифы для страховых организаций. Тарифы в сфере страхования урожая сельскохозяйственных культур государством не регулируются. Предельные размеры ставок, установленные Минсельхозом России в вышеуказанном приказе, применяются для расчета размера субсидий в случаях, когда страховой тариф между страхователем и сельхоз товаропроизводителем превышает установленные значения.
Следовательно у истца отсутствовали как экономические, так и правовые основания для существенного завышения суммы страховой премии в договорах страхования с государственной поддержкой.
Кроме того, суд верно указал, что Федеральный закон от 25.07.2011 г. N 260-ФЗ принят в целях государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя, а не страховых компаний, участвующих в программе страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой, в связи с чем в результате принятия мер государственной поддержки сельскохозяйственный товаропроизводитель должен оказаться в более выгодных условиях по сравнению с обычными (среднерыночными) условиями страхования урожая сельскохозяйственных культур.
В результате существенного завышения истцом страховых тарифов при реализации программы страховании урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой и в результате недоплаты оставшейся части субсидии (45 %) третьим лицом, ответчик оказался в значительно более худшем положении, чем товаропроизводители, заключившие договоры страхования при рыночных ценах без государственной поддержки (например - по Правилам АСКО), что не соответствует целям государственной поддержки, закрепленным в Федеральном законе от 25.07.2011 N 260-ФЗ.
Таким образом, в результате описанных правоотношений истец уже получил страховую премию в размере, превышающем рыночные цены за аналогичный страховой продукт, в связи с чем, его требования о взыскании с ответчика оставшейся части страховой премии приведут неосновательному обогащению истца за счет ответчика.
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Непосредственной целью санкции, содержащейся в статье 10 Гражданского кодекса, а именно отказа в защите права лицу, злоупотребившему правом, является не наказание лица, злоупотребившего правом, а защита прав лица, потерпевшего от этого злоупотребления. Следовательно, для защиты нарушенных прав потерпевшего суд может не принять доводы лица, злоупотребившего правом, ссылающегося на соответствие своих действий по осуществлению принадлежащего ему права формальным требованиям законодательства.
С учетом изложенного суд правильно отклонил доводы истца о том, что его действия, а также условия договора соответствуют формальным требованиям законодательства, в связи с чем истец не может быть признан лицом, злоупотребляющим правом.
Хотя действия истца и соответствуют формальным требованиям законодательства, реализация истцом своих прав приводит искажению общих начал законодательства в области государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе и положений Федерального закона от 25.07.2011 N 260-ФЗ, в результате которого истец получает неосновательное обогащение за счет средств бюджета и сельскохозяйственных товаропроизводителей, а сельскохозяйственные товаропроизводители, в место получения государственной поддержки, оказываются в более худшем положении, чем лица, заключившие договоры страхования без государственной поддержки.
Правомерно отклонены также доводы истца о том, что в силу свободы договора ответчик сам, без принуждения, согласился на такие условия договора, поскольку условия договора разработаны и предложены истцом. Фактически договор между сторонами является договором присоединения, в связи с чем ответчик не имел возможности повлиять на содержание договора.
Кроме этого, исходя из положений части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, презюмирующей добросовестность всех участников гражданского оборота, ответчик вправе был рассчитывать на добросовестное поведение ответчика при установлении рыночных и экономически обоснованных страховых тарифов. Во - вторых ответчик имел все основания полагать, что вторая часть страховой премии будет оплачена за счет средств бюджета и заключил договор ориентируясь на указанные обстоятельства, поскольку в силу положений ст. 3 Федерального закона от 25.07.2011 N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" субсидии предоставляются в размере пятидесяти процентов начисленной страховой премии. Предоставление субсидии в меньшем размере не предусмотрено.
Однако в ходе реализации договора, после того, как оставшаяся часть субсидии из бюджета не поступила, истец не реализовал свое право на изменение условий договора и, продолжая злоупотреблять своими правами, требовал взыскать с ответчика оставшуюся часть страховой премии в полном объеме.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что последовательные действия истца по установлению существенно завышенных, экономически необоснованных тарифов на страхование урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой, по непринятию мер по изменению условий договора страхования после того, как оставшаяся часть субсидии из бюджета не поступила, по обращению в суд с требованием о взыскании оставшейся суммы страховой премии, при том, что сумма страховой премии, которая соответствует сумме премий за аналогичный страховой продукт, уплачиваемый при сравнимых обстоятельствах (статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации) истцом уже получена, направлены на неосновательное обогащение за счет ответчика и являются актом злоупотребления гражданскими правами, в связи с чем основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 июня 2019 года по делу N А65-27372/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Н.В.Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27372/2018
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Страховая группа "АСКО" в лице конкурсного управляющего государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", г.Москва, ООО "СГ"АСКО", ООО СГ "АСКО"
Ответчик: ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Нырты", Сабинский район, с. Большие Нырты
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-63772/20
22.05.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3966/20
10.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54592/19
16.09.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13656/19
19.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-27372/18