г. Киров |
|
16 сентября 2019 г. |
Дело N А82-22391/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Щелокаевой Т.А.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя истца - Горохова В.А., действующего на основании доверенности от 28.11.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "Ярдормост", департамента дорожного хозяйства Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.06.2019 по делу N А82-22391/2018, принятое судом в составе судьи Кашириной Н.В.
по иску индивидуального предпринимателя Канахина Михаила Николаевича (ОГРНИП: 314760607800016; ИНН: 760605230649)
к департаменту дорожного хозяйства Ярославской области (ИНН: 7604341976; ОГРН: 1187627010735) и государственному казенному учреждению Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" (ИНН: 7627013227; ОГРН: 1027601604469)
(третьи лица: Чарыев Довлет Дурдыевич, администрация Гаврилов-Ямского муниципального района, акционерное общество "Ярдормост")
о взыскании убытков,
установил:
индивидуальный предприниматель Канахин Михаил Николаевич обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском к департаменту дорожного хозяйства Ярославской области (далее - Департамент, ответчик) и государственному казенному учреждению Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" (далее - ГКУ ЯО "Ярдорслужба") о взыскании в солидарном порядке 1 620 359 руб. 29 коп. убытков, в том числе: 1 356 427 руб. 90 коп. в возмещение стоимости восстановительного ремонта, 45 990 руб. в возмещение оплаты услуг эвакуатора, 217 941 руб. 39 коп. в возмещение ущерба, причиненного грузу, а также 14 500 руб. расходов по оплате услуг оценщика, 50 000 руб. расходов по оплате услуг представителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Чарыев Довлет Дурдыевич, администрация Гаврилов-Ямского муниципального района, акционерное общество "Ярдормост" (далее - АО "Ярдормост").
Решением суда от 04.06.2019 требования истца удовлетворены частично. С Департамента в пользу Предпринимателя взыскано 1 402 417 руб. 90 коп. убытков, 14 500 руб. стоимости услуг оценщика, 43 275 руб. расходов на оплату услуг представителя. В удовлетворении 217941 руб. 39 коп. убытков в возмещении ущерба, причиненного грузу, отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, АО "Ярдормост" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к ответчику.
АО "Ярдормост" считает, что истцом не доказаны противоправность в действиях Департамента, а также причинно-следственная связь между противоправным действием (неудовлетворительным состоянием автодороги) и произошедшим ДТП. Как следует из материалов административного дела сотрудники ГИБДД не выявили никаких недостатков дорожного покрытия. Образование рыхлого снега является нормальным явлением при осадках в виде метели. Работы по очистке указанной автодороги от рыхлого снега проводились АО "Ярдормост" как до ДТП, так и после в сроки, установленные ГОСТ-Р 50597-2017; к административной ответственности за ненадлежащую уборку автодороги АО "Ярдормост" от рыхлого снега не привлекался. Тем самым наличие на проезжей части рыхлого снега не может служить безусловным основанием для привлечения Департамента к гражданско-правовой ответственности. Более того, АО "Ярдормост" полагает, что ДТП произошло по вине водителя - Чарыева Д.Д., нарушившего требования пункта 10.1 Правил дорожного движения.
Департамент также обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к ответчику-1.
Доводы апелляционной жалобы Департамента повторяют доводы апелляционной жалобы АО "Ярдоромост". В дополнении к названным выше доводам Департамент ссылается на то, что факт наличия на автодороге зимней скользкости не зафиксирован и материалами дела не подтверждается.
ГКУ ЯО "Ярдорслужба" представила отзывы на апелляционные жалобы, в которых поддерживает доводы апелляционных жалоб АО "Ярдормост" и Департамента.
Истец, Чарыев Д.Д., администрация Гаврилов-Ямского муниципального района отзывы на апелляционные жалобы не представили.
Протокольным определением Второго арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019 судебное разбирательство было отложено до 10.09.2019.
В составе суда в связи с нахождением в отпуске судьи Ившиной Г.Г. была произведена её замена на судью Кононова П.И., в связи с чем дело рассматривается с начала в полном объеме.
Ответчик и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание 10.09.2019 не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца пояснил позицию истца по делу, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 18.01.2018 в 20 час. 26 мин. На 34 км+500-м участке автодороги Ярославль - Заячий Холм - Гаврилов-Ям - Иваново произошло ДТП с участием принадлежащего истцу автомобиля MAN, гос. номер Т850ЕО76 (далее - автомобиль), с прицепом Тонар, гос. номер АМ428376.
Водитель Чарыев Д.Д., управляя автомобилем, совершил наезд на препятствие (барьерное ограждение) с последующим опрокидыванием в кювет. В результате чего автомобиль получил механические повреждения. Данный факт подтверждается материалами административного дела (т. 2 л. 108-130).
Согласно экспертному заключению N 5802-18 (т. 1 л. 21-35) стоимость восстановительного ремонта автомобиля без учёта износа заменяемых запчастей составила 1 356 427 руб. 90 коп. руб.
Кроме того, в целях эвакуации автомобиля с места ДТП к месту стоянки истец заключил договор подряда от 18.01.2018 (т. 1 л. 12). Стоимость услуг составила 45 990 руб. Услуги оказаны, что подтверждается актом приемки выполненных работ от 20.01.2018 (т.1 л.12) и оплачены, что подтверждается платежным поручением от 16.02.2018 N 64 (т. 1 л. 22).
Более того, в результате ДТП был поврежден перевозимый истцом груз на сумму 217 941 руб. 39 коп., в подтверждение чего истцом были представлены претензия от 16.02.2018 N 70 М, договор-заявка на перевозку груза от 17.01.2018 N 565228, акт о принятии материальных ценностей на ответственное хранение от 20.01.2018, УПД N 00060890/0004, транспортная накладная от 18.01.2018, акт об обнаружении проблемной продукции от 26.01.2018, договор на перевозку грузов автомобильным транспортом от 10.01.2018 N 17/ТР, договор аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению от 10.01.2018, договор на перевозку груза автомобильным транспортом от 17.01.2018 N 01/П (т. 1 л. 17-21, 27-31).
Стоимость перевозимого груза оплачена истцом в адрес ООО "Молтрейд" путем зачета взаимных требований по соглашению от 19.02.2018 (т. 1 л. 32).
Посчитав, что ущерб (стоимость восстановительного ремонта автомобиля, стоимость услуг эвакуатора, стоимость перевозимого груза) причинен в результате ненадлежащего состояния дорожного полотна, истец обратился в суд с настоящим заявлением (т. 1 л. 123-124). Более того, истец просит взыскать с соответчиков расходы на оплату услуг оценщика в размере 14 500 руб. и представителя в размере 50 000 руб.
Частично удовлетворяя исковые требования к Департаменту, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 15, 1064 ГК РФ, статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьями 3, 12 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах), статьей 26.3, 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), Руководством по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденным распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 N ОС-548-р (далее - Руководство по борьбе с зимней скользкостью), пунктом 1.1 Положения о департаменте дорожного хозяйства Ярославской, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 28.03.2018 N 195-п (далее - Положение о департаменте), Постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2008 N 83-п "Об утверждении перечней автомобильных дорог" (далее - Постановление N 83-п) и пришел к выводу о том, что факт и размер убытков доказан истцом, причинителем вреда является ответчик.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов на апелляционные жалобы, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 17 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Факт того, что ДТП произошло на участке автодороги Ярославль - Заячий Холм - а/д "Иваново - Писцово - Гаврилов Ям - Ярославль" (до дер. Шопша), которая в соответствии с Постановлением N 83-п включена в перечень автомобильных дорог относящихся к государственной собственности Ярославской области, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 5.5 Положения о департаменте Департамент является главным распорядителем, получателем соответствующих бюджетных средств, главным администратором, администратором доходов областного бюджета.
В силу пункта 1.1 Положения о департаменте к полномочиям Департамента относится в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Таким образом, лицом ответственным за содержание автомобильных дорог Ярославской области является Департамент.
В рассматриваемом случае проведенные работы по снегоочистке в нарушении статьи 17 Закона об автомобильных дорогах не отвечали требованиям поддержания безопасных условий дорожного движения, а следовательно в действиях ответчика наблюдается признак противоправности. В результате чего истцу был причинен ущерб.
При этом, возражая против доводов истца о противоправном бездействии ответчика, Департамент, АО "Ярдормост", ГКУ ЯО "Ярдорслужба" ссылаются на наличие в момент ДТП рыхлого снега и, соответственно, отсутствие нарушений нормативных сроков снегоочистки.
Вместе с тем, согласно пункту 2.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью рыхлый снег откладывается на дорожном покрытии в виде ровного по толщине слоя.
Отложения рыхлого снега на дорожном покрытии образуются при выпадении твердых осадков в безветренную погоду (пункт 2.2 Руководства по борьбе с зимней скользкостью).
Согласно разделу 3 Методических рекомендации по применению экологически чистых антигололедных материалов и технологий при содержании мостовых сооружений. ОДМ 218.5.006-2008, утвержденных Распоряжением Росавтодора от 10.09.2008 N 383-р (далее - Рекомендации N 383-р), рыхлый снег образуется на дорожном покрытии при выпадении твердых осадков в безветренную погоду и откладывается в виде ровного по толщине слоя.
Как следует из раздела 3 Методических рекомендаций по защите и очистке автомобильных дорог от снега, рекомендованным Распоряжением Росавтодора от 01.02.2008 N 44-р, для метели характерны такие признаки как скорость ветра и переносимость снега.
В рассматриваемом случае ДТП произошло в неблагоприятную погоду (температура минус 8 градусов Цельсия, дороги в "снежной каше"), что подтверждается журналом производства работ по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений (далее - журнал работ, т. 2 л. 136-147).
Из показаний свидетеля Пустыльника Константина Григорьевича следует, что 18.01.2018 в условиях сильной метели на автодороге образовалась "снежная каша", колеса автомобиля истца оставляли за собой "блестящий след" (по пояснениям свидетеля лёд), транспортные средства двигались со скоростью 50 км/ч.
Возражения по поводу относимости и достоверности свидетельских показаний подлежат отклонению, поскольку свидетель Пустыльник К.Г. предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний, что подтверждается соответствующей распиской (т. 2 л. 154).
При этом суд апелляционной инстанции критически оценивает акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, составленный 18.01.2018 в 21 час. 20 мин. сотрудником ДПС ОГИБДД ОМВД России по Гаврилов-Ямскому району (т. 2 л. 114), поскольку данный документ составлялся с целью фиксации повреждений элемента дороги (повреждено барьерное ограждение). К названному акту не приложены фотоснимки. Состояние спорного участка автодороги сотрудниками ГИБДД не зафиксировано, соответствующий акт, содержащий сведения о толщине, плотности снега и величине коэффициента сцепления на спорном участке автодороги в материалах дела отсутствует.
При таких обстоятельствах показания свидетеля, а также журнал работ свидетельствуют о том, что в момент ДТП снег находился в уплотненном состоянии, что характерно для иных видов снежно-ледяных отложений (снежного наката, стекловидного льда).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В отсутствие соответствующих справок о состоянии погоды суд апелляционной инстанции, учитывая упомянутые выше неблагоприятные погодные условия и состояние дорожного полотна на спорном участке, отклоняет доводы Департамента, АО "Ярдормост", ГКУ ЯО "Ярдорслужба" об образовании на автодороге твердых осадков в виде рыхлого (неуплотнённого) снега.
В пункте 4.4.2.2 Руководства по борьбе с зимней скользкостью указано, что технология работ с целью предупреждения образования снежного наката в период снегопада предусматривает распределение химических или комбинированных ПГМ непосредственно во время снегопада, пока свежевыпавший снег еще не уплотнился в результате движения автомобилей. К распределению ПГМ (твердых или жидких) приступают после того, как на проезжей части образуется слой снега, достаточный для закрепления в нем химических ПГМ. Это позволяет сохранить выпавший на покрытие снег в рыхлом состоянии. После прекращения снегопада необходимо полностью удалить снег с дорожного покрытия с помощью снегоуборочных машин.
В рассматриваемом случае работы по распределению противогололедного материала согласно журналу работ были проведены с 22 час. 00 мин. 18.01.2018 до 09 час. 00 мин. 19.01.2018, то есть после ДТП.
В соответствии с пунктом 2.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью и разделом 3 Рекомендаций N 383-р под зимней скользкостью понимаются снежные отложения и ледяные образования на поверхности дорожного покрытия, приводящие к снижению коэффициента сцепления колеса автомобиля с поверхностью покрытия.
Согласно пункту 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 нормативный срок ликвидации зимней скользкости для автомобильных дорог категории А составляет 4 часа. Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
При этом суд апелляционной инстанции отклоняет ссылки заявителей апелляционных жалоб на ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденный Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, поскольку данный документ введён в действие с 01.09.2018. На момент ДТП действовали требования ГОСТ Р 50597-93.
Из раздела 4.4 Руководства по борьбе с зимней скользкостью следует, что в рамках борьбы с зимней скользкостью мероприятиям по очистке дорожного покрытия от снега предшествуют работы по обработке свежевыпавшего снега противогололедными материалами (с учётом выдержки и интервала с момента распределения ПГМ до начала снегоочистки). Соответствующие операции цикла должны повторяться необходимое количество раз до полной уборки снега с дорожного покрытия.
В рассматриваемом случае обработка автодороги противогололедными материалами согласно журналу работ не была проведена своевременно для профилактики появления зимней скользкости.
При этом ответчик, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ, не представил суду бесспорные доказательства, свидетельствующие об обнаружении зимней скользкости не ранее 22 час. 00 мин. 18.01.2019. Напротив, согласно журналу работ, а также данным системы ГЛОНАСС (т. 2 л. 151-152) работы по очистке спорного участка автодороги от снега снегоочистителем на базе трактора МТЗ-82 проводились в 16 час. 39 мин. и 16 час. 48 мин., следовательно, ответчик узнал об образовании зимней скользкости не позднее 16 час. 39 мин., то есть фактически работы по ликвидации зимней скользкости в нарушении пункта 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 начались лишь спустя 5 час. 21 мин. с момента её обнаружения.
При таких обстоятельствах нарушение технологии работ и несоблюдение ответчиком требований пункта 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 привело к образованию на спорном участке зимней скользкости, что в свою очередь не отвечает безопасным условиям движения транспортных средств.
Департамент ненадлежащим образом исполнил обязанность по содержанию принадлежащего Ярославской области спорного участка автодороги Ярославль - Заячий Холм - а/д "Иваново - Писцово - Гаврилов Ям - Ярославль". В результате допущенного нарушения был причинен вред автомобилю истца.
Ссылки заявителей жалоб на несоблюдение работником истца скоростного режима, а следовательно на недоказанность причинно-следственной связи между действиями Депратамента и причиненным ущербом подлежат отклонению.
Как следует из определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении водителя - Чарыева Д.Д. (т. 2 л. 111) в возбуждении дела об административном правонарушении по статье 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в материалах дела заключения судебно-технической экспертизы о причинах ДТП, довод ответчика о том, что ущерб был причинен по вине водителя, подлежит отклонению.
Доводы о том, что АО "Ярдормост" не привлекалось к административной ответственности за ненадлежащую уборку автомобильной дороги, что свидетельствует об отсутствии нарушений в технологии работ, подлежит отклонению.
В данном деле рассматривается гражданско-правовое требование о взыскании вреда, при этом причинно-следственная связь подтверждается материалами дела (в том числе журналом работ, показаниями свидетеля Пустыльника К.Г.). Более того, привлечение Департамента к гражданско-правовой ответственности не находится в зависимости от привлечения лица к административной ответственности.
Размер причиненных убытков (стоимость восстановительного ремонта автомобиля, стоимость услуг эвакуатора), равно как и размер расходов на оплату услуг оценщика и представителя по существу ни Департаментом, ни АО "Ярдормост" не оспариваются и подтверждается материалами дела.
Таким образом, судебный акт принят Арбитражным судом Ярославской области при правильном применении норм материального права, с учетом конкретных обстоятельств дела, правовых оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на АО "Ярдормост" как заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.06.2019 по делу N А82-22391/2018 оставить без изменения, а апелляционные жалобы акционерного общества "Ярдормост", департамента дорожного хозяйства Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.А. Щелокаева |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-22391/2018
Истец: ИП Канахин Михаил Николаевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГАВРИЛОВ-ЯМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, Государственное казенное учреждение Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба", Департамент дорожного хозяйства Ярославской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГАВРИЛОВ-ЯМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, АО "ЯРДОРМОСТ", Чарыев Довлет Дурдыевич, Государственная казенное учреждение Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба", Отделение ГИБДД ОМВД России по Гаврилов-Ямскому району, Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7104/19
21.11.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7104/19
16.09.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5705/19
04.06.2019 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-22391/18