г. Пермь |
|
20 марта 2024 г. |
Дело N А60-48495/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Муравьевой Е.Ю., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Можеговой Е.Х.,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции при использовании информационной системы "Картотека арбитражных дел" представителя заявителя, Викторова Р.С., действующего по доверенности от 01.10.2023, предъявлены паспорт, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в лице территориального отдела в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в городе Полевской и в Сысертском районе,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 ноября 2023 года
по делу N А60-48495/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (ИНН 6674121179, ОГРН 1036605217252)
к Управлению Роспотребнадзора по Свердловской области в лице территориального отдела в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в городе Полевской и в Сысертском районе (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565)
о признании недействительным предписания от 21.08.2023 N 66-15-14/14-10624- 2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (далее - заявитель, ООО "Элемент-Трейд", Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Свердловской области в лице территориального отдела в Чкаловском районе города Екатеринбурга, в городе Полевской и в Сысертском районе (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление) о признании недействительным предписания от 21.08.2023 N 66-15-14/14-10624-2023.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29 ноября 2023 года заявленные требования удовлетворены: предписание от 21.08.2023 N 66-15-14/14-10624-2023, вынесенное Управлением, признано недействительным; в порядке распределения судебных расходов с Управления в пользу Общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, суд, делая вывод об отсутствии в материалах настоящего дела доказательств, подтверждающих наличие заданий уполномоченных должностных лиц на проведение государственного контроля (надзора) в отношении ООО "Элемент-Трейд", не учел приказ о проведении мероприятия без взаимодействия и акт. Считает, суд не принял во внимание довод о том, что обжалуемое предписание носит иной характер (о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий) и выдано в рамках Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Также не согласен с выводом суда о том, что материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие вручение или направление акта выездного обследования ООО "Элемент-Трейд"", когда как Территориальным отделом к материалам дела приобщен реестр почтовых отправлений. Управление полагает неприменимыми к настоящему делу положения п. 7 (2) Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", согласно которому выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается. Настаивает на законности предписания ввиду того, что у Территориального отдела имелись основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий; проведенное контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия было проведено по поступившим обращениям, данное КНМ не может быть включено в план; при проведении КНМ без взаимодействия специалистом-экспертом был проведен осмотр, что подтверждается протоколом осмотра, иные действия в ходе КНМ без взаимодействия не проводились.
Общество по приведенным в отзыве мотивам возражает относительно доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном в соответствии с положениями статьи 153.2 АПК РФ путем использования системы веб-конференции, представитель заявителя возражал против позиции апеллянта по мотивам письменного отзыва.
Представителям Управления в соответствии с положениями статьи 153.2 АПК РФ апелляционным судом также были одобрены ходатайства об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, однако, при открытии судом апелляционной инстанции судебного заседания в режиме веб-конференции с использованием сервиса "Картотека арбитражных дел" представители административного органа подключились к каналу связи, однако видеоизображение и звук отсутствовали.
Установив, что средства связи суда воспроизводят видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствуют, представителям заинтересованного лица обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая не в полной мере реализована по причинам, находящимся в сфере его контроля, суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие заинтересованного лица на основании части 3 статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в адрес Территориального отдела поступили обращения депутата Государственной Думы (вх. N 66-15-8926/Ж-2023 от 11.08.2023, вх. N 66-15-9090/ж-2023 от 16.08.2023) с жалобами о нарушении санитарно-эпидемиологических требований, а именно на разгрузку товаров со стороны общего для двух многоквартирных домов двора и непосредственно вблизи от мест входа в жилые помещения в магазине "Монетка" по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ляпустина, д. 60.
Управлением 21.08.2023 в отношении ООО "Элемент-Трейд" было выдано предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий N 66-15-14/14-10624-2023, посредством которого на заявителя возложена обязанность: не допускать загрузку материалов, продукции, товаров со стороны двора многоквартирных домов по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ляпустина, д. 60 и ул. Эскадронная, д. 35, где расположены входы в жилые помещения. Погрузку и разгрузку материалов, продукции, товаров выполнять: с торцов жилых зданий; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны автомобильных дорог. При этом срок исполнения данного акта реагирования установлен до 11.09.2023 включительно.
Не согласившись с вынесенным предписанием, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 АПК РФ).
С учетом положений ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 15, ст. 18, ч. 1 и ч. 2 ст. 45 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, при рассмотрении в порядке, определенном гл. 24 АПК РФ, дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ осуществляет проверку оспариваемого акта по ряду оснований, не только устанавливая соответствие его содержания применимым нормам материального права, но и проверяя, действовал ли принявший оспариваемый акт орган в пределах своих полномочий (в надлежащей административной процедуре), было ли при этом обеспечено право заявителя на защиту.
Несоблюдение установленной процедуры принятия ненормативного правового акта, в том числе обусловленное тем, что на стадии его вынесения обратившееся в суд лицо было лишено возможности реализовать свои права, связанные с участием в этой процедуре, может являться основанием для признания рассматриваемого акта недействительным, если допущенные нарушения являлись существенными - привели или могли привести к неправильному решению спорного вопроса. Отдельные нарушения порядка принятия ненормативного правового акта могут быть прямо обозначены законодателем как существенные (грубые), то есть безусловно влекущие его недействительность (пункт 46 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019).
Согласно статье 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Закона N 52-ФЗ организация и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), за исключением случаев расследования причин профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), а в случаях, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
В силу части 5 этой же статьи Закона N 52-ФЗ положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре) утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1100 утверждено Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре) (далее - Положение N 1100), которое устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
Пунктом 2 данного Положения N 1100 установлено, что государственный контроль (надзор), осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 4 настоящего Положения, направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Предметом государственного контроля (надзора) является, в том числе соблюдение санитарно-эпидемиологических требований (подпункт "а" пункта 3 Положения N 1100).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения N 1100 государственный контроль (надзор) помимо прочих органов государственного контроля (надзора) осуществляет также Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы.
Кроме того, на основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
По правилам пункта 5.9 данного Положения Роспотребнадзор и его территориальные органы осуществляют в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу.
В соответствии с пунктом 6.5 Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
В силу положений статьи 75 Закона N 248-ФЗ под выездным обследованием в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
В соответствии с ч. 5 ст. 75 Закона N 248-ФЗ по результатам выездного обследования не может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
По смыслу приведенных правовых норм по результатам проведения плановых и внеплановых проверок органов местного самоуправления по реализации ими полномочий в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения должностное лицо органа государственного контроля (надзора) в целях пресечения и (или) устранения последствий выявленных нарушений обязано выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а если нарушения выявлены в ходе такого контрольного (надзорного) мероприятия как выездное обследование предписание не может быть выдано.
В рассматриваемом случае административным органом выдано предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемический (профилактических) мероприятий, что соответствует положениям ч. 2 ст. 50 Закона N 52-ФЗ и требованиям Закона N 248-ФЗ, что не получило должной оценки судом первой инстанции.
Согласно части 2 статьи 57 Закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
В рассматриваемом случае вынесен приказ от 17.08.2023 N 6-15-14/14-10487-2023 о проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия.
Также в материалы дела представлен акт по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия от 17.08.2023 N 66-15-14/14-10488-2023.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии задания и акта основаны на неполном исследовании материалов дела.
В рассматриваемом случае никаких санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в соответствии с Порядком, утвержденном Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224, не проводилось. Соответствующие распоряжения административным органом не принималось.
Доводы Общества, поддержанные судом первой инстанции, о том, что выявленные нарушения могли быть выявлены только в ходе взаимодействия с контролируемым лицом не находят своего подтверждения материалами дела.
Между тем, суд первой инстанции верно указал на нарушения процедуры проведения проверки.
В силу 1 статьи 88 Закона N 248-ФЗ контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В то же время частью 2 статьи 88 Закона N 248-ФЗ установлено, что в случае проведения документарной проверки либо контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, а также в случае, если составление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения невозможно по причине совершения контрольных (надзорных) действий, предусмотренных пунктами 6, 8 и 9 части 1 статьи 65 настоящего Федерального закона, контрольный (надзорный) орган направляет акт контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 9 статьи 98 Закона N 248 до 31.12.2023 информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу контрольным (надзорным) органом в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона могут осуществляться, в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица. Контрольный (надзорный) орган в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня поступления такого запроса, направляет контролируемому лицу указанные документы и (или) сведения.
В материалы дела административным органом представлен список внутренних почтовых отправлений от 18.08.2023.
В данном списке отсутствует печать почтовой службы о принятии почтовой корреспонденции. Отправление простым письмом не позволяет однозначно удостовериться, что данное письмо действительно было направлено, отсутствует возможность отследить и установить факт получения заявителем указанной корреспонденции, поскольку в реестре не содержится почтовый идентификатор.
Также из этого списка не возможно установить факт направления именно указанного акта, поскольку указано об отправке акта 10624, номер которого не соответствует акту, представленному в материалы дела.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При этом частью 1 статьи 91 Закона N 248-ФЗ установлено, что решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора. В случае самостоятельного выявления грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа, проводившего контрольное (надзорное) мероприятие, принимает решение о признании результатов такого мероприятия недействительными.
На основании пункта 10 части 2 статьи 91 Закона N 248-ФЗ грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, суд правомерно заключил, что проведенное административным органом в отношении ООО "Элемент-Трейд" контрольное (надзорное) мероприятие было осуществлено с нарушением положений Закона N 248-ФЗ, что влечет признание предписания, выданного Управлением ООО "Элемент-Трейд" на основании указанного мероприятия, незаконным и необоснованным и подлежащим признанию недействительным.
С учетом изложенного решение суда законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 ноября 2023 года по делу N А60-48495/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-48495/2023
Истец: ООО "ЭЛЕМЕНТ-ТРЕЙД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ