г. Москва |
|
11 июля 2019 г. |
Дело N А41-10812/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Немчиновой М.А., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.,
в судебном заседании участвуют представители:
от ООО "Фирма "Интеграл" (ИНН: 5049009370 ОГРН: 1025006467155) - Семиков О.В. представитель по доверенности от 28.01.19 г.;
от Администрации городского округа Шатура Московской области - представитель не явился, извещен;
.от Министерства имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055, ИНН 7725131814) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Интеграл" на решение Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2019 года по делу N А41-10812/19, принятое судьей Ю.С.Петропавловской,,
по заявлению ООО "Фирма "Интеграл" к Администрации городского округа Шатура Московской области, третье лицо Министерство имущественных отношений Московской области, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Интеграл" (далее - ООО "Фирма "Интеграл",) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации городского округа Шатура Московской области (далее - Администрация) с требованиями: - признать незаконным решение администрации от 10.01.2019 N исх-ищ-40 об отказе в предоставлении в собственность общества земельного участка находящегося в государственной собственности, из земель категории "земли населенных пунктов", площадью 375 кв.м., с кадастровым номером 50:25:0010108:62 с разрешенным использованием "коммунальное обслуживание" по адресу Московская область Шатурский район г. Шатура ул. Энергетиков около дома 10 "а";
- обязать администрацию в срок не более 5 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность общества земельного участка за плату, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи этого участка и направить его в адрес общества;
- признать незаконным решение администрации от 11.01.2019 N исх-ищ-97 об отказе в предоставлении в собственность общества земельного участка находящегося в государственной собственности, из земель категории "земли населенных пунктов", площадью 590 кв.м., с кадастровым номером 50:25:0010108:2059 с разрешенным использованием "коммунальное обслуживание" по адресу Московская область Шатурский район г. Шатура ул. Энергетиков около дома 10 "а";
- обязать администрацию в срок не более 5 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность общества земельного участка за плату, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи этого участка и направить его в адрес общества (т. 1 л.д. 2-9).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2019 года по делу N А41-10812/19 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д. 130-132).
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Фирма "Интеграл" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и и Министерства, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Фирма "Интеграл" является собственником объекта недвижимости - Административное здание, назначение нежилое, 3-этажный, общая площадью 946,4 кв.м., инв. N 320:094-8399, лит. Б., адрес Московская область, Шатура, ул. Энергетиков, д. 8 "а", кадастровый (или условный) номер 50:25:0010108:2025 (л.д.49 т.1 - свидетельство о госрегистрации от 27.12.2012).
Согласно выписки из ЕГРН от 04.12.2018, указанный объект расположен в пределах земельных участков с КН 50:25:0010108:62 и 50:25:0010108:2059 (спорные земельные участки) (л.д.49,50 т.1).
Земельный участок с КН 50:25:0010108:62 находится у общества в аренде на основании договора аренды N 415 "А" от 11.10.2016 заключенного с арендодателем Администрацией Шатурского района, предоставленного для строительства административного здания (л.д.59 т.1).
Постановлением Администрации Шатурского района от 21.11.2016 вид разрешенного использования участка изменен на "коммунальное обслуживание" (л.д.70 т.1).
Земельный участок с КН 50:25:0010108:2059 находится у общества в аренде на основании договора аренды N 379 "А" от 25.07.2018 заключенного с арендодателем Администрацией Шатурского района, предоставленного под коммунальное обслуживание (л.д.82 т.1).
28.12.2018 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с КН 50:256:0010108:62 (л.д.57 т.1). 28.12.2018 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с КН 50:256:0010108:2059 (л.д.80 т.1).
В заявлениях общество указывает наличие у него исключительного права на их приобретение как собственника находящегося на них объекта недвижимости, предусмотренное ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.
Решением от 10.01.2019 Администрация отказала в приеме и регистрации заявлений в связи с имеющими в них нарушениями административного регламента.
Кроме того, указала на не достижение целей предоставления земельных участков, а именно, на участке расположены объекты капитального строительства (гаражи и складские помещения с административной надстройкой, в то время как видом разрешенного использования участков является "коммунальное обслуживание", и на то, что объект расположен на двух земельных участках, а не в пределах одного земельного участка (л.д.56, 79 т.1).
Считая указанные решения Администрации незаконными, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, указал, что ООО "Фирма "Интеграл" не представил доказательств в обоснование заявленных требований.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе истец указывает на то, что решение суда необоснованное.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Согласно статье 10.1 Земельного кодекса полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В пункте 2 статьи 2 Закона Московской области от 10.11.2015 N 191/2015-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений", а также пунктом 3 части 2 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" (далее - Закон Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-03) определено, что органы местного самоуправления городских округов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пунктом 6 ч. 2 с. 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п. 14, п. 24, п. 25 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка; границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
Согласно частям 1, 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественноделового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Как следует из материалов дела, заявителем испрашиваются земельные участки с КН 50:25:0010108:62 и 50:25:0010108:2059, имеющие вид разрешенного использования "коммунальное обслуживание".
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, размещение зданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами.
Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.1.1 и 3.1.2.
Код 3.1.1 - Предоставление коммунальных услуг: Размещение зданий и сооружений, обеспечивающих поставку воды, тепла, электричества, газа, отвод канализационных стоков, очистку и уборку объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, сооружений, необходимых для сбора и плавки снега).
Код 3.1.2 - Административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг: Размещение зданий, предназначенных для приема физических и юридических лиц в связи с предоставлением им коммунальных услуг.
На испрашиваемых земельных участках расположен объект недвижимости - назначение нежилое, наименование - Административное здание, 3-этажное, общей площадью 946,4 кв.м.
Таким образом, фактически участки используются под размещение на них нежилого здания, с наименованием "Административное здание" (л.д.50 т.1 - выписка из ЕГРН на объект с КН 50:25:0010108:2025).
Материалами дела подтверждено, что вид разрешенного использования спорного земельного участка (коммунальное обслуживание) не соответствует его фактическому использованию (для эксплуатации здания).
В силу ч. 4 ст. 11.9, ч. 1 ст. 11.6 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Согласно частям 1, 6, 7 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
В данном случае под размещение объекта недвижимости заявителем испрашивается два земельных участках, в связи с чем имеются основания полагать, что объект пересекает границы этих земельных участков.
В 2017 году, общество уже обращалось с заявлениями о предоставлении земельных участков в собственность, и получило отказы от 01.08.2017, основанные на решении Межведомственной комиссии от 28.07.2017 по вопросам земельноимущественных отношений в Московской области, в которых указано: "Учитывая расположение на земельном участке части объекта капитального строительства (административное здание - расположено на двух земельных участках), а также несоответствие вида разрешенного использования земельного участка его фактическому использованию".
В декабре 2018 года общество обратилось с повторными заявлениями. Между тем, как усматривается из оспариваемых отказов от 10.01.2019 (л.д.56, 79 т.1), при рассмотрении заявлений отказано не в предоставлении в собственность земельных участков, а в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов".
Отказ в приеме и регистрации документов основан на некорректном заполнении обязательных полей в форме заявления на РПГУ (отсутствие заполнения, недостоверное, неполное, либо неправильное представление сведений, не соответствующих требованиям, установленным настоящим Административным регламентом), а также на том, что администрацией уже рассматривались ранее поданные заявления общества по тем же вопросам и администрацией были приняты отказы в предоставлении участков в соответствии с решением Межведомственной комиссии по вопросам земельноимущественных отношений в Московской области от 28.07.2017.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что оспариваемыми обществом решениями администрации от 10.01.2019 заявления общества по существу не рассмотрены, приняты отказы в их принятии и регистрации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе,, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2019 года по делу N А41-10812/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10812/2019
Истец: ООО "Фирма "Интеграл"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ШАТУРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 140700, р-н. ШАТУРСКИЙ, МОСКОВСКАЯ область, г. ШАТУРА, площадь ЛЕНИНА, д. 2
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ШАТУРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ