г. Владимир |
|
17 сентября 2019 г. |
Дело N А39-1353/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2019 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Александровой О.Ю., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.06.2019 по делу N А39-1353/2019, принятое судьей Салькаевой А.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "жилищно-эксплуатационная компания "Октябрьский" к обществу с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск"
о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 698 674 рубля 98 копеек, проценты за пользование чужими средствами в сумме 72 507 руб. 82 коп.
при участии от ответчика (заявителя) - общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" - Костюнькин С.В. по доверенности от 09.09.2019 N 09/09/19 (сроком на 1 год), Слепинская В.Ю. по доверенности от 22.04.2019 N 22/04/19-2 (сроком на 1 год);
от истца - общества с ограниченной ответственностью "жилищно-эксплуатационная компания "Октябрьский" - Фролова Т.А. директор (решение N 13 от 21.08.2019), Кондина Ю.С. по доверенности от 22.05.2019 N 1 (сроком на 1 год), Алякшина Т.В. по доверенности от 15.11.2018 N 3 сроком на 3 года),
установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно- эксплуатационная компания "Октябрьский" обратилось в арбитражный суд Республики Мордовия к обществу с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 698 674 руб. 98 коп., процентов за пользование чужими средствами в сумме 72 507 руб. 82 коп. за период с 17.10.2018 по 07.05.2019.
Решением от 10.06.2019 Арбитражный суд Республики Мордовии удовлетворил исковые требования, взыскал с ответчика в пользу истца 1 698 674 руб. 98 коп., проценты за пользование чужими средствами в сумме 72 507 руб. 82 коп. за период с 17.10.2018 по 07.05.2019, в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 30 712 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Ремондис Саранск" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель считает, что истцом не доказан фактический перерасчет по всем жилым помещениям в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "ЖЭК "Октябрьский", на сумму предъявленную к взысканию.
Представители заявителя апелляционной жалобы поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представителя истца возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.03.2018 между ООО "РЕМОНДИС Саранск" (Региональный оператор) и ООО "Жилищно-эксплуатационная компания "Октябрьский" (Заказчик) заключен договор N 1242013337 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно пункту 1.1 которого Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а заказчик обязуется оплачивать услуги. Объем ТКО, места сбора, периодичность вывоза, стоимость услуг определяются согласно приложению к договору (п.1.2).
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на оплату услуг Регионального оператора, согласно Приложению ИПД к договору (п.2.1).
Согласно пункту 2.6 договора сверка расчетов по настоящему договору проводится между Региональным оператором и заказчиком не реже, чем один раз в год по инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами акта.
Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (п.5.1).
В Приложении N 1 ИПД к договору содержится информация по предмету
договора, а именно, места сбора и накопления отходов, периодичность вывоза ТБО, общая площадь жилых и нежилых помещений, стоимость и объем принимаемых ТКО.
Договор подписан сторонами с протоколом разногласий от 15.03.2018, в котором указан срок договора - с 01.03.2018 по 31.12.2027., а также обязанность заказчика предоставлять сведения Региональному оператору с количеством зарегистрированных (фактически проживающих) граждан в виде справок, заверенных печатью и подписью уполномоченного лица до 5 числа месяца, следующего за отчетным, путем факсимильной связи, либо по электронной почте Оператора.
Постановлением Правительства Республики Мордовия N 34 от 25.01.2018
"Об определении размера платы за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей в жилом помещении на территории Республики Мордовия", определен порядок начисления платы для потребителей за услуги регионального оператора по обращению с ТКО в многоквартирных домах, исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО, которые определены Постановлением Правительства Республики Мордовия от 05.04.2017 N 225 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия".
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 10.05.2018 N 292 "Об определении размера платы за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей в жилом помещении на территории Республики Мордовия и признании утратившим силу Постановления Правительства Республики Мордовия N 34 от 25.01.2018" установлено, что для потребителей, проживающих в многоквартирных домах размер платы для потребителей за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах определять исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, которые также определены Постановлением Правительства Республики Мордовия от 05.04.2017 N 225.
Данный порядок был изменен Постановлением Правительства Республики Мордовия N 424 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Республики Мордовия от 10.05.2018 N 292. Постановление вступило в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.05.2018.
За май, июнь, июль 2018 года региональный оператор выставлял счета заказчику- за май 2018 года - на сумму 1 013 045 рублей 19 копеек (акт N 66318 от 31.05.2018), июнь 1 013 043 рубля 62 копейки (акт N 183452 от 30.06.2018, июль - 1 014 292 рубля 72 копейки (акт N 357928 от 31.01.2018).
Тариф на услугу регионального оператора установлен Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 19.03.2018 N 23. Нормативы накопления отходов по различным категориям объектов утверждены Постановлением Правительства Республики Мордовия от 05.04.2017 N 225.
В соответствии с пунктом 148.30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.1 Приложения N 2 к Правилам.
По расчетам истца сумма начислений с учетом зарегистрированных граждан должна составлять 1 341 706 рублей 55 копеек за период май-июль 2018 года. Всего начислено за указанный период ответчиком истцу 3 040 381 рубль 53 копейки (по актам оказанных услуг, исходя из площади жилых помещений).
Разницу в сумме 1 698 674 рубля 98 копеек истец считает неосновательным обогащением ответчика, поскольку ответчиком необоснованно начислена плата за услуги, исходя из площади жилых помещений. В досудебном порядке не представилось возможным урегулировать данный спор, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской
Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Действующее гражданское законодательство обязывает заказчика оплатить фактически оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо,
которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для взыскания неосновательного обогащения истец должен доказать наличие у сторон статуса приобретателя и потерпевшего, отсутствие установленных законом или сделкой оснований пользования, размер неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным
специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Мордовия N 34 от 25.01.2018
"Об определении размера платы за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей в жилом помещении на территории Республики Мордовия", определен порядок начисления платы для потребителей за услуги регионального оператора по обращению с ТКО: "В соответствии с пунктом 148.30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Правительство Республики Мордовия постановлено:
1. На территориях городского округа Саранск и Лямбирского муниципального района размер платы для потребителей за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах определять исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов". Документ утратил силу с 01.05.2018 в связи с истечением срока действия, установленного пунктом 4 данного Постановления.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 10.05.2018 N 292 "Об определении размера платы за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей в жилом помещении на территории Республики Мордовия и признании утратившим силу Постановления Правительства Республики Мордовия N 34 от 25.01.2018" установлено, что в соответствии с пунктом 148.30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", на территории Республики Мордовия размер платы для потребителей за услуги регионального
оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах определять исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Размер платы для потребителей за услуги регионального оператора по
обращению с твердыми коммунальными отходами в индивидуальных жилых домах определять исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, на территории Республики Мордовия. Данный
документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Республики Мордовия N 424 13.08.2018.
Постановлением Правительства Республики Мордовия N 424 13.08.2018 признано утратившим силу постановление Правительства Республики Мордовия от 10 мая 2018 г. N 292 "Об определении размера платы за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей в жилом помещении на территории Республики Мордовия и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Мордовия от 25 января 2018 г. N 34". Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 мая 2018 года.
В соответствии со статьей 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Согласно пункту 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными расходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Указанная формула предусматриваем начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика законных оснований для применения в спорном периоде порядка оплаты, установленного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 10.05.2018 N 292 "Об определении размера платы за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей в жилом помещении на территории Республики Мордовия и признании утратившим силу Постановления Правительства Республики Мордовия N 34 от 25.01.2018", исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Постановление Правительства Республики Мордовия N 424 от 13.08.2018, которым признано утратившим силу постановление Правительства Республики Мордовия от 10.05.2018 N 292, ответчиком не оспорено, недействительным в установленном законом порядке не признано.
В качестве доказательств факта и размера неосновательного обогащения истцом представлены:
- акты от 31.05.2018, 30.06.2018, 31.07.2018 и соответствующие им счета-фактуры на общую сумму 3 040 381 рубль 53 копейки.
- платежные поручения об оплате указанной суммы Региональному оператору N 505 от 18.06.2018, N 533 от 25.06.2018, 547 от 27.06.2018, N 551 от 28.06.2018 (май 2018 года), N 552 от 28.06.2018, N 554 от 29.06.2018 (июнь 2018 года), N 659 от 27.07.2018, N 664 от 31.07.2018, N 865 от 28.09.2018 (июль 2018 года).
- платежные документы для внесения платы за содержание и ремонт жилых помещений за октябрь 2018 года на жилые помещения дома N 29, N 29/1 по улице Севастопольская, N 124А по улице Волгоградская и другие, из которых видно, что в октябре 2018 года гражданам произведен перерасчет по графе "обращение с ТКО" в связи с начислением за спорный период исходя из площади жилого помещения.
Достоверность расчета неосновательного обогащения, произведенного истцом на основании вышеназванных документов, ответчиком документально не опровергнута. Также у суда отсутствуют основания сомневаться в достоверности информации истца о количестве проживающих граждан в жилых помещениях, мотивированных возражений относительно данного обстоятельства ответчиком не приведено. Сведения о количестве зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания граждан истец аккумулирует у себя на основании данных, предоставляемых УФМС РФ по РМ и паспортной службой, и которые актуализируются ежемесячно.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в настоящее время ответчик принимает сведения истца относительно количества проживающих граждан в жилых помещения, без возражений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования о взыскании неосновательного обогащения в заявленном истцом размере.
Одновременно истцом заявлено требование о взыскании 72 507 руб. 82 копеек процентов за пользование чужими средствами за период с 17.10.2018
по 07.05.2019.
В пункте 2 статьи 1107 ГК РФ предусмотрено, что на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня.
Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору.
Факт неосновательного обогащения судом установлен, следовательно, начисление процентов в порядке статьи 395 ГК РФ и требование об их взыскании является правомерным.
Ответчик расчет процентов за пользование чужими денежными средствами не оспорил, контррасчет не представил. Расчет процентов суд проверил и признал обоснованным, в связи с чем требование истца в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в удовлетворил.
Доводы апелляционной жалобы судом проверены и отклонены по вышеизложенным основаниям.
Аргумент заявителя о том, что истцом не доказан фактический перерасчет по всем жилым помещениям в многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО "ЖЭК "Октябрьский", на сумму предъявленную к взысканию не имеет правового значения для настоящего спора, поскольку судом установлено отсутствие у ответчика правовых оснований для получения от истца спорных денежных средств.
Несогласие заявителя с выводом суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом нормы права, в связи с чем, нет оснований для отмены судебного акта.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.06.2019 по делу N А39-1353/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
О.Ю. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-1353/2019
Истец: ООО "Жилищно-эксплуатационная компания "Октябрьский"
Ответчик: ООО "РЕМОНДИС Саранск"
Третье лицо: Слепинская Валентина Юрьевна
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7265/19
19.11.2019 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-7265/19
17.09.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6953/19
10.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-1353/19