18 сентября 2019 г. |
дело N А40-280500/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Тетюка В.И., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ответчика
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2019 г. (резолютивная часть от 20.05.2019 г.) по делу N А40-280500/18, принятое судьей Хорлиной С.С.,
по иску Правительства Москвы (ОГРН 1027739813507)
к Гаражно-строительному кооперативу "Монолит" (ОГРН 1037700203727)
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы об обязании,
и по встречному иску об обязании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Руденко М.В. по доверенности от 16.01.2019,
от ответчика: Пахомов А.В. (гендиректор), Лукоянов А.В. по доверенности от 31.10.2018,
от третьего лица: Руденко М.В. по доверенности от 16.01.2019
УСТАНОВИЛ:
Правительство Москвы предъявило Гаражно-строительному кооперативу "Монолит" иск об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта в редакции истца.
Ответчиком предъявлен встречный иск об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта, в редакции предложенной ГСК "Монолит".
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 20.05.2019 г., изготовленным в полном объеме 14.06.2019 г. первоначальные исковые требования удовлетворены. В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Ответчик подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ответчик требования и доводы своей жалобы поддержал, Истец и третье лицо по ним возражали.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что между Правительством Москвы (Администрация) и Гаражно-строительным кооперативом "Монолит" (Инвестор) заключен Инвестиционный контракт от 16.05.2001 N 01-27-10/1 (реестровый N 14-002346-5501-0148-00001-01) в редакции дополнительных соглашений от 18.01.2002 N 1, от 10.07.2003 N б/н, от 22.03.2004 N ЖГ от 02.10.2008 N б/н и от 12.09.2012 N 5 (далее - Инвестиционный контракт) на строительство многоэтажного гаража-стоянки с открытой автостоянкой по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 152, корп. 18 (строительный адрес: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 152, вл. 8).
Во исполнение условий Инвестиционного контракта Инвестор произвел в полном объеме строительство многоэтажного гаража-стоянки с открытой автостоянкой по адресу: г. Москва. Варшавское ш, д. 152, корп. 18 (строительный адрес: г. Москва. Варшавское ш., д. 152, вл. 8).
Объект принят в эксплуатацию в соответствии с Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 26.12.2012 N RU77219000-004609.
Согласно материалам ГБУ МосгорБТИ (экспликация от 19.10.2016 по состоянию на 28.09.2016, поэтажные планы от 19.10.2016 по состоянию на 28.09.2016) введенный в эксплуатацию Объект характеризуется следующими показателями: Общая площадь 17 014,7 кв.м. в том числе: площадь 412 машиномест (за исключением открытых автостоянок) 8 056,8 кв.м. площадь встроенно-пристроенных помещений 767,1 кв.м. площадь помещений общего пользования и инженерного назначения Объекта в целом 8 190,8 кв. м.
Вместимость Объекта автостоянки) составляет 463 машиноместа (с учетом открытой автостоянки).
В соответствии с п. 3.1 Инвестиционного контракта (в редакции Дополнительного соглашения от 02.10.2008 N б/н) распределение недвижимого имущества по итогам реализации инвестиционного проекта в части общей площади Объекта осуществляется следующим образом:
Администрации по себестоимости: 15% машиномест (62 машиноместа) и площадей общего пользования реализуется Инвестором льготным категориям граждан, очередникам районной Управы по себестоимости;
Инвестору в собственность: 85% машиномест (350 машиномест) и площадей общего пользования, 100% открытых автостоянок.
В собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы: 100% общей площади построенных или реконструированных объектов инженерного и коммунального назначения в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22.08.2000 N 660 "О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы".
В случае строительства в составе многоэтажного гаража-стоянки встроенно-пристроенных нежилых помещений их раздел между Инвестором и Администрацией осуществляется в соотношении 60/40.
Истец по первоначальному иску указывает, что в соответствии с данными условиями Инвестиционного контракта фактическое распределение машиномест в Объекте осуществляется в следующем соотношении:
Машиноместа доли Администрации реализованы Инвестором льготным категориям граждан и очередникам районной Управы по себестоимости - 62 машиноместа общей площадью 1 208,7 кв. м, что составляет 15 % машиномест от общего количества машиномест Объекта, исключая площадь открытых автостоянок.
Инвестору и/или привлеченным им третьим лицам (юридическим и физическим) в собственность передаются 350 машиномест общей площадью 6 848,1 кв. м, что составляет 85% от общего количества машиномест Объекта, исключая площадь открытых автостоянок.
100% открытых автостоянок (51 машиноместо), расположенных на эксплуатируемой кровле (этаж-надстройка), передаются в собственность Инвестора.
Распределение площади встроенно-пристроенных помещений Объекта в размере 767,1 кв.м. устанавливается в следующем соотношении:
- 40% или 306,84 кв.м. - в собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы;
- 60% или 460,26 кв.м. - в собственность Инвестора.
Учитывая особенность планировки нежилых помещений Объекта, Стороны согласовывают распределение нежилых помещений площадью 767,1 кв.м. в следующем соотношении:
Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы передаются в собственность нежилые помещения общей площадью 309,9 кв.м.
Инвестору передаются в собственность нежилые помещения общей площадью 457,2 кв.м.
Нежилые помещения общего пользования и инженерного назначения, неразрывно связанные с системой жизнеобеспечения Объекта в целом, в размере 8 190,8 кв.м. являются общей долевой собственностью Сторон в долях, пропорциональных их долям в Объекте.
Согласно п. 3.2 Инвестиционного контракта (в редакции Дополнительного соглашения от 02.10.2008 N б/н) конкретное имущество, подлежащее передачи в собственность Сторон по итогам реализации инвестиционного проекта, определяется на основании Акта о результатах реализации инвестиционного проекта после ввода объекта в эксплуатацию.
Поскольку Инвестиционный контракт исполнен сторонами в части в установленном законом и условиями порядке, Правительство Москвы вправе обратиться к Инвестору с проектом Акта о результатах реализации инвестиционного проекта.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1089-ПП "Об утверждении единого порядка согласования, оформления, подписания и учетной регистрации инвестиционных контрактов", в редакции постановления Правительства Москвы от 04.06.2014 N 305-ПП полномочиями по подготовке и направлению проектов актов о результатах реализации инвестиционных проектов наделен Департамент городского имущества города Москвы.
Департаментом городского имущества города Москвы в целях соблюдения досудебного порядка оформленный в одностороннем порядке Акт о результатах реализации инвестиционного проекта был направлен на подписание в адрес ГСК "Монолит" письмом от 30.08.2018 N ДГИ-И-64494/18.
Поскольку ответчик до настоящего времени указанный Акт о результатах реализации инвестиционного проекта не подписал, истец обратился с настоящим иском в суд.
Федеральным законом от 12.12.2011 N 427-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (опубликованным в "Российской газете" 14.122011 (далее - Федеральный закон от 12.12.2011 N 427-ФЗ) ст. 3 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" дополнена п. 3 следующего содержания: Объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается толевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в соответствии со статьей 24.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) с учетом определения долей, предусмотренного данным договором.
Положения названной нормы в новой редакции распространяются на договоры, которые заключены до дня вступления в силу Федерального закона от 12.12.2011 N 42 и обязательства сторон по которым исполнены до дня его вступления в силу, но при этом права собственности на созданные в рамках исполнения данных договоров объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.
Данная норма отражена и в ст. 70 вступившего в силу с 01.01.2017 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" - государственная регистрация права собственности на объекты недвижимости, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года предусматривающему строительство. реконструкцию на земельном участке находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекты недвижимости с привлечением внебюджетных источников финансирования последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимости между сторонами такого договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимости при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по такому договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимое предусмотренным данным документом.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о правомерности заявленных первоначальных исковых требований.
Ответчиком в порядке ст. 132 АПК РФ заявлены встречные исковые требования к Правительству Москвы об обязании подписать акт о результатах реализации инвестиционного проекта, в редакции предложенной ГСК "Монолит".
В соответствии с п. 3.1 Инвестиционного контракта (в редакции Дополнительного соглашения от 02.10.2008 N б/н) распределение недвижимого имущества по итогам реализации инвестиционного проекта в части общей площади Объекта осуществляется следующим образом: Администрации по себестоимости:
15% машиномест (62 машиноместа) и площадей общего пользования реализуется Инвестором льготным категориям граждан, очередникам районной Управы по себестоимости;
Инвестору в собственность: 85% машиномест (350 машиномест) и площадей общего пользования, 100% открытых автостоянок.
Согласно представленной Ответчиком информации машиноместа реализованы льготным категориям граждан, очередникам районной Управы по себестоимости в количестве 64 машиноместа, что составляет 15,12% от общей площади машиномест.
По мнению Ответчика, таблица п. 5.1 Акта подлежит изменению, а именно включению дополнительно двух граждан льготной категории (Судаков Е.В., Иншаков С.М).
При этом, п. 5.2. Акта также подлежит редактированию путем исключения упомянутых выше имеющих льготы граждан (Судаков Е.В., Иншаков СМ.). В связи с этим, как указывает ответчик, Инвестору передаются в собственность 84,88% от общей плошали машииномест.
Ответчик полагает необходимым включение в п. 5.2. Акта гаража, расположенного на 1 этаже, помещение VI, номер комнаты 1, характеристика "гараж", площадью 179,30 кв.м., как подлежащего передаче в собственность Инвестора согласно условиям Инвестиционного контракта.
Согласно п. 1.8 Инвестиционного контракта (в редакции Дополнительного соглашения от 02.10.2008 N б/н) общая нежилая площадь объекта - общая площадь нежилых помещений, в том числе площадь полезная, площадь общего пользования (лестничные клетки, площадки, лифты и т.п.), площадь помещений инженерного назначения, площади встроенно-пристроенных помещений, встроенных гаражей- стоянок, подвальных помещений, чердаков.
По условиям Инвестиционного контракта, раздел указанной площади осуществляется в соотношении 60/40.
Учитывая особенность планировки нежилых помещений Объекта, распределение нежилых помещений площадью 767,1 кв.м представляется в следующем соотношении:
-Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы передаются в собственность нежилые помещения общей площадью 309,9 кв.м.
- Инвестору передаются в собственность нежилые помещения общей площадью 457,2 кв.м.
Соответственно, перечень помещений, подлежащих передаче в собственность Инвестора, общей площадью 457,2 кв.м. (60%), изложен в п. 6.2. Акта.
Так, гараж, расположенный на 1 этаже, помещение VI, номер комнаты характеристика "гараж", площадью 179,30 кв.м. подлежит передаче в собственность Инвестора, что подтверждается п.п. 11 таблицы п. 6.2 Акта.
Согласно п. 6.1 Акта, нежилые помещения: этаж 1. пом. VII, комната характеристика "мастерская", площадью 33.90 кв.м.; этаж 1, пом. VIIa, комната характеристика "мастерская", площадью 36,10 кв.м.; этаж 1, пом. VIIa, комната 2 характеристика "комната персонала", площадью 8.20 кв.м.; этаж 1, пом. VIII, комнат 1, характеристика "служебное", площадью 39.40 кв.м. подлежат передаче собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города, Москвы (п.п. 1. 2. 3. 4 п. 6.1 Акта).
По мнению Ответчика, указанные нежилые помещения подпадают под понятие "помещения сервисных служб", а, следовательно, согласно п. 3.1 Инвестиционного контракта подлежат передаче в собственность Инвестора.
Указанные доводы ответчика являются необоснованными.
Исходя из буквального содержания МГСН 5.01-01 "Стоянки легковых автомобилей" следует, что термин "сервисные службы" отсутствует.
В связи, с чем состав данных помещений не может быть установлен и, как следствие, их 100 % передача в собственность инвестора не основана на законе.
В то же время, Ответчиком не доказано, что вышеназванные помещения входят в состав автостоянки, предназначены для самообслуживания владельцев автотранспорта, имеют свободный доступ и не могут быть использована в качестве коммерческой площади и не будут реализованы третьим лицам.
Кроме этого, в соответствии с п.2.4 постановления Правительства Москвы от 16.10.2001 N 926-ПП (ред. от 15.07.2003) "Об утверждении Московских городских строительных норм (МГСН) 5.01-01 "Стоянки легковых автомобилей" состав и площади помещений автостоянок, в том числе технического назначения, для обслуживающего персонала, санитарных узлов и др. определяются заданием на проектирование в зависимости от размеров автостоянок и особенностей их эксплуатации.
В состав автостоянки, кроме помещений для хранения автомобилей, могут включаться только технические помещения для размещения инженерного оборудования, обслуживающие автостоянку помещения, в том числе для дежурных, для хранения противопожарного инвентаря и др., а также помещения мойки автомашин, постов технического обслуживания (ТО), текущего ремонта (TP) для самообслуживания владельцев автотранспорта.
Следовательно, технические помещения входят в состав автостоянки и относятся к площадям общего пользования и подлежат распределению между сторонами согласно п. 3.1. контракта.
Указанные помещения входят в состав общей нежилой площади объекта, а, следовательно, подлежат распределению между сторонами в соотношении 60/40, а именно, согласно п. 6.1 Акта подлежат передаче в собственность Администрации.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на несогласии заявителя с выводами суда первой инстанции, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка. Несогласие заявителя с оценкой судом доказательств и иное толкование им норм закона, не означает судебной ошибки (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2019 г. (резолютивная часть от 20.05.2019 г.) по делу N А40-280500/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-280500/2018
Истец: ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
Ответчик: ГАРАЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "МОНОЛИТ"