г. Чита |
|
17 сентября 2019 г. |
дело N А78-1487/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Скворцова Александра Валентиновича на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 03 июля 2019 года по делу N А78-1487/2019 по заявлению индивидуального предпринимателя Скворцова Александра Валентиновича к Администрации городского округа "Город Чита" в лице Управления потребительского рынка о признании незаконным отказа во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Чита", утвержденную Постановлением Администрации городского округа "Город Чита" от 17.05.2012 N 151, нестационарного торгового объекта (киоск), местом нахождения которого будет являться земельный участок общей площадью 13 кв.м. по адресу: г. Чита, ул. Виля Липатова, 43, изложенного в дополнении N 1532 от 09 ноября 2018 к Заключению комиссии по внесению изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Чита" от 04 октября 2018 года, об обязании Администрации городского округа "Город Чита" в пределах предоставленных ей полномочий устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют:
1) Правительство Забайкальского края;
2) Комитет градостроительной политики Администрации городского округа "Город Чита";
3) Местная общественная организация по решению социальных проблем жителей "Совет общественности микрорайона "Северный";
4) Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа "Город Чита"; 5) Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края;
6) публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири";
7) Буньков Андрей Борисович,
(суд первой инстанции: судья Горкин Д.С.),
при участии в судебном заседании,
от индивидуального предпринимателя Скворцова Александра Валентиновича - Шевчуговой С.В., представителя по доверенности от 25.09.2018,
от Администрации городского округа "Город Чита" в лице Управления потребительского рынка - Коваленко М.А., представителя по доверенности N 30-10 от 22.05.2019,
от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Кузнецовой Е.С., представителя по доверенности от 05.12.2018,
иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили,
установил:
индивидуальный предприниматель Скворцов Александр Валентинович (далее - заявитель, ИП Скворцов А.В или предприниматель) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Чита", утвержденную Постановлением Администрации городского округа "Город Чита" от 17.05.2012 N 151, нестационарного торгового объекта (киоск), местом нахождения которого будет являться земельный участок общей площадью 13 кв.м. по адресу: г. Чита, ул. Виля Липатова, 43, изложенного в дополнении N 1532 от 09 ноября 2018 года к Заключению комиссии по внесению изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Чита" от 04.10.2018, об обязании Администрации городского округа "Город Чита" в пределах предоставленных ей полномочий устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 03 июля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая свое несогласие с ним.
Из апелляционной жалобы следует, что Правила землепользования и застройки городского округа "Город Чита", утвержденные решением Думы городского округа "Город Чита" от 12.11.2009 N 171, и постановление Администрации городского округа "Город Чита" от 17.05.2012 N 151 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Чита" не содержат сведений, что испрашиваемый участок по адресу: г. Чита, ул. Виля Липатова, 43 находится в пределах территории зоны инженерных сетей и коммуникаций - в охранной зоне электросетевого хозяйства (КЛ-10 кВ "ПС Каштак - РП-23 ").
В результате визуального осмотра факт наложения участков (охранной зоны и испрашиваемого участка) также не подтвержден.
Предприниматель также указывает, что в рассматриваемом случае не представлено доказательств внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о наличии охранной зоны.
Сложившейся судебной практикой подтверждается довод заявителя о том, что расстояние от инженерной коммуникации должно быть установлено корректно, на основании расчетов и изменений (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.04.2019 по делу N А78-13889/2018).
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержала доводы апелляционной жалобы.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразила согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы отзыва.
Представитель публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири") в судебном заседании также выразила согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ИП Скворцов А.В. 14.09.2018 обратился в Управление потребительского рынка Администрации (далее также - Управление) с заявлением о внесении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Чита" киоска по адресу: г. Чита, ул. Виля Липатова, 43, площадью 13 кв.м, режимом работы с 09.00 до 21.00, в целях оказания финансовых услуг населению и осуществления розничной торговли смешанной группой товаров.
При рассмотрении на заседании Комиссии по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Чита" (далее - Комиссия) заявления ИП Скворцова А.В. был сделан запрос в ПАО "МРСК Сибири" для принятия объективного решения о внесении изменения в Схему.
Согласно письму ПАО "МРСК Сибири" "Читаэнерго" от 06.11.2018 N 1194 размещение нестационарного объекта (киоска) по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Виля Липатова,43, не представляется возможным, поскольку по заявленному земельному участку проходит КЛ-10 кВ "ПС Каштак - РП-23". Объект является собственностью Забайкальского края и передан ПАО "МРСК Сибири" в доверительное управление 25.06.1998.
Кроме того, Управлением был направлен запрос в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о возможности размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Чита, ул. Виля Липатова, 43.
Согласно информации, поступившей из Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в связи с обращением общественности микрорайона Северный Департаментом планируется передача земельного участка в муниципальную собственность для организации на территории земельного участка парка отдыха местных жителей. В связи с чем, включение нестационарного торгового объекта (киоска) в Схему нецелесообразно.
На основании указанного было принято решение о невозможности внесения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Чита" киоска по адресу: г. Чита, ул. Виля Липатова, 43, изложенное в письме Управления потребительского рынка Администрации городского округа "Город Чита" от 09.11.2018 N 1532.
Полагая, что отказ Администрации, оформленный письмом от 09.11.2018 N 1532, не соответствует номам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов предпринимателя этим отказом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования предпринимателя удовлетворению не подлежат.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
На территории Забайкальского края действует Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов, установленный приказом Министерства экономического развития Забайкальского края от 22.09.2010 N 115-од.
Во исполнение указанного Порядка постановлением Администрации городского округа "Город Чита" от 17 мая 2012 года N 151 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Чита".
Согласно пункту 1.2.7 постановления Администрации городского округа "Город Чита" от 17 мая 2012 года N 151 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов" одним из оснований для исключения объектов из схемы является изменение градостроительной ситуации (планируемое капитальное строительство, проведение работ по реконструкции, благоустройству территории и др.).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.2.9 данного постановления одни из оснований отказа для внесения изменений в схему, кроме оснований, указанных в пункте 1.2.7, являются размещение торговых объектов на инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций.
Основаниями для отказа о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Чита", утвержденную постановлением Администрации городского округа "Город Чита" от 17.05.2012 N 151, нестационарного торгового объекта (киоска), по адресу: г. Чита, ул. Виля Липатова, 43, послужили изменение градостроительной ситуации, а также размещение на инженерных сетях и коммуникациях - КЛ-10 кВ "ПС Каштак - РП-23".
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Чита", принятыми решением Думы городского округа "Город Чита" от 12.11.2009 N 171, рассматриваемый земельный участок находится в пределах территории, обозначенной как зона инженерных сетей и коммуникаций.
Кроме того, данное обстоятельство в совокупности подтверждается схемой расположения земельного участка, запросом информации, представленными заявителем (том 1, л.д. 29 - 30), ответом Администрации от 12.10.2018 N 3069 с приложенным к нему фрагментом плана г. Читы (том 1, л.д. 31, 33), ответом ПАО "МРСК Сибири" Читаэнерго" от 26.10.2018 (том 1, л.д. 55 - 56), ответом Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 22.10.2018 (том 1, л.д. 64 - 65), фрагментом плана (том 1, л.д. 141), решением Центрального районного суда города Читы от 30.01.2019 по делу N 2-109/2019 (том 1, л.д. 145 - 148), комиссионным актом N 1 от 23.05.2019 с приложенным к нему планом-схемой расположения павильона в г. Чита, мкр. Северный, 44-а (том 1, л.д. 155 - 156) и распечаткой из публичной кадастровой карты.
Из содержания указанных документов следует и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что на земельном участке по адресу: г. Чита, ул. Виля Липатова, 43, фактически расположен нестационарный торговый объект "Бар "Бис", решением Центрального районного суда города Читы от 30.01.2019 по делу N 2-109/2019 на ответчика возложена обязанность освободить самовольно занятый земельный участок, местоположение которого определено: г. Чита, мкр. Северный, 44а, путем сноса расположенного на нем павильона - бара "Бис". Предприниматель просит включить в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Чита" киоск, расположенный по адресу: г. Чита, ул. Виля Липатова, 43, площадью 13 кв.м, который частично совпадает с границами земельного участка, занимаемого торговым объект "Бар "Бис". Кабельные линии находятся под существующим павильоном по адресу: г. Чита, ул. Виля Липатова, 43.
Кроме того, как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки принято решение о внесении изменений в Правила в части дополнения перечня основных видов использования земельных участков, находящихся в территориальной зоне Ж-1, такими видами, как "размещение скверов и парков". Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края планируется передача рассматриваемого земельного участка в муниципальную собственность для организации, в том числе на территории данного земельного участка парка отдыха местных жителей.
Указанные обстоятельства являются основанием для отказа внесения изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Чита", утвержденную постановлением Администрации городского округа "Город Чита" от 17.05.2012 N 151.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 03 июля 2019 года по делу N А78-1487/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-1487/2019
Истец: ИП Скворцов Александр Валентинович
Ответчик: Администрация городского коруга "Город Чита", Управление потребительского рынка администрации городского округа "Город Чита"
Третье лицо: Буньков Андрей Борисович, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Комитет градостроительной политики Администрации городского округа "Город Чита", Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа "Город Чита", Местная по решению социальных проблем жителей "Совет общественности микрорайона "Северный", ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", Правительство Забайкальского края, ПАО МРСК Сибири