г. Санкт-Петербург |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А56-25258/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. О. Третьяковой, Е. И. Трощенко
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Е. А. Царегородцевым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19900/2019) ООО "ТЕМПО ИНВЕСТ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2019 по делу N А56-25258/2019 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ООО "ТЕМПО ИНВЕСТ"
к Межрайонной ИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Ларин В. В. (доверенность от 25.02.2019)
от ответчика: Юшков И. И. (доверенность от 10.09.2019), Пономаренко И. В. (доверенность от 22.08.2019), Порфилова И. Н. (доверенность от 15.07.2019), Журун О. И. (доверенность от 12.04.2019)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Темпо Инвест" (ИНН 7806463529, ОГРН 1117847429611, место нахождения: 195027, г. Санкт-Петербург, Брантовская дорога, д. 3; далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) от 15.10.2018 N 474 в части доначисления налога на имущество организаций за период с 01.01.2017 по 31.05.2017 в сумме 12 960 716 руб.
Решением суда от 03.06.2019 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представители инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2017 год, представленной обществом в налоговый орган 13.03.2018.
По результатам проверки инспекцией вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 15.10.2018 N 474. Указанным решением обществу доначислен налог на имущество организаций за период с 01.01.2017 по 31.05.2017 в сумме 12 960 716 руб.
Решение инспекции от 15.10.2018 N 474 обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управление Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу (далее - управление) от 05.12.2018 N 16-13/76168 решение инспекции от 15.10.2018 N 474 оставлено без изменения, а жалоба общества - без удовлетворения.
Общество обратилось в Федеральную налоговую службы с жалобой от 05.03.2019 N Г-317-1/19 на решение инспекции от 15.10.2018 N 474 и решение управления от 05.12.2018 N 16-13/76168.
Решением Федеральной налоговой службы от 14.05.2019 N СА-4-9/8921@ жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с законностью вступившего в силу решения инспекции от 15.10.2018 N 474, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки инспекция пришла к выводу, что в нарушение пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), пункта 2 статьи 375 НК РФ общество не включило в налогооблагаемую базу для начисления налога на имущество с 01.01.2017 стоимость Торгово-развлекательного комплекса "Охта Молл" (далее - ТРК "Охта Молл", объект), в результате чего в нарушение пункта 2 статьи 382 НК РФ не исчислило в бюджет налог на имущество за период с 01.01.2017 по 31.05.2017 в сумме 12 960 716 руб.
В обоснование заявления общество указало, что в период с 01.01.2017 по 29.05.2017 ТРК "Охта Молл" не соответствовал критериям отнесения к основным средствам, поскольку на объекте производились строительные работы, общая стоимость которых составила 287 435 703 руб. 91 коп. Указанные работы были необходимы для обеспечения полноценного функционирования ТРК "Охта Молл" как единого объекта, а также ввода его в эксплуатацию. Общество указывает, что в период с января по апрель 2017 года на объекте производились пусконаладочные работы системы теплоснабжения ТРК "Охта Молл", выполнялись фасадные работы и работы по устройству инженерных сетей, строительные работы.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2001 N 94н.
Согласно положениям приказа Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении предназначен счет 01 "Основные средства".
К основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения и другие основные средства.
Признаки основных средств приведены в пункте 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01).
Согласно пункту 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Из взаимосвязи указанных положений следует, что обязанность по принятию на учет объекта в качестве основного средства, а также обязанность по уплате налога на имущество организаций возникает у налогоплательщика с того момента, когда имущество может быть использовано в хозяйственной деятельности предприятия и будет способно приносить экономическую выгоду.
Довод общества о том, что из указанных положений следует, что для принятия объекта к учету необходима способность объекта функционировать полностью как единый объект, несостоятелен.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 24.10.2014 N 306-КГ14-2728, от 25.12.2017 N 309-КГ17-19545, вопрос о включении объекта в состав основных средств определяется, прежде всего, его экономической сущностью и фактом его готовности к эксплуатации. Если спорное имущество обладает признаками основного средства, так как используется в предпринимательской деятельности (сдается в аренду), и спорный объект отвечает всем признакам основного средства и приносит доход от сдачи помещений в аренду, в этом случае организация является плательщиком налога на спорное имущество и обязана представлять декларацию по данному налогу. Также возникновение обязанности по исчислению налога на имущество связано с фактом эксплуатации объекта, отвечающего всем признакам основного средства, а не с фактом включения его налогоплательщиком в состав основных средств и фактом государственной регистрации права.
Таким образом, вопрос об учете объектов в составе основных средств и включении в облагаемую базу по налогу на имущество организаций не должен зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а определяется экономической сущностью объекта, тогда как под экономической сущностью объекта понимается использование его в предпринимательских целях, свидетельствующее о соответствии условиям признания основного средства, установленным в ПБУ 6/01.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит ТРК "Охта Молл" (кадастровый номер 78:11:0006047:2194), расположенный по адресу: г. Санкт-Петербург, Брантовская дорога, д.3.
Указанное здание введено в эксплуатацию 29.05.2017 (Приказ о вводе в эксплуатацию от 29.05.2017 N 17-05-29/1), 29.05.2017 принято к бухгалтерскому учету в качестве основного средства.
13.08.2018 общество представило в инспекцию уточненные налоговые декларации (расчеты) за полугодие, 9 месяцев 2017 год и 2017 год, в которых налог на имущество организаций в отношении ТРК "Охта Молл" исчислен за 7 месяцев 2017 года.
В ходе дополнительных мероприятий налогового контроля инспекцией в соответствии со статьей 93 НК РФ в адрес контрагентов (ООО "Зоопарк СЗ", ООО "Базис Заневский", ООО "Аромалюкс") направлены требования о представлении документов (информации) по взаимоотношениям с заявителем.
В ответ на требование от 17.08.2018 N 17-08/8373 ООО "Зоопарк СЗ" с сопроводительным письмом представило: счета-фактуры с фиксированной и переменной частями арендной платы за период с 01.11.2016 по 31.12.2017, акты оказанных услуг (аренда) за период с 01.11.2016 по 31.12.2017, акты сверки с обществом за 2017 год.
Согласно выписке по расчетному счету общества за период с 24.01.2017 на расчетный счет заявителя поступали платежи от ООО "Зоопарк СЗ", в том числе с назначением платежа "оплата за аренду помещения по соглашению OMU-050 от 26.08.2016", что свидетельствует о том, что ООО "Зоопарк СЗ" использовало арендуемое помещение для осуществления именно той деятельности, для которой изначально предназначено арендуемое помещение.
В соответствии со статье 90 НК РФ инспекцией проведен допрос руководителя ООО "Зоопарк СЗ" Алексеева К.М. (протокол допроса от 16.08.2018 N 160819), который пояснил, что общество является арендодателем помещения, договор аренды заключен 15.11.2016, получено помещение, в котором своими силами проведены следующие виды работ: освещение, укладка плитки, раздел электрики, вентиляции, установка декораций, завоз животных. С 17.12.2016 произведено фактическое открытие зоопарка по адресу: г. Санкт-Петербург, Брантовская дорога, д.3, пом. 3-68, площадью 330,0 кв.м. Акт приема-передачи подписан лично руководителем. Арендная плата в 2016-2017 годы составила примерно 300 000 руб., 30 000 руб. коммунальные расходы. Помещение используется в качестве зоопарка с наличием животных: овечки, еноты, курочки, гуси, попугаи и т. д. Помещение эксплуатируется с 17.12.2016, с момента открытия зоопарка. В октябре 2016 произведен входной платеж, с 2017 года оплата аренды в адрес заявителя производится регулярно.
В ответ на требование инспекции от 17.08.2018 N 17-08/8374 с сопроводительным письмом от 24.08.2018 N 082562 ООО "Базис Заневский" представлены: договор долгосрочной аренды коммерческой недвижимости от 01.09.2016 NLLA-028, соглашение об использовании коммерческой недвижимости от 08.02.2016 NUA-028 (с приложением дополнительных соглашений долгосрочной аренды коммерческой недвижимости от 01.09.2016 NLLA-028), акт приема-передачи помещения от 27.08.2016, договор оказания услуг от 22.07.2016 N 3 (по размещению рекламы на территории ТРК "Охта Молл" и на прилегающей территории), счета-фактуры с переменной и фиксированной (базовой) частей арендной платы.
Предметом договора долгосрочной аренды коммерческой недвижимости от 01.09.2016 N LLA-028, заключенного между ООО "Базис Заневский" и ООО "Темпо Инвест", является предоставление в аренду части ТРК "Охта Молл" помещения с кадастровым номером 78:11:0006047:2194/20, состоящего из частей N 652, 969-999 помещение 1-Н, площадью 900,8 кв.м.
По условиям договора от 01.09.2016 N LLA-028 оплата имеет фиксированную (базовую) и переменную арендные платы. Переменная арендная плата включает оплату коммунальных услуг в помещении. Переменная арендная плата начисляется ежемесячно в размере, эквивалентном стоимости потребленных арендатором в помещении услуг, включая НДС.
На основании анализа выписки по расчетному счету общества за период с 01.01.2017 на расчетный счет заявителя поступли платежи от ООО "Базис Заневский", в том числе с назначением платежа "переменная и базовая арендная плата по договору долгосрочной аренды коммерческой недвижимости N LLA-028 от 01.09.2016", что свидетельствует о том, что ООО "Базис Заневский" использовало арендуемое помещение для осуществления именно той деятельности, для которой изначально предназначено арендуемое помещение.
В соответствии со статьей 90 НК РФ инспекцией проведен опрос руководителя ООО "Базис Заневский" Катаевой Ю.А. (протокол от 16.08.2018 N 160818), которая пояснила, что в ООО "Базис Заневский" является генеральным директором с 01.06.2018, ранее им являлся Ситников А.С. Общество является арендодателем, с которым заключен договор долгосрочной аренды коммерческой недвижимости от 01.09.2016 N LLA-028. По данному договору ООО "Базис Заневский" арендует помещение по адресу: г. Санкт-Петербург, Брантовская дорога д. 3, пом. 1-Н, части 652, 969-999 на 3-м этаже ТРК "Охта Молл", площадью 900,8 кв.м. По условиям договора аренды арендная плата зависит от заполняемости помещения. В январе 2017 года фиксированная арендная плата составила 991 721 руб. 66 коп., переменная (коммунальные платежи) - 148 974 руб. 90 коп., в феврале 2017 года фиксированная арендная плата составила 991 721 руб. 66 коп., переменная (коммунальные платежи) - 151 474 руб. 54 коп., в марте 2017 года фиксированная арендная плата составила 917 435 руб. 12 коп., в апреле 2017 года фиксированная арендная плата составила 991 721 руб. 66 коп., переменная (коммунальные платежи) - 141 439 руб. 29 коп. без учета НДС. Оплата аренды производится примерно с 17.09.2016. Ресторан "Чайхана-Пахвала" на 150 посадочных мест открылся в арендуемом помещении 27.08.2016. Численность сотрудников ООО "Базис Заневский" в данном помещении 11 человек (генеральный директор, финансовый директор, исполнительный директор, кассир, администратор, повар, инженер по эксплуатации, официанты).
В соответствии со статьей 93.1 НК РФ инспекцией направлено поручение Межрайонной ИФНС России N 8 по Санкт-Петербургу от 17.08.2018 N 17-08/1869 об истребовании документов (информации) в отношении ООО "Аромалюкс" (ИНН 7810022460).
С сопроводительным письмом от 29.08.2018 N 9092 Межрайонной ИФНС России N 8 по Санкт-Петербургу представлены: соглашение об использовании коммерческой недвижимости от 19.09.2014 N UA-014, договор оказания услуг от 10.10.2016 N 17, договор аренды коммерческой недвижимости от 10.08.2017 NLA-014, дополнительное соглашение от 15.10.2017 N 2 к договору аренды коммерческой недвижимости от 10.08.2017 N NLA-014, договор аренды коммерческой недвижимости от 26.08.2016 N OMSLA-014-SG, акт сверки за 2017 год, счета-фактуры, карточки бухгалтерского учета по счету 76, платежные поручения.
В соответствии с выпиской по расчетному счету общества за период с 13.01.2017 на расчетный счет заявителя поступали платежи от ООО "Аромалюкс", в том числе, с назначением платежа "оплата по соглашению N UA-014 от 19.09.2014 процент с оборота", что свидетельствует о том, что ООО "Аромалюкс" использовало арендуемое помещение для осуществления именно той деятельности, для которой изначально предназначено арендуемое помещение.
В соответствии со статьей 93.1 НК РФ инспекцией направлено поручение Межрайонной ИФНС России N 26 по Санкт-Петербургу от 16.08.2018 N 17-08/1866 об истребовании документов (информации) в отношении ООО "Лента" (ИНН 7814148471).
С сопроводительным письмом от 06.09.2018N 086730 Межрайонной ИФНС России N26 по Санкт-Петербургу представлены: договор аренды нежилого помещения с приложениями от 01.09.2016 N ДА-020, акты приема-передачи помещения от 27.08.2016, уведомление об индексации арендной платы по договору аренды нежилого помещения от 01.09.2016 N ДА-020, акт осмотра от 26.08.2017, счета-фактуры за период с 30.11.2016 по 31.12.2017, акты выполненных работ за период с 30.11.2016 по 31.12.2017, платежные поручения за аренду помещений за 2017 год.
Согласно договору аренды нежилого помещения от 01.09.2016 N ДА-020 общество передает в аренду часть здания с кадастровым номером 78:11:0006047:2194/1 части N148, 923-947 помещения 1-Н, расположенного на 1-м этаже, общей площадью 453,1 кв.м, часть здания с кадастровым номером 78:11:0006047:2194/2, состоящую из частей N71, 84, 92, 93, 142, 834-844, 846, 848-922 помещения 1-Н, расположенного на 2-м подземном этаже площадью 8603,5 кв.м.
По условиям договора от 01.09.2016 N ДА-020 за основу для определения расчетной арендной платы берется товарооборот арендатора и товарооборот субарендаторов в рамках календарного месяца, за который осуществляется определение размера расчетной арендной платы.
При этом в товарооборот арендатора включается общая сумма денежных средств за оборотный период, полученных арендатором согласно показаний Z-отчетов контрольно-кассовой техники арендатора, установленной в помещении и применяемой при осуществлении арендатором коммерческой деятельности за вычетом:
- всех скидок (включая скидки по любым дисконтным картам арендатора для покупателей и скидок для персонала)
- всех поступлений от продажи товаров, по которым был произведен возврат денег, при условии, что данные поступления были ранее включены в сумму товарооборота арендатора;
- налог на добавленную стоимость.
Согласно выписке по расчетному счету общества за период с 13.01.2017 на расчетный счет заявителя поступали платежи от ООО "Лента" с назначением платежа "расчетная арендная плата по договору N ДА-020 от 01.09.2016", что свидетельствует о том, что ООО "Лента" использовало арендуемое помещение для осуществления именно той деятельности, для которой изначально предназначено арендуемое помещение.
Инспекцией направлен запрос от 23.08.2018 N 17-03/19356@ в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Санкт-Петербургу в отношении ООО "Лента" (ИНН 7814148471).
С сопроводительным письмом от 27.08.2018 N 082814 Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N2 по Санкт-Петербургу представлены акты фискальных показаний и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возврате ее в организацию за период с 26.07.2016 по 17.04.2017.
Общая сумма выручки за период с 26.07.2016 по 17.04.2017 составила 145 378 488 руб. 92 коп.
Данный факт подтверждает наличие ведения финансово-хозяйственной деятельности контрагентом ООО "Лента" в арендуемом у общества помещении. С данной выручки производилась уплата арендных платежей в адрес заявителя, что подтверждается выписками по расчетному счету общества.
В соответствии со статьей 93.1 НК РФ инспекцией направлено поручение Межрайонной ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу от 17.08.2018 N17-08/1870 об истребовании документов (информации) в отношении Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (ИНН 7840016760).
С сопроводительным письмом от 14.09.2018 N 089370 Межрайонной ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу представлены: копия разрешения на строительство от 12.05.2016 N78-007-0171.1-2013, копия заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации от 01.07.2016 N 07-16-007-0171.1, копия акта приемки объекта капитального строительства (реконструкции) (приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128) от 10.06.2016.
Согласно представленной копии акта приемки объекта капитального строительства (реконструкции) от 10.06.2016 к приемке предъявлен ТРК "Охта Молл", в отношении которого выполнены следующие виды работ: земляные работы, монолитные работы, монтаж металлоконструкций, монтаж лифтового оборудования, травалаторов, эскалаторов, устройство перегородок, отделочные работы, монтаж дверей, подъемно-секционных работ, устройство кровли, устройство зенитных фонарей, остекление фасадов, благоустройство территории, монтаж внутренних инженерных систем, монтаж наружных инженерных систем.
Строительно-монтажные работы осуществлены в срок: начало работ - август 2013 года, окончание работ - июнь 2016 года.
Количество помещений - фактически 845; вместимость - фактически 11 280 человек.
Согласно пункту 12 акта приемки объекта капитального строительства (реконструкции) от 10.06.2016 наружные коммуникации холодного, горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения, и связи обеспечивает нормальную эксплуатацию объекта и приняты эксплуатирующими организациями, получены справки о выполнении технических условий. Недоделки и дефекты в ходе проверки не выявлены (пункт 13 акта).
Также Управлением Государственного строительного надзора представлено заключение от 01.07.2016 N 07-16-007-0171.1 о соответствии построенного реконструированного объекта капитального строительства, прошедших капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования требованиям технического регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации выданного в адрес общества. В соответствии с представленным заключением объект капитального строительства ТРК "Охта Молл" соответствует проектной документации, прошедшей государственную/негосударственную экспертизы, что подтверждается актами проверок специалистов УГСН СГСНиЭ СПб.
В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспекцией проведен сравнительный анализ банковской выписки общества по счету N 40702810555160000688, открытому в Северо-Западном Банке ПАО Сбербанк, на предмет поступления денежных средств от сдачи в аренду помещений по адресу нахождения ТРК "Охта Молл".
Так, в 3 квартале 2016 года за аренду перечислено 7 254 203 руб. 16 коп., в 4 квартале 2016 - 40 397 231 руб. 75 коп., в 1 квартале 2017 года - 99 534 331 руб. 22 коп., во 2 квартале 2017 года - 98 291 265 руб. 55 коп., в 3 квартале 2017 года - 127 968 807 руб. 04 коп., в 4 квартале 2017 года - 172 554 638 руб. 13 коп.
Таким образом, по итогам анализа динамики поступления выручки установлено, что с 3 квартала 2016 по 2 квартал 2017 года доходы от аренды существенно увеличены с 7 254 203 руб. 16 коп. до 98 291 265 руб. 55 коп., что свидетельствует о фактическом использовании обществом ТРК "Охта Молл" в предпринимательской деятельности до передачи объекта по акту о приеме-передаче здания по форме от 29.05.2017 N ОС-1а.
В ответ на требование инспекции от 17.08.2018 N 17-08/8372 обществом представлены пояснения от 04.09.2018, согласно которым акты КС-11 и КС-14 в отношении объекта не подписывались в связи с тем, что указанные акты приемки-сдачи работ по формы КС - 11 и КС - 14 не являются обязательными с 2013 года. Приемка - сдача работ осуществлялась на основании заключительного акта оказанных услуг по договору.
Вместе с тем, в ответ на поручение от 17.08.2018 N 17-08/1870 Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга представлена копия акта приемки объекта капитального строительства (реконструкции) от 10.06.2016, на основании которого обществу выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 08.07.2016 N 78-07-16-2016.
На основании Приказа Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга от 20.12.2016 N 260-П здание ТРК "Охта Молл" включено в Перечень объектов недвижимого имущества на 2017 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Кроме того, об использовании объекта по его прямому назначению свидетельствует информация, размещенная в электронных средствах массовой информации, о состоявшемся 27.08.2016 открытии ТРК "Охта Молл".
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, нельзя признать несформированной первоначальную стоимость фактически эксплуатируемого объекта, факт сдачи в аренду (т.е. эксплуатации) отдельных помещений в построенном организацией здании служит фактом, подтверждающим пригодность к эксплуатации здания в целом как единого инвентарного объекта.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости ТРК "Охта Молл" введен в эксплуатацию по завершении строительства в 2016 году. 20.07.2016 проведен кадастровый учет.
В соответствии с разделом II "Сведения об объекте капитального строительства" Разрешения на ввод в эксплуатацию от 08.07.2016 N 78-07-16-2016 фактические показатели объекта в большей части соответствуют запроектированным показателям.
Согласно данному разделу проекту не соответствуют следующие показатели: 1. Строительный объем - всего (по проекту - 931 994,0 куб.м., фактически - 932 009,0 куб.м.), в том числе надземной части (по проекту - 716 440,0 куб.м., фактически - 718 071,0 куб.м.); 2. Общая площадь (по проекту - 141 031, 0 кв.м., фактически - 140 406,6 кв.м.).
Более того, Управлением государственного строительного надзора составлено Заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства, прошедших капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации от 01.07.2016 N 07-16-007-0171.1, согласно которому технические характеристики объекта капитального строительства (ТРК "Охта Молл") соответствуют проектной документации, прошедшей государственную/негосударственную экспертизы, что подтверждено актами проверок специалистов УГСН СГСНиЭ СПб.
Таким образом, на момент выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию от 08.07.2016 N 78-07-16-2016 фактические показатели построенного объекта соответствовали запроектированным. Отклонения в отдельных пунктах от запроектированных показателей на возможность эксплуатации объекта влияние оказать не могли в силу своей специфики.
Как правильно указал суд первой инстанции, в данном случае наличие разрешения на ввод в эксплуатацию свидетельствует о том, что у организации отсутствуют основания нести какие-либо капитальные затраты по объекту в связи с соответствием запланированным показателям.
Таким образом, довод общества о проведении капитальных работ, исключающих эксплуатацию здания, правомерно отклонен судом как необоснованный.
Правомерно отклонен судом довод общества о проведении пуско-наладочных работ системы теплоснабжения ТРК "Охта Молл" в период с января по апрель 2017 года.
Согласно разрешению на ввод в эксплуатацию от 08.07.2016 N 78-07-16-2016 по показателю "Сети и системы инженерно-технического обеспечения" запроектированное наличие на объекте таких показателей как водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение соответствует фактическим обстоятельствам.
Исходя из смысла статей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пунктов 1.5, 1.8, 2.4 СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", разрешение на ввод объекта в эксплуатацию может быть выдано только после производства соответствующих пусконаладочных работ, которые по характеру и назначению являются одним из завершающих этапов нового строительства, подтверждают пригодность объекта строительства к использованию. Использование объекта недвижимости (в том числе частично) предполагает, что введены в эксплуатацию сети и системы инженерно-технического обеспечения, входящие в здание. Без ввода в эксплуатацию систем инженерно-технического обеспечения (в том числе, например, теплоснабжения, электроснабжения, системы вентиляции, отопления и т.п.) здание функционировать не может. При этом система инженерно-технического обеспечения здания проектируется и внедряется в целом для здания, а не для его части.
По условиям договоров долгосрочной аренды коммерческой недвижимости, соглашений об использовании коммерческой недвижимости, заключенных с ООО "Базис Заневский", ООО "Лента", ООО "Аромалюкс", передача помещений арендаторам осуществлялась при условии надлежащего выполнения работ, определенных разделом IV "Допуск в помещение" приложения "Положение о работах арендодателя и работах арендатора", арендодателем до даты подписания договора сторонами.
В обоснование заявления общество указывает, что разрешение на ввод в эксплуатацию не может свидетельствовать о готовности объекта к эксплуатации, поскольку объект может требовать выполнения в нем работ капитального характера для доведения его до состояния, пригодного для использования по назначению.
Между тем, ссылаясь на то, что получение разрешения на ввод в эксплуатацию не свидетельствует о готовности объекта к эксплуатации, заявитель не указывает на то, что фактическое использование (эксплуатация) объекта в запланированных (предпринимательских) целях осуществлялось обществом в период с августа 2016 года до оформления обществом 29.05.2017 акта приема-передачи здания (сооружения) по форме ОС-1, и, соответственно, до принятия объекта на учет в составе основных средств.
В указанный период обществу выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 08.07.2016 N 78-07-16-2016.
Таким образом, объект соответствовал строительным и иным нормам, а также утвержденной проектной документации.
Эксплуатация объекта в предпринимательских целях (предоставление в аренду коммерческих помещений, осуществление контрагентами-арендаторами предпринимательской деятельности в арендуемых помещениях, официальное открытие ТРК "Охта Молл" для покупателей) свидетельствует о возможности полноценной эксплуатации обществом как здания ТРК "Охта Молл" в целом, так и внутренних коммуникаций.
Таким образом, спорный объект отвечал признакам основного средства.
В обоснование апелляционной жалобы общество также ссылается на то, что включение объекта в перечень объектов, налоговая база по которым определятся как кадастровая стоимость, не является основанием для автоматического отнесения объекта к объектам основных средств и исчисления налога на имущество.
Указанный довод правомерно отклонен судом.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Согласно статье 378.2 НК РФ объект, включенный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором принят нормативный акт, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости, должен облагаться по кадастровой стоимости.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.
Согласно положениям статей 374 и 378.2 НК РФ во взаимосвязи необходимым условием для налогообложения налогом на имущество организаций объекта, включенного в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости, является учет его на балансе в качестве объекта основных средств, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Как следует из материалов дела, спорный объект, исходя из его экономической сущности, должен был быть принят к учету как основное средство на 01.01.2017, то есть на 1 января года налогового периода.
Согласно статьей 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база в отношении которых определяется, как кадастровая стоимость имущества, утверждаются ежегодно, что предполагает возможность как расширения перечня путем включения новых объектов, так и исключения из перечня ранее внесенных объектов.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) утвержден Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 (с учетом изменений) "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга" (далее - Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N207) создана Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга, утверждено положение о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, согласно пункту 3.8 которого определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Санкт-Петербурга отнесено к полномочиям Комитета.
В соответствии с пунктом 3.7 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга определяет на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, размещает перечень на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети интернет.
Обязательным условием включения конкретного объекта в указанный перечень является его предварительное обследование на предмет фактического использования.
Таким образом, налогоплательщик, прежде чем исчислять налог на имущество организаций по правилам статьи 378.2 НК РФ, должен удостовериться в том, что принадлежащий ему объект налогообложения включен в соответствующий перечень, утвержденный на очередной налоговый период.
С учетом изложенного и в соответствии с Приказом Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга от 20.12.2016 N 260-п (с учетом изменений) "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" в перечень включен спорный объект с кадастровым номером 78:11:0006047:2194, расположенный по адресу: г. Санкт-Петербург, Брантовская дорога, д.3.
В силу пункта 8 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737, в случае несогласия налогоплательщика с результатами определения вида фактического использования объекта указанное лицо вправе до 20 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду, подать в Комитет возражения на результаты определения вида фактического использования объекта.
Комитет рассматривает возражения, если к ним приложены документы, подтверждающие основания возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога на имущество организаций в отношении объекта, а также документы, обосновывающие изложенные в возражениях доводы.
Таким образом, соответствующие возражения подаются в уполномоченный орган, а не в налоговый орган по месту учета.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд пришел к правильному выводу об обоснованном доначислении инспекцией обществу налога на имущество организаций за период с 01.01.2017 по 31.05.2017 в сумме 12 960 716 руб., в связи с чем, отказал обществу в удовлетворении заявления.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2019 по делу N А56-25258/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25258/2019
Истец: ООО "ТЕМПО ИНВЕСТ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 21 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ