г. Владивосток |
|
12 июля 2019 г. |
Дело N А59-7729/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.С. Шевченко,
судей Д.А. Глебова, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Навродской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Колесниченко Ивана Владимировича,
апелляционное производство N 05АП-4095/2019
на решение от 25.04.2019
судьи С.В. Кучкиной
по делу N А59-7729/2018 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (ОГРН 1106501008701, ИНН 6501231673)
к Колесниченко Ивану Владимировичу
третье лицо - ОАУ "Северное лесное хозяйство",
о взыскании убытков,
при участии:
от истца: представитель Смирнова А.Л., по доверенности от 15.05.2019, сроком действия на 1 год, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к Колесниченко Ивану Владимировичу о взыскании убытков в размере 136 580,02 руб. в пользу ОАУ "Северное лесное хозяйство".
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 25.04.2019 иск удовлетворен частично. С Колесниченко Ивана Владимировича в пользу Областного автономного учреждения "Северное лесное хозяйство" взысканы убытки в размере 94 226 рублей 63 копейки.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование своей позиции апеллянт указывает, что ответчик получал денежные средства на основании положений Коллективного договора Учреждения, установленных для всех сотрудников Учреждения. Полагает, что требования Коллективного договора должны быть учтены при разрешении настоящего спора.
Представитель истца в судебном заседании на доводы апелляционной жалобы возражал. Решение Арбитражного суда Сахалинской области считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела апелляционным судом установлено, что согласно п. 1.3 Устава областного автономного учреждения "Северное лесное хозяйство" учредителем и собственником имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, является Сахалинская область.
Полномочия Учредителя осуществляет орган исполнительной власти Сахалинской области - министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.
Согласно Положению о министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 474, пунктом 5.1 Устава областного автономного учреждения "Северное лесное хозяйство", 25 января 2012 г. Колесниченко Иван Владимирович назначен на должность директора ОАУ "Северное лесное хозяйство".
10 августа 2018 года трудовой договор от 25.01.2012 N 41 между директором Колесниченко И.В. и Министерством расторгнут, трудовые отношения Колесниченко И.В. были прекращены по основаниям пункта 2 части первой статьи 278, статьи 279, статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации.
По результатам внеплановой документарной проверки министерством установлено, что в период осуществления трудовой деятельности с января 2016 года по июль 2018 года Колесниченко И.В. без согласования с учредителем установил себе стимулирующие и компенсационные выплаты в размере 136 580 рублей 02 копеек, которые им были получены от учреждения.
Ссылаясь на нарушение ответчиком требований Положения о размерах и порядке премирования руководителей государственных автономных учреждений, подведомственных министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденного приказом Министерства от 11.12.2013 N 85-п и получение им данных сумм незаконно, истец обратился к ответчику с требованием о возмещении данной суммы учреждению в качестве возмещения убытков.
Данное требование истца ответчиком не было удовлетворено, что и послужило основанием для обращения учредителя в суд с настоящим иском.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в апелляционном порядке обжалуется только часть решения, то арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта лишь в обжалуемой части. Таким образом, предметом проверки апелляционной инстанцией является решение Арбитражного суда Сахалинской области только в части удовлетворения иска о взыскании убытков.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, Пятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции в обжалуемой части.
В соответствии со статьей 274 Трудового кодекса Российской Федерации права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором. В силу заключенного трудового договора руководитель организации в установленном порядке реализует права и обязанности юридического лица как участника гражданского оборота, в том числе полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, а также права и обязанности работодателя в трудовых и иных, непосредственно связанных с трудовыми, отношениях с работниками, организует управление производственным процессом и совместным трудом.
Статьей 13 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" установлена компетенция руководителя автономного учреждения (директора, генерального директора, ректора, главного врача, художественного руководителя, управляющего и другого), согласно которой к его полномочиям относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом автономного учреждения к компетенции учредителя автономного учреждения, наблюдательного совета автономного учреждения или иных органов автономного учреждения.
В силу части 2 ст.13 этого же закона, руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, представляет его годовую бухгалтерскую отчетность наблюдательному совету для утверждения, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица", в случае нарушения обязанности действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно директор по требованию юридического лица и (или) его учредителей (участников), которым законом предоставлено право на предъявление соответствующего требования, должен возместить убытки, причиненные юридическому лицу таким нарушением.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 135 ТК РФ системы премирования могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, в состав которой по прямому указанию статьи 129 ТК РФ входят также и премиальные выплаты.
В соответствии с абзацем первым статьи 40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Согласно статье 41 ТК РФ в коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя, в том числе, по вопросам формы, системы и размера оплаты труда, а также выплаты пособий, компенсаций.
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
Доводы апеллянта о том, что ответчик получал денежные средства на основании положений Коллективного договора Учреждения, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонены на основании следующего.
Колесниченко И.В. на основании трудового договора N 41 от 25.01.2012 занимает должность директора.
11.12.2013 приказом Министерства от N 85-п "Об утверждении целевых показателей эффективности деятельности и критериев оценки работы государственных автономных учреждений, подведомственных министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, условий премирования руководителей, положения о размерах и порядке премирования руководителей государственных автономных учреждений, подведомственных министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, положения о комиссии по оценке выполнения целевых показателей эффективности деятельности государственных автономных учреждений, подведомственных министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области" утверждено Положение о размерах и порядке премирования руководителей государственных автономных учреждений, подведомственных министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - Положение).
Таким образом, для руководителей автономных учреждений, каковым является Колесниченко И.В., установлен особый порядок премирования, который как обоснованно отмечено судом первой инстанции, не может противоречить порядку, установленному коллективным договором.
Пунктом п. 2.2, 2.3 Положения установлено, что премиальные выплаты руководителю Учреждения, предусмотренные Положением, осуществляются только в пределах планового фонда оплаты труда Учреждения, предусмотренного планами финансово-хозяйственной деятельности на текущий финансовый год, и при условии гарантированного выполнения всех обязательств Учреждения перед работниками по выплате окладов (должностных окладов), а также установленных выплат компенсационного и стимулирующего характера, и не должны приводить к перерасходу фонда оплаты труда Учреждения. Учреждение самостоятельно выбирает источник финансового обеспечения премиальных выплат, указанных в разделе 3 настоящего Положения, о чем издает приказ по Учреждению.
Решение о выплате премии (лишении премии) руководителю Учреждения и ее размер утверждается распоряжением министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - министр), принятым на основании протокола постоянно действующей Комиссии по оценке выполнения целевых показателей эффективности деятельности государственных учреждений, подведомственных министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - Комиссия) (п. 3.2 Положения).
Премирование руководителя Учреждения по итогам работы за месяц осуществляется при условии своевременного, добросовестного выполнения обязанностей, предусмотренных трудовым договором, с учетом результатов деятельности Учреждения в соответствии целевыми показателями эффективности деятельности и критериями оценки работы Учреждений, утверждаемыми настоящим приказом (п. 3.3 Положения).
Положением также предусмотрено премирование руководителя учреждения за выполнение особо важных и сложных / срочных работ.
В редакции Положения, действующей до 20.12.2017 премия за выполнение особо важных и сложных работ устанавливается наиболее отличившимся руководителям Учреждений органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя по согласованию с курирующим заместителем председателя Правительства Сахалинской области. Представление о премировании за выполнение особо важных и срочных работ, указанных в абзацах 2 - 4, 7 п. 4.2 настоящего Положения, вносится министру руководителем Учреждения. Премирование за выполнение особо важных и срочных работ, указанных в абзацах 2 - 4, 7 п. 4.2 настоящего Положения, осуществляется по итогам каждого квартала на основании распоряжения министра. Премирование за перевыполнение объема выпуска пиломатериала, за достижение утвержденных министерством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области целевых показателей эффективности работы Учреждения также осуществляется по решению министра, на основании распоряжения министра. Конкретный размер премии за выполнение особо важных и срочных работ руководителя Учреждения устанавливается распоряжением министра (п. 4.8).
В соответствии с п. 4.1.3 Положения (в новой редакции - с 20.12.2017) решение о выплате премии за выполнение особо важных и сложных работ принимается министром лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по согласованию с курирующим заместителем председателя Правительства Сахалинской области. Выплата премии производится в пределах фонда оплаты труда Учреждения на основании распоряжения министра лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.
Разделом 5 Положения установлены выплаты за счет экономии фонда оплаты труда.
Конкретные размеры единовременных премиальных выплат и материальной помощи руководителям Учреждений устанавливаются распоряжением министра и не могут превышать пяти должностных окладов руководителя Учреждения в год при условиях, указанных в п. 2.2 настоящего Положения. (п.5.3 Положения в редакции, действующей до 20.12.2017). С 20.12.2017 действует новая редакция Положения, в соответствии с которой решение об оказании материальной помощи на основании письменного заявления руководителя (близких родственников умершего работника) и подтверждающих документов в отношении руководителя Учреждения принимает министр.
Таким образом, оплата труда ответчика как руководителя учреждения осуществляется в особом, специальном порядке и не подпадает под действие положений, закрепленных в коллективном договоре.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, правомерно установил, что Колесниченко И.В., приняв единоличные решения о стимулирующих и компенсационных выплатах в отношении себя лично, действовал недобросовестно, с превышением своих полномочий, выплаты были установлены им в нарушение Положения о размерах и порядке премирования руководителей государственных автономных учреждений, подведомственных министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, что повлекло необоснованные материальные затраты учреждения.
Основания для переоценки указанных выводов у судебной коллегии отсутствуют.
Согласно пункту 6 Постановления N 62, по делам о возмещении директором убытков истец обязан доказать наличие у юридического лица убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ), а также наличие причинной связи между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями. Обязанность по доказыванию отсутствия вины в причинении убытков лежит на привлекаемом к ответственности единоличном исполнительном органе.
Принимая во внимание изложенное, установив совокупность условий для взыскания с ответчика убытков, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования, взыскав с Колесниченко И.В. 94 226,63 рублей. Расчет взысканной суммы проверен судом апелляционной инстанции и признан верным. Довод апеллянта об обратном признается необоснованным.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения, не опровергают выводы суда первой инстанции, ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 25.04.2019 по делу N А59-7729/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.С. Шевченко |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-7729/2018
Истец: Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской обл.
Ответчик: Колесниченко Иван Владимирович
Третье лицо: Обласное Автономное Учреждение "Северное лесное хозяйство"