г. Самара |
|
11 июля 2019 г. |
Дело N А65-5739/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 апреля 2019 года по делу N А65-5739/2019 (судья Галимзянова Л.И.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Пестречинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья" (ОГРН 1021607355527, ИНН 1633005230), Республика Татарстан, Пестречинский район, с. Пестрецы,
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан (ОГРН 1021607353030, ИНН 1633009002), Республика Татарстан, Пестречинский район, с. Пестрецы,
о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 29.10.2018 N 013S19180023081,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Пестречинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья" (далее - заявитель, школа-интернат) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан (далее - ответчик, Управление ПФР) о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 29.10.2018 N 013S19180023081.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 апреля 2019 года заявление удовлетворено, признано недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 29.10.2018 N 013S19180023081. Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан вменено в обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Пестречинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья", Республика Татарстан, Пестречинский район, с. Пестрецы.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 апреля 2019 года по делу N А65-5739/2019 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на законность оспариваемого решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 29.10.2018 N 013S19180023081.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 апреля 2019 года по делу N А65-5739/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной с целью правильности заполнения, полноты и своевременности представления ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за июнь 2018 года, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), Управлением ПФР было установлено, что заявителем представлена дополняющая форма СЗВ-М на застрахованных лиц за июнь 2018 года с нарушением установленного срока.
По результатам проверки составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.09.2018 N 013S18180003038, N 013S18180022710 и вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 29.10.2018 N 013S19180023081 о привлечении заявителя к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 32 000 руб.
Не согласившись с указанным решением ответчика, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
При обращении в суд заявитель ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, указав на получение оспариваемого решения 03.12.2018, а также на отсутствие в штате школы-интерната юриста.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом причины пропуска на обращение в суд признаны уважительными, в связи с чем ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд было удовлетворено.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пунктом 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность работодателей представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице в органы Пенсионного фонда РФ.
На основании п. 1 ст. 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с п. 2.2. ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Законом. Такие сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83-п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждены формы "Сведения о застрахованных лицах", согласно которому в п. 3 страхователем обязательно должен указываться тип представляемой формы:
-"исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
-"доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
-"отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Как уже указано выше, согласно п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в Пенсионный фонд сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Следовательно, отчет СЗВ-М за июнь 2018 г. должен был быть представлен школой-интернатом по окончании отчетного периода (июнь месяц) и не позднее 15.07.2018 г.
Судом по материалам дела установлено, что отчет СЗВ-М за июнь 2018 г. (тип "исходные") за июнь 2018 г. на 65 застрахованных лиц был отправлен заявителем ответчику по телекоммуникационным каналам связи 29.06.2018, что подтверждается соответствующей квитанцией о подтверждении получения (л.д. 23).
Однако, по причине не указания СНИЛС одного из застрахованных лиц, отчет не был принят ответчиком.
03 июля 2018 г. заявитель вновь направил в адрес ответчика отчет СЗВ-М за июнь 2018 г. (тип "исходные") за июнь 2018 г. на 65 застрахованных лиц с исправлением допущенной ошибки, что подтверждается соответствующей квитанцией о подтверждении получения (л.д. 26).
Однако, в направленной 03.07.2018 форме сведений заявителем ошибочно отражен другой отчетный период, а именно, вместо "06", указан "03".
О направлении заявителем сведений 03.07.2018 с ошибочным указанием отчетного периода ни в оспариваемом решении, ни в отзыве на заявление, ответчик не указывает, при том, что на данное обстоятельство указал заявитель в заявлении о признании решения ответчика недействительным. Кроме того, факт представления заявителем сведений 03.07.2018 подтверждается приложенной к отзыву копией скрина из АРМ Приема ПФР.
Получив отрицательный протокол, 17 июля 2018 г. заявитель направил в адрес ответчика отчет СЗВ-М (тип "дополняющие") за июнь 2018 г. в отношении одного застрахованного лица, у которого в первоначально поданных сведениях (29.06.2018) не был указан СНИЛС, что подтверждается соответствующей квитанцией о подтверждении получения (л.д. 28). Данный отчет был принят ответчиком без выявления каких-либо ошибок, что подтверждается соответствующим протоколом проверки отчетности (л.д. 53).
О направлении заявителем дополняющих сведений 17.07.2018 ни в оспариваемом решении, ни в отзыве на заявление, ответчиком не указано. Однако, данное обстоятельство подтверждается приложенной к отзыву копией скрина из АРМ Приема ПФР.
Далее, заявитель указывает, что после направления дополняющих сведений из Управления ПФР по телефонному звонку сообщили, что индивидуальные сведения на 64 сотрудников за июнь 2018 г. не представлены, в связи с чем заявитель 22.08.2018 вновь направил в адрес ответчика сведения на всех работников по форме "дополняющие". Данный отчет был принят ответчиком без выявления каких-либо ошибок, что подтверждается соответствующим протоколом проверки отчетности (л.д. 54).
Получив указанные сведения, ответчик установил нарушение заявителем срока представления дополняющих сведений за июнь 2018 года и привлек заявителя к ответственности.
Пунктом 37 Инструкции N 766н установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователю предоставлено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Вступившая в силу с 19.02.2017 Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (п.п. 37, 39).
Как указано в абз. 3 п. 39 Инструкции N 766н, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.
Судом по материалам дела установлено, что сведения о застрахованных лицах за июнь 2018 года направлены школой-интернатом в адрес Управления ПФР четырежды.
При этом, сведения о направлении в адрес школы-интерната уведомлений об устранении ошибок в сведениях, представленных 03.07.2018, 17.07.2018, Управлением ПФР в отзыве на заявлении не отражены, при том, что на данные обстоятельства указал заявитель в заявлении о признании решения ответчика недействительным.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют надлежащие и допустимые доказательства направления Управлением ПФР в адрес школы-интерната уведомлений либо иных писем, в которых бы сообщалось о непредоставлении отчета СЗВ-М, либо о выявленных ошибках, либо расхождениях в сведениях, представленных 03.07.2018, 17.07.2018.
Материалами дела подтверждается, что 03.07.2018 заявителем фактически был представлен Управлению ПФР отчет СЗВ-М за июнь (06) 2018 г., а не за март (03) 2018 г., как ошибочно было указано в этом отчете.
Следовательно, полный отчет за июнь 2018 г. (форма "исходящие") был направлен по ТКС в адрес Управления ПФР 03 июля 2018 г., что с очевидностью следует из даты его направления - 03.07.2018.
Однако, как было указано выше, по результатам проверки дополняющей формы отчета СЗВ-М за июнь 2018 г., направленной школой-интернатом 17.07.2018, отчет был принят ответчиком без выявления каких-либо ошибок, что подтверждается соответствующим протоколом проверки отчетности (л.д. 53).
Следовательно, направив заявителю 17.07.2018 положительный протокол, ответчик констатировал факт исполнения заявителем обязанности по представлению отчета СЗВ-М за июнь 2018 г.
Вместе с тем, оспариваемым решением заявитель привлечен к ответственности за несвоевременное представление отчета за июнь 2018 г., представленного 22.08.2018.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что повторное представление заявителем отчета 22.08.2018 по дополняющей форме СЗВ-М за июнь 2018 г. не может расцениваться как представление сведений с нарушением срока, поскольку сами по себе индивидуальные сведения, хотя и содержащие ошибки в указании отчетного периода, были представлены своевременно, а именно, 03.07.2018.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что школа-интернат надлежащим образом исполнила свою обязанность по представлению индивидуальных сведений (отчета по форме СЗВ-М за июнь 2018 г.), соответственно, законных оснований для привлечения ее к ответственности не имеется.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2018 г. N 11АП-12544/18 по делу N А65-11548/2018.
По мнению ответчика, изложенного в отзыве на заявление, страхователь своими действиями не исправлял недостоверные сведения, а направлял ранее не представленные индивидуальные сведения, что исключает возможность освобождения страхователя от ответственности.
Между тем, статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет страхователю право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Учитывая представление страхователем в Управление ПФР сведений о каждом работающем застрахованном лице за июнь 2018 года по форме СЗВ-М (исходная) - в установленные законом сроки (03.07.2018), а также сведений в виде дополняющей формы СЗВ-М за июнь 2018 года на одно застрахованное лицо (17.07.2018), принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии вины заявителя в нарушении требований Закона N 27-ФЗ.
При этом суд исходит из того, что, по общему правилу, формальный подход к наложению штрафа недопустим; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
При таких обстоятельствах, основания для привлечения школы-интерната к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, и взыскания штрафных санкций по решению о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, отсутствуют.
Заявитель реализовал свое право на уточнение (исправление, дополнение) представленных сведений за указанный период, откорректировав ее путем представления в Пенсионный фонд РФ дополнительных сведений за указанный период, что допускает неприменение к страхователю финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, полностью повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, и были предметом подробного рассмотрения и надлежащей правовой оценки суда. Основания для привлечения заявителя к ответственности не подтверждены, законность оспариваемого решения ответчика, не доказана.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
По правилам, установленным в абзаце 2 части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 апреля 2019 года по делу N А65-5739/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5739/2019
Истец: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Пестречинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья", Пестречинский район, с.Пестрецы
Ответчик: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан, с.Пестрецы