город Томск |
|
15 июля 2019 г. |
Дело N А27-27396/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Киреевой О.Ю., |
|||
судей |
|
Стасюк Т.Е., |
|||
|
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый И.Б., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка (07АП-5387/2019) на решение от 16.04.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-27396/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (ОГРН 1064205113136, ИНН 4205109750) г. Кемерово к Комитету градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка (ОГРН 1094217012284, ИНН 4217121181) г. Новокузнецк об урегулировании разногласий при заключении договора,
без участия представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее также - ООО "КЭнК", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Комитету градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка (далее также - Комитет, ответчик) о принятии пунктов 1.1. и 3.3. договора аренды земельного участка от 21.08.2018 N 481-06 между Комитетом и обществом, в следующей редакции:
"1.1. На основании статей 22, подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ и в соответствии с распоряжением администрации города Новокузнецка от 28.05.2015 N 1299 "Об утверждении документации по корректировке проекта планировки и межевания микрорайона 7 Новоильинского района города Новокузнецка", Арендодатель сдал, а Арендатор принял в аренду из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 42:30:0601007:34, площадью 287 кв.м для размещения объекта электроэнергетики - сооружение электротехническое: комплектная трансформаторная подстанция КТП N 810 в Новоильинском районе, г. Новокузнецк, в границах, указанных в Едином государственном реестре недвижимости.
Разрешенное использование земельного участка - коммунальное обслуживание.".
"3.3. Размер арендной платы за период с 21.08.2018 по 31.12.2018 составляет 624,33 руб. (шестьсот двадцать четыре руб. тридцать три коп.).".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 16.04.2019 (резолютивная часть объявлена 09.04.2019) пункты 1.1. и 3.3. договора аренды земельного участка от 21.08.2018 N 481-06 приняты в следующей редакции:
"1.1. На основании статей 22, подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ и в соответствии с распоряжением администрации города Новокузнецка от 28.05.2015 N 1299 "Об утверждении документации по корректировке проекта планировки и межевания микрорайона 7 Новоильинского района города Новокузнецка", Арендодатель сдал, а Арендатор принял в аренду из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 42:30:0601007:34, площадью 287 кв.м для размещения объекта электроэнергетики - сооружения электротехнического: комплектной трансформаторной подстанции КТП N 810 в Новоильинском районе, г. Новокузнецк, с местоположением: Кемеровская область, Новокузнецкий городской округ, город Новокузнецк, Новоильинский район, квартал В, РП-ТП-1, в границах, указанных в Едином государственном реестре недвижимости.
Разрешенное использование земельного участка - коммунальное обслуживание.".
"3.3. Размер арендной платы за период с 21.08.2018 по 31.12.2018 составляет 624,33 руб. (шестьсот двадцать четыре руб. тридцать три коп.).".
В остальной части в удовлетворении иска отказано, с ответчика в пользу истца взыскано 6 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое судебное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь, в том числе на то, что оснований для применения статей 39.7, 49 ЗК РФ, а также Положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - постановление N582) в данном случае у суда не имелось; трансформаторные подстанции к линейным объектам не относятся.
От ООО "КЭнК" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступил отзыв, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, отмечая, что объект, размещение которого предполагается на спорном земельном участке, по технологическому критерию относится к линейным объектам регионального значения, обеспечивающим деятельность субъекта естественной монополии.
От комитета поступило заявление о проведении судебного разбирательства в его отсутствие.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Комитет наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории г.Новокузнецка.
25.07.2018 истец обратился в комитет с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 42:30:0601007:34, площадью 287 кв.м для размещения объекта электроэнергетики - "сооружения электротехнического: комплектной трансформаторной подстанции КТП N 810 в Новоильинском районе, г.Новокузнецк".
Комитет направил в адрес общества проект договора N 481-06 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 21.08.2018, который подписан истцом 11.10.2018 с протоколом разногласий от 21.09.2018.
Проект указанного выше договора составлен между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор), по условиям которого на основании статей 22, подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ и в соответствии с распоряжением администрации города Новокузнецка от 28.05.2015 N 1299 "Об утверждении документации по корректировке проекта планировки и межевания микрорайона 7 Новоильинского района города Новокузнецка", Арендодатель сдал, а Арендатор принял в аренду из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 42:30:0601007:34, площадью 287 кв.м для размещения объекта электроэнергетики - трансформаторной подстанции с местоположением: Кемеровская область, Новокузнецкий городской округ, город Новокузнецк, Новоильинский район, квартал В, РП-ТП-1, в границах, указанных в Едином государственном реестре недвижимости.
По согласованным сторонами условиям пунктов 2.1, 2.2 договора срок его действия устанавливается с 21.08.2018 по 01.08.2019.
Не согласившись с условиями договора в части размера арендной платы, и указания объекта, находящегося на спорном земельном участке, общество направило комитету протокол разногласий. Комитет составил протокол согласования разногласий, который истцом не подписан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
При заключении договора аренды земельного участка возникли разногласия в части размера арендной платы, и указания объекта, находящегося на спорном земельном участке.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 39.7 ЗК РФ принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее также - Правила), которыми определены соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.04.2012 N15837/11, данные ставки являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами; размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оснований для применения статей 39.7,49 ЗК РФ, а также Положений постановления N 582 в данном случае у суда не имелось; трансформаторные подстанции к линейным объектам не относятся, отклоняются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно подпункту 2 статьи 49 ЗК РФ к таким объектам относятся, в том числе объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Земельным законодательством не определены критерии отнесения объектов энергетических систем (объектов систем электроснабжения) к объектам федерального, регионального или местного значения в целях определения предельного размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют: единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства;
Объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование;
Одним из критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям является владение на праве собственности или на ином законном основании линиями электропередачи, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям").
Таким образом, из совокупности указанных норм следует, что объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи) территориальной сетевой организации являются объектами регионального значения (в целях применения положений пункта 4 статьи 39.7 и подпункта 2 пункта 1 статьи 49 ЗК РФ), поскольку используются для оказания услуг по передаче электрической энергии в пределах административных границ субъекта Российской Федерации.
Согласно постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 N 753 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области" "ООО "КЭнК" относится к территориальным сетевым организациям.
ООО "КЭнК" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Следовательно, объект, размещение которого предполагается на спорном земельном участке, по технологическому критерию относится к объектам регионального значения, обеспечивающим деятельность субъекта естественной монополии, является объектом электроэнергетики.
Пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, предусмотрено, что в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения линий электропередачи, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Во исполнение пункта 5 Правил приказом Минэкономразвития РФ от 11.09.2011 N 507 утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), согласно которому ставка арендной платы в отношении земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятыми такими объектами, устанавливается в размере 1,5 % от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка; при этом ставка арендной платы не должна превышать предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков, прилагаемых к приказу.
Исходя из расчёта с применением пункта 5 Правил, Приказа Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507, арендная плата за спорный земельный участок составит за период с 21.08.2018 по 31.12.2018 - 624,33 руб.
При таких обстоятельствах суд, пункт 3.3 спорного договора аренды земельного участка правомерно принял в редакции истца, и изложил пункт 1.1 с указанием в договоре объекта, расположенного на спорном земельном участке, и местоположения земельного участка, указанного арендодателем в соответствии с адресом, указанным при государственном кадастровом учете спорного земельного участка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены/изменения решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены/изменения решения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.04.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-27396/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
О.Ю. Киреева |
Судьи |
Т.Е. Стасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-27396/2018
Истец: ООО "Кузбасская энергосетевая компания"
Ответчик: Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка