г. Ессентуки |
|
20 сентября 2019 г. |
Дело N А25-49/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В., судей: Макаровой Н.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковым М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокуратуры города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23 мая 2019 года по делу N А25-49/2019 (судья Шишканов Д.Г.), при участии в судебном заседании представителя ООО "Газпром межрегионгаз Черкесск" - Заболотневой С. А. (доверенность от 17.07.2019), представителя прокуратуры города Черкесска - Шахановой К. А. (доверенность от 02.08.2019),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Черкесск" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к прокуратуре города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики (далее - Прокуратура) о признании недействительным представления от 13.12.2018 N 7-14-18 об устранении нарушений закона в сфере ЖКХ и жилищного законодательства.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23 мая 2019 года требования удовлетворены.
Суд пришел к выводу о том, что предписание прокурора незаконно, не отвечает признакам исполнимости. Контролер газоснабжающей организации при проведении проверки отапливаемой площади домовладения вправе измерить ее площадь самостоятельно и установить новый размер платы за потребленный газ при отсутствии счетчика.
Прокурор города Черкесска подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Ссылается на то, что суд неправильно установил обстоятельства. Расчет оплаты на основании данных контролера об измерении отапливаемой площади не соответствует требованиям п. 61 Правил 594. В нарушение норм законодательства, газоснабжающая организация самостоятельно определяет отапливаемую площадь в домовладениях абонентов путем проведения замеров, не получая подтверждения из органов техинвентаризации, либо органа местного самоуправления. В результате увеличивается отапливаемая площадь, следовательно, начисления за используемый газ также увеличиваются, что является незаконным и нарушает жилищные прав граждан.
Представили сторон поддержали свои доводы.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда подлежит отмене.
Из материалов дела усматривается.
Прокуратурой г. Черкесска была с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора проведена проверка соблюдения Обществом законодательства при обеспечении газоснабжения потребителей республики, законности производимых начислений и ведения абонентских баз.
01.11.2018 N 7-14-18 Прокуратура сообщила Обществу о проведении выездной проверки.
Проверкой установлено нарушение законодательства в сфере ЖКХ.
По итогам проведенной выездной проверки Прокуратурой в адрес Общества было вынесено представление от 13.12.2018 N 7-14-18 об устранении нарушений закона в сфере ЖКХ и жилищного законодательства.
В представлении указано, что проверкой выявлено нарушение Обществом требований пункта 61 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, а именно: нарушен порядок проведения расчетов при обнаружении обстоятельств, влияющих на определение объема потребляемого газа, произошедших после заключения договора, в отношении абонента -собственника домовладения в г. Черкесске по ул. Щорса N 49/1.
В акте инвентаризации газифицированного домовладения от 22.10.2018 N 9990 указано о том, что отапливаемую площадь определил представитель поставщика газа (контролер газового хозяйства), и на основании данного документа поставщик произвел перерасчет объема поставленного газа и размера платы, с учетом изменившейся площади.
Таким образом, поставщик газа произвел перерасчет начислений без подтверждающих документов уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.
В нарушение требований статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункта 61 постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 газоснабжающая организация самостоятельно определяет отапливаемую площадь в домовладениях абонентов путем проведения замеров, не получая подтверждения из органов техинвентаризации, либо органа местного самоуправления. В результате увеличивается отапливаемая площадь, следовательно, начисления за используемый газ также увеличиваются, что является незаконным и нарушает жилищные права граждан.
На основании ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре" в связи с выявленным нарушением генеральному директору Общества представлением от 13.12.2018 N 7-14-18 было предписано:
- незамедлительно рассмотреть данное представление, принять меры к устранению выявленных нарушений действующего законодательства и недопущению их впредь;
- решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения закона и представить в Прокуратуру копию приказа;
- уведомить Прокуратуру в письменной форме о дне и времени рассмотрения данного представления;
- сообщить в письменной форме о результатах рассмотрения и принятых мерах в месячный срок.
Полагая, что представление от 13.12.2018 N 7-14-18 не соответствует закону, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что представление носит властный, обязательный характер и подлежит проверке в порядке Главы 24 АПК РФ.
Суд первой инстанции правильно установил, что предписание выдано уполномоченным лицом; по форме соответствует установленным требованиям.
Суд правильно установил, что отношения между Обществом (поставщик газа) и Сариевой Т.О. (абонент) по поставке газа в домовладение в г. Черкесске по ул. Щорса, 49/1, регулируются нормами публичного договора газоснабжения.
В соответствии со статьей 1 Закона "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Закона "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
На основании пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 32 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утверждены постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, далее Правила 549) при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 61 Правил 549 в случае если в процессе проверки установлено, что абонент, объем поставки газа которому определяется в соответствии с нормативами потребления газа, не сообщил поставщику газа об изменении обстоятельств, влияющих на определение объема потребляемого газа, произошедших после заключения договора, либо сообщил сведения, недостоверность которых подтверждается уполномоченными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, поставщик газа вправе пересчитать объем поставленного абоненту газа и размер платы за него за период со дня проведения предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев.
Как следует из материалов дела, потребитель подключен к газопотреблению с 1978 года; прибор учета в помещении не установлен; как следует из акта от 22.10.2018 N 9990, в базе числится отапливаемая площадь 24 кв.м.; ранее оплата производилась исходя из этой площади.
22.10.2018 в акте N 9990 представитель поставщика газа (контролер газового хозяйства) произвел замер площади домовладения и установил, что она составляет 30 кв.м. Исходя из площади 30 кв.м. произведено исчисление стоимости газопотребления.
При этом технический паспорт на домовладение контролером не потребован.
Проверяющими сделан вывод о том, что изменение условий договора газоснабжения произведено поставщиком коммунальных услуг в одностороннем порядке, без подтверждения новых данных сведениями уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, что является нарушением федерального законодательства.
Суд первой инстанции, проверяя представление прокурора на соответствие требованиям законодательства, пришел к выводу о его незаконности.
Суд сослался на следующие нормы права.
Абонент обязан уведомлять в 5-дневный срок в письменной форме поставщика газа об изменении размера (площади, объема) отапливаемых жилых и нежилых помещений (абзац третий подпункта "е" пункта 21 Правил N 549).
На основании абзаца третьего пункта 4 Правил N 549 поставщик газа в целях получения информации, необходимой для проверки сведений, указанных заявителем в оферте (предложении о заключении договора), а также для осуществления проверки правильности определения объема потребленного газа вправе запрашивать у уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления сведения: о размере (объеме, площади) отапливаемых жилых и нежилых помещений.
Приведенные положения пунктов 4, 9, 15, 21 Правил N 549 называют два источника возможного получения поставщиком газа сведений о размере (площади, объеме) отапливаемых жилых помещений - получение указанных сведений у самого абонента (заявителя при оферте) либо у уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления.
При этом получение сведений о размере (объеме, площади) отапливаемых жилых помещений у уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления путем направления соответствующего запроса пункт 4 Правил N 549 трактует как право поставщика газа, а не его обязанность.
Суд привел толкование норм права, и пришел к выводу о том, пунктом 61 Правил N 549 предусмотрено установление сведений о размере (объеме, площади) отапливаемых жилых помещений самим поставщиком газа в процессе проведения проверки, то есть, предусмотрен третий источник получения поставщиком газа данной информации (помимо самого абонента, а также уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления).
При этом суд не учел следующее.
Правила N 549 предусматривают исключительные случаи изменения (прекращения) договора в одностороннем порядке газоснабжающей организацией (пункты 45-49), к которым изменение площади помещения не относится.
В соответствии с пунктом 50 Правил N 549 изменение договора, в том числе изменение вида потребления газа, оформляется путем заключения в письменной форме дополнительного соглашения к договору.
Такого соглашения в рассматриваемом случае не достигнуто. Подписание акта инвентаризации, составленного контролером поставщика газа, не заменяет соглашения к договору.
Довод суда о том, что запрос информации у уполномоченных органов является правом, а не обязанностью организации, а потому его можно заменить актом контролера, производящего самостоятельные замеры, неправомерен.
В основу договора и расчетов за потребленный газ по площади домовладения должны быть положены достоверные данные, которыми признаются данные уполномоченных органов в силу прямого указания, содержащегося в Правилах N 549.
В рассматриваемом случае расчеты контролера недостоверны, так как согласно техническому паспорту, представленному после проверки в суд первой инстанции, площадь составляет 29 кв.м. (стр.34 решения суда).
Довод общества о том, что такие сведения БТИ не выдаются, со ссылкой на отрицательный ответ, неприемлем, поскольку запрос был направлен с нарушением установленного порядка (не оплачен госпошлиной).
Довод о том, что контролер обладал специальными знаниями, достаточными для замеров, а потому газоснабжающая организация праве самостоятельно производить замеры помещения и исчислять величину оплаты за потребленный газ, отклоняется как противоречащий приведенным нормам права.
Довод о том, что права абонента не нарушены, так как он не обращался с жалобой, отклоняется. Правонарушения обнаружены в ходе контрольных мероприятий.
Довод апелляционной жалобы о том, что в нарушение вышеуказанных норм законодательства, газоснабжающая организация самостоятельно определяет отапливаемую площадь в домовладениях абонентов путем проведения замеров, не получая подтверждения из органов техинвентаризации либо органа местного самоуправления; в результате увеличивается отапливаемая площадь, следовательно начисления за используемый газ также увеличиваются, что является незаконным и нарушает жилищные прав граждан, подтвердился.
Довод о том, что имелись допущенные при составлении акта от 22.10.2018 N 9990 нарушения Обществом требований пункта 56 Правил N 54 о предварительном уведомлении абонента (за 7 дней) о дате и времени проведения проверки не опровергнут, доказательств предварительного уведомления проверяемого лица не представлено; вместе с тем, апелляционный суд учитывает, что эти обстоятельства не положены в основу представления.
Суд первой инстанции сделал вывод о неправомерности представления прокурора от 13.12.2018 N 7-14-18, которое обязывает заявителя решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Частью 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.
Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя и производится в законодательно регламентированном порядке.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, содержащееся в представлении от 13.12.2018 N 7-14-18 императивное требование решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц противоречит приведенным нормам Трудового кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1.
Между тем, формулировка, содержащаяся в предписании, не обязывает руководителя общества вынести приказ о назначении наказания.
Обществу предлагается рассмотреть представление и принять соответствующие меры.
Вывод суда первой инстанции о том, что предписание является неисполнимым, не соответствует обстоятельствам и материалам дела. Предписание содержит фактические данные о совершенном правонарушении, указание на нарушенные нормы права и на меры, которые необходимо принять в целях устранения нарушения.
Довод прокуратуры о том, что за вменяемое правонарушение общество и руководитель общества привлечены к административной ответственности, подтвержден материалами дела и не опровергается обществом.
Доводы апелляционной жалобы подтвердились.
Иные доводы судом не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании норм права и противоречат установленным по настоящему делу обстоятельствам.
Суд первой инстанции неправильно применил нормы права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, что является основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23 мая 2019 года по делу N А25-49/2019 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Черкесск" (ОГРН - 1160917053120, ИНН - 0917030800) о признании недействительным представления от 13.12.2018 N 7-14-18 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Н.В. Макарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-49/2019
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Черкесск"
Ответчик: Прокуратура г. Черкесска
Третье лицо: КЧРГУП "Техническая инвентаризация", Мэрия МО г. Черкесска, Сариева Танзиля Османовна, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Карачаево-Черкесской Республике, Прокуратура г. Черкесска