г. Ессентуки |
|
20 сентября 2019 г. |
Дело N А63-16125/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.09.2019.
Постановление изготовлено в полном объёме 20.09.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В., судей: Макаровой Н.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковым М.А., при участии в судебном заседании от истца: Министерства сельского хозяйства Ставропольского края - Герелесовой Е. А. (доверенность от 23.10.2018), от ответчика Главы КФХ Каракай И. Т. - Каракай И. Т. лично (личность удостоверена по паспорту), Никитина Л. А. (доверенность от 20.08.2019), в отсутствие иных извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.06.2019 по делу N А63-16125/2018 (судья Костюков Д.Ю.).
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Ставропольского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Главе КФХ Каракай Ирине Тимофеевне (далее -предприниматель) о взыскании в бюджет Ставропольского края полученных ею в рамках реализации программы средств гранта в размере 21 584 596,02 руб.
Одновременно, предприниматель обратилась со встречным заявлением к министерству об обязании заключить дополнительное соглашение о продлении срока исполнения гранта на 3 года с момента его подписания к соглашению от 04.09.2012 N 173/12 о развитии на территориях сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края семейной животноводческой фермы на базе КФХ сроком на 5 лет.
Определением суда от 12.03.2019 заявления объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением суда от 10.06.2019 в удовлетворении первоначальных требований отказано. Встречный иск индивидуального предпринимателя удовлетворен. Суд обязал Министерство сельского хозяйства Ставропольского края заключить с индивидуальным предпринимателем Главой КФХ Каракай И.Т. дополнительное соглашение к соглашению от 04.09.2012 N 173/12 о развитии на территориях сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края семейной животноводческой фермы на базе КФХ сроком на 5 лет о продлении срока исполнения гранта на 3 года с момента его подписания. Распределены судебные расходы.
Министерство не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, первоначальный иск обоснован и подлежит удовлетворению, оснований для удовлетворения встречного иска не имеется.
В отзывах предприниматель Каракай И.Т. и третье лицо - Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае возражали против ее удовлетворения, полагая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Представители истца и ответчика в суде апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве соответственно, дав по ним пояснения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывы на жалобу, Шестнадцатый арбитражной апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
Министерство сельского хозяйства Ставропольского края является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на проведение мероприятий по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края, предоставляемых в рамках ведомственной целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2012-2014 годы", утвержденной приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 12 апреля 2012 года N 118.
Предприниматель включена в состав участников указанной программы по итогам рассмотрения представленного пакета документов на заседании комиссии по проведению конкурсного отбора участников (протокол N 3 от 30.08.2012) (т.д. 1 л.д. 104-110).
По результатам конкурсного отбора 04.029.2012 между министерством и предпринимателем заключено соглашение N 173/12 о развитии на территориях сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 5 лет (т.д. 1 л.д. 7-11).
На реализацию представленного предпринимателем и утвержденного министерством сельского хозяйства бизнес-плана в течение 2012-2014 годов министерством перечислены средства гранта в общей сумме 21 584 596,02 руб.
Пунктами 3.2.1, 3.2.6 - 3.2.11 Соглашения предусмотрены обязанности получателя субсидии (гранта), в том числе: - в течение 5 лет со дня поступления гранта на расчетный счет осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Ставропольского края и развивать семейную животноводческую ферму согласно представленному на конкурсный отбор участников Программы бизнес-плану; - оплачивать за счет собственных средств не менее 40 % стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 % от стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг.
В качестве собственных средств получатель предъявляет не более 30 % не субсидируемых кредитов; - использовать грант на цели, указанные в плане расходов, в течение 18 месяцев со дня поступления средств гранта на расчетный счет; - создать дополнительно не менее 3 постоянных рабочих мест; - создать собственную или совместно с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями кормовую базу; - вступить в перерабатывающий сельскохозяйственный потребительский кооператив либо заключить договор с хозяйствующим субъектом для переработки сельскохозяйственной продукции, производимой семейной животноводческой фермой. - представлять в министерство отчеты о целевом использовании денежных средств, о реализации соглашения. В соответствии с календарным (организационным) планом расходов на реализацию проекта и графиком реализации проекта строительства фермы по содержанию крупного рогатого скота молочного направления продуктивности с объектом переработки молока должно быть закончено в октябре 2013 года.
В соответствии с заявлением Каракай И.Т. о внесении изменений в план расходов участников Программы на заседании конкурсной комиссии от 22.03.2016 по проведению конкурсного отбора принято решение о согласовании переноса срока завершения реализации проекта до 04.09.2017.
Денежные средства гранта выделены предпринимателю в рамках указанной ведомственной целевой программы на основании Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденного Постановлением Правительства СК от 05.06.2012 N 185-П.
В соответствии с пунктом 23 Порядка (в редакции, действующей на момент заключения соглашения) получатель представляет в министерство ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом; отчет о целевом расходовании гранта по форме, утверждаемой министерством; выписку из расчетного счета получателя о движении денежных средств по данному счету, заверенную банком; копии платежных документов, подтверждающих оплату расходов по плану расходов в размере не менее 40 процентов собственных средств получателя, заверенные получателем (представляются по мере реализации плана расходов); копии документов, подтверждающих целевое использование гранта по перечню документов, подтверждающих целевое использование грантов, предоставляемых за счет средств краевого бюджета (далее - перечень) согласно приложению к настоящему Порядку, заверенные получателем (представляются по мере целевого использования гранта).
Министерством указано, что предпринимателем нарушены условия соглашения в части невыполнения бизнес-плана развития семейной животноводческой фермы в виде не представления в полном объеме документов об использовании собственных средств.
В апреле 2015 года Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольского края в отношении министерства проведена выездная проверка по вопросам использования средств федерального бюджета, предоставленных крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных животноводческих ферм, в том числе КФХ Каракай И.Т., по результатам которой составлен акт от 16.04.2015, содержащий информацию о выявленном нарушении в части, касающейся несоблюдения условий предоставления гранта (т.д. 3 л.д. 27-60).
В адрес министерства направлено представление от 03.07.2015 N 68 о принятии мер по устранению причин и условий совершения нарушений (т.д. 4 л.д.93-100).
В рамках досудебного порядка в адрес предпринимателя направлена претензия от 08.02.2018 с требованием о добровольном возврате гранта.
Неисполнение в добровольном порядке требований указанной претензии послужило основанием для обращения министерства с иском в арбитражный суд.
В свою очередь, указав, что срок использования гранта по соглашению в соответствии с планом расходов им пропущен, предприниматель обратилась в суд с встречным иском об обязании Министерства заключить дополнительное соглашение к соглашению от 04.09.2012 N 173/12 о продлении срока исполнения гранта.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
По результатам исследования и оценки всех представленных в материалы дела доказательств, принимая во внимание наличие правовых оснований для применения положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что денежные средства, полученные по соглашению от 04.09.2012 N 173/12, использованы ответчиком по целевому назначению. Предприниматель представила в установленные сроки в министерство всю необходимую отчетную и финансовую документацию, подтверждающую целевое направление средств гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства. Средства субсидии освоены Каракай И.Т. в полном объеме. При этом затраты, произведенные на строительство фермы, ее комплектацию, отражены в отчете, принятом министерством без замечаний.
С учетом изложенного, установив, что цели, изложенные в государственной программе достигнуты, при этом надлежащие доказательства, подтверждающие факт нецелевого использования денежных средств в материалы дела не представлены (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), принимая во внимание, что субсидии в виде грантов предоставляются получателям на безвозмездной основе, апелляционный суд приходит к выводу о том, что применение такой санкции как изъятие бюджетных средств, не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
При этом апелляционный суд исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства расходования средств гранта на иные цели, не связанные с организацией крестьянского фермерского хозяйства, равно как и доказательства, подтверждающие наличие безусловных оснований предъявления требования о возврате гранта.
По встречному исковому заявлению предприниматель просила обязать министерство заключить с ней дополнительное соглашение к соглашению от 04.09.2012 N 173/12 о развитии на территориях сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края семейной животноводческой фермы на базе КФХ сроком на 5 лет о продлении срока исполнения гранта на 3 года с момента его подписания.
Поскольку предоставление субсидии оформлено соглашением, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, к правоотношениям сторон, вытекающим из данного соглашения, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых является предоставление бюджетных средств, Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит.
В соответствии с пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соглашении от 04.09.2012 N 173/12 о предоставлении субсидии отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по соглашению. Судом установлено, что пунктом 5.2 соглашения предусмотрено, что обязательства, исполнение которых не завершено на дату окончания срока соглашения, должны быть исполнены сторонами в соответствии с условиями соглашения.
Согласно пункту 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для изменения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, договор по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В силу пункта 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
В обоснование своей позиции истец по встречному иску ссылается на многочисленные обращения в кредитные организации о предоставлении заемных средств и отказом последних в их предоставлении, наличие судебных споров по вопросам взыскания выплаченной суммы гранта, инициированных министерством в 2014-2015 годах, обращения в министерство, правительство края с просьбами о принятии мер по актуализации бизнес-плана, дачи информации банкам о подтверждении невозможность актуализации бизнес-плана, об оказании содействия в получении кредита для реализации соглашения, решении земельных вопросов, о продлении срока соглашения.
Судом первой инстанции при удовлетворении встречных исковых требований учтено, что предпринимателем осуществлялась активная деятельность по освоению средств субсидии. С данным выводом соглашается и суд апелляционной инстанции.
Таким образом, отклоняя доводы жалобы министерства, суд исходит из того, что несоблюдение срока вызвано объективными обстоятельствами, подтверждёнными материалами дела.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно отказал Комитету в удовлетворении иска о взыскании с Каракай И.Т. 21 584 596,02 руб. субсидии, удовлетворив ее встречный иск о возложении на министерство обязанности заключить дополнительное соглашение к соглашению от 04.09.2012 N 173/12 в связи с существенным изменением обстоятельств в целях продления срока исполнения соглашения.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.06.2019 по делу N А63-16125/2018 подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.06.2019 по делу N А63-16125/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Н.В. Макарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-16125/2018
Истец: Министерство сельского хозяйства СК
Ответчик: Каракай Ирина Тимофеевна
Третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае Кузьмин К.А.
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1451/2022
30.11.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3003/19
21.07.2021 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-16125/18
28.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11921/19
20.09.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3003/19
10.06.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-16125/18
03.06.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-16125/18