г. Владимир |
|
25 сентября 2019 г. |
Дело N А43-7419/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.09.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2019 по делу N А43-7419/2019, принятое судьей Мукабеновым И.Ю. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Иверское" (ИНН 5247052522, ОГРН 1145247000249) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 09.11.2018 N 515-10-446/2018.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Иверское" - Афанасьева К.В. по доверенности от 14.01.2019 сроком действия до 31.12.2019.
Государственная жилищная инспекция Нижегородской области надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила, в ходатайстве от 17.09.2019 просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя (входящий номер 01АП-7788/19 от 18.09.2019).
Муниципальное унитарное предприятие "Выксатеплоэнерго" надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа от 09.10.2018 N 515-10-446/2018 Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) проведена внеплановая документарная проверка общества с ограниченной ответственностью "Иверское" (далее по тексту - Общество) с целью проверки фактов, изложенных в письме муниципального унитарного предприятия "Выксатеплоэнерго" (далее по тексту - Предприятие) о ненадлежащем выполнении условий договора в части осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договору ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги отопления.
По результатам проверки составлен акт от 09.11.2018 N 515-10-446/2018 и выдано предписание от 09.11.2018 N 515-10-446/2018.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его недействительным.
Решением от 27.06.2018 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
Указывает, что само по себе возложение на Общество обязанности по оплате задолженности, образовавшейся перед ресурсоснабжающей организацией, не может противоречить закону и нарушать его права и законные интересы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из оспариваемого предписания усматривается, что на Общество возложена обязанность по оплате задолженности, образовавшейся перед ресурсоснабжеающей организацией.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации (часть 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В настоящее время положение "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 (подпункт "а"), исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "б"), соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "в").
Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, принимаемых им мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами управление многоквартирным домом обеспечивается осуществлением управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида (абзац 4 подпункта "ж").
Из вышеизложенного следует, что соблюдение порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и, следовательно, подлежит лицензионному контролю.
Как следует из материалов дела между Обществом и ресурсоснабжающей организацией МУП "Выксатеплоэнерго" заключен договор на оказание услуг по горячему водоснабжению от 01.12.2015 N 27гвс, а также на продажу коммунальных ресурсов (тепловой энергии) от 01.11.2015 N 27, согласно которым ресурсоснабжающая организация МУП "Выксатеплоэнерго" обязуется оказывать услуги по продаже коммунальных ресурсов (тепловой энергии) с целью обеспечения населения коммунальными услугами по горячему водоснабжению и отоплению, а ООО "Иверское" принимает на себя обязательства по приобретению и оплате оказанных услуг.
В ходе проверки Инспекцией установлено осуществление Обществом расчетов с ресурсоснабжающей организацией не должным образом (не в полном объеме), а именно: в период с 01.01.2018 по 30.09.2018 допущены нарушения договорных обязательств по порядку расчетов за поставленные ресурсы. За поставленный объем коммунального ресурса в марте 2018 населением оплачено 8672849,69 руб., в адрес ресурсоснабжающей организации МУП "Выксатеплоэнерго" перечислено 8617787,57 руб., размер перечисления от оплаты составил 99,4 %, в апреле 2018 года населением оплачено 9039894,71 руб., 8929830,98 - 98,8%, в сентябре населением оплачено 3415983,26 руб., в адрес ресурсоснабжающей организации перечислено 3332040,22 руб. - 98%.
Отношения по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с положениями статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть отнесены к самостоятельному виду договорных обязательств. Такие отношения являются составной частью жилищных правоотношений и неотделимы от отношений по пользованию жилыми помещениями, в силу чего к ним не применим отраженный в положениях статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации принцип диспозитивности как возможности для участников правоотношения по своему усмотрению определять их существенные условия.
Инспекция в своем предписании возлагает на Общество обязанность по оплате задолженности, образовавшейся перед ресурсоснабжающей организацией.
Предписание, обязывающее оплатить задолженность, не направлено на устранение нарушений обязательных нормативных требований, не учитывает специальных требований о необходимости проведения предварительной претензионной работы и по существу ограничивает Общество в выборе предусмотренного законом способа защиты своих прав.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а также требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции.
Исполнение договора ресурсоснабжения со стороны управляющей организации не является лицензионным требованием в силу закона, поскольку вопрос исполнения обязательств подлежит оценки с точки зрения требований гражданского законодательства.
Таким образом, оспариваемое предписание в данном случае подменяет под собой как внесудебный, так и судебный порядок способа исполнения гражданско-правовой сделки между хозяйствующими субъектами, тем самым Управление вмешивается в гражданско-правую деятельность хозяйствующих субъектов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2019 по делу N А43-7419/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-7419/2019
Истец: ООО "ИВЕРСКОЕ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области
Третье лицо: МУП Выксатеплоэнерго