г. Челябинск |
|
23 сентября 2019 г. |
Дело N А07-711/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "АДМИРАЛЪ" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.08.2019 по делу N А07-711/2019 (судья Зиганшина Ю.С.).
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - товарищества собственников жилья "АДМИРАЛЪ" - Лобастова А.Н. (доверенность от 22.03.2018), Лебедева Н.В. (протокол от 26.04.2018).
Заинтересованное лицо - Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация города Уфы", о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В судебное заседание представители заинтересованного лица и третьего лица не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей заинтересованного лица и третьего лица.
Товарищество собственников жилья "АДМИРАЛЪ" (далее - заявитель, товарищество, ТСЖ "АДМИРАЛЪ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо, Госкомитет) о признании незаконным и отмене Приказа N 1960 от 03.12.2018 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан, обязании Госкомитета внести изменения в реестр лицензий Республики Башкортостан по управлению многоквартирным домом N 18/1 по ул. Адмирала Макарова г. Уфы (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.08.2019 (резолютивная часть решения объявлена 27.06.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, товарищество (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции не учтено, что на дату вынесения оспариваемого приказа спорный многоквартирный дом числился в управлении ТСЖ "АдмиралЪ", в связи с чем, у Госкомитета отсутствовали основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан. Кроме того, судом не учтено, что протокол общего собрания собственников жилых помещений спорного многоквартирного дома от 29.09.2018 N 2 не признан в судебном порядке недействительным, а также то обстоятельство, что собственники изъявили желание сохранить членство в ТСЖ "АдмиралЪ", в связи с чем, приказ Госкомитета об отказе во внесении изменений в реестр лицензий нельзя признать соответствующим требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании 18.09.2019 представителем заявителя представлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, в истребовании которых было отказано судом первой инстанции: решение Орджоникидзевского районного суда города Уфы республики Башкортостан от 13.06.2019 по делу N 2-1801/2019.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ТСЖ "АДМИРАЛЪ" обратилось в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору с заявлением N 221 от 20.11.2018 о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан по управлению домом N 18/1 по ул. Адмирала Макарова г. Уфы.
Госкомитетом осуществлена проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, установленных пунктом 5 Порядка 938/пр.
Приказом Госкомитета от 03.12.2018 N 1960 во внесении изменений в реестр лицензий заявителю отказано.
Не согласившись с вынесенными приказом об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан и возврате заявления, ТСЖ "АДМИРАЛЪ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным оспариваемых решений является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми решениями прав и законных интересов заявителя
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
На основании части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616 утверждено Положение о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Положение N 616), в соответствии с которым Госкомитет является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионного контроля, государственного контроля в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 4.11 Положения N 616, к полномочиям Госкомитета, в том числе, отнесено ведение реестра выданных лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и внесение изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан, исключение сведений о многоквартирном доме или многоквартирных домах из реестра лицензий Республики Башкортостан в соответствии с законодательством.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр, Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка в редакции от 25.12.2015 изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр, содержится в пункте 3 Порядка N 938/пр, в частности, к заявлению должна быть приложена копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания.
В пункте 5 Порядка N 938/пр установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении;
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
Судом установлено и из материалов дела следует, в Госкомитет 25.10.2018 поступило заявление ООО "Управляющая организация города Уфы" о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с изменением способа управления МКД N 18/1 по ул. Адмирала Макарова г. Уфа.
Приказом Госкомитета от 08.11.2018 N 1761 рассмотрение заявления ООО "Управляющая организация города Уфы" было приостановлено для проведения мероприятий указанных в пп. "а" п. 15 Порядка N 938/пр.
В период приостановления рассмотрения заявления ООО "Управляющая организация города Уфы", 20.11.2018 в Госкомитет поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан от ТСЖ "АдмиралЪ".
Приказом Госкомитета от 19.12.2018 N 2106 внесены изменения в реестр лицензии на основании заявления ООО "Управляющая организация города Уфы" от 25.10.2018 в связи с заключением договора управления МКД N 18/1 по ул. Адмирала Макарова в г. Уфа Республики Башкортостан.
Приказом Госкомитета от 03.12.2018. N 1960 во внесение изменений в реестр лицензии вышеуказанного дома ТСЖ "АдмиралЪ" отказано.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ закреплено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.
При проведении общего собрания собственников помещений должно быть принято решение по вопросам выбора способа управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 сатьи 44 ЖК РФ, пункт 2 части 2 статьи 161 ЖК РФ).
Поскольку сохранение членства в товариществе собственников жилья не предусмотрено жилищным законодательством, таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме могут выбрать только один из способов управления указанных в части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Пунктом 2 части 2 статьи 136 ЖК РФ предусмотрено, что товарищество собственников жилья может быть создано собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома.
Согласно пункту 3 названной статьи государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.
К товариществу собственников жилья, созданному в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 136 ЖК РФ применяются требования, установленные применительно к товариществу собственников жилья, созданному в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если иное не вытекает из особенностей отношений в товариществе, созданном собственниками нескольких жилых домов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 136 ЖК РФ, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений.
В соответствии с разъяснениями Минстроя Российской Федерации от 29.11.2018 года N 47841-МГ/04, общее собрание собственников помещений присоединяемого многоквартирного дома принимает решение о выборе (изменении) способа управления многоквартирным домом путем присоединения многоквартирного дома к уже существующему товариществу собственников жилья одного или нескольких многоквартирных домов. Принятые решения оформляются протоколом, копия которого направляется в орган управления товарищества многоквартирного дома, к которому планируется присоединение, для доведения до сведения собственников и принятия решения о согласии (несогласии) создания товарищества собственников жилья в нескольких многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 145 ЖК РФ, должно быть инициировано общее собрание членов товарищества собственников жилья и принято решение членов товарищества собственников жилья о присоединении данного многоквартирного дома к существующему товариществу собственников жилья и о внесении изменений в Устав товарищества собственников жилья.
Помимо этого, при принятии решения о согласии создания товарищества собственников жилья в нескольких многоквартирных домах, вносятся изменения в устав, происходит государственная регистрация вносимых изменений. После проведения регистрационных действий собственники помещений в присоединенных к товариществу многоквартирных домам вправе подать заявление о вступлении в члены товарищества собственников жилья.
В случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 7 статьи 135 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что основанием для отказа во внесении в реестр изменений ТСЖ "АдмиралЪ" послужило выявленное несоответствие представленных документов пункту 3 Порядка N 938/пр.
Госкомитетом в рамках проверки заявления ТСЖ "АдмиралЪ" на предмет соответствия положениям Порядка N 938/пр установлено и материалами дела подтверждается, что согласно протоколу N 2 от 29.09.2018 года внеочередного общего собрания собственников помещений МКД N 18/1 по ул. А. Макарова в городе Уфа и решениям общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отсутствует решение об изменении способа управления, вопрос о выборе способа управления многоквартирным домом на повестку дня не выносился и не обсуждался, что является несоответствием подпункту "а" пункта 3 Порядка N 938/пр.
Также из материалов дела следует и судом верно установлено, что в нарушение названных нормативных положений, собрание членов ТСЖ "АдмиралЪ" по вопросу присоединения МКД N 18/1 по ул. А. Макарова в городе Уфа не проводилось, решение членов товарищества собственников жилья о присоединении многоквартирного дома и о внесении изменений в устав не принималось.
Кроме того, Госкомитетом выявлено несоответствие представленных документов обязательным Требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденных приказом от 25.12.2015 N 937/пр (далее - Требования N 937/пр), а именно: в нарушение подпункта "е" пункта 11 Требований в вводной части протокола общего собрания не указаны сведения об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; в нарушение подпункта "а" пункта 18 Требований в части 1 - "слушали" не указаны имя, отчество выступающего; в нарушение подпунктов "а", "б" пункта 19 Требований в реестре собственников помещений в многоквартирном доме не указано полное наименование и ОГРН юридических лиц, реквизиты документов, подтверждающих права собственности на помещения, количество голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме, сообщение о проведении общего собрания оформлено не соответствующим образом; в нарушение подпункта "г" пункта 19 и пункта 12 Требований не указаны сведения о лицах, присутствующих на общем собрании, для физических лиц - реквизиты документа, подтверждающего право собственности на указанное помещение, подпись указанных лиц, для юридических лиц - полное наименование и ОГРН юридического лица, в соответствии с его учредительными и регистрационными документами, наименование и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на помещение в многоквартирном доме, фамилию, имя, отчество (прир наличии) представителя юридического лица, указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя юридического лица, подпись данного лица; в нарушение пункта 20 Требований не все приложения к протоколу общего собрания пронумерованы.
В силу пункта 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В соответствии с пунктом 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка; б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Таким образом, учитывая, что заявление ТСЖ "АдмиралЪ" и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям, установленным пунктом 3 Порядка N 938/пр, Госкомитет пришел к правильному выводу о наличии оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан. Оспариваемый приказ N 1960 от 03.12.2018 соответствует требованиям статьи 198 ЖК РФ, Порядку N 938/пр.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что законность ненормативного правового акта проверяется на момент его принятия, на момент вынесения оспариваемого приказа сведения о ТСЖ "АдмиралЪ" находились в реестре лицензий Республики Башкортостан. Таким образом, вынесение оспариваемого приказа не может нарушать прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, проанализировав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, пришел к верному о соответствии приказа Госкомитета N 1960 от 03.12.2018 действующему законодательству, и об отсутствии нарушения указанным ненормативным актом прав и законных интересов заявителя.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемые решения, действия государственного органа соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Соответствие оспоренного ненормативного акта закону исключает возможность удовлетворения требований заявителя о признании его недействительным.
При таких обстоятельствах, оспоренный приказ Госкомитета от 03.12.2018 N 1960 следует признать вынесенным при наличии законных оснований.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки позиции суда первой инстанции.
Доводы апеллянта были предметом изучения суда первой инстанции, им дана правовая оценка и по существу направлены на переоценку вывода суда первой инстанции, поскольку они сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается юридическими лицами в размере 3000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50% от указанных размеров.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина по чеку от 25.07.2019 уплачена в размере 3000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, ошибочно уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.08.2019 по делу N А07-711/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "АДМИРАЛЪ" - без удовлетворения.
Возвратить Товариществу собственников жилья "АДМИРАЛЪ" из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку от 25.07.2019 государственную пошлину в размере 1500 руб. 00 коп.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-711/2019
Истец: ТСЖ "АДМИРАЛЪ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ЖИЛИЩНОМУ И СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДА УФЫ"