г. Санкт-Петербург |
|
24 января 2024 г. |
Дело N А56-73498/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36900/2023) АО "ЛСР. Базовые" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2023 по делу N А56-73498/2023, принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к АО "ЛСР. Базовые"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к акционерному обществу "ЛСР. Базовые" (далее - Ответчик) о взыскании 125 035,20 руб. платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования, 4 751 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 04.10.2023 в виде резолютивной части исковые требования удовлетворены в полном объеме. Мотивированное решение изготовлено 18.10.2023.
Ответчик, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оспариваются доводы ответчика.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Согласно материалам дела, 27 августа 2021 года между ОАО "РЖД" (Перевозчик, Истец) и АО "ЛСР. Базовые" (Владелец, Ответчик) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 6ЭП/21/М (далее - Договор).
Согласно параграфу 27 Договора, с учетом дополнительного соглашения от 29.07.2022 г., срок его действия - до 30 ноября 2022 г.
Пунктами 13.1-13.3 названого Договора на железнодорожных путях необщего пользования установлены технологические сроки оборота вагонов.
В силу п. 13.4 Договора в случае нарушения технологических сроков оборота вагонов, установленных Договором, что влечет невозможность подачи вагонов на железнодорожный выставочный путь, Перевозчик осуществляет задержку вагонов (их оставление от движения) на путях общего пользования промежуточных станций в пути следования до момента устранения обстоятельств, послуживших основанием для задержки.
Факт задержки удостоверяется актом общей формы ГУ-23.
В соответствии с п. 17.3 Договора в случае задержки вагонов, контейнеров, подвижного состава в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, Владелец уплачивает Перевозчику плату по ставкам таблицы N 2 раздела 2 приложения к приказу ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на ж.д. путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство).
Основания задержки вагонов, подвижного состава в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) предусмотрены п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 26) и договором.
23 июля 2022 г. в 17 час. 03 мин. грузовые вагоны N N 55881890, 62674080, 63407449, 62879358, 62494315, 53626503, 55174783, 60380466, 56028459, 64186505, 63880868, 63762660, 62407333, 62099478, 61843512, 61518148, 61326583, 61311601, 60988011, 60405677, 60199064, 60165529, 60154119, 59670984, 58370073, 57588550, 54769971, 54485297, 52344603, 53763751, 59972059, 52833845, 61813317, 62068440, 56378276, 59780148, 60567534, 54895313, 61362521, 57644718, 58475161, 54743000, 58484692, 53189692, 62608070, 62369434, 60964012, 55027643, 54147517, 55883193, 59903245, 52344777, 56208820, 52999372, 54357991, 60370871, 66049438 в составе поезда N 2246 индекс 0300-085-0231 назначением - станция Кузнечное, грузополучатель - ЛСР.Базовые материалы, были задержаны на промежуточной станции Павлово-на-Неве Октябрьской железной дороги.
Основанием к задержке явилась невозможность приема вагонов станцией Кузнечное вследствие нарушения Владельцем технологического срока оборота вагонов, о чем составлен акт общей формы N 1/3217 от 23 июля 2022 г.
Исходя из памяток приемосдатчика N N 2864, 2865, 2874, 2875, 2880, 2884, 2885, 2897, 2898, 2899, 2906, 2910, 2911, 2914, 2916, 2917, 2930, 2931, 2937, 2938, 2940, 2941, 2943, Ответчиком в июле 2022 г. систематически нарушались сроки оборота вагонов.
В адрес Ответчика направлено уведомление от 24 июля 2022 г., по факту задержки составлен акт общей формы N Павлово-на-Неве/57 от 23 июля 2022 г.
После устранения обстоятельств, опосредующих задержку, поезд направлен на станцию назначения, составлен акт общей формы N Павлово-на-Неве/59 от 27 июля 2022 г.
По прибытии на станцию назначения составлены акты общей формы N N 1/3523, 1/3489, 1/3487, 1/3490, 1/3551, 1/3549, 1/3546, 1/3548, 1/3544, 1/3542, 1/3540, 1/3538, 1/3536, 1/3534, 1/3531, 1/3530, 1/3528, 1/3526, 1/3522, 1/3520, 1/3518, 1/3516, 1/3513, 1/3511, 1/3510, 1/3508, 1/3505, 1/3503, 1/3502, 1/3499, 1/3498, 1/3495, 1/3494, 1/3546, 1/3510, 1/3548, 1/3511, 1/3498, 1/3530, 1/3536, 1/3523, 1/3551, 1/3516, 1/3538, 1/3503, 1/3490 от 28 июля 2022 г., которыми удостоверена задержка спорных вагонов в пути следования.
На основании данных актов в соответствии п. 17.3 Договора Ответчику начислена плата в размере 104 196,00 руб., а с учетом НДС 20 % -125 035,20 руб.
В адрес Ответчика направлена претензия N ИСХ-23/214 от 3 марта 2023 г., оставленная без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
В соответствии с частью одиннадцатой статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 УЖТ).
В соответствии со статьей 61 УЖТ РФ учет времени нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования осуществляется номерным способом (номерной способ - учет времени нахождения вагона, контейнера по их номерам).
Из представленных истцом в материалы дела документов следует, что технологические сроки оборотов вагонов в спорный период времени ответчиком не выполнялись в течение всего времени задержки вагонов, что в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ является достаточным основанием для начисления платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе.
Каких-либо доказательств, опровергающих содержание представленных истцом документов, ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 Устава, оформляется акт общей формы (часть девятнадцатая данной статьи).
В статье 119 УЖТ РФ указано, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Материалами дела подтверждается, что 27 августа 2021 г. между ОАО "РЖД" и АО "ЛСР. Базовые" заключен договор N 6ЭП/21/М на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (далее - Договор), которым урегулированы отношения сторон, связанные с эксплуатацией железнодорожного пути необщего пользования, обслуживаемого локомотивом Владельца, примыкающего 1 маневровый район (ветка N 3) является продолжением прочего пути N ВЗ станции Кузнечное, 2 маневровый район: ветка N 1 является продолжением прочего пути N В1 станции Кузнечное, ветка N 4 является продолжением прочего пути N В4 станции кузнечное, 3 маневровый район (ветка N 2) является продолжением прочего пути N В2 станции Кузнечное.
В соответствии с параграфом 13 Договора Владелец, его грузоотправители, грузополучатели обязаны осуществлять операции по погрузке, выгрузке грузов с соблюдением установленных на железнодорожном пути необщего пользования технологических сроков оборота вагонов.
В случае нарушения Владельцем технологических сроков оборота вагонов, установленных настоящим договором, влекущим невозможность подачи вагонов на железнодорожные выставочные пути, Перевозчик осуществляет задержку вагонов (их оставление от движения) на путях общего пользования промежуточных станций в пути следования до момента устранения обстоятельств, послуживших основанием для такой задержки. Факт задержки удостоверяется актом общей формы ГУ-23ВЦ, составляемым в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 27 июля 2020 г. N 256) и внесение сведений, предусмотренных частью 5 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 26).
В соответствии с пунктом 17.3 Договора Владелец уплачивает Перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава, независимо от принадлежности, в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров по ставкам таблицы N 1 раздела 2 приложения к приказу ФСТ от 29 апреля 2015 г. N 127-т/1, а в случае задержки вагонов, контейнеров, подвижного состава в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела в случае задержки вагонов, контейнеров, подвижного состава в пути следования (в том числе на промежуточных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, - по ставкам таблицы N 2 раздела 2 приложения к приказу ФСТ от 29 апреля 2015 г. N 127-т/1.
Основания задержки вагонов, подвижного состава в пути следования допускаются по основаниям, предусмотренным пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, настоящим Договором.
В июле 2022 г. на путях общего пользования промежуточной станции Павлово-на-Неве Октябрьской железной дороги в ожидании подачи на подъездной путь необщего пользования находились вагоны, прибывшие в адрес Ответчика, по причинам, зависящим от Владельца.
По факту задержки вагонов на путях общего пользования составлены акты общей формы ГУ-23, подписанные представителем Ответчика электронно-цифровой подписью.
Время подачи вагонов на железнодорожный путь необщего пользования подтверждается памятками приемосдатчика на подачу вагонов, подписанными сторонами в отсутствие возражений.
На основании ставок таблицы 2 раздела 2 Приложения к приказу ФСТ от 29 апреля 2015 г. N 127-т/1 ОАО "РЖД" исчислена сумма платы в размере 125 035,20 руб. с учетом НДС, которая была правомерно взыскана судом первой инстанции.
Принимая во внимание, что ОАО "РЖД" является как перевозчиком, так и владельцем инфраструктуры, плата за нахождение грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования подлежит внесению Владельцем непосредственно Железной дороге.
В данном случае предполагается, что именно АО "ЛСР. Базовые", действуя с надлежащей степенью разумности и осмотрительности, должно было учесть условия заключенного Договора, а также пропускную и перерабатывающую способность станции назначения.
На основании представленных в дело доказательств ответчик не может быть признан в спорных отношениях субъектом, действовавшим с надлежащей степенью разумности и осмотрительности.
Будучи профессиональным субъектом предпринимательской деятельности в своей области, ответчик не урегулировал надлежаще, с учетом пропускной способности путей, поток поступающих в его адрес грузов таким образом, чтобы не нарушать согласованный с перевозчиком технологический срок оборота вагонов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 АПК РФ, в редакции, действующей на момент предъявления иска, в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц восемьсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей четыреста тысяч рублей.
Согласно части 5 статьи 227 АПК РФ суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:
1) порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны;
2) необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;
3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.
В рассматриваемом случае основания для перехода к рассмотрению иска по общим правилам искового производства отсутствовали, в связи с чем соответствующий довод ответчика подлежит отклонению.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 октября 2023 года по делу N А56-73498/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-73498/2023
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "ЛСР. БАЗОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ"