город Ростов-на-Дону |
|
30 сентября 2019 г. |
дело N А32-5532/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Свод Интернешнл": Грицай С.С. по доверенности от 01.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2019 по делу N А32-5532/2019, принятое в составе судьи Шкира Д.М., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Свод Интернешнл" (ИНН 7730163480, ОГРН 1037730004520) к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752), при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Чистый сервис", о признании незаконным действий, об обязании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Свод Интернешнл" (далее - ООО "Свод Интернешнл", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление) о признании незаконными действия управления о доначислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 1 656 493,76 рубля; об обязании управления возвратить обществу излишне уплаченную сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1 072 133,56 рубля и зачесть обществу в счет предстоящих платежей излишне уплаченную сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 63 926,87 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2019 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными оспариваемые действия управления по доначислению обществу платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 1 656 493,76 рубля; обязал управление возвратить обществу излишне уплаченную сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1 072 133,56 рубля и зачесть обществу в счет предстоящих платежей излишне уплаченную сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 63 926,87 рублей; взыскал с управления в пользу общества понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 29 721 рубль.
Судебный акт мотивирован тем, что образовавшиеся в 2016 году отходы передавались обществом на основании заключенных им договоров от 01.01.2016 N 462-16/р и от 01.07.2017 N 1376-16/р в собственность специализированной организации ООО "Чистый Сервис", общество в 2016 году не являлось плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы управление сослалось на то, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, осуществленное с 1 января 2016 года, подлежит исчислению и внесению лицами, определенными ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы. В п. 4.3 договора от 01.07.2016 N 1376-16/р указано, что все экологические платежи, связанные с размещением отходов и предусмотренные действующим законодательством РФ, оплачиваются региональным оператором (Исполнителем) в установленном для него законом порядке (ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"), тогда как, ООО "Чистый Сервис" не являлся региональным оператором а также отсутствуют доказательства того, что все образованные отходы общества относятся к ТКО.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Свод Интернешнл" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Управление в судебное заседание представителей не направило, о месте и времени заседания извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя подателя апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество имеет площадки, на которых осуществляется хозяйственная деятельность:
горно-туристический центр ПАО "Газпром", в результате деятельности которого образуется мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код по Федеральному классификационному каталогу отходов (далее - ФККО) 73310001724 в количестве 786,8 тонн; отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритный) код по ФККО 73111001724 в количестве 66,8 тонн; отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания код по ФККО 73621001724 в количестве 792,5 тонн; обрезки и обрывки смешанных тканей код по ФККО 30311109235 в количестве 3,4 тонн; керамические изделия прочие, утратившие потребительские свойства, незагрязненные код по ФККО 45911099515 в количестве 0,2 тонн; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства код по ФККО 40512202605 в количестве 2,2 тонн, отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами код по ФККО 73510002725 в количестве 540 тонн; пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные код по ФККО 473610001305 в количестве 1003,5 тонн; отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий код по ФККО 73710002725 в количестве 723,3 тонн; растительные отходы при уходе за газонами, цветниками код по ФККО 73130001205 в количестве 22 тонн; растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками код по ФККО 73130002205 в количестве 5,5 тонн; отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные код по ФККО 43411002295 в количестве 0,2 тонн;
гостиничный комплекс "Пик Отель", в результате деятельности которого образуется мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код по ФККО 73310001724 в количестве 11,2 тонн; отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания код по ФККО 73621001724 в количестве 336,973 тонн; обрезки и обрывки смешанных тканей код по ФККО 30311109235 в количестве 0,041 тонн; отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами код по ФККО 73510002725 в количестве 1 тонн; пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные код по ФККО 473610001305 в количестве 25,36 тонн; растительные отходы при уходе за газонами, цветниками код по ФККО 73130001205 в количестве 6,4 тонн.
комплекс жилых помещений для обслуживающего персонала на 1200 мест, в результате деятельности которого образуется мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код по ФККО 73310001724 в количестве 39 тонн; отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритный) код по ФККО 73111001724 в количестве 184 тонн; смет с территории предприятия практически неопасный код по ФККО 73339002715 в количестве 31,8 тонн; обрезки и обрывки смешанных тканей код по ФККО 30311109235 в количестве 0,4 тонн; пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные код по ФККО 173610001305 в количестве 150 тонн; растительные отходы при уходе за цветниками код по ФККО 73130001205 в количестве 0,73 тонн;
горно-климатический комплекс "Альпика-сервис", в результате деятельности которого образуется мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код по ФККО 73310001724 в количестве 55 тонн; отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания код по ФККО 73621001724 в количестве 119,2 тонн; смет с территории гаража, автостоянки малоопасный код по ФККО 73331001714 в количестве 22 тонн; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства код по ФККО 40512202605 в количестве 8,2 тонн, отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами код по ФККО 73510002725 в количестве 125,1 тонн; отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий код по ФККО 7371000272,5 в количестве 123 тонн; растительные отходы при уходе за газонами, цветниками код по ФККО 73130001205 в количестве 1,7 тонн; растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками код по ФККО 73130002205 в количестве 0,28 тонн.
Обществом 10.03.2017 в управление была представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.
В связи с излишне уплаченной платой за негативное воздействие на окружающую среду в адрес управления были направлены заявления о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду от 21.07.2017 N 07-2773 и о зачете излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет предстоящих платежей от 21.07.2017 N 07-2774.
Управление письмом 07.12.2018 N 0102/06/12210 уведомило общество о доначислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 1 656 493 рубля 76 копеек.
Полагая, что действия управления по доначислению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 1 656 493,76 рубля являются незаконными, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды, в части касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370", Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Согласно пункту 4 названного Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 N 110 за территориальными органами закреплены полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе по плате за размещение отходов производства и потребления.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.
Статьей 16.1 Закона N 7-ФЗ и пунктом 5 статьи 23 Закона N 89-ФЗ установлено, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (ТКО) являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
Указанные положения законодательства вступили в действие с 01.01.2016 согласно пункту 4 статьи 24 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" и пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу положений ст. 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Право собственности на отходы может быть передано иному лицу.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что образовавшиеся в 2016 году отходы передавались обществом на основании пункта 1.1 заключенного им договора от 01.01.2016 N 462-16/р в собственность специализированной организации, осуществляющей лицензируемую деятельность по обращению с отходами, - ООО "Чистый Сервис" (далее - исполнитель).
Пунктом 4.3 указанного договора предусмотрено, что все экологические платежи, связанные с размещением отходов и предусмотренные действующим законодательством РФ, оплачиваются исполнителем.
В том числе, в собственность исполнителя были переданы указанные в отзыве управления отходы, по которым произведено доначисление платы:
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) 73310001724;
- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) 73111001724;
- отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания 73621001724;
- обрезки и обрывки смешанных тканей 30311109235;
- керамические изделия прочие, утратившие потребительские свойства, незагрязненные 45911099515;
- отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства 40512202605;
- отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами 73510002725;
- пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные 73610001305;
- отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий 73710002725;
- растительные отходы при уходе за газонами, цветниками 73130001205;
- растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками 73130002205;
- отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные 43411002295;
- смет с территории гаража, автостоянки малоопасный 73331001714;
- смет с территории предприятия практически неопасный 73339002715.
Учитывая изложенное, с момента перехода права собственности на вышеуказанные отходы (момент погрузки отходов в спецмашину исполнителя) (пункт 1.1 договора) обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на исполнителя.
Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2015 N 309-КГ14-2379.
Доказательства размещения вышеуказанных отходов обществом управлением в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах по делу, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.
Доводы о том, что не представлены доказательства, что ООО "Чистый Сервис" являлся региональным оператором, судебной коллегией не принимается.
Согласно пункту 1.1 договора от 01.01.2016 N 462-16/р ООО "Чистый Сервис" обязался оказывать обществу комплекс услуг по сбору и транспортированию отходов, относящихся неопасным и IV классу опасности, в том числе твердые коммунальные отходы с переходом права собственности на отходы к ООО "Чистый Сервис".
Пунктом 4.3 указанного договора предусмотрено, что все экологические платежи, связанные с размещением отходов и предусмотренные действующим законодательством РФ, оплачиваются исполнителем.
Таким образом, как указано выше, в рассматриваемом случае с момента перехода права собственности на вышеуказанные отходы (момент погрузки отходов в спецмашину исполнителя) обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на исполнителя.
Ссылка на отсутствие доказательства того, что все образованные отходы общества относятся к твердым коммунальным отходам, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Административным органом в отзыве, представленном в суд первой инстанции, приведен перечень отходов, по которым произведено доначисление платы. Доказательства того, что отходы, по которым произведено доначисление нельзя отнести к ТКО, в материалы дела не представлены.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2019 по делу N А32-5532/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5532/2019
Истец: ООО "Свод Интернешнл"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по КК и РА, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ
Третье лицо: ООО "Чистый Сервис"
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10205/20
28.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10501/20
31.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12524/19
30.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15370/19
22.07.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-5532/19