город Томск |
|
3 октября 2019 г. |
Дело N А27-1215/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Усаниной Н.А., |
судей |
|
Назарова А.В., Фроловой Н.Н., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мозгалиной И.Н. с использованием средств аудиозаписи и применением систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Яшкинского муниципального района (N 07АП-8867/2018 (3)) на определение от 09.08.2019 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Вайцель В.А.) по делу N А27-1215/2017 о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "ЖКХ Яшкинского района" (ИНН 4246019930, ОГРН 1154246000325, поселок городского типа Яшкино, Яшкинский район, Кемеровская область) по заявлению конкурсного управляющего о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.
В судебном заседании приняли участие:
от Администрации Яшкинского муниципального района: Локк М.В. по доверенности от 01.08.2019;
от конкурсного управляющего МУП "ЖКХ Яшкинского района": Наберухина М.С. по доверенности от 02.04.2019;
от уполномоченного органа: Голикова А.В. по доверенности от 19.09.2019, Шангареев Р.Г. по доверенности от 17.09.2019.
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о банкротстве муниципального унитарного предприятия "ЖКХ Яшкинского района" (далее - МУП "ЖКХ Яшкинского района", должник, предприятие) конкурсный управляющий Кухарчук Александр Николаевич (далее по тексту - управляющий) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника его бывших руководителей - Дощинского Н.А., Потехину О.В., Котович Т.Н., Николаева В.В., Гребенникова Е.А., Ожогину Н.В., Алабина А.П., Петухова В.Г., Дмитриева И.М., Потехина В.М., Баева С.Д., учредителя - Администрацию Яшкинского муниципального района в размере 66 562 528, 13 руб. (с учетом уточнения заявленных требований).
Определением от 09.08.2019 Арбитражного суда Кемеровской области признано доказанным наличие оснований для привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам муниципального унитарного предприятия "ЖКХ Яшкинского района", поселок городского типа Яшкино, Яшкинский район, Кемеровская область контролирующего его лица - Администрации Яшкинского муниципального района, поселок городского типа Яшкино, Яшкинский район, Кемеровская область. В удовлетворении заявления в остальной части отказано. Приостановлено рассмотрение заявления конкурсного управляющего о привлечении Администрации Яшкинского муниципального района к субсидиарной ответственности по обязательствам муниципального унитарного предприятия "ЖКХ Яшкинского района", поселок городского типа Яшкино, Яшкинский район, Кемеровская область до окончания расчетов с кредиторами.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение от 09.08.2019.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на несоответствие вывода суда относительно осуществления предприятием расчетов в сентябре 2015 с контрагентами, а в августе 2016 расчеты не производятся, что связано с изъятием имущества, поскольку весной 2016 был наложен арест и были прекращены операции по счету, предприятие уже являлось неплатежеспособным и не могло в таких условиях самостоятельно вести хозяйственную деятельность, изъятие у предприятия имущества происходило не в целях ухудшения имущественного положения должника, а в целях функционирования осуществления нормальной жизнедеятельности населения района и организаций, вопрос об изъятии муниципального имущества из хозяйственного ведения МУП "ЖКХ Яшкинско
го района" рассматривался на заседании комиссии Администрации Яшкинского муниципального района по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; судом не исследовано наличие возможности предприятия на оказание иных видов поддержки муниципального предприятия до изъятия имущества; считает целесообразным заключение агентского договора от 01.08.2016, изъятия имущества в пользу МУП "Энерго-Сервис", и как, следствие, лишение бремени несения расходов на его содержание.
Управляющий предприятием и Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской (далее по тексту - ФНС России) в отзывах на апелляционную жалобу опровергают изложенные в ней доводы, просят оставить определение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Администрации, управляющего и ФНС России каждый поддержали свои доводы и возражения.
Иные лица, участвующие в обособленном споре, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, что согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции, соответствие выводов, изложенных в определении обстоятельствам дела, применение норм материального права в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, поступивших на нее отзывов, заслушав явившихся представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает определение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как установлено судом, собственником имущества должника является Яшкинский муниципальный район, полномочия и функции учредителя осуществляет Администрация Яшкинского муниципального района.
Для осуществления уставной деятельности предприятие было наделено муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения:
- постановление Администрации Яшкинского муниципального района от 29.06.2015 N 251-п "О передаче МУП "ЖКХ Яшкинского района" на праве хозяйственного ведения объектов муниципальной собственности Яшкинского муниципального района" (приложения N 1-9 к настоящему постановлению с перечнем передаваемого имущество). Актом приема-передачи муниципального имущества от 29.06.2015 было передано имуще-
ство, общей балансовой стоимостью 53 613 572,29 рублей, остаточной стоимостью 23 724 830,39 рублей (здания, сооружения, скважины, резервуары, тепловые сети, котлы, насосы), всего 646 единиц основных средств;
- постановление от 05.06.2015 N 208-п "О передаче МУП "ЖКХ Яшкинского рай-
она" на праве хозяйственного ведения объектов муниципальной собственности Яшкинского муниципального района". Актом приема-передачи муниципального имущества было передано имущество общей балансовой стоимостью 84 596 206,93 рублей, остаточной стоимостью 29 618 459,20 рублей, всего 154 единиц основных средств;
- постановление от 05.06.2015 N 209-п "О передаче МУП "ЖКХ Яшкинского района" на праве хозяйственного ведения объектов муниципальной собственности Яшкинского муниципального района". Актом приема-передачи муниципального имущества было передано всего 44 единиц имущества общей балансовой стоимостью 18 048 943,67 рублей, остаточной стоимостью 7 004 922,86 рублей;
- постановление от 15.06.2015 N 220-п "О передаче МУП "ЖКХ Яшкинского района" на праве хозяйственного ведения объектов муниципальной собственности Яшкинского муниципального района". Актом приема-передачи было передано всего 10 единиц имущества, общей балансовой стоимостью 3 240 324,76 рублей, остаточной стоимостью 2 443 480,38 рублей;
- постановление от 07.10.2015 N 367-п о передаче МУП "ЖКХ Яшкинского района" на праве хозяйственного ведения ГАЗ-31105, 2004 г. вып., балансовой стоимостью 287500 рублей, остаточной стоимостью 0,00 рублей, акт приема- передачи ОС от 07.10.2015.
Имущество было поставлено на баланс предприятия по остаточной стоимости на момент передачи.
Кроме имущества, полученного в хозяйственное ведение, предприятие приобретало имущество в собственность, за плату на общую сумму 34 504 663,21 рублей.
Все имущество должника, как переданное в хозяйственное ведение, так и приобретенное за плату, было изъято из хозяйственного ведения МУП "ЖКХ Яшкинского района" Администрацией Яшкинского муниципального района: постановление от 22.06.2016 г. N 244-п "О прекращении права хозяйственного ведения МУП "ЖКХ Яшкинского района" на муниципальное имущество (приложения N 1-12 к настоящему постановлению); постановление от 22.06.2016 г. N 243-п "О прекращении права хозяйственного ведения МУП "ЖКХ Яшкинского района" на движимое имущество, расположенное в с. Колмогорово. Оборудование в котельной с. Колмогорове, 2015 г., всего 41 ед. общей балансовой стоимостью 9 476 532,42 рублей, остаточной стоимостью на 01.06.
2016 г. 9 265 942,81 рублей, без учета НДС. Акт N 1 приема-передачи оборудования от 21.09.2016 г. Всего было изъято имущество общей стоимостью по данным бухгалтерского учета на сумму 98 168 740,78 рублей.
Ссылаясь на то, что прекращение хозяйственного ведения и изъятие движимого и
недвижимого имущества лишило предприятие возможности вести предусмотренную уставом хозяйственную деятельность, привело к банкротству должника и невозможности удовлетворить требования кредиторов за счет этого имущества, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.02.2017 по заявлению ООО "Регионтеплострой" возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) МУП "ЖКХ Яшкинского района" введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22.08.2017 МУП "ЖКХ Яшкинского района" признано банкротом, открыто конкурсного производство.
В процедуре банкротства сформирован реестр требований кредиторов, в состав которого включены требования Федеральной налоговой службы второй очереди (по НДФЛ, страховым взносам - 18 782 716, 36 рублей), а также требования кредиторов третьей очереди - ООО "РегионТеплоСтрой", ФНС России, ООО "НПО "СИБЭА", Лисова О.В. на общую сумму 42 559 822, 41 рублей.
Согласно показателям бухгалтерской отчетности должника, отраженным в анализе финансового состояния (л.д.7-18, т.16), в результате вывода активов в июне 2016 года резко снизилась балансовая стоимость основных средств - на 87374 тыс. руб. (100%), запасов - на 3440 тыс.руб. (41, 88%), денежных средств - на 493 тыс.руб. (99,4%).
В последующем предприятие не вышло из состояния неплатежеспособности и не имело предпосылок к восстановлению платежеспособности на дату инициирования процедуры его банкротства.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания доказанным наличия оснований для привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам муниципального унитарного предприятия "ЖКХ Яшкинского района" контролирующего его лица - Администрацию Яшкинского муниципального района, суд исходил из наличия причинно-следственной связи между действиями Администрации по изъятию 22.06.2016 г. имущества должника и фактически наступившим объективным банкротством последнего, не позволившим ему удовлетворить требования кредиторов.
В настоящем деле судом применены положения статьи 10 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве (в применимой редак-
ции), если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным
(банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, если причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона.
Субсидиарная ответственность является дополнительной мерой ответственности контролирующего должника лица перед кредиторами за недобросовестные действия, повлекшие или могущие повлечь невозможность сформировать конкурсную массу в объеме, достаточном для погашения требований кредиторов должника. При этом при наличии действий контролирующего лица по совершению недобросовестных сделок причинная связь между доведением должника до банкротства и непогашением требований кредиторов, так же как и вина контролирующего лица предполагаются (презюмируются).
Согласно пункту 2 статьи 7 Федеральный закон N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее- Закон N161-ФЗ) Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Суд первой инстанции, оценив и исследовав, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что фактически Администрация путем издания постановлений от 22.06.2016 г. N 243-п и N 244-п лишило предприятие единственного ликвидного имущества, за счет эксплуатации которого была возможна хозяйственная деятельность должника, получение прибыли и расчета с кредиторами, такие действия Администрации, не являются следствием обычного оборота, и не могут быть расценены с позиции добросовестных и разумных, а напротив, привели к ухудшению финансового положения должника и создали условия для дальнейшего значительного роста диспропорции между стоимостью активов должника и размером его обязательств.
Указанные выводы суда основаны на следующих установленных обстоятельствах: поступления на счет должника за сентябрь 2015 г. составили сумму 7 496 762,05 рублей, поступления в августе 2016 года - 197 003,50 рублей, при этом, если в сентябре 2015 г. предприятие осуществляет расчеты с контрагентами на сумму более 8 млн.руб., то в августе 2016 г. расчеты с контрагентами не производятся, по счету происходит лишь списание денежных средств по решению налогового органа (согласно выпискам по счету должника), лишившись имущества на праве хозяйственного ведения, выручка МУП "ЖКХ Яшкинского района" уменьшается с 46 035 тыс. за 2016 г. до -1 060 тыс. за 2017 г.; на конец 2015 г. должник имел кредиторскую задолженность в размере 106 219 тыс. рублей, на конец 2016 г. должник имеет кредиторскую задолженность в размере 178 768 тыс. рублей, на конец 2017 г. - 184 584 тыс. рублей и не имеет источников погашения требований кредиторов (по данным бухгалтерского баланса).
При таких обстоятельствах, как правомерно указал суд первой инстанции, Администрация, принимая решение об изъятии у предприятия имущества, фактически не наделила его другими средствами, за счет которых оно могло продолжить осуществление деятельности и могло исполнять обязательства перед кредиторами, что свидетельствуют о том, что объективное банкротство предприятия наступило в 2016 г., и было спровоцировано изъятием имущества, необходимого для продолжения хозяйственной деятельности.
При этом, изъятое у должника постановлениями Администрации Яшкинского муниципального района от 22.06.2016 г. имущество в последующем передается ответчиком другому унитарному предприятию, действующему на той же территории, имеющему идентичный уставной вид деятельности (35.30.14 Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными) - МУП "Энерго- Сервис".
Между МУП "ЖКХ "Яшкинского района" и МУП "Энерго-Сервис" заключаются агентские договоры от 01.08.2016 г., по условиям которых МУП "Энерго-Сервис" принимает все платежи за жилищно-коммунальные услуги, причитающиеся должнику, получает субсидии, осуществляет погашение обязательств по письменному указанию принципала.
Доказательств того, что агент отчитывался о своей работе, а принципал давал распоряжения, в материалы дела не представлено, что, в свою очередь, фактически свидетельствует о том, что МУП "Энерго-Сервис", имея хозяйственный комплекс в виде имущества должника, получая платежи от контрагентов и населения за коммунальные услуги, а также субсидии от Администрации, с ведома и по распоряжению учредителя самостоятельно осуществляет уставную деятельность не как агент, а как самостоятельный хозяйствующий субъект.
Отклоняя доводы представителя Администрации о том, что данные действия были продиктованы необходимостью решения социально-значимых задач по обеспечению населения ресурсами, поскольку ресурсоснабжающие организации не намеревались продолжать поставку в адрес предприятия-должника, суд исходил из того, что собственник
имущества должника, его учредитель, действуя добросовестно и разумно, еще при создании общества, с учетом установленных тарифов на поставляемые населению ресурсы, не мог не осознавать заведомую убыточность деятельности предприятия, в связи с чем, собственник должен был принимать меры по компенсации выпадающего дохода; долги перед кредиторами остаются за МУП "ЖКХ Яшкинского района", должник лишается источника получения денежных средств, поскольку оплата поступает на счет МУП "Энерго-Сервис"; предприятие остается с долгами без возможности их погашения.
Ссылка Администрации на передачу МУП "Энерго- Сервис" наряду с активами должника и его пассивов, несостоятельна, по договорам перевода долга от 06.12.2016 г., 20.08.2016 г. МУП "Энерго-Сервис" оплачивает долги МУП "ЖКХ Яшкинского района" ООО "Кузбасстопливосбыт" и ОАО "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" в размере 13 089 889,22 рублей и 32 944 706,23 рублей, соответственно, в то же время МУП "Энерго-Сервис" получает за должника субсидии от Администрации в размере 22 512 207,39 рублей, а также периодические платежи с августа 2016 года по август 2017 года.
Таким образом, располагая субсидиями и имуществом, должник имел возможность гасить переданную задолженность самостоятельно без участия посредников - МУП "Энерго-Сервис".
При этом, долги МУП "ЖКХ Яшкинского района" были погашены денежными средствами, причитающимися должнику, что свидетельствует лишь о создании Администрацией ситуации, когда должник остается с долгами, а новое предприятие МУП "Энерго-Сервис" аккумулирует денежные поступления.
Активы МУП "ЖКХ Яшкинского района", изъятые постановлениями от 22.06.2016 г. были возвращены Администрацией должнику постановлением от 07.08.2018 г. N 436-п в результате инициирования конкурсным управляющим вопроса об оспаривании соответствующих сделок (определение арбитражного суда от 04.10. 2018 по делу N А27-1215-15/2017).
Указанные обстоятельства в их взаимосвязи и совокупности, позволили суду сделать вывод о том, что ответчик осознавал наступление неблагоприятных последствий для должника и его кредиторов в результате изъятия имущества из хозяйственного ведения МУП "ЖКХ Яшкинского района".
С учетом изложенного, установив наличие причинно-следственной связи между действиями Администрации по изъятию имущества должника и фактически наступившим объективным банкротством последнего, не позволившим ему удовлетворить требования кредиторов, суд признал доказанным наличие оснований для привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам МУП "ЖКХ Яшкинского района" контролирующего его лица - Администрации Яшкинского муниципального района, не усмотрев оснований для привлечения к ответственности по обязательствам должника его бывших руководителей.
Принимая во внимание, что изъятые активы возвращены должнику, управляющим ведется работа по их оценке для последующей реализации, следовательно, невозможно определить размер субсидиарной ответственности до окончания расчетов с кредиторами, суд руководствуясь положениями пункта 7 статьи 61.16 Закона о банкротстве, их разъяснениями, данными в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" приостановил рассмотрение заявления конкурсного управляющего о привлечении Администрации Яшкинского муниципального района к субсидиарной ответственности по обязательствам должника до окончания расчетов с кредиторами.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанций правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе Администрации доводы аналогичны приведенным ею в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку суда, свидетельствуют о несогласии Администрации с оценкой установленных по делу обстоятельств и не указывают на неправильное применение судом норм права.
При проверке законности принятого определения нарушений судом норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 09.08.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1215/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Яшкинского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления его законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
А.В. Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1215/2017
Должник: МУП "ЖКХ Яшкинского района"
Кредитор: ООО "МТК", ООО "НПО "СибЭнергоАльянс", ООО "Разрез "Задубровский Новый", ООО "РегионТеплоСтрой", Федеральная налоговая служба России
Третье лицо: Администрация Яшкинского муниципального района, АССОЦИАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ", Котович Татьяна Николаевна, Куклев Сергей Александрович, Кухарчук Александр Николаевич, Лисов Олег Валерьевич, МУ "Энерго-Сервис"Яшкинского муниципального района, Союз "СОАУ Альянс", Черпинский Павел Валерьевич
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6451/2022
24.08.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8867/18
03.10.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8867/18
20.06.2019 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1215/17
07.11.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8867/18
04.10.2018 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1215/17
22.08.2018 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1215/17
29.08.2017 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1215/17
28.07.2017 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1215/17
18.04.2017 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1215/17