город Томск |
|
1 октября 2019 г. |
Дело N А67-1149/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Афанасьевой Е.В., |
судей |
|
Кайгородовой М.Ю., |
|
|
Сухотиной В.М., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Реук А.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Сибирский химический комбинат" (N 07АП-8963/2019) на решение Арбитражного суда Томской области от 18 июля 2019 года по делу N А67-1149/2019 (судья Воронина С. В.) по иску Войсковой части 3481 (636000 Томская область, г. Северск, ул. Калинина, 63, ИНН 7024011283 ОГРН 1027001686964) к акционерному обществу "Сибирский химический комбинат" (636039, Томская область, г. Северск, ул. Курчатова, 1, ИНН 7024029499 ОГРН 1087024001965) о взыскании 285 537, 31 рублей.
В судебном заседании приняли участие:
от истца - Чичихин В.Н. по доверенности от 24.12.2019 N 7, диплом от 30.06.2007,
от ответчика - Маркушенко А.В. по доверенности от 26.10.2018 N 11/201/2018-ДОВ, диплом от 22.06.2007.
УСТАНОВИЛ:
войсковая часть 3481 обратилась в Арбитражный суд Томской области к акционерному обществу "Сибирский химический комбинат" (далее - АО "СХК") с иском о взыскании 285 537,31 рублей неосновательного обогащения, полученного за период с июля 2016 года по июнь 2017 года за оказанные услуги по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов.
Исковые требования обоснованы статьями 8, 307, 309, 422, 452, 453, 1102, 1103, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 31 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 226-ФЗ) и мотивированы тем, что с июля 2016 года вступил в действие Федеральный закон N 226-ФЗ, в соответствии с которым предоставление и оплата коммунальных услуг, а также иное материальное обеспечение подразделений войск национальной гвардии осуществляется организациями, важные государственные объекты и специальные грузы которых подлежат охране войсками национальной гвардии. Поскольку с момента вступления указанного закона в силу у истца прекратилась обязанность оплачивать коммунальные услуги, уплаченная в рамках государственных контрактов за спорный период стоимость оказанных услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов является неосновательным обогащением ответчика.
Решением Арбитражного суда Томской области от 18 июля 2019 года с АО "СХК" в пользу войсковой части 3481 взыскано 285 537,31 рублей неосновательного обогащения; в доход федерального бюджета 8 710,75 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с данным решением, АО "СХК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование к отмене обжалуемого судебного акта заявитель указывает на отсутствие документов и/или нормативно-правового акта, устанавливающих обязанность по охране объектов именно истцом; полагает недоказанным наличие у ООО "Славяне" и ООО "Полигон ТБО КБУ" статуса регионального оператора; заключение истцом с региональным оператором договора по типовой форме; несение расходов по оплате коммунальных услуг. Суд не учел, что истцом заявлено взыскание неосновательного обогащения по государственному контракту на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, а не коммунальных отходов (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации); не указал нормы права, из которых следует тождественность понятий ТКО и ТБО. Судом нарушены нормы процессуального права, что выразилось в необоснованном применении судом преюдиции - установленных обстоятельств по делам N А67-9984/2017 и N А67-2513/2017.
Войсковая часть 3481 представила в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, отмечая, что ФГУП "СХК" включено в перечень Важных государственных объектов, подлежащих охране внутренними войсками МВД России, утвержденный постановлением Правительства РФ от 09.04.2007 N 211-9; распоряжением Правительства РФ от 02.02.2017 N 173-рс охрана АО "СХК" с контролируемой зоной категории "А" возложена на 98 дВНГ Сибирского округа войск национальной гвардии России; Федеральным законом N 226-ФЗ обеспечение подразделений войск национальной гвардии, осуществляющих на договорной основе охрану имущества граждан и организаций, является обязательствами организаций, заключивших договоры об охране имущества и объектов; часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами. Поскольку истцом заключены и полностью исполнены государственные контракты на оказание услуг по сбору вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение.
В судебном заседании представитель ответчика настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям. Представитель истца просил суд в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, поддержал доводы отзыва.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда по приведенным в жалобе доводам, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, производственные объекты АО "СХК" расположены в закрытом административно-территориальном образовании городе Северске Томской области. Охрану объектов общества "СХК" осуществляет Войсковая часть 3481, что установлено, в том числе, вступившими в законную силу судебными актами по делам N А67-2513/2017, N А67-9984/2017.
Между территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (ссудодателем), войсковой частью 3481 (ссудополучателем) и ОАО "Сибирский химический комбинат" (охраняемой организацией) заключен договор о передаче в безвозмездное пользование имущества, находящегося в собственности Российской Федерации от 25.09.2013 N 13/Б-04 (в редакции дополнительных соглашений от 02.07.2014 N 1 и N 2), в соответствии с которым ссудодатель передает в безвозмездное пользование, без права отчуждения из собственности Российской Федерации, а ссудополучатель принимает недвижимое имущество в составе, указанном в приложении N 1 к настоящему договору, являющемуся его неотъемлемой частью, для размещения, материально-технического оснащения воинских частей (подразделений) внутренних войск, осуществляющих охрану производственных объектов ОАО "Сибирский химический комбинат" (пункт 1.1. договора).
Договор вступает в силу со дня подписания сторонами, распространяет свое действие на отношения, возникшие с 11.06.2013, и действует по 10.06.2018 (пункт 1.3. договора).
В приложении N 1 к договору приведен перечень объектов недвижимого имущества, предназначенного для размещения материально-технического оснащения и подготовки сил охраны ОАО "Сибирский химический комбинат": Здание-Казарма NN 2 (1-й подъезд), 3, 4; нежилое строение - Лазарет; двухэтажное нежилое здание-казарма N 2а с инженерными сетями; нежилое здание - штаб в/ч 3478; нежилое здание - Склад городка В с гаражом; нежилое здание - Продсклад; нежилое строение - Картофелехранилище; нежилое строение - Клуб на 600 мест со спортзалом; нежилое здание - Столовая; нежилое здание - здание АТС; нежилое здание - Гараж на 40 автомашин; нежилое здание - Авторемонтная мастерская; нежилое здание - Склад ГСМ; нежилое здание - Гараж с заправочной станцией; нежилое здание - Спортзал с тиром; нежилое здание - Склад мастерских КЭС; нежилое здание - Бокс инженерных машин; нежилое здание - Проходная и мастерские АТВ; нежилое здание - Штаб в/ч 3481; нежилое строение - Здание бани в/ч 3478; нежилое здание - питомник кинологической службы в/ч 3481; нежилое здание - Склад лакокрасочных материалов в/ч 3481; нежилое здание - Склад ядохимикатов на территории в/ч 3481; нежилое здание - Здание столярной мастерской в/ч 3481; нежилое строение - Комплекс ИТСО; Сплошной дощатый забор военного городка; благоустройство территории в/ч 3481.
Все перечисленные объекты находятся на территории военного городка войсковой части 3481 по юридическому адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Калинина 63, представляют собой единый комплекс для подготовки личного состава, ежедневно заступающего на боевую службу в караулы по охране важных государственных объектов, входящих в состав АО "Сибирский химический комбинат".
Недвижимое имущество передано ссудополучателю по акту приема-передачи от 11.06.2013.
Согласно пунктам 2.2.3., 2.2.4. договора на ссудополучателя возлагается обязанность по заключению в установленном порядке договоров на оплату коммунальных услуг на имущество, указанное в приложении N 1 к настоящему договору; оплачивать коммунальные услуги в соответствии с условиями договора на оплату услуг.
В соответствии с условиями договора 25.09.2013 N 13/Б-04 войсковой частью 3481 заключены государственные контракты:
- на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от 21.03.2016 N 11 с ООО "АТП КБУ N3";
- на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора от 05.12.2016 N 95 с ООО "Полигон ТБО КБУ";
- на оказание услуг по сбору, вывозу твердых бытовых отходов от 06.04.2017 N 2 с АО "Городское специализированное автотранспортное предприятие";
- на оказание услуг по сбору, вывозу и размещению твердых коммунальных отходов от 29.05.2017 N 15 с ООО "Славяне";
- на оказание услуг по утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от 06.06.2017 N 19 с ООО "Полигон ТБО КБУ".
Исполнителями по государственным контрактам в период с июля 2016 года по июнь 2017 года были оказаны соответствующие услуги, что подтверждается представленными в материалы дела актами об оказании услуг от 20.09.2016 N 870, от 15.12.2016 N 896, от 17.04.2017 N 612, от 03.07.2017 N 611, от 03.08.2017 N 725, от 08.08.2017 N 755, от 28.06.2017 N 186, товарной накладной от 13.12.2016 N 1869.
По платежным поручениям от 20.12.2016 N 818666 на сумму 62 695,05 рублей, от 22.09.2016 N 376781 на сумму 62 695,74 рублей, от 20.12.2016 N 818672 на сумму 15 507,00 рублей, от 20.04.2017 N 462507 на сумму 60 112,88 рублей, от 18.07.2017 N 8756 на сумму 34 558,45 рублей, от 16.08.2017 N 182213 на сумму 4 938,27 рублей, от 16.08.2017 N 182216 на сумму 21 392,88 рублей, от 29.06.2017 N 821376 на сумму 24 999,99 рублей войсковая часть 3481 произвела оплату за оказанные услуги на общую сумму 285 537,31 рублей.
03.07.2016 вступил в силу Федеральный закон N 226-ФЗ, в соответствии с положениями которого предоставление и оплата коммунальных услуг, а также иное материальное обеспечение подразделений войск национальной гвардии осуществляется организациями, важные государственные объекты и специальные грузы которых подлежат охране войсками национальной гвардии.
Полагая, что с момента вступления в силу Федерального закона N 226-ФЗ у истца отсутствовала обязанность по оплате коммунальных услуг, войсковая часть 3484 направила в адрес АО "СХК" претензию о возврате неосновательно полученного.
Неисполнение ответчиком требований претензии послужило основанием для обращения войсковой части 3481 в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона N 226-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о сбережении ответчиком собственных средств по оплате услуг за обращение с твердыми бытовыми отходами, что образует состав обязательства, предусмотренного статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, и удовлетворил исковые требования.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Согласно пунктам 2 и 8 части 1 статьи 2 Федерального закона N 226-ФЗ (вступившим в силу 03.07.2016) на войска национальной гвардии возлагается выполнение ряда задач, в том числе: охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В части 1 статьи 30 Федерального закона N 226-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение войск национальной гвардии является расходным обязательством Российской Федерации.
Войска национальной гвардии Российской Федерации входят в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подпункт "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации", далее - Указ N157).
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником воинских частей (пункт 11 Указа N 157).
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона N 226-ФЗ расквартирование воинских частей, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, строительство, капитальный ремонт, реконструкция, материально-техническое обеспечение военных городков, зданий и сооружений, предназначенных для расквартирования указанных воинских частей, а также строительство, капитальный ремонт, реконструкция инженерно-технических средств охраны, караульных помещений, зданий (помещений) комендатур, бюро пропусков, обеспечение их эксплуатации (в том числе предоставление и оплата коммунальных услуг), обеспечение личного состава караулов на объектах, производящих или применяющих в производстве радиоактивные, аварийно опасные и химически опасные вещества, средствами индивидуальной и коллективной защиты, приборами радиационного и химического наблюдения, дозиметрического контроля и системами аварийного оповещения осуществляются за счет средств организаций, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона N 226-ФЗ обеспечение подразделений войск национальной гвардии, осуществляющих на договорной основе охрану имущества граждан и организаций, а также охрану объектов, техническими средствами охраны, выделение указанным подразделениям служебных и подсобных помещений с оборудованием и инвентарем, проведение капитального ремонта, реконструкции и обеспечение технической эксплуатации (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) указанных помещений являются обязательствами организаций, заключивших договоры об охране имущества и объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2007 N 211-9 ФГУП "СХК" включено в перечень важных государственных объектов Российской Федерации, подлежащих охране внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 N 173-рс охране 98 дВНГ Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации подлежат важные государственные объекты, находящиеся в ведении Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", в том числе АО "СХК" с контролируемой зоной категории "А" закрытого административно-территориального образования (Томская область, г. Северск).
Приказом МВД СССР от 01.11.1989 N 0174 сформирована войсковая часть 3481 (44 полк внутренних войск МВД СССР), г. Северск, которых входит в состав войсковой части 3478 (98 дивизии внутренних войск МВД СССР), что следует из архивной справки от 06.04.2018.
Таким образом, из указанных правовых норм следует, что на ответчика в силу прямого указания закона возложена обязанность предоставлять и оплачивать коммунальные услуги истца, а также предоставлять последнему иное материальное обеспечение.
Поскольку в период с 03.07.2016 по июнь 2017 года услуги по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, оказанные войсковой части 3481, были оплачены за счет средств истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что АО "СХК" за счет полученных от истца денежных средств сберегло собственные средства по оплате услуг в пользу исполнителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Указанные правила в силу пункта 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Необходимыми условиями возникновения обязательства из неосновательного обогащения является приобретение и сбережение имущества, отсутствие правовых оснований, то есть если приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано на законе, иных правовых актах, сделке (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 306-ЭС15-12164 по делу N А55-5313/2014).
Факт перечисления истцом денежных средств на расчетный счет ответчика в сумме 285 537, 31 рублей подтвержден материалами дела и последним не оспаривается.
Доказательств возврата неосновательно полученных денежных средств АО "СХК" в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленный иск в полном объеме.
Довод ответчика об отсутствии оснований для охраны спорных объектов именно истцом противоречит представленным в материалы дела доказательствам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2007 N 211-9 ФГУП "СХК" включено в перечень важных государственных объектов Российской Федерации, подлежащих охране внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2017 N 173-рс охране 98 дВНГ Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации подлежат важные государственные объекты, находящиеся в ведении Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", в том числе АО "СХК" с контролируемой зоной категории "А" закрытого административно-территориального образования (Томская область, г. Северск).
Приказом МВД СССР от 01.11.1989 N 0174 сформирована войсковая часть 3481 (44 полк внутренних войск МВД СССР), г. Северск, которых входит в состав войсковой части 3478 (98 дивизии внутренних войск МВД СССР), что следует из архивной справки от 06.04.2018.
Таким образом, АО "СХК" не имеет возможность самостоятельно определять организацию, которая будет осуществлять охрану ее объектов. При этом, наличие либо отсутствие договорных отношений не влияет на взаимоотношения сторон.
Подлежит отклонению и довод ответчика о недоказанности у ООО "Славяне" и ООО "Полигон ТБО КБУ" статусов регионального оператора, поскольку исследование данных вопросов выходит за пределы заявленных исковых требований. Государственные контракты с данными юридическими лицами заключены по результатам проведения конкурентных процедур, в установленном законом порядке не оспорены, не действительными не признаны.
Ссылка ответчика на отсутствие правового обоснования для оплаты твердых бытовых отходов, поскольку часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает обращение с твердыми коммунальными отходами, а не с твердыми бытовыми отходами, основана на неверном толковании норм материального права. В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" понятие "твердые коммунальные отходы" охватывает собой единый вид отходов, образующихся, в том числе, в результате удовлетворения бытовых нужд, как ТБО, так и ТКО.
Утверждение ответчика о необоснованном применении судом преюдиции - установленных обстоятельств по дела N А67-9984/2017, N А67-2513/2017 к настоящему делу противоречит статье 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Заявляя о нарушении судом норм процессуального права, ответчик не указал, почему установленные в рамках дел N А67-9984/2017, N А67-2513/2017 обстоятельства не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на иную оценку представленных доказательств, оснований для которой с учетом приведенных норм права и исследованных доказательств по делу суд апелляционной инстанции не усматривает.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей относятся на подателя жалобы - АО "СХК".
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 18 июля 2019 года по делу N А67-1149/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Сибирский химический комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Афанасьева |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-1149/2019
Истец: ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 3481
Ответчик: АО "СИБИРСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ"