г. Владимир |
|
02 октября 2019 г. |
Дело N А79-11115/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.09.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.10.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 31.07.2019 по делу N А79-11115/2018, принятое судьей Каргиной Н.А. по заявлению индивидуального предпринимателя Наумовой Ольги Борисовны о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 24.05.2018 N 05-04/3455.
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Наумовой Ольги Борисовны - Смирнов Ю.И. по доверенности от 30.05.2019 N 01-ЮР сроком действия до 31.12.2019;
общества с ограниченной ответственностью "Автоуспех" - Смирнов Ю.И. по доверенности от 27.12.2018 сроком действия 3 года.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство) от 02.10.2017 N 02-03/190 объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам, в том числе по лоту N 7 - междугородний автобусный маршрут N 527 "Советское - Чебоксары (АС Новосельская)".
Протоколом заседания конкурсной комиссии от 07.03.2018 N 3 победителем открытого конкурса по лоту N 7 междугородний автобусный маршрут N 527 "Советское - Чебоксары (АС Новосельская)", (2 автобуса, в т.ч. 1 резервный) признана индивидуальный предприниматель Наумова Ольга Борисовна, набравшая 70 баллов и заявка которой подана ранее других заявок, получивших высшую оценку.
Министерством по итогам проведённого открытого конкурса Наумовой О.Б. выдано свидетельство об осуществлении регулярных перевозок и карта маршрута сроком действия до 16.03.2023.
Общество с ограниченной ответственностью "Автоуспех" (далее - Общество) 11.05.2018 обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) с жалобой, в которой указало, что Наумова О.Б. не исполнила принятые на себя конкурсные обязательства по приобретению автобуса вместимостью 22 мест, перевозка по маршруту осуществляется на автобусе вместимостью 21 место.
По итогам рассмотрения жалобы Управление 24.05.2018 выдало Министерству предупреждение N 05-04/3455, в соответствии с которым рекомендовано в срок до 29.06.2018 устранить признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путём прекращения у Наумовой О.Б. права осуществления пассажирских перевозок по маршруту N 527 Советское - Чебоксары (АС Новосельская)", путем аннулирования свидетельства.
Не согласившись с указанным предупреждением антимонопольного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 31.07.2019 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление указывает, что Наумова О.Б. после признания ее победителем в открытом конкурсе по лоту N 7 междугородний автобусный маршрут N 527 "Советское-Чебоксары (АС Новосельская)", не выполнила принятые на себя обязательства.
Считает, что Министерство должно было выдать свидетельство на осуществление пассажирских перевозок по лоту N 7 междугородний автобусный маршрут N 527 "Советское-Чебоксары (АС Новосельская)" лишь после подтверждения победителем открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие, что не было сделано.
Указывает также, что Обществом пропущен трехмесячный срок на обжалование предупреждения Управления от 24.05.2018.
Представители Общества и Наумовой О.Б. в судебном заседании просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон 220-ФЗ).
В силу части 1 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона N 220-ФЗ, в редакции действовавшей на момент объявления открытого конкурса, по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса на срок не менее чем пять лет. Если до истечения срока их действия не наступят обстоятельства, предусмотренные пунктами 1 - 4 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, действие указанных свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок продлевается на срок не менее чем пять лет. Количество таких продлений не ограничивается. Продление указанных свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, имеющейся у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство;
2) вступление в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства;
3) обращение юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, с заявлением о прекращении действия свидетельства;
4) окончание срока действия данного свидетельства;
5) вступление в силу предусмотренного статьей 18 настоящего Федерального закона решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам;
6) принятие уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд;
7) принятие уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по этому маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации более пяти рейсов подряд, предусмотренных расписанием.
Частью 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) неоднократное в течение одного года непредставление в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок;
2) неоднократное в течение одного года привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 и 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) расторжение договора простого товарищества (в случае, если данное свидетельство выдано участникам договора простого товарищества);
4) непредставление в случаях и в сроки, которые предусмотрены частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества заявления об изменении маршрута регулярных перевозок;
4.1) наличие обоснованной жалобы на выполнение в течение одного месяца двух и более рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок с отправлением транспортных средств из остановочных пунктов ранее времени, предусмотренного установленным расписанием;
5) иные обстоятельства, предусмотренные соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
Иные обстоятельства, названные в пункте 5 части 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ, влекущие прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, установлены пунктом 13 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N48 "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике".
Так, пунктом 13 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике" (в редакции, действовавшей на момент обращения Минтранса Чувашии в суд с настоящим требованием) определено, что основаниями для обращения уполномоченного органа исполнительной власти Чувашской Республики, органа местного самоуправления в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок являются обстоятельства, предусмотренные Федеральным законом N 220-ФЗ, а также: неоднократное (более двух раз) в течение месяца несоблюдение условий, предусмотренных свидетельством об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок; неоднократное (более пяти раз - для пригородного сообщения и более трех - для междугородного сообщения) в течение месяца невыполнение рейсов по маршруту регулярных перевозок в соответствии с установленным расписанием перевозок по маршрутам регулярных перевозок; неоднократное (два и более раза) непредставление ежеквартального отчета об осуществлении регулярных перевозок в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Таким образом, законом установлен исчерпывающий перечень оснований для прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок Наумовой О.Б., как победителю конкурса по Лоту N 11, Министерством выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 21 ЧР N 000076 со сроком действия с 29.09.2017 по 28.09.2022 по маршруту N 195 "Кашмаши - Чебоксары (Новосельская АС)".
Антимонопольный орган пришел к выводу, что Наумова О.Б. после признания ее победителем в открытом конкурсе по лоту N 7 междугородний автобусный маршрут N 527"Советское - Чебоксары (АС Новосельская)", не выполнила принятые на себя обязательства, так как транспортное средство, указанное в заявке на участие в открытом конкурсе не было приобретено на праве собственности по предварительному договору о намерении заключить договор на купли - продажи автомобилей- договору, заключённому между ООО "Союз -Гарант" и Наумовой Ольгой Борисовной от 11.11.2017 года N 8160000969, на транспортное средство марки Ford Transit BUS 460E (19/22), тем самым нарушив пункт 3.2.2 Конкурсной документации - наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрутов регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией, а также наличие в транспортных средствах терминалов для безналичной оплаты проезда электронными средствами оплаты.
Антимонопольный орган указал, что Министерство должно было выдать предпринимателю свидетельство об осуществлении перевозок только после подтверждения Наумовой О.Б. наличия у неё транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие в конкурсе, однако Министерство выдало свидетельство до такого подтверждения.
Между тем, пунктом 3.2 Конкурсной документации было установлено требование о наличии на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрутов регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией, а также наличие в транспортных средствах терминалов для безналичной оплаты проезда электронными средствами оплаты.
Таким образом, предусмотрена обязанность участника либо о наличии на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, либо по их приобретению и соответствие данных транспортных средств требованиям, указанным в реестре маршрутов регулярных перевозок.
Согласно Реестру маршрутов регулярных перевозок, вид и класс транспортных средств на маршруте N 527 "Чебоксары (АС "Новосельская") - Советское" - автобус, малый класс., 2 ед (в т.ч 1 резерв).
Конкурсное предложение Наумовой О.Б. содержало обязательство по приобретению, в случае признания ее победителем в качестве основного, транспортного средства, автобуса, вместимостью 19 мест для сидения и выше, - экологического класса 5, оборудованною ремнями безопасности, тахографом с блоком СКЗИ, устройством ГЛОНАСС и в качестве резервного, - транспортное средство вместимостью 25 мест для сидения и выше, экологического класса 4, оборудованное ремнями безопасности, тахографом с блоком СКЗИ, устройством ГЛОНАСС.
Как установлено судом первой инстанции, Наумова О.Б. предоставила Министерству копии паспорта транспортных средств на автомобили марки Mercedes-Benz - 22360С с идентификационным номером Z7C22360CH0008126, а также на ПАЗ - 32053 с идентификационным номером X1M3205B0J0000075, где собственник транспортных средств указана Наумова О.Б.
Автобус Mercedes-Benz-22360C имеет вместимость 19 мест в салоне автобуса + 2 пассажирских места в кабине водителя, то есть общей пассажировместимостью 21 чел, 2017 года выпуска, 5 экологического класса, оборудованного ремнями безопасностями, ГЛОНАСС, терминалом для безналичной оплаты.
Таким образом, данные транспортные средства соответствуют требованиям, указанным в реестре маршрутов регулярных перевозок.
При этом, на момент подведения итогов конкурса -07.03.2018, срок предварительного договора, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Союз -Гарант" и Наумовой О.Б. от 11.11.2017 N 8160000969, на транспортное средство марки Ford Transit BUS 460E (19/22), истек.
С учетом изложенного, конкурсное обязательство Наумовой О.Б. было соблюдено.
Оспариваемым предупреждением Управления Министерству была вменена незаконная обязанность по прекращению действия свидетельства об осуществлении перевозок Наумовой О.Б., в связи с отсутствием оснований для принятия такого решения.
Кроме того, в предупреждении Управление ссылается на часть 5 статьи 19 Закона N 220-ФЗ в редакции, не действовавшей на момент объявления конкурса. Согласно этой норме свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок по результатам открытого конкурса выдаются на срок не менее чем пять лет в течение десяти дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Однако до внесения изменений в часть 5 статьи 19 Закона N 220-ФЗ она говорила о том, что свидетельство и карты маршрута по результатам открытого конкурса выдаются в течение десяти дней со дня проведения конкурса.
Норма о том, что свидетельство и карты маршрута выдаются в течение десяти дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, введена в действие с 29.12.2017.
Конкурс был объявлен, и конкурсная документация утверждена приказом Министерства от 02.10.2017 N 02-03/190, то есть до внесения изменений в часть 5 статьи 19 Закона N 220-ФЗ.
Соответственно, порядок проведения конкурса регулировался нормами, действовавшими на момент его объявления.
Следует отметить, что часть 11 статьи 24 Закона N 220-ФЗ, которая говорит о необходимости установления в конкурсной документации порядка подтверждения наличия у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, введена в действие Федеральным законом от 29.12.2017 N 480-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 28.06.2018, то есть после проведения конкурса и выдачи свидетельства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Министерство не допустило нарушений требований вышеуказанных нормативных актов, так как выдача победителю открытого конкурса свидетельства на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок обусловлено требованиями Закона N 220-ФЗ в редакции, действовавшей на момент объявления открытого конкурса. Министерство было обязано выдать победителю конкурса указанное свидетельство в силу требований законодательства, при этом подтверждение наличия у последнего транспортных средств не требовалось.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 31.07.2019 по делу N А79-11115/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-11115/2018
Истец: ИП Наумова Ольга Борисовна
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы Чувашской Республики - Чувашии
Третье лицо: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, ООО "АВТОУСПЕХ", Представитель Бондареева М.А.