город Томск |
|
2 октября 2019 г. |
Дело N А67-14052/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.,
судей Кривошеиной С.В.,
Логачева К.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белозеровой А.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (N 07АП-8434/19), на решение Арбитражного суда Томской области от 24.07.2019 по делу N А67-14052/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ритейл-Арена" (634006, г. Томск, ул. Пушкина, дом 59/1; ИНН 7017377978, ОГРН 1157017009500, адрес для корреспонденции: г. Томск, ул. Лебедева, дом 105/2, квартира 23) к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области (634034, г. Томск, пр. Кирова, дом 20; ИНН 7017018464, ОГРН 1027000905447) о признании незаконным бездействия при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ИФНС России по г. Томску, ОГБСУ "Областное имущественное казначейство",
В судебном заседании приняли участи:
от заинтересованного лица: Бородулина А.В., представитель по доверенности от 09.01.2019, удостоверение;
от иных лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ритейл-Арена" (далее - заявитель, общество, ООО "Ритейл-Арена") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не включении в перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного распоряжением от 29.11.2017 N 85-о, нежилых помещений ц001, ц003 площадью 77,4 кв.м. с кадастровым номером 70:21:0100054:2470, 1001-1047,а001-а022 площадью 14697,5 кв.м. с кадастровым номером 70:21:0100054:2470, ц002, ц004 площадью 39,5 кв.м с кадастровым номером 70:21:01000054:2470, расположенных по адресу: г. Томск, ул. Пушкина, 59/1 и обязании включить указанные объекты в Перечень.
Определением суда от 17.01.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОГБСУ "Областное имущественное казначейство", Инспекция ФНС России по г. Томску.
Решением Арбитражного суда Томской области от 24.07.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ООО "Ритейл-Арена" отказать. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, на нарушение норм материального, процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, что департаментом совершены все зависящие от него действия, направленные на получение информации о расположенных на территории Томской области объектах недвижимого имущества, соответствующих критериям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Результатом указанных действий стало получение департаментом от Управления Росреестра по Томской области сведений об объектах недвижимого имущества, соответствующих указанным критериям, среди которых помещения заявителя отсутствовали.
Заявитель в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Ритейл-Арена" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску 27.05.2015 за ОГРН 1157017009500, ИНН 7017377978.
На праве собственности ООО "Ритейл-Арена" принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: - нежилое помещение, кадастровый номер 70:21:0100054:2473, расположенное по адресу: Российская Федерация, Томская область, город Томск, улица Пушкина, 59/1, пом. ц001, ц003, площадью 77,4 кв.м., дата постановки на кадастровый учет: 25.07.2017, регистрация права N 70:21:0100054:2473-70/001/2017 от 30.08.2017; - нежилое помещение, кадастровый номер 70:21:0100054:2470, расположенное по адресу: Российская Федерация, Томская область, город Томск, улица Пушкина, 59/1, пом. 1001-1047, а001-а022, площадью 14 697,5 кв.м., дата постановки на кадастровый учет: 25.07.2017, регистрация права N 70:21:0100054:2470-70/001/2017-1 от 25.07.2017; - нежилое помещение, кадастровый номер: 70:21:0100054:2472, расположенное по адресу: Российская Федерация, Томская область, город Томск, улица Пушкина, 59/1, пом. ц002, ц004, площадью 39,5 кв.м., дата постановки на кадастровый учет: 25.07.2017, регистрация права N 70:21:0100054:2472-70/001/2017-1 от 25.07.2017.
Согласно подпункту 8.1 пункта 10 Положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 11.06.2013 N 68, Департамент является уполномоченным органом на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Порядком определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 03.12.2014 N 454а, распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2017 N 85-о определен Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2018 год, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Пунктом 1 данного распоряжения определен Перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год согласно приложению к настоящему распоряжению. При этом спорные объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности заявителю, в указанный перечень не включены.
Считая данное бездействие Департамента по не включению спорных объектов недвижимости в Перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год несоответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества, ООО "Ритейл-Арена" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налогового кодекса Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса. В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1 и 2 пункте 1 статьи 378.2 указанного Кодекса. Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в пунктах 1 и 2 пункте 1 статьи 378.2 НК РФ.
Пункт 7 статьи 378.2 НК РФ регламентирует порядок действий уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и указывает на необходимость до 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить перечень объектов недвижимого имущества. По смыслу пунктов 2, 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимости определятся в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций. Названный Перечень утверждается постановлением, приказом либо распоряжением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не регулирует отношений, связанных с установлением налоговых ставок, налоговых льгот, либо особенностей определения налоговой базы и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов.
Таким образом, пункт 7 статьи 378.2 НК РФ регламентирует порядок действий уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и указывает на необходимость до 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить перечень объектов недвижимого имущества, при этом данная норма права не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества, поскольку таковой должен быть определен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе, торговые центры (комплексы) и помещения в них.
С учетом изложенного, в Перечень объектов недвижимого имущества должны быть включены объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, отвечающие условиям, установленным пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ.
На территории Томской области налог на имущество организаций установлен Законом Томской области от 27.11.2003 N 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций" (Закон N 148-ОЗ).
Функции по формированию Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществляются Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области в соответствии с подпунктом 8.1 пункта 10 Положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области N 68 от 11.06.2013.
Согласно пункту 16 Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 03.12.2014 N 454а, в срок не позднее чем за месяц до начала очередного налогового периода Департамент по управлению государственной собственностью Томской области размещает перечень объектов для целей налогообложения на своем официальном сайте http://дугс.рф и в срок не позднее 1-го числа очередного налогового периода направляет такой перечень в электронной форме в налоговый орган по Томской области.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Порядком определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 03.12.2014 N 454а, распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2017 N 85-о определен Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2018 год, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Пунктом 1 данного распоряжения определен Перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год согласно приложению к настоящему распоряжению. При этом спорные объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности заявителю, в указанный перечень не включены.
Из представленной заявителем выписки из ЕГРН от 21 мая 2019 г. об основных характеристиках объекта недвижимости (нежилого здания) ТЦ "Стройпарк гипер" с кадастровым номером: 70:21:0100054:2464, расположенного по адресу: Томская область, город Томск, улица Пушкина, 59/1 следует, что наименование нежилого здания ТЦ "Стройпарк гипер", где в состав здания входят спорные помещения с 25.07.2017:
- нежилое помещение, кадастровый номер: 70:21:0100054:2473, расположенного по адресу: Российская Федерация, Томская область, город Томск, улица Пушкина, 59/1, пом. ц001, ц003, площадью 77,4 кв.м., дата постановки на кадастровый учет: 25.07.2017, регистрация права N 70:21:0100054:2473-70/001/2017 от 30.08.2017;
- нежилое помещение, кадастровый номер: 70:21:0100054:2470, расположенного по адресу: Российская Федерация, Томская область, город Томск, улица Пушкина, 59/1, пом. 1001 -1047, а001-а022, площадью 14 697,5 кв.м., дата постановки на кадастровый учет: 25.07.2017 г., регистрация праваN 70:21:0100054:2470-70/001/2017-1 от 25.07.2017;
- нежилое помещение, кадастровый номер: 70:21:0100054:2472, расположенного по адресу: Российская Федерация, Томская область, город Томск, улица Пушкина, 59/1, пом. ц002, ц004, площадью 39, 5 кв.м., дата постановки на кадастровый учет: 25.07.2017, регистрация праваN 70:21:0100054:2472-70/001/2017-1 от 25.07.2017.
Регистрация права ООО "Ритейл-Арена" на указанные объекты осуществлена в июле и августе 2017 г., при этом, материалами дела подтверждается, что в представленных заявителем документах на здание, расположенное по адресу: г. Томск, ул. Пушкина, 59/1, указанное здание именуется ТЦ "Стройпарк гипер".
Применение указанного сокращения "ТЦ" является общепринятым и повсеместным. Подтверждения использования сокращения "ТЦ" не к понятию "торговый центр", а применительно к иному словосочетанию, в материалы дела не представлено.
Таким образом, вышеуказанные объекты (спорные объекты) могут быть отнесены к объектам, перечисленным в статье 378.2 НК РФ в смысле, придаваемом этим объектам налоговым законодательством, и отвечают критериям, предусмотренным в пункте 4 статьи 378.2 НК РФ по фактическому назначению и использованию объектов.
Указанное подтверждается в частности, разрешением на строительство от 02.08.2016 N 70-301000-224-2016, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 22.05.2017 N 70-301000-036-2017, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 21.05.2019 N 99/2019/262710248.
Кроме того, то, что заявитель с 25 июля 2017 года осуществляет торговую деятельность на спорных объектах также следует из ответа ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 27 мая 2019 г. за N 01-19/04053, представленного департаментом, что информация о спорных нежилых помещениях имеется в ЕГРН с 25.07.2017 года.
Доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что в 2017 г. здание по адресу г. Томск, ул. Пушкина, 59/1 имело иное наименование и назначение, Департаментом в материалы дела не представлено.
При данных обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно отклонены ссылки департамента о том, что сведения, содержащиеся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в 2017 г. могли быть иными, поскольку являются предположениями ответчика и материалами дела не подтверждены.
Также судом первой инстанции оценены и правомерно отклонены ссылки департамента на то, что в представленном Управлением Росреестра по Томской области перечне отсутствует указание на помещения, принадлежащие ООО "Ритейл-Арена", поскольку данный перечень с учетом вышеизложенного не может являться достоверным подтверждением несоответствия помещений заявителя установленным требованиям.
Кроме того, то обстоятельство, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 70:21:0100054:2688, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Пушкина, 59/1, внесены в ЕГРН 13.08.2018, само по себе не свидетельствует о невозможности установления назначения здания и помещений в нем. Расположение здания на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, является лишь одним из условий для признания здания торговым центром (комплексом).
Нормы статьи 378.2 НК РФ предусматривают возможность признания здания торговым центром также в случае, если здание предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из пояснений заявителя следует, что торговая деятельность под фирменным наименованием "Стройпарк Гипер" (торговля строительными материалами) в принадлежащих заявителю помещениях осуществляется с 25.07.2017. В тоже время мероприятий по установлению фактического использования здания в период формирования Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения.
Таким образом, с учетом указанных обстоятельств, коллегия считает правомерными выводы суда первой инстанции о том, что спорные объекты недвижимости отвечают критериям, предусмотренным в пункте 4 статьи 378.2 НК РФ, по фактическому назначению и использованию объектов, и подпадают под категорию объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Как указано выше, положения статьи 378.2 НК РФ не предусматривают альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества, то есть в перечень подлежат включению объекты, которые указаны в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. Заявительный характер при формировании перечня нормативными актами не предусмотрен.
Из письма Департамента N 36/24-2727 от 29 августа 2016 года следует, что исполнительным органам при определении административно-деловых центров или торговых объектов необходимо обратить внимание на фактическое использование объектов как торговых, так и помещений в них.
Положением о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденным постановлением Администрации Томской области N 68 от 11.06.2013, обязанность по формированию Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения не зависит от волеизъявления собственников объектов недвижимости и возложена на департамент, который имел реальную возможность для того, чтобы установить наличие спорных объектов и рассмотреть вопрос о включении их в Перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год. (Определение Верховного суда Российской Федерации от 10 апреля 2019 года N 304-ЭС19-4341).
Информация в ЕГРН об объектах является актуальной и не менялась с 2017 года, и Департамент имел реальную возможность ее запросить и получить представленную информацию.
Доказательств того, что на момент формирования Перечня у Департамента отсутствовала информация, подтверждающая соответствие спорных объектов необходимым критериям, как и доказательств иного назначения и фактического использования объектов, Департаментом в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Таким образом, принадлежащие заявителю спорные объекты подлежали включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.
Доказательств, свидетельствующих о недобросовестности заявителя и злоупотреблении своим правом, материалы дела не содержат.
То обстоятельство, что общество не обращалось в 2017 году к заинтересованному лицу с заявлением о включении объектов недвижимости в Перечень на 2018 год в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку законодательство не связывает включение объекта недвижимости в Перечень с обращением его правообладателя и не подменяет обязанность уполномоченного органа по выявлению всех подлежащих включению в Перечень объектов.
На основании вышеизложенного апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для не включения спорных объектов заявителя в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется от кадастровой стоимости объекта, на 2018 год.
При этом неправомерные действия (бездействие) органов субъекта Российской Федерации, уполномоченных выявлять объекты недвижимости, подлежащие включению в Перечень для исчисления налога на имущество от кадастровой стоимости, не должны влечь для субъектов предпринимательской деятельности такие последствия, как уплата налога в большем размере, чем необходимо.
Указанные выводы согласуются с судебной практикой, определением Верховного Суда РФ от 08.09.2017 N 303-КГ17-11821 по делу N А51-18780/2016, постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-2708/2016.
Принимая во внимание, что оспариваемое бездействие Департамента не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, заявленные им требования о признании незаконным бездействия Департамента являются обоснованными и правомерно удовлетворены.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Удовлетворив требования общества, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены в обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Департамента. Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей настоящей жалобы не распределяются в связи с освобождением Департамента от обязанности по уплате таковой.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.07.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-14052/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента по управлению государственной собственностью Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Павлюк Т.В. |
Судьи |
Кривошеина С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-14052/2018
Истец: ООО "Ритейл-Арена"
Ответчик: Департамент по управлению государственной собственностью Томской области
Третье лицо: ИФНС России по г. Томску, ОГСУ "Областное имущественное казначейство", Осипов Андрей Владимирович