г. Москва |
|
02 октября 2019 г. |
Дело N А40-91027/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в закрытом судебном заседании апелляционные жалобы ФАС России, ООО "Башнефть-Полюс" и ПАО АНК "Башнефть"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.08.2019 по делу N А40-91027/19
принятое судьей Е.А. Аксеновой
по заявлению ООО "Варандейский терминал"
к ФАС России
третьи лица: 1) ПАО "Лукойл"; 2) ООО "Башнефть-Полюс"; 3) ПАО АНК "Башнефть"
о признании недействительными решения и предписания от 27.03.2019 N 03/25162-ДСП/19 и Предписания от 27.03.2019 N 03/25166-ДСП/19,
в присутствии:
от заявителя: |
1. Мартемьянов В.В. по дов. от 01.01.2019, Бушков М.Ю. по дов. от 30.05.2019, Лазарева Т.Б. по дов. от 30.05.2019, Чередова А.А. по дов. от 30.05.2019, Анилов Д.Э. по дов. от 30.05.2019, Подгузова К.Г. по дов. от 30.05.2019, Халдеев А.В. по дов. от 19.09.2018, Гусина О.Л. по дов. от 19.09.2018, Лончаков Д.С. по дов. по дов. от 19.09.2018, Липовенко С.А. по дов. от 19.09.2018, Доломанов М.С. по дов. от 19.09.2018; |
от заинтересованного лица: |
Вовкиевская Л.В. по дов. от 09.09.2019; |
от третьих лиц: |
1. Петров В.О. по дов. от 27.05.2019, Родин Е.О. по дов. от 03.12.2018, 2. Родионов А.Е. по дов. от 28.05.2019, Флейшман С.В. по дов. от 10.01.2019, Астахова Е.В. по дов. от 10.01.2019, Елистратова Т.В. по дов. от 10.01.2019, 3. Астахова Е.В. по дов. от 10.01.2019, Елистратова Т.В. по дов. от 10.01.2019, Василега А.О. по дов. от 06.11.2018; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Варандейский терминал" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФАС России о признании недействительными Решения от 27.03.2019 N 03/25162-ДСП/19 и Предписания от 27.03.2019 по делу N 03/25166-ДСП/19.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.08.2019 требования Общества удовлетворены.
ФАС, ООО "Башнефть-Полюс" и ПАО АНК "Башнефть" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда от 09.08.2019.
ООО "Варандейский терминал" заявлено ходатайство о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании, мотивированное рассмотрением дела в суде первой инстанции в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в закрытом судебном заседании, а также с целью обеспечении режима коммерческой тайны.
Возражений относительно рассмотрения дела в закрытом судебном заседании от сторон, лиц, участвующих в деле не поступило.
Согласно ч. 2 ст. 11 АПК РФ разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
Апелляционная коллегия с учетом мнения сторон, лиц, участвующих в деле, принимая во внимание положения ч. 2 ст. 11 АПК РФ, Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 61 "Об обеспечении гласности в арбитражном процессе" рассмотрела дело в закрытом судебном заседании.
В судебном заседании представитель ФАС доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители третьих лиц - ООО "Башнефть-Полюс" и ПАО АНК "Башнефть" в судебном заседании просили отменить Решение суда от 09.08.2019 по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционных жалоб возражал по доводам, изложенным в представленном суду отзыве.
Представитель третьего лица - ПАО "ЛУКОЙЛ" в судебное заседание явился, против удовлетворения апелляционных жалоб возражал, представил суду отзыв.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инснации, ООО "Башнефть-Полюс" и ПАО АНК "Башнефть" обратились в ФАС с заявлением о злоупотреблении Заявителем своим доминирующим положением на рынке перевалки нефти в границах порта Варандей путем установления (поддержания) монопольно высоких цен, ссылаясь на то, что между ООО "Башнефть-Полюс" и ООО"Варандейский терминал" заключено Соглашение от 27.12.2011 о приемке, учете, накоплении и отгрузке (перевалке) нефти с месторождений им. Р.Требса и А.Титова (далее - Соглашение от 27.12.2011 о перевалке нефти), в соответствии с которым стоимость услуг по перевалке сырой нефти была установлена в размере 40 долларов США. Дополнительным соглашением N 1 от 19.06.2013 к Соглашению от 27.12.2011 о перевалке нефти стоимость услуг по перевалке сырой нефти была изменена на 38 долларов США. Вместе с тем, с марта 2014 года коммерческая реализация нефти с указанных месторождений осуществляется в рамках контрактов заключенных ООО "Башнефть-Полюс" и ПАО АНК "Башнефть" с Компанией ЛИТАСКО СА, в соответствии с условиями которых в адрес ЛИТАСКО СА реализуется 100% коммерческой нефти, добываемой ООО "Башнефть-Полюс". При этом нефть поставляется на базисе FCA Варандей (береговой резервуарный парк ООО "Варандейский терминал"), то есть на входе в терминал, в связи с чем формально услуга по перевалке нефти на танкеры оказывается покупателю - ЛИТАСКО СА по тарифу в размере 38,02 доллара США за тонну нефти. Фактическая оплата услуги по перевалке производится ООО "Башнефть-полюс", поскольку стоимость перевалки учитывается в формуле цены реализации нефти ЛИТАСКО СА. ООО "Башнефть-Полюс" является конечным потребителем услуги по перевалке нефти и оплачивает установленный ООО "Варандейский терминал" тариф. По мнению ООО "Башнефть-Полюс" и ПАО АНК "Башнефть", действия ООО "Варандейский терминал" по установлению и поддержанию, начиная с 2015 года, тарифа на перевалку нефти в порту Варандей в размере 38,02 долларов США за тонну нефти свидетельствуют о злоупотреблении доминирующем положением Заявителя на рынке.
Указанное обращение ООО "Башнефть-Полюс" и ПАО АНК "Башнефть" в ФАС послужило основанием для возбуждения дела N 1-10-101/00-03-18 (т. 23 л.д. 38-40, 44-45) в отношении ООО "Варандейский терминал" по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения дела N 1-10-101/00-03-18 комиссией ФАС принято Решение от 27.03.2019 (т. 36, л.д. 7- 38), которым в действиях Заявителя признано нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении, поддержании монопольно высокой цены перевалки нефти в морском порту Варандей с 01.01.2015 по дату принятия решения.
Предписанием ФАС от 27.03.2019 (т. 36, л.д. 5-6) на Заявителя возложена обязанность в течение 20 календарных дней с момента получения предписания прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении, поддержании монопольно высокой цены перевалки нефти в морском порту Варандей, а именно, установить экономически обоснованную цену перевалки нефти в морском порту Варандей не превышающую сумму необходимых для производства и реализации данной услуги расходов и прибыли, определенной с учетом рентабельности, не превышающей среднеотраслевых показателей рентабельности по данным органа государственной статистики; о выполнении предписания сообщить не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Полагая свои права нарушенными, ООО "Варандейский терминал" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФАС по настоящему делу о признании недействительными Решения ФАС от 27.03.2019 и Предписания ФАС от 27.03.2019.
Суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии достаточных оснований для признания недействительными Решения ФАС от 27.03.2019 и Предписания ФАС от 27.03.2019, поскольку установил, что при принятии оспариваемых актов ФАС вышла за пределы своих полномочий, т.к. спорные правоотношения носят гражданско-правовой характер, цена перевалки нефти установлена в рамках соглашений об условиях осуществления совместной деятельности по разработке месторождений Р.Требса и А.Титова, а не в результате использования Заявителем доминирующего положения на рынке, в связи с чем цена перевалки нефти не может быть признана монопольно высокой на основании ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции; кроме того, ФАС неправильно определила товарный рынок услуги по перевалке нефти, что также привело к принятию незаконных оспариваемых актов.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителей явившихся лиц, участвующих в деле, считает, что имеются основания для отмены судебного акта, исходя из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Апелляционная коллегия, соглашаясь с доводами апелляционных жалоб ФАС России, ООО "Башнефть-Полюс" и ПАО АНК "Башнефть" приходит к выводу об отсутствии совокупности обстоятельств, позволяющих прийти к выводу об удовлетворении требований заявителя - ООО "Варандейский терминал".
Понятие товарного рынка определено в статье 4 Закона о защите конкуренции как "сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами".
Определение товарного рынка представляет собой комплексную процедуру, определенную Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
Делая вывод о ненадлежащем проведении ФАС России анализа товарного рынка, суд не указал, какие именно положения Порядка анализа конкуренции были нарушены антимонопольным органом.
Между тем, ФАС России был проведён анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по перевалке нефти в порту Варандей в строгом соответствии с Порядком проведения анализа.
Определение географических границ рынка неразрывно связано с продуктовыми границами рынка, так как территория продаж определяется для товара, который составляет продуктовые границы рассматриваемого рынка.
Согласно оспариваемому решению суда первой инстанции товарный рынок обозначен антимонопольным органом как рынок услуг по перевалке нефти в порту Варандей.
Между тем, согласно анализу состояния конкуренции продуктовыми границами рассматриваемого рынка являются услуги по перевалке нефти, добытой на Месторождениях, технологически связанных трубопроводом с портом Варандей, в морском порту Варандей.
Определены данные границы исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3.1 раздела III Порядка проведения анализа определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя (его потребительских свойств) или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, и включает в себя: предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющих выбор покупателей, определение взаимозаменяемых товаров.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения анализа, определение продуктовых границ товарного рынка, производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях, к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.
Согласно статье 20 Закона о морских портах, пункту 5 Правил оказания услуг по перевалке грузов в морских портах, утвержденных приказом Минтранса России от 09.07.2014 N 182 услуги по перевалке грузов оказываются операторами морских терминалов на основании договора перевалки груза.
Между ООО "Варандейский терминал" и ЛИТАСКО СА заключен договор от 27.02.2014 N ВТ-15/2014 об оказании услуг по приему, учету, накоплению и отгрузке нефти (далее - Договор N ВТ-15/2014). В настоящее время ООО "Варандейский терминал" оказывает услуги по перевалке нефти только Компании ЛИТАСКО СА в соответствии с действующим договором.
Между ООО "Варандейский терминал" и ООО "Башнефть-Полюс" также заключено Соглашение о приемке, учете, накоплении и отгрузке (перевалке) нефти от 27.12.2011 года, по которому общество приняло на себя обязательства осуществлять перевалку нефти, добываемой ООО "Башнефть-Полюс" на месторождениях им. Р. Требса и им. А. Титова. Однако, в настоящий момент обязательства по договору не исполняются.
Вместе с тем, между ЛИТАСКО С А и ООО "Башнефть Полюс" заключен контракт N 643/66566418/16009 от 22.12.2016, в соответствии с которым ЛИТАСКО СА приобретает у ООО "Башнефть Полюс" нефть с месторождений им. Р. Требса и им. А. Титова. При этом в цену нефти включается стоимость ее перевалки в порту Варандей в размере, определенном ООО "Варандейский терминал".
Перевалка всей нефти с месторождений им. Р. Требса и им. А. Титова осуществляется исключительно через порт Варандей. Данные месторождения технологически неразрывно соединены собственной межпромысловой трубопроводной инфраструктурой ЦПМС "Требса" - ППСН "Варандей" и не имеют аналогичной технологической взаимосвязи с иными портами. То есть, у ООО "Башнефть-Полюс" отсутствует возможность транспортировать добытую на данных месторождениях нефть иначе, чем в направлении порта Варандей.
В целом во ВНОТ нефть поступает по нескольким нефтепроводам: с месторождений ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", с месторождений ООО "Башнефть-Полюс" (им. Р. Требса и им. А. Титова) и с месторождения ООО "НТК "Развитие Регионов" (Южно-Торавейское) (далее - Месторождения).
Из совокупного анализа законодательства и условий договоров, следует, что перевалка нефти в морском порту Варандей это комплексная услуга, оказываемая ООО "Варандейский терминал" - оператором морского порта Варандей в морском порту Варандей, предусматривающая выполнение операций, необходимых для передачи груза с одного вида транспорта на другой, в рассматриваемом случае - перевалка нефти, приобретенной ЛИТАСКО СА, добытой на Месторождениях, технологически связанных трубопроводом с портом Варандей, на нефтеналивные танкеры.
В связи с этим предварительные продуктовые границы были определены, как перевалка нефти, добытой на Месторождениях, технологически связанных трубопроводом с портом Варандей.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.
В соответствии с пунктом 3.5. Порядка проведения анализа выявлены свойства товара, определяющие выбор покупателя. Свойство услуги по перевалке нефти в морском порту Варандей это погрузка на нефтеналивные суда нефти, добытой на Месторождениях
Согласно пункту 3.6 Порядка проведения анализа выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.
Возможность замены услуги (по ОКВЭД-2 код 52.24. "Транспортная обработка грузов", включающая погрузку и разгрузку грузов и багажа пассажиров независимо от вида транспорта, используемого для перевозки; стивидорную деятельность) на иные услуги, которые составляют одну товарную группу с предварительно определенной услугой и потенциально могут являться взаимозаменяемыми, не выявлена.
В ходе рассмотрения дела в адрес ООО "Варандейский терминал" был направлен запрос (от 12.02.2019 N АР/10095/19) о технической возможности транспортировки нефти, добытой на месторождениях им. Р. Требса и им. А. Титова и поступившей в инфраструктуру ООО "Варандейский терминал" (ППСН "Варандей"), в систему трубопроводной инфраструктуры ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" в объемах нефти Варандейской смеси, поступающей во ВНОТ. Ответом от 19.02.2019 N 27497/19 ООО "Варандейский терминал" сообщило об отсутствии такой технической возможности на данный момент.
Аналогичный запрос был направлен в адрес ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" (от 12.02.2019 N АР/10093/19). "ЛУКОЙЛ-Коми" в ответ на данный запрос не представило документального подтверждения возможности или фактической транспортировки нефти из порта Варандей в систему магистральных нефтепроводов ПАО "Транснефть" (ПСП "Уса") через систему трубопроводной инфраструктуры ООО "ЛУКОЙЛ-Коми".
Так же материалами дела подтверждается невозможность рассмотрения в качестве взаимозаменяемости возведение ООО "Башнефть - Полюс" альтернативной инфраструктуры, позволяющей осуществлять транспортировку нефти от месторождений им. Р. Требса и им. А. Титова до порта Приморск. Создание подобного альтернативного маршрута потребует существенных финансовых затрат в размере более 30 млрд. рублей, а также существенных временных затрат в пределах 7 календарных лет.
Не может быть рассмотрена в качестве взаимозаменяемой услуги продажа сырой нефти ООО "Башнефть-Полюс", поскольку услуга по реализации нефти не соответствует основным свойствам и цели приобретения услуги по перевалке нефти, а именно: выгрузка нефти на нефтеналивной танкер из системы ВНОТ.
Таким образом, учитывая географическое расположение месторождений ООО "Башнефть-Полюс" (им. Р. Требса и им. А. Титова), а также логистическую инфраструктуру региона (полное отсутствие автодорожной и железнодорожной сетей), единственным способом транспортировки нефти с данных месторождений является транспортировка трубопроводом до морского порта Варандей с последующей перевалкой на нефтеналивные танкеры.
Учитывая изложенное, продуктовыми границами рассматриваемого рынка являются услуги по перевалке нефти, добытой на Месторождениях, технологически связанных трубопроводом с портом Варандей, в морском порту Варандей.
Определение географических границ товарного соответствии с пунктом 4.1 раздела IV Порядка проведения анализа представляет собой процедуру выявления возможности покупателя приобрести товар на определённой территории и отсутствии такой возможности за ее пределами и включает в себя: предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
В соответствии с пунктом 4.5. Порядка проведения анализа, определение географических границ товарного рынка осуществляется следующими методами: методом "тест гипотетического монополиста"; методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах); сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.
Вместе с тем, согласно пункту 4.7 Порядка проведения анализа в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:
административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);
организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);
технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям)).
ООО "Варандейский терминал" оказывает услуги по перевалке нефти в морском порту Варандей. Следовательно, регионом оказания услуги является территория порта Варандей.
В ходе проведения анализа ФАС России был рассмотрен вопрос о наличии возможности транспортировки и последующей реализации нефти из ресурсов ООО "Башнефть-Полюс" через систему трубопроводов, без использования инфраструктуры Варандейского терминала. Однако данная возможность не подтверждается в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4.3 Порядка проведения анализа рассмотрены условия обращения товара, ограничивающие технические возможности приобретения товара приобретателем.
Проанализировав особенности спроса на рассматриваемый товар, выявлено, что выбор порта Варандей для приобретения услуги по перевалке нефти обусловлен особенностями инфраструктуры, а именно это погрузка на нефтеналивные суда нефти, добытой на Месторождениях, технологически связанных трубопроводом с портом Варандей.
В соответствии с пунктом 4.4. Порядка проведения анализа, если в связи с приобретением товара, поставляемого с каких-либо территорий (от продавцов, расположенных на каких-либо территориях), приобретатель несет значительные издержки, превышающие, как правило, 10 процентов от средневзвешенной цены товара, доступного приобретателю (приобретателям) в пределах предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка, то такие территории (продавцы) должны относиться к другим товарным рынкам.
Как было указано ранее, нефть поступает с Месторождений в ППСН "Варандей". Документов, подтверждающих обратное, а именно возможность транспортировки нефти из порта Варандей в систему магистральных нефтепроводов ПАО "Транснефть" (ПСП "Уса") в материалы дела не представлено.
Согласно документам, представленным ООО "Башнефть-Полюс", для транспортировки нефти, добываемой на месторождении им. Р. Требса и А.Титова до ближайшего трубопровода АО "Транснефть", подходящего к ППСН "Уса", в том числе к порту Приморск, необходима реконструкция инфраструктуры ООО "РН-Северная нефть", стоимость которой составит 26 479 615, 8 тыс. рублей, а полный цикл реализации проекта от основных проектов решений до ввода объектов в промышленную эксплуатацию составит 7 лет и 6 месяцев. Кроме того, согласно представленному 000 "Башнефть-Полюс" письму ПАО "Транснефть" капитальные затраты на расширение пропускной способности магистральных нефтепроводов для приема нефти с месторождений им Р.Требса и А.Титова в систему ПАО "Транснефть" (НПС "Уса") составят около 4 млрд. руб. со сроком реализации в течении 3-х лет.
Таким образом, исходя из представленной в материалы дела информации и с учетом пункта 4.4 Порядка проведения анализа, перевалка нефти в иных портах (кроме порта Варандей), в том числе в порту Приморск, относится к другим товарным рынкам.
Следует отметить, что "Тест гипотетического монополиста", осуществляемый путем опроса приобретателей товара и выявления на этой базе их мнения о географических границах товарного рынка в сфере услуг естественной монополии, не является необходимым к применению. Кроме того, единственным лицом, получающим услуги по перевалке нефти от ООО "Варандейский терминал", является входящая в одну группу лиц с ООО "Варандейский терминал" компания ЛИТАСКО С А, заключившая договор о покупке нефти у ООО "Башнефть-Полюс" и договор перевалки нефти с ООО "Варандейский терминал".
Потребителю услуги по перевалке нефти компании ЛИТАСКО СА был направлен запрос, ответ на который в антимонопольный орган не поступил.
Вместе с тем, в рамках анализа рынка был проведен опрос хозяйствующих субъектов, осуществляющих добычу нефти с месторождений, технологически связанных трубопроводом с портом Варандей.
Документы и сведения, поступившие от ООО "Башнефть-Полюс" и ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", свидетельствуют об отсутствии возможности перенаправления добываемой данными хозяйствующими субъектами нефти на Месторождениях, технологически связанных трубопроводом с портом Варандей, в другие морские порты для целей перевалки. Таким образом, было установлено, что у ООО "Башнефть-Полюс" отсутствует техническая возможность использовать услуги иных стивидоров, расположенных в иных портах.
Отсутствие возможности расширения географических границ товарного рынка до бассейна Западной Арктики также подтверждают ряд ответов организаций, владеющих морскими терминалами, посредством которых осуществляется транспортировка нефти через Арктический бассейн РФ, полученных ФАС России в рамках проведения анализа состояния конкуренции.
Так ряд портов Арктического бассейна сообщили о том, что не оказывают услугу по перевалке нефти с использованием принадлежащей им инфраструктуры. Данное свидетельствует о том, что данные порты не имеют в настоящее время технологической связи с месторождениями сторонних организаций, нефть с которых могла бы транспортироваться до указанных портов для целей ее последующей перевалки на морские суда.
С учетом изложенного географическими границами рассматриваемого рынка являются границы морского порта Варандей, а вывод суда об обратном противоречит материалам дела.
Отменяя решение ФАС России суд указал на то, что спорные правоотношения возникли из договорных отношений, имеют гражданско-правовой характер и, сам по себе факт несогласия ООО "Башнефть-Полюс", ПАО АПК "Башнефтъ" с установленной ценой, нельзя расценивать как обстоятельство, свидетельствующее о навязывании невыгодных условий, ограничение прав, ущемление интересов, соответственно, при принятии спорного предписания, ФАС России вышел за пределы своих полномочий.
С указанным выводом суда первой инстанции апелляционная коллегия не может согласиться исходя из следующего.
Оспариваемое Решение ФАС России вынесено по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а следовательно, действия Заявителя рассматривались на предмет установления и поддержания монопольно высокой цены на услугу перевалки нефти, а не навязывания невыгодных условий договора, как это указывает суд в своем Решении. Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно правовой позиции, отраженной в постановлении Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" к нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона. Учитывая это, требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.
Это означает, в частности, что не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа (а равно не может быть отказано антимонопольному органу в удовлетворении его исковых требований) только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа или к которому данным органом подан иск, как гражданско-правовых.
Данное является позицией Пленума ВАС РФ, как следствие именно эта позиция имеет определяющее значение в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению вопросов, возникающих при применении антимонопольного законодательства, в сравнении с правовой позицией суда (на которую сослался суд делая рассматриваемый вывод), высказанной по конкретному делу за два года до постановления Пленума ВАС РФ.
В целях исполнения возложенных на антимонопольный орган функций, в том числе по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, предупреждением монополистической деятельности, антимонопольный орган наделен полномочиями, к числу которых согласно статье 23 Закона о защите конкуренции отнесены полномочия по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства
В силу пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Исходя из системного толкования положений Закона о защите конкуренции реализация предоставленных антимонопольному органу полномочий по данной категории дел допустима при наличии доказательств взаимосвязи между доминирующим положением хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, его действиями (бездействием) и негативными последствиями его поведения.
Оспариваемым Решением ФАС России совокупность данных обстоятельств была установлена.
Как указывалось ранее ФАС России был проведён анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по перевалке нефти в порту Варандей, в соответствии с Порядком проведения анализа.
Между тем, согласно статье 3 Закона о естественных монополиях, субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Даже если он не находится в реестре субъектов естественных монополий, его принадлежность к таковым субъектам определяется через установление факта осуществления деятельности в сферах, указанных в Законе о естественных монополиях.
В силу положений пункта 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуга по перевалке нефти в морском порту Варандей относится к сфере деятельности естественной монополии. Оператором морского порта Варандей в рассматриваемый период является ООО "Варандейский терминал", имеющий инфраструктуру, предназначенную для оказания услуг по перевалке нефти, и единственный оказывающий данную услугу в порту Варандей.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Следовательно, ООО "Варандейский терминал", с учетом проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке, в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по перевалке нефти с месторождений, технологически связанных трубопроводом с портом Варандей, в географических границах морского порта Варандей.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции признание хозяйствующего субъекта доминирующим на товарном рынке означает, что влияние такого лица на общие условия обращения товара является решающим. При этом, в силу Закона на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своего экономического положения, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции в целом и (или) причинению ущерба потребителям, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.
Между ООО "Башнефть-Полюс" и ПАО "ЛУКОЙЛ" был заключен Договор участников о создании совместного предприятия от 15.04.2011 N 1110262 (далее - Договор). Согласно пункту 9.1 Договора срок его действия составляет один год с момента заключения либо до даты завершения сделки по приобретению Доли ЛУКОЙЛа, в зависимости от того, какая из дат наступит раньше. Таким образом, на 01.01.2015 (начало периода вменяемого нарушения) Договор прекратил свое действие.
Между ООО "Башнефть-Полюс" и ПАО "ЛУКОЙЛ" 27.12.2011 заключен Договор участников ООО "Башнефть-Полюс" (далее - Договор участников), действующий по настоящее время. Данный договор не содержит положений о цене на перевалку нефти в порту Варандей, что подтверждается пунктом 6.4.1, согласно которому услуга перевалки нефти может осуществляться исключительно на рыночных условиях и на основании отдельного договора между ООО "Башнефть-Полюс" с соответствующей стороной.
Так же, 27.12.2011 между ООО "Башнефть-Полюс" и ООО "Варандейский терминал" заключено Соглашение о приемке, учете, накоплении и отгрузке (перевалке) нефти с месторождений им. Р. Требса и им. Титова, в соответствии с которым, в том числе, была установлена стоимость услуг по перевалке сырой нефти в размере 40 долларов США (далее - Соглашение о перевалке). Дополнительным соглашением N 1 от 19.06.2013 к Соглашению о перевалке стоимость услуг по перевалке сырой нефти была изменена на 38 долларов США. В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения о перевалке ОАО "Варандейский терминал" обязуется осуществить перевалку нефти грузоотправителя ООО "Башнефть-Полюс" по системе ВНОТ, в том числе ее отгрузку на суда грузоотправителя. Однако согласно материалам дела Соглашение о перевалке в этой части не исполняется с момента его заключения.
Следует отметить, что согласование стоимости перевалки в соответствии с данным Соглашением состоялось задолго до начала периода вмененного нарушения и до роста курса доллара, повысившего стоимость услуги в рублевом эквиваленте в два раза (на момент согласования 38 долларов в рублевом эквиваленте составляло около 1200 руб.).
В связи с изложенным является необоснованым вывод суда о том, что ФАС России не дал какой-либо оценки Дополнительному соглашению N 1 от 19.06.2013 к Соглашению о перевалке от 27.12.2011.
Вместе с тем, с марта 2014 года по настоящее время коммерческая реализация нефти с указанных месторождений осуществляется в рамках контрактов, заключенных между ПАО АНК "Башнефть", ООО "Башнефть- Полюс" с обществом ЛИТАСКО СА, в соответствии с условиями которых в адрес ЛИТАСКО СА реализуется 100% коммерческой нефти, добываемой ООО "Башнефть-Полюс". При этом нефть поставляется на базисе FCA Варандей (береговой резервуарный парк ООО "Варандейский терминал"), то есть на входе в терминал. Услуга по перевалке нефти на танкеры в порту Варандей оказывается ООО "Варандейский терминал" покупателю - ЛИТАСКО СА на основании договора от 27.02.2014 N ВТ-15/2014 по тарифу в размере 38 доллара США за тонну нефти (пункт 7.1 договора). Согласно материалам дела по этому договору переваливается нефть, добываемая с Месторождений ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", ООО "Башнефть-Полюс" и ООО НТК "Развитие регионов".
Таким образом, было установлено, что в договоре, заключенном между ООО "Варандейский терминал" и ЛИТАСКО СА (лицами, входящими в группу лиц ПАО НК "ЛУКОЙЛ") цена стоимости перевалки нефти в порту Варандей в размере 38 долларов США за тонну нефти определена ООО "Варандейский терминал".
ПАО АНК "Башнефть", ООО "Башнефть-Полюс" не являясь стороной договора от 27.02.2014 N ВТ-15/2014 не имеют правовых инструментов влияния на цену, установленную в договоре между третьими лицами, тем более в отношении перевалки нефти с других месторождений.
При рассмотрении вопроса установления, поддержания Заявителем монопольно высокой цены на услугу перевалки нефти в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции ФАС России были использованы затратный метод и метод сопоставимых рынков.
При затратном методе установлено, что цена, установленная ООО "Варандейский терминал" с 01.01.2015 и по дату вынесения решения, существенно превышает сумму расходов и прибыли, необходимых для оказания услуг по перевалке нефти в морском порту Варандей. Цена на услуги по перевалке нефти обеспечивает ООО "Варандейский терминал" получение монопольно высокого уровня рентабельности даже в условиях неполной загрузки мощностей. Обстоятельства, которые могли бы указывать на необходимость сохранения цены на уровне 38 долларов США за тонну в условиях снижения расходов на производство и неизменности условий обращения товара, состава продавцов или покупателей, отсутствуют.
В рамках метода сопоставимых рынков ФАС России были проанализированы все порты, в которых морские операторы осуществляют услуги по перевалке нефти (согласно сведениям, представленным, в том числе АО "Морцентр-ТЭК"), исходя из: количества х/с, осуществляющих в нем деятельность по перевалке нефти, проектной мощности, фактической загрузки, инфраструктуры порта, цены на услугу по перевалке нефти.
Однако с учетом положений пункта 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях не было установлено сопоставимых товарных рынков для услуги по перевалке нефти в морском порту Варандей, на которых цена на услуги по перевалке нефти в соответствии с требованиями части 4 статье 6 Закона о защите конкуренции сформировалась в условиях конкуренции.
Вместе с тем, были проанализированы цены на перевалку нефти в морских портах на территории Российской Федерации, оказывающие услуги по перевалке нефти в рассматриваемый период, и технические характеристики морских портов.
Проведя сравнительный анализ цен на аналогичные услуги иных хозяйствующих субъектов, ФАС России пришла к выводу, что цена установленная ООО "Варандейский терминал" на перевалку нефти в морском порту Варандей, превышает цену, которая сформировалась в иных портах Российской Федерации, в которых оказывается данная услуга (38 долларов США за тонну является самой высокой ценой перевалки нефти на территории РФ).
На основании изложенного, антимонопольным органом сделан вывод, что цена на услугу по перевалке нефти в порту Варанедей, установленная Заявителем в размере 38 долларов США за тонну, в соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции является монопольно высокой.
Закон о защите конкуренции не определяет на каком рынке могут быть установлены последствия злоупотребления доминирующим положением.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, определенной в постановлении Президиума от 11.12.2012 N 3660/12, отрицательные последствия, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, могут быть установлены как на рынке, на котором хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, так и на иных (смежных) рынках.
От размера цены, установленной на перевалку нефти в порту Варандей, зависит размер выручки, полученной ООО "Башнефть-Полюс" от продажи нефти, добываемой с месторождений им. Р. Требса и А.Титова.
ООО "Башнефть-Полюс" реализует нефть, добытую на месторождениях им. Р. Требса и А.Титова, в адрес ЛИСТАСКО СА на основании контракта N 643/66566418/16009 от 22.12.2016 на поставку сырой нефти Варандейской смеси (далее - Контракт).
Цена по Контракту не является фиксированной, стоимость котировки на бирже уменьшается на различные коэффициенты, в том числе на фиксированную сумму перевалки нефти в порту Варандей. В соответствии с Приложением N 2 к Контракту стоимость перевалки нефти в порту Варандей включена в стоимость нефти, поставляемой в соответствии с Контрактом. То есть, тариф на перевалку нефти, установленный ООО "Варандейский терминал" в договоре N ВТ-15/2014 с ЛИТАСКО СА в размере 38 долларов США за тонну, включен в формулу расчета нефти по Контракту между ООО "Башнефть-Полюс" и ЛИТАСКО СА, как следствие именно ООО "Башнефть-Полюс" является конечным потребителем услуги по перевалке нефти и оплачивает установленный ответчиком тариф.
В ходе проведения анализа состояния конкуренции на рынке предоставления услуг по перевалке нефти в морском порту Варандей, выявлено, что выбор порта Варандей для приобретения услуги по перевалке нефти обусловлен особенностями инфраструктуры, а именно: месторождения, с которых транспортируется нефть, неразрывно связаны нефтепроводом с портом Варандей.
В связи с отсутствием альтернативных направлений транспортировки и перевалки нефти и риском остановки добычи нефти, ООО "Башнефть-Полюс" вынуждено реализовывать нефть с использованием перевалки нефти на условиях ООО "Варандейский терминал". Как было указано ранее ПАО АНК "Башнефть" и ООО "Башнефть-Полюс" не имеют правовых инструментов влияния на цену перевалки нефти, установленную в договоре между ООО "Варандейский терминал" и ЛИТАСКО СА.
Следовательно, действия ООО "Варандейский терминал" приводят к ущемлению интересов ООО "Башнефть-Полюс" вследствие того, что стоимость нефти уменьшается на фиксированную сумму перевалки нефти в морском порту Варандей, установленную ООО "Варандейский терминал". В связи с установлением и поддержанием ООО "Варандейский терминал" монопольно высокой цены, ООО "Башнефть-Полюс" не получило ту выручку от реализации нефти, добытой на месторождениях им. Р. Требса и А. Титова, на которую было вправе рассчитывать в случае установления ООО "Варандейский терминал" экономически обоснованной цены ее перевалки в морском порту Варандей и включения данной цены в формулу цены нефти в договоре с ЛИТАСКО СА.
Письмом от 14.11.2017 N 04-03-04/11470 ПАО "АНК "Башнефть" обратилось с предложением о внесении изменения в Соглашение о перевалке в части изменения тарифа на перевалку на 2018 год, а именно 1200 рублей за тонну нетто с последующей корректировкой на индекс инфляции в ПАО "ЛУКОЙЛ". На указанное предложение в адрес ПАО "АНК "Башнефть" поступил ответ ПАО "ЛУКОЙЛ" от 17.11.2017 г. N ВВ-401 Л, в котором сообщалось, что ЛИТАСКО СА приобретает нефть у ООО "Башнефть-Полюс" на входе в Варандейский терминал, в связи с чем отсутствуют основания для пересмотра стоимости перевалки нефти для ООО "Башнефть-Полюс".
ООО "Башнефть-Полюс" письмом от 31.01.2018 N 01-04/00908 направило в ООО "ЛУКОЙЛ -Транс" - управляющую компанию ООО "Варандейский терминал" предложение о внесении изменения в Соглашение о перевалке в части изменения тарифа на перевалку на 2018 год, а именно 1200 рублей за тонну нетто с последующей корректировкой на индекс инфляции. В ответ ООО "ЛУКОЙЛ - Транс" письмом от 27.02.2018 N И-582/ВТ сообщило, что текущий уровень перевалки нефти через систему ВНОТ не позволяет без существенных экономических потерь снизить ее стоимость, вместе с тем, ООО "ЛУКОЙЛ-Транс" допускалась возможность снижения общей логистической составляющей стоимости при условии фиксирования долгосрочных гарантированных объемов сдачи нефти в систему ВНОТ.
Учитывая вышеизложенное, ФАС России в оспариваемом решении установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Заявителем норм антимонопольного законодательства в части установления и поддержания монопольно высокой цены перевалки нефти в морском порту Варандей, которое обусловлено именно злоупотреблением ООО "Варандейский терминал" своим доминирующим положением, имеет антиконкурентную направленность. Данное нарушение ООО "Варандейский терминал" привело к ущемлению интересов ООО "Башнефть-Полюс".
Следовательно, антимонопольный орган установил совокупность обстоятельств, необходимых для квалификации рассматриваемых действий Заявителя как злоупотребление доминирующим положением, как следствие рассмотрение вопросов вмененного нарушения относится к компетенции антимонопольного органа.
Согласно подпункту "б" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции в полномочия ФАС России входит выдача хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Исходя из взаимосвязанных положений пункта 1 части 1 статьи 1, части 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, предусмотренные данным Законом меры предупреждения и пресечения монополистической деятельности установлены в публичном интересе и направлены на исключение ситуаций, при которых один или несколько хозяйствующих субъектов обладают возможностью своими действиями в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В той мере, в какой данные меры позволяют устранить воздействие лиц, занимающих доминирующее положение, антимонопольное законодательство служит цели зашиты прав и законных интересов иных участников рынка, включая потребителей.
Соответственно, полномочия антимонопольного органа состоят в пресечении негативного влияния на соответствующую сферу обращения товаров со стороны хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.
Закон о защите конкуренции связывает необходимость прекращения нарушения антимонопольного законодательства с совершением нарушителем ряда действий, которые будут направлены на обеспечение конкуренции. При этом исходя из пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, именно антимонопольный орган в лице соответствующей комиссии уполномочен определять те меры, которые должны быть предприняты соответствующим лицом в целях прекращения нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 5 в постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен (тарифов)), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.
Пунктом 14 того же постановления Пленума ВАС РФ определено, что антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме.
ФАС России предписал ООО "Варандейский терминал" прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением путем установления, поддержания монопольно высокой цены перевалки нефти, а именно установить экономически обоснованную цену перевалки нефти в морском порту Варандей, не превышающую сумму необходимых для производства и реализации данной услуги расходов и прибыли, определенной с учетом рентабельности, не превышающей среднеотраслевых показателей рентабельности по данным органа государственной статистики.
Таким образом, предписание ФАС России о прекращении нарушения содержит в соответствии с требованиями статьи 49 Закона о защите конкуренции меры, направленные на устранение выявленного нарушения, то есть направлено на восстановление законности в регулируемой сфере правоотношений. При этом в нем отсутствуют положения, которые могут быть расценены как разрешающие гражданско-правовой спор хозяйствующих субъектов. Следовательно, оспариваемое Предписание не противоречит положениям Закона о защите конкуренции, правовой позиции, отраженной в пункте 5 Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30, как следствие выдано в рамках компетенции антимонопольного органа.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом деле отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания недействительными оспариваемых решения и предписания ФАС России.
В соответствии со ст. 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются: неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В связи с этим, арбитражный апелляционный суд считает, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 АПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене, с отказом заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2019 по делу N А40-91027/19 - отменить.
В удовлетворении заявленных ООО "Варандейский терминал" требований - отказать.
Взыскать с ООО "Варандейский терминал" в пользу ПАО АНК "Башнефть" 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины, в связи с обращением с апелляционной жалобой.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.