г. Челябинск |
|
02 октября 2019 г. |
Дело N А07-19075/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05 августа 2019 г. по делу N А07-19075/2019 (судья Азаматов А.Д.).
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Лобова Виктора Владимировича - Филипцев В.М. (доверенность N 5 от 27.05.2019).
Индивидуальный предприниматель Лобов Виктор Владимирович (далее - заявитель, ИП Лобов В.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, ТО Росздравнадзор по РБ) о признании недействительным и отмене Предписания N 130л/19 "Об устранении нарушений обязательных требований законодательства" от 24.04.2019.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.08.2019 (резолютивная часть решения объявлена 30.07.2019) заявленные требования удовлетворены. Предписание от 24.24.2019 признано недействительным и отменено.
Не согласившись с принятым решением суда, ТО Росздравнадзора по РБ (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, в удовлетворении требований предпринимателя отказать.
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на то, что в силу пункта 39 части 2 статьи 8 Федерального закона N 294-ФЗ индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять о начале осуществления деятельности в сфере обращения медицинских изделий. В соответствии с пунктом 5.8 Правил представления уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 584 заявитель, предполагающий осуществление деятельности в сфере обращения медицинских изделий представляет уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.
Изменения мест фактического осуществления деятельности по обороту медицинских изделий прямо обусловливают необходимость исполнения части 6 статьи 8 Федерального закона N 294-ФЗ, предусматривающую обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей дополнительно сообщать в уполномоченный орган сведения, в частности, о месте фактического осуществления деятельности.
Закон об обращении лекарственных средств определяет индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, в качестве самостоятельных субъектов фармацевтической деятельности. На момент проверки ИП Лобов В.В. реализацию лекарственных препаратов осуществлял не лично Лобов В.В., а фармацевт Евдокимова Анастасия Николаевна.
До начала судебного заседания от Лобова В.В. поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель заявителя против доводов апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ТО Росздравнадзора по РБ на основании приказа руководителя территориального органа Д. Т. Гашимовой от 18.03.2019 N П03-130л/19 в рамках лицензионного контроля фармацевтической деятельности проведена плановая выездная проверка в отношении заявителя.
Результаты проверки отражены в акте проверки N 130л/19 от 24.04.2019.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Росздравнадзором в отношении ИП Лобова В.В. составлен протокол об административном правонарушении 24.04.2019 N 130л/19 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
ТО Росздравнадзором по РБ 24.04.2019 выдано предписание N 130л/19 об устранении выявленных нарушений, которым заявителю надлежит устранить следующие нарушения:
- при осуществлении оборота медицинских изделий в рамках осуществления фармацевтической деятельности обеспечить предоставление уведомления о начале осуществления отдельных видов деятельности (п.1 предписания);
- обеспечить соблюдение лицензиатом требований согласно пункту 5 подпункта г) Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", в нарушение статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (пункт 2 предписания).
Считая незаконным выданное ИП Лобову В.В. предписание, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности совокупности условий для признания недействительным обжалуемого ненормативного акта.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N294-ФЗ).
Согласно части 1 стать 8 Федерального закона N 294-ФЗ юридические лица обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора).
Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг в составе видов деятельности, в том числе розничной торговли (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами) (пункт 4 части 2 статьи 8 Федерального закона N 294-ФЗ).
В силу части 5 статьи 8 Федерального закона N 294-ФЗ уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 утверждены Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений.
Уведомление представляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предполагающим выполнять работы (оказывать услуги) (далее - заявитель) в соответствии с перечнем работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности согласно приложению N 1 (далее - перечень работ и услуг).
Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 87 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (ее территориальный орган).
Пунктом 87 установлена деятельность в сфере обращения медицинских изделий (за исключением проведения клинических испытаний медицинских изделий, их производства, монтажа, наладки, применения, эксплуатации, в том числе технического обслуживания, а также ремонта). Технические испытания, токсикологические исследования, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, хранение, транспортировка, реализация, утилизация, уничтожение.
Территориальным органом предпринимателю вменяется осуществление оборота медицинских изделий в рамках осуществления фармацевтической деятельности без предоставления уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, в силу статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Документация системы качества ведется уполномоченными руководителем субъекта розничной торговли работниками на бумажных и (или) электронных носителях и включает, в том числе, лицензию на право осуществления фармацевтической деятельности и приложения к ней.
Из материалов дела следует, что ИП Лобову В.В. Министерством здравоохранения РБ выдана лицензия N ЛО-02-02-001209 от 18.09.2012 на осуществление фармацевтической деятельности (л.д.21).
Как верно отмечено судом, аптечные организации осуществляют хранение и реализацию медицинских изделий в рамках фармацевтической деятельности, а не в качестве самостоятельного вида деятельности. Деятельность в сфере обращения медицинских изделий (хранение и реализация) не является лицензируемым видом деятельности.
Апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что у предпринимателя в рассматриваемом случае отсутствует обязанность по предоставлению уведомления о начале осуществления отдельного вида деятельности.
Доводы подателя апелляционной жалобы об обратном отклоняются судом апелляционной инстанции как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм материального права.
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы со ссылкой на изменение мест фактического осуществления деятельности по обороту медицинских изделий.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 294-ФЗ на юридические лица возложена обязанность уведомлять уполномоченный орган о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
Частью 6 статьи 8 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрена обязанность юридических лиц дополнительно сообщать в уполномоченный орган сведения, в частности, об изменении места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности (п. 1).
Исходя из изложенного, сообщение об изменении места нахождения (фактического осуществления деятельности) юридического лица носит дополнительный характер по отношению к уведомлению о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
Учитывая, что ИП Лобов В.В. осуществляет деятельность по розничной торговле лекарственными препаратами и медизделиями в указанной аптеке с 27.09.2012, то требование административного органа о представлении уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, и сообщения об изменении места нахождения (осуществления деятельности), противоречит действующему законодательству.
При этом, как верно отмечено судом, на момент введения названных требований ИП Лобовым В.В. фактически осуществлялась такая деятельность.
Согласно пункту 2 предписания ТО Росздравнадзора по РБ предприниматель обязан обеспечить соблюдение лицензиатом требований согласно пункту 5 подпункта г) Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности".
ТО Росздравнадзора по РБ полагает, что Закон об обращении лекарственных средств определяет индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, в качестве самостоятельных субъектов фармацевтической деятельности, а на момент проверки реализацию лекарственных препаратов осуществляла фармацевт.
При этом, Положение о лицензировании фармацевтической деятельности не содержит каких-либо ограничений или запретов в части права индивидуального предпринимателя на привлечение третьих лиц по трудовым договорам при организации и осуществлении фармацевтической деятельности на основании выданной лицензии. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" также не содержит положений, свидетельствующих о персонифицированном характере лицензии.
В соответствии с Приказом Минздрава России от 31.08.2016 N 647н "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2017 N 45113) руководитель субъекта розничной торговли обеспечивает, в том числе, доведение до сведения работников настоящих Правил и их соблюдение, доведение до сведения работников их прав и обязанностей, определенных должностными инструкциями, профессиональными стандартами.
Из системного толкования действующего законодательства в сфере регулирования обращения лекарственных средств следует, что законодателем на индивидуальных предпринимателей не возложена обязанность по осуществлению торговли лекарственными препаратами и медизделиями лично, напротив, предприниматели вправе осуществлять деятельность через наемных работников, соответствующих определенным требованиям.
Доводы ТО Росздравнадзора по РБ об обратном отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном, искаженном толковании норм материального права.
В Определении Конституционного Суда РФ от 04.10.2006 N 441-О, на которую ссылается податель жалобы, речь идет о действии лицензии частнопрактикующего врача - индивидуального предпринимателя, действительно, привлечение им других лиц для осуществления медицинской деятельности нарушает условия действия лицензии, персональный характер которой делает невозможным использование наемного труда для непосредственного осуществления лицензируемой деятельности. В настоящем случае судом рассмотрен вопрос о фармацевтической деятельности, фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Согласно частям 2 и 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что заявленные требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ТО Росздравнадзора по РБ освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05 августа 2019 г. по делу N А07-19075/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-19075/2019
Истец: Лобов В В
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН