город Омск |
|
04 октября 2019 г. |
Дело N А46-18817/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьёй Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10426/2019) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 14.06.2019 по делу N А46-18817/2018 (судья Третинник М.А.),
принятое по заявлению крестьянского фермерского хозяйства "Земледелец" (ИНН 5520000616, ОГРН 1025501719847)
к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658)
о признании незаконным бездействия, признании права на возмещение затрат на уплату процентов за период с 17.09.2015 по 31.12.2017 по кредитному договору от 16.09.2015 N 150903/0023, обязании перечислить 4 640 735 руб. 67 коп. в счет возмещения затрат на уплату процентов,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - до перерыва: представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; после перерыва: Шишкин Виталий Игоревич (удостоверение, по доверенности от 04.09.2019 N ИСХ-19/МСХ-5228);
от крестьянского фермерского хозяйства "Земледелец" - до и после перерыва: Черевко Денис Сергеевич (паспорт, по доверенности от 07.05.2019 сроком действия по 31.12.2019);
установил:
крестьянское фермерское хозяйство "Земледелец" (далее - заявитель, КФХ "Земледелец") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - заинтересованное лицо, Минсельхозпрод Омской области) и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по заявлению КФХ "Земледелец" на получение субсидии в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам; признании за КФХ "Земледелец" права на возмещение затрат на уплату процентов за период с 17.09.2015 по 31.12.2017 по кредитному договору от 16.09.2015 N 150903/0023, заключенному с ОАО "Российский сельскохозяйственный банк"; обязании перечислить в пользу КФХ "Земледелец" денежные средства в размере 4 640 735 руб. 67 коп. в счет возмещения затрат на уплату процентов за период с 17.09.2015 по 31.12.2017 по названному кредитному договору.
Решением от 14.06.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-18817/2018 заявление КФХ "Земледелец" удовлетворил частично, признав незаконным бездействие Минсельхозпрода Омской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению КФХ "Земледелец" на получение субсидии в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитному договору от 16.09.2015 N 150903/0023, обязав заинтересованное лицо рассмотреть по существу заявление КФХ "Земледелец" на получение субсидии в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитному договору от 16.09.2015 N 150903/0023 в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Омской области N 49-п от 20.02.2013 "Об утверждении положения о предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минсельхозпрод Омской области обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 14.06.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-18817/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что Минсельхозпродом Омской области 15.01.2016 в Комиссию по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации направлена заявка на участие в отборе инвестиционных проектов на приобретение техники, в том числе по кредитному договору от 16.09.2015 N 150903/0023, заключенному с КФХ "Земледелец". До настоящего времени ответ на указанную заявку заинтересованному лицу не поступал, так как отбор инвестиционных проектов Минсельхозом России не проводился. Таким образом, Минсельхозпродом Омской области выполнены все предусмотренные законодательством и зависящие от него действия. Субсидирование инвестиционных кредитов, направленных на реализацию инвестиционных проектов, не прошедших отбор в установленном порядке, противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации и повлечет ущемление прав и интересов других лиц, претендующих на получение субсидий по данному направлению, и создаст необоснованные преимущества, что, в свою очередь, может привести к ограничению конкуренции.
В обоснование требований апелляционной жалобы её податель также ссылается на судебные акты по делу N А46-8033/2018, принятые по аналогичным требованиям при схожих обстоятельствах в пользу заинтересованного лица.
Минсельхозпрод Омской области и Минсельхоз России, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции до перерыва не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, открытом 24.09.2019, представитель КФХ "Земледелец" с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, открытом 24.09.2019, в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 30.09.2019. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте суда в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Минсельхоз России, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, после перерыва в судебном заседании явку своего представителя не обеспечил, ходатайства об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
От КФХ "Земледелец" поступили письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Минсельхозпрода Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение от 14.06.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-18817/2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель КФХ "Земледелец" с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные пояснения, заслушав пояснения участников процесса, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Между КФХ "Земледелец" и ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" заключен кредитный договор от 16.09.2015 N 150903/0023, в соответствии с которым КФХ "Земледелец" предоставлен кредит в размере 14 516 907 руб. 87 коп. на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования: Комбайн Challenger CH670B в комплекте.
Актом приема-передачи к договору купли-продажи от 19.09.2014 N SA/2014/069/АМ, заключенному с ООО "АгроМашинери", приобретенная сельскохозяйственная техника и оборудование были переданы КФХ "Земледелец" 26.05.2015.
Согласно ответу ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" от 10.10.2018 N 009/03 по кредитному договору от 16.09.2015 N 150903/0023 КФХ "Земледелец" уплачены проценты по графику за период с 17.09.2015 по 31.12.2017 в размере 4 640 735 руб. 67 коп.
В порядке, предусмотренном постановлением Правительства Омской области N 49-п от 20.02.2013 "Об утверждении положения о предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" КФХ "Земледелец" в декабре 2015 года обратилось в Минсельхозпрод Омской области с заявлением о предоставлении субсидии за период действия кредитного договора от 16.09.2015 N 150903/0023.
Поскольку Минсельхозпрод Омской области до настоящего времени не направил доказательств рассмотрения вышеуказанного заявления, КФХ "Земледелец" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
14.06.2019 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств, в том числе и коммерческим организациям, регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять в силе прочего:
- цели, условия и порядок предоставления субсидий;
- порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
- порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
- положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Постановлением Правительства Омской области от 20.03.2013 N 49-п утверждено Положение о предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займах, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - Положение N 49-п).
Согласно пункту 10 Положения N 49-п (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) Министерство осуществляет проверку представленных заявителем документов, регистрирует заявления о предоставлении субсидии в порядке их поступления в журнале регистрации, который нумеруется, прошнуровывается и скрепляется печатью Министерства, и направляет заявителю в течение 10 календарных дней со дня регистрации принятых документов письменное уведомление о принятии заявления о предоставлении субсидии к рассмотрению или об отказе в его принятии с указанием причины отказа (за исключением заявлений о предоставлении субсидии по кредитам, предусмотренным подпунктами "в" - "д(1)" пункта 2 Правил), но не позднее 29 декабря текущего года.
По кредитам (займам), предусмотренным подпунктами "в"-"д(1)" пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460, Министерство после проведения проверки представленных заявителем документов формирует соответствующий пакет документов и направляет его в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации для прохождения процедуры отбора инвестиционных проектов. Субсидии на уплату процентов предоставляются только по инвестиционным проектам, прошедшим отбор в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Министерство рассматривает представленные заявителем после прохождения соответствующего отбора документы для получения субсидий по кредитам (займам), предусмотренным подпунктами "в"-"д(1)" пункта 2 Правил, и принимает решение о предоставлении субсидий или об отказе в их предоставлении в течение 10 рабочих дней со дня регистрации указанных документов, но не позднее 31 декабря текущего года.
Таким образом, буквальное толкование приведенных выше положений свидетельствует о том, что решение о предоставлении или отказе в предоставлении субсидии по кредитам (займам), предусмотренным подпунктами "в"-"д(1)" пункта 2 Правил, принимается Минсельхозпродом Омской области только после прохождения кандидатом отбора инвестиционных проектов в Минсельхозе России.
Из материалов дела следует, что заявитель обратился в Минсельхозпрод Омской области с заявлением о предоставлении субсидии за период действия кредитного договора от 16.09.2015 N 150903/0023.
15.01.2016 заинтересованным лицом в Комиссию по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса Минсельхоза России направлена заявка на участие в отборе инвестиционных проектов на приобретение техники, в том числе по кредитному договору от 16.09.2015 N 150903/0023.
До настоящего времени ответ на указанную заявку в Минсельхозпрод Омской области не поступал.
В письменных объяснениях, предоставленных в суд первой инстанции, Минсельхоз России пояснил, что поскольку отбор инвестиционных проектов сверх установленных лимитов бюджетных ассигнований он осуществлять не вправе, инвестиционный проект КФХ "Земледелец", поступивший на отбор, не мог быть рассмотрен по причине недостаточности бюджетных средств на указанные цели.
С учетом вышеизложенного, поскольку инвестиционный проект КФХ "Земледелец" не был предметом рассмотрения на соответствующем отборе, в адрес Минсельхозпрода Омской области какое-либо решение по нему не поступало, следовательно, и указанное заинтересованное лицо не вправе было принимать решение о предоставлении или отказе в предоставлении субсидии, в связи с чем бездействие названного Министерства правомерно, права на получение субсидии у заявителя не возникло.
При этом апелляционный суд отмечает, что заявитель, ходатайствуя о привлечении Минсельхоза России в качестве соответчика по делу, тем не менее каких-либо требований к указанному заинтересованному лицу не сформулировал.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по заявлению КФХ "Земледелец" на получение субсидии в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитному договору от 16.09.2015 N 150903/0023 у суда первой инстанции не имелось.
Соответственно, суд первой инстанции верно не усмотрел основания для удовлетворения требования о признании за КФХ "Земледелец" права на возмещение затрат на уплату процентов за период с 17.09.2015 по 31.12.2017 по кредитному договору от 16.09.2015 N 150903/0023, заключенному с ОАО "Российский сельскохозяйственный банк"; обязании перечислить в пользу КФХ "Земледелец" денежные средства в размере 4 640 735 руб. 67 коп. в счет возмещения затрат на уплату процентов за период с 17.09.2015 по 31.12.2017 по названному кредитному договору.
С учетом приведенных обстоятельств арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение от 14.06.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-18817/2018 подлежит изменению.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственный пошлины за рассмотрение заявления относятся на КФХ "Земледелец". При этом излишне уплаченная по платежному поручению от 17.10.2018 N 451 государственная пошлина в сумме 45 204 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Поскольку Минсельхозпрод Омской области от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 14.06.2019 по делу N А46-18817/2018 изменить, изложить в следующей редакции:
"В удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме.
Возвратить крестьянскому фермерскому хозяйству "Земледелец" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 45 204 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 17.10.2018 N 451".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-18817/2018
Истец: КРЕСТЬЯНСКОЕ ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО "ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства РФ