г. Ессентуки |
|
04 октября 2019 г. |
Дело N А20-276/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Годило Н.Н. и Бейтуганова З.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамаевым О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.05.2019 по делу N А20-276/2019 (судья Шокумов Ю.Ж.), при участии в судебном заседании представителя Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики Кештова А.Б. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие иных участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республики (далее - теруправление) о признании права республиканской собственности на здание с кадастровым номером 07:09:0000000:38 общей площадью 383,5 кв.м., расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Кешокова/Нахушева, д. 60/2 и признании отсутствующим права федеральной собственности на это имущество.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ГКУК "Кабардино-Балкарский республиканский театр кукол" и Управление Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике.
Решением суда от 23.05.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе теруправление просило отменить решение и отказать в удовлетворении требований министерства. Заявитель указал, что сам факт регистрации права собственности на имущество за Российской Федерацией является доказательством возникновения и признания такого права. Документального подтверждения возникновения права собственности у истца материалы дела не содержат. Министерством пропущен срок исковой давности.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель министерства просил отказать в удовлетворении жалобы.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1993 N 1202 в государственную собственность Кабардино-Балкарской Республики переданы государственные предприятия и учреждения, расположенные на её территории (находящееся в их пользовании имущество), в частности Республиканский театр кукол в г. Нальчик.
На основании распоряжения Минимущества Кабардино-Балкарской Республики от 03.08.2008 N 610 в реестр государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики внесены сведения об объекте "Здание театра", общей площадью 369,1 кв.м, расположенное по адресу: г. Нальчик, ул. Кешокова, 60 (далее - здание театра) и передаче его в оперативное управление ГКУК "Кабардино-Балкарский Республиканский театр кукол" (выписка из реестра от 25.01.2019 N 3; т. 1, л.д. 21).
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 07:09:0102110:0019 общей площадью 434 кв.м., разрешенное использование: для общественно-деловых целей, расположенный по адресу: г. Нальчик, ул. Советская, 60 зарегистрировано за Кабардино-Балкарской Республикой (свидетельство от 23.09.2009; т. 1 л.д. 20).
Согласно уставу ГУК "Кабардино-Балкарский Республиканский театр кукол", утвержденному Министерством культуры Кабардино-Балкарской Республики 10.01.2000, адресом места нахождения учреждения является г. Нальчик, ул. Советская, 60. Имущество учреждения находится в государственной собственности республики, принадлежит учреждению на праве оперативного управления.
В уставе, утвержденном 28.07.2017, учреждение поименовано как ГКУК "Кабардино-Балкарский Республиканский театр кукол", местом нахождения учреждения является г. Нальчик, ул. Кешокова, 60.
Учреждение владеет и пользуется зданием, содержит его, оплачивает коммунальные услуги, что подтверждается представленными в материалы дела договорами энергоснабжения, актами сверок взаиморасчетов.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 19.12.2017 N 2151 здание театра, относящееся к "Комплексу жилых домов Балкарокова" включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия федерального значения.
На указанное здание (кадастровый номер 07:09:0000000:38, площадью 383,5 кв.м) 03.07.2018 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности (выписка из ЕГРН; т. 1 л.д. 22-25).
По договору N 2 от 31.10.2018 теруправление передало здание театра АНО "Центр культуры и творчества имени Бориса Кунеевича Утижева" в безвозмездное пользование. Передача имущества оформлена актом от 01.11.2018 (т. 3 л.д. 48).
Ссылаясь на отсутствие у Российской Федерации права собственности на здание театра и наличие такого права у Кабардино-Балкарской Республики, министерство обратилось в суд с иском.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
В четвертом абзаце пункта 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
При этом лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности (пункт 58 постановления N 10/22).
Судом первой инстанции установлено и ответчиком не оспорено, что фактическим владельцем имущества является истец в лице подведомственного ему учреждения. Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в деле договорами энергоснабжения и актами сверок взаиморасчетов. Доказательства, подтверждающие изъятие имущества у учреждения, в деле отсутствуют.
Учитывая данное обстоятельство, а также то, что право собственности на здание зарегистрировано за ответчиком, надлежащим способом защиты прав истца является иск о признании права.
По смыслу разъяснений, данных в пунктах 52, 58, 59 постановления N 10/22, иск о признании права может быть удовлетворен только при наличии доказательств возникновения у истца соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступившего в силу 31.01.1998, признавались юридически действительными права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу этого Закона, при отсутствии их государственной регистрации.
Право республиканской собственности на здание театра возникло на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.1993 N 1202, то есть до вступления в силу Закона о регистрации, следовательно, является юридически действительным. Доказательств прекращения соответствующего права у субъекта Российской Федерации материалы дела не содержат.
Из пояснений ответчика следует, что основанием для отнесения спорного имущества к федеральной собственности является приказ Министерства культуры Российской Федерации от 19.12.2017 N 2151 о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия федерального значения.
Однако указанные доводы не могут быть признаны обоснованными.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон 73-ФЗ).
В пункте 3 статьи 2 названного Федерального закона указано, что имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным законом.
Оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27 декабря 1991 года, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (пункт 6 статьи 2 Закона N 73-ФЗ).
Поскольку доказательства того, что до 27.12.1991 здание театра относилось к памятникам общероссийского значения, отсутствуют и документы, свидетельствующие о наличии иных оснований для возникновения права федеральной собственности, не представлены, суд обоснованно посчитал легитимным право республиканской собственности на спорный объект.
Включение впоследствии спорного здания в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения само по себе не могло повлечь возникновение на него права собственности Российской Федерации, поскольку статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривает такого основания приобретения права собственности, равно как не могло повлечь и прекращение на него права республиканской собственности и передачу его в федеральную собственность, поскольку статья 235 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривает такого основания прекращения права собственности.
Довод подателя жалобы о пропуске истцом срока исковой давности, отклоняется.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 57 постановления 10/22, течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права. К искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Право собственности Российской Федерацией на спорный объект зарегистрировано 03.07.2018, иск подан в суд 28.01.2019, то есть в пределах давностного срока.
Таким образом, требование министерства о признании права республиканской собственности на объект недвижимости правомерно удовлетворено судом.
В тоже время оснований для удовлетворения требования о признании отсутствующим права федеральной собственности на это имущество, у суда не имелось.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 52 постановления N 10/22, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими лишь тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились),
В данном случае, такие обстоятельства отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда от 23.05.2019 в части признания права федеральной собственности на спорное имущество отсутствующим, следует отменить.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.05.2019 по делу N А20-276/2019 в части признания отсутствующим зарегистрированного за Российской Федерацией права собственности на нежилое здание общей площадью 383,5 кв. м, с кадастровым номером 07:09:0000000:38, расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Кешокова/Нахушева, д. 60/2, запись о государственной регистрации от 03.07.2018 N 07:09:0000000:38-07/007/2018-1 отменить. В удовлетворении требований в этой части отказать. В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-276/2019
Истец: Министерство земельных и имущественных отношений КБР
Ответчик: Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике
Третье лицо: АНО "Центр культуры и творчества им.Б.К. Утижева", ГКУ "Кабардино-Балкарский республиканский театр кукол", Управление Росреестра по КБР