г. Чита |
|
21 октября 2024 г. |
Дело N А19-1048/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 октября 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Подшиваловой Н.С.,
судей: Корзовой Н.А., Будаевой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Куйтунского городского поселения на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 марта 2024 года по делу N А19-1048/2023
по заявлению Администрации Куйтунского городского поселения (ОГРН 1053814024516, ИНН 3814010116, 665302, адрес: Иркутская область, Куйтунский район, рабочий поселок Куйтун, ул. Красного Октября, д.15) к Администрации муниципального образования Куйтунский район (ОГРН 1033802627044, ИНН 3832001650, 665302, адрес: Иркутская область, Куйтунский район, рабочий поселок Куйтун, ул. Карла Маркса, д. 18) о признании недействительным постановления N 860-п от 24.06.2022 г "О предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность за плату Антипенко Андрею Валерьевичу, расположенного по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, 490 метров в северо-восточном направлении от западной окраины с. Александро-Невский Завод",
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Антипенко Андрей Валерьевич (г. Иркутск), Администрация Алкинского сельского поселения (ОГРН 1053814023812, ИНН 3814009985, 665330, адрес: Иркутская область, Куйтунский район, село Алкин, Больничный пер., д.1),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Куйтунского городского поселения (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Администрации муниципального образования Куйтунский район (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления N 860-п от 24.06.2022 "О предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность за плату Антипенко Андрею Валерьевичу, расположенного по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, 490 метров в северо-восточном направлении от западной окраины с. Александро-Невский Завод" о признании незаконным разрешение на строительство N 1053814010162//-//0033, выданное 24.12.2009, продленное до 13.11.2017, а также признании незаконным разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 01.06.2017 N 38-513-011-2017.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Антипенко Андрей Валерьевич (далее - Антипенко А.В.), Администрация Алкинского сельского поселения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 марта 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2024 года судебное заседание отложено на 17 июня 2024 года.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2024 года в составе произведена замена судьи Сидоренко В.А. на судью Басаева Д.В.
В судебном заседании 17.06.2024 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 01.07.2024.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2024 года судебное заседание отложено на 29 июля 2024 года.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2024 года в составе произведена замена судьи Басаева Д.В. на судью Сидоренко В.А., судьи Будаевой Е.А. на судью Корзову Н.А.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2024 года судебное заседание отложено на 7 октября 2024 года.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2024 года в составе произведена замена судьи Сидоренко В.А. на судью Будаеву Е.А.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что предоставление земельного участка в огражденной территории водозабора Антипенко А.В. является незаконным и необоснованным. Согласно, экспертного заключения 2-х этажное кирпичное здание с кадастровым номером 38:10:070802:1111, а соответственно и земельный участок, кадастровый номер 38:10:070802:1084 находятся в первом поясе зоны санитарной охраны, что исключает возможность предоставления земельного участка в собственность третьих лиц.
В отзывах на апелляционную жалобу Антипенко А.В. и Администрация Куйтунского городского поселения просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет". Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 АПК РФ, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из положений статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно пункту 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Таким образом, наличие зоны санитарной охраны в соответствии с водным законодательством Российской Федерации накладывает запреты и ограничения на осуществление деятельности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Таким образом, законодатель предусмотрел императивный запрет на предоставление в собственность земельных участков, находящихся в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (первом поясе).
Из материалов дела следует, что на основании заявления Антипенко Андрея Валерьевича от 16.06.2022 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:10:070802:1084 в собственность, постановлением Администрации муниципального образования Куйтунский район от 24 июня 2022 года N 860-п Антипенко Андрею Валерьевичу предоставлен земельный участок за плату из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 38:10:070802:1084. расположенный по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, 490 метров в северо-восточном направлении от западной окраины с. Александро-Невский Завод с разрешенным использованием: для размещения производственных объектов технического снабжения.
24 июня 2022 года муниципальным образованием Куйтунский район, в лице председателя муниципального казенного учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования Куйтунский район" и Антипенко Андреем Валерьевичем был заключен договор N 20-22 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 38:10:070802:1084, расположенный по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, 490 метров в северо-восточном направлении от западной окраины с. Александро-Невский Завод с разрешенным использованием: для размещения производственных объектов технического снабжения, в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка, общей площадью 1728 кв.м.
Указанным договором предусмотрены сведения об ограничениях в пользовании об обремененности правами других лиц по участку; ограничение прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56 Земельного кодекса Российской Федерации, срок действия с 26.04.2016 года - на основании приказа ОАО "ИЭСК" "Об определении границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства" от 09.09.2013 года N 263, по земельному участку проходит подземное сооружение "Куйтунский групповой водопровод 1-я очередь 1 пусковой комплекс с. Ан-Завод - с. Малая Качерма с кадастровым номером 38:10:000000:920. Правообладатель земельного участка обязан соблюдать ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации. О данном ограничении в пользовании земельным участком Антипенко Андрей Валерьевич был предупрежден.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25.10.2022 г., право собственности за Антипенко Андреем Валерьевичем на земельный участок с кадастровым номером 38:10:070802:1084, расположенный по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, 490 метров в северо-восточном направлении от западной окраины с. Александро-Невский Завод с разрешенным использованием: для размещения производственных объектов технического снабжения, зарегистрировано 25.10.2022 г. Ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано.
Разрешая спор, суд первой инстанции, ссылаясь на положения пункта 3 статьи 28, части 7 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ, подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, статей 39.14, 39.16, 39.17 ЗК РФ, подпункт 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, статье 43 Водного кодекса Российской Федерации, пункты 1.4, 1.5, 1.6 и 1.13 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" пришел к выводу, что администрация Куйтунского городского поселения не представила доказательств в обоснование требований о расположении земельного участка в границах зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а равно и наложения запретов и ограничений на осуществление деятельности на данном земельном участке.
Суд апелляционной инстанции поддерживает приведенный вывод суда первой инстанции.
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, передача земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений осуществляется путем продажи земельных участков без проведения торгов.
Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирована статьей 39.17 ЗК РФ, в силу которой, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16. ЗК РФ для отказа в предоставлении земельного участка, и по результатам рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ, из которых в совокупности следует, что договор купли-продажи земельного участка может быть заключен с заявителем при отсутствии оснований, перечисленных в статье 39.16 Кодекса, для отказа в предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В данном случае, доводы администрации Кутунского городского поселения о том, что спорный земельный участок находится в границах зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не нашли своего подтверждения, сведения о нахождении земельного участка в первом и вторых поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в материалах дела отсутствовали, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам выдано не было, на дату вынесения спорного постановления в государственном кадастре недвижимости сведения о границе поясов зоны санитарной охраны не были внесены.
Таким образом, Администрация не доказала нарушение действующего законодательства при предоставлении земельного участка Антипенко А.В.
То обстоятельство, что санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах зон санитарной охраны выдано в 2024 году не свидетельствует о том, что постановление администрации муниципального образования выдано с нарушением, поскольку на момент принятия постановления, такое заключение отсутствовало.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных "Картотека арбитражных дел" по электронному адресу: www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 марта 2024 года по делу N А19-1048/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.С. Подшивалова |
Судьи |
Н.А. Корзова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1048/2023
Истец: Администрация Куйтунского городского поселения
Ответчик: Администрация муниципального образования Куйтунский район Иркутской области, Антипенко Андрей Валерьевич