город Ростов-на-Дону |
|
07 октября 2019 г. |
дело N А53-15367/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.
при участии:
от заявителя: представитель Голубова Ю.А. по доверенности от 29.12.2018,
от заинтересованного лица: представитель Соловьева Н.Ю. по доверенности от 24.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление казной города Ростова-на-Дону"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.07.2019 по делу N А53-15367/2019, принятое судьей Золотаревой О.В.,
по заявлению муниципального казенного учреждения "Управление казной города Ростова-на-Дону" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
о признании незаконными решений, об обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Управление казной города Ростова-на-Дону" (далее - МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным решения от 20.06.2019 N 61/00619-35039 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и N 61/999/001/2019-167437 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на сети канализации протяженностью 1996 м по адресу: г. Ростов-на-Дону, в/г 51-А, ул. Стрелковая, об обязании осуществить государственный кадастровый учет и зарегистрировать право муниципальной собственности на сети канализации протяженностью 1996 м по адресу: г. Ростов-на-Дону, в/г 51-А, ул. Стрелковая (с учетом уточнения заявления в порядке статьи 49 АПК РФ, принятого судом к рассмотрению).
Решением от 18.07.2019 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе учреждение просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что учитывая отсутствие технической документации при передаче спорного объекта, не представлялось возможным установить точную протяженность и дату ввода в эксплуатацию. В жалобе также указано, что в качестве декларации об объекте недвижимости представлен приказ от 14.07.2015 N 658 с приложением, содержащие перечень передаваемых объектов, так как ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление Имущественных отношений" Минобороны России предоставило письмо, в котором указывает на отсутствие технической документации с данными о характеристиках передаваемых объектов.
Представитель муниципального казенного учреждения "Управление казной города Ростова-на-Дону" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 14.07.2015 N 658 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" Ростовской области" (далее - Приказ от 14.07.2015 N 658),1 постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 02.10.2015 N 890 "О принятии недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" (ред. от 24.04.2017), передаточного акта объектов недвижимого имущества от 17.05.2017, распоряжения Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону от 09.02.2018 N 295 "О включении в реестр муниципального имущества города Ростова-на-Дону" в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону приняты и включены в реестр муниципального имущества сети канализации, протяженностью 1,745 км по адресу: г. Ростов-на-Дону, в/г 51 -А, ул. Стрелковая (выписка из реестра муниципального имущества города Ростова-на-Дону от 05.06.2018 N 59-30-1397/02-В)..
Во исполнение требований пункта 3.1. постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 02.10.2015 N 890 "О принятии недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" (ред. 24.04.2017) МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону" (далее - Управление казной) были проведены мероприятия по технической инвентаризации объекта и изготовлению технического паспорта и технического плана объекта.
В рамках исполнения муниципальных контрактов от 07.08.2017 N 0358300387917000015J88564 и от 27.08.2018 N 0358300387918000015188564 при проведении натурных инвентаризационных работ была установлена фактическая протяженность сети канализации - 1996,0 м.
МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону" 14.03.2019 обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект - сети канализации протяженностью 1996 м по адресу: г. Ростов-на-Дону, в/г 51-А, ул. Стрелковая с приложением технического плана сооружения.
Уведомлениями от 25.03.2019 N 30-4837590 и N 61 /999/001 /2019-167437 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области были приостановлены действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный объект по следующим основаниям: наличие расхождений в протяженности сооружения, отсутствие в техническом плане информации о годе завершения строительства, ввода в эксплуатацию сооружения, технический план сооружения подготовлен на основании декларации, а не разрешения на строительство или проектной документации.
Решениями от 20.06.2019 N 61/00619-35039 и N 61/999/001/2019-167437 Управление Росреестра отказало в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права муниципальной собственности на сооружение в связи с не устранением причин приостановления.
Считая незаконным отказ регистратора в осуществлении кадастрового учета и регистрации муниципального права собственности, учреждение "Управление казной города Ростова-на-Дону" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ) установлен упрощенный порядок передачи военного имущества в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Статьей 3 Закона N 423-ФЗ предусмотрено принятие уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность.
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона N 423-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность.
В случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество считается возникшим с даты принятия решения о передаче военного имущества (пункт 10 статьи 3 Закона N 423-ФЗ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности - технического плана.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о сооружении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В техническом плане указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
Технический план состоит из графической и текстовой частей.
Форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и кадастровой деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 утверждены форма технического плана и требования к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений ( далее- Требования).
Согласно пункту 16 Требований в сроке "Описание сооружения" обязательному включению подлежат сведения о годе ввода в эксплуатацию или годе завершения строительства, протяженности.
Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 статьи 24 Закона N 218-ФЗ разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (часть 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (подпункт 23 пункта 2 статьи 2).
В соответствии с частью 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкцией линейных объектов или их участков является изменение параметров линейных объектов или их участков, которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в целях осуществления кадастрового учета и регистрации права муниципальной собственности на сети учреждением управлению был представлен, в том числе технический план объекта.
При этом, в представленном техническом плане год ввода в эксплуатацию или год завершения строительств сооружения не указан; указанная в техническом плане протяженность сети (1996 метров) не соответствует правоустанавливающим документам, согласно которым переданы сети протяженностью 1745 м.
Как правильно указано судом первой инстанции, протяженность сети канализации является основной индивидуализирующей характеристикой.
С учетом того, что в муниципальную собственность принята сеть канализации протяженностью 1745 м, а учреждением заявлено о государственном кадастровом учете сети канализации протяженностью 1996 м, что предполагает осуществление реконструкции сооружения, регистратор указал на необходимость подготовки и предоставления документов, предусмотренных частью 8 ст. 41 Закона N 218-ФЗ, в том числе разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
При этом, регистратору и суду при рассмотрении дела, не были представлены документы, обосновывающие противоречие в правоустанавливающих документах и техническом плане в части протяженности объекта.
Обзором судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 19.03.2014) установлено, что при самовольном изменении первоначального объекта недвижимости право собственности может быть защищено путем его признания в целом на объект собственности в реконструированном виде.
В апелляционной жалобе учреждение указало, что в качестве декларации об объекте недвижимости представлен приказ от 14.07.2015 N 658 с приложением, содержащие перечень передаваемых объектов, так как ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление Имущественных отношений" Минобороны России предоставило письмо, в котором указывает на отсутствие технической документации с данными о характеристиках передаваемых объектов.
Согласно части 5 статьи 70 Закона о регистрации в срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости.
Указанная норма предоставляет право на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на основании декларации исключительно на объекты недвижимости, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности.
В данном случае, сети канализации протяженностью 1745 м приняты в муниципальную собственность, что не предполагает применение данной нормы.
В течение периода приостановления государственного учета и регистрации права, как и в процессе рассмотрения судебного дела, учреждением не было представлено документов, обосновывающих выявленные регистратором расхождения.
Отсутствие необходимой технической документации у Министерства обороны не является основанием для удовлетворения требований МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону" на основании документов, представленных регистратору.
Доказательств устранения противоречий, документального подтверждения идентичности объекта, его технических характеристик, в том числе применительно к периоду ввода в эксплуатацию и протяженности, в том числе посредством судебного урегулирования (признания права, юридического факта) учреждением в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, у Управления Росреестра по Ростовской области отсутствовали основания для осуществления кадастрового учета и регистрации муниципального права собственности на сети канализации протяженностью 1996 м по адресу: г. Ростов-на-Дону, в/г 51-А, ул. Стрелковая, в связи с чем решения от 20.06.2019 N 61/00619-35039 и N 61/999/001/2019-167437 являются законными.
Предусмотренные ст.ст. 198-201 АПК РФ основания для удовлетворения требований МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону" судом не установлены.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявления МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону".
Решение суда от 18.07.2019 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.07.2019 по делу N А53-15367/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-15367/2019
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ КАЗНОЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ"
Ответчик: РОСРЕЕСТР
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10758/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10758/19
07.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15476/19
18.07.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-15367/19