г. Санкт-Петербург |
|
08 октября 2019 г. |
Дело N А56-54073/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Трощенко Е.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): А.Н.Кривонос по паспорту
от ответчика (должника): Полторецкий С.В. по доверенности от 11.01.2019
от 3-го лица: Зимина И.В. по доверенности от 09.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24075/2019) УФАС по ЛО на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2019 по делу N А56-54073/2019 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ КРИВОНОС
к УФАС по ЛО
3-е лицо: ГБУЗ "Ленинградская областная клиническая больница"
об оспаривании решения
установил:
Индивидуальный предприниматель Кривонос Александр Николаевич (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Кривонос А.Н.) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - антимонопольный орган, Управление, УФАС) от 08.02.2019 по делу N 047/06/104/-86/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, привлечено Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградская областная клиническая больница (далее - ГБУЗ Ленинградская областная клиническая больница, Учреждение, ГБУЗ ЛОКБ).
Решением от 05.07.2019 арбитражный суд первой инстанции заявление удовлетворил, признал недействительным решение Управления от 08.02.2019 по делу N 047/06/104/-86/2019, обязал УФАС исключить сведения о Кривонос Александре Николаевиче из реестра недобросовестных поставщиков, взыскал с Управления в пользу Кривонос Александра Николаевича 300 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, УФАС обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, обжалуемое решение УФАС является законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель УФАС поддержал доводы апелляционной жалобы, Предприниматель возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, представитель Учреждения возражений относительно удовлетворения апелляционной жалобы не заявил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 13.08.2018 ГБУЗ Ленинградская областная клиническая больница (далее - Заказчик) на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок на право заключения контракта на оказание услуг по разработке портала "Личный кабинет" для удаленной записи на прием к врачу на веб сайте заказчика (далее - запрос котировок).
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 24.08.2018 N 0345200004018000294-П победителем запроса котировок признан ИП Кривонос А.Н.
13.09.2018 между Заказчиком и заявителем заключен контракт N 30 на оказание услуг по разработке портала "Личный кабинет" для удаленной записи на прием к врачу на веб сайте заказчика.
05.12.2018 контракт расторгнут по решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия УФАС по Ленинградской области, рассмотрев сведения, представленные ГБУЗ ЛОКБ в отношении ИП Кривонос А.П. для включения в реестр недобросовестных поставщиков, 08.02.2019 вынесла решение по делу N 047/06/104/-86/2019 о включении сведений в отношении заявителя в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение УФАС от 08.02.2019 по делу N 047/06/104/-86/2019 обжаловано Предпринимателем в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к вводу о том, что неисполнение заявителем контракта вызвано не недобросовестным его поведением, а заблуждением относительно возможности исполнения контракта на оказание услуг по разработке портала "Личный кабинет" удаленно посредством сети Интернет. В виду изложенного, заявление Предпринимателя удовлетворено судом первой инстанции, решение Управления от 08.02.2019 по делу N 047/06/104/-86/2019 признано недействительным.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) установлен порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. В соответствии с указанной нормой, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 указанной статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
В силу пункта 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 331, ведение реестра недобросовестных поставщиков относится к компетенции Федеральной антимонопольной службы. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены в Правилах ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N 1062 (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ.
В силу пункта 11 Правил, уполномоченный орган осуществляет проверку предоставленных информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Как усматривается из уведомления от 05.12.2018 о принятии решения Заказчиком об одностороннем отказе от исполнения спорного контракта, контракт расторгнут Учреждением в виду того, что в нарушение условий заключенного контракта исполнитель (Предприниматель)к месту оказания услуг, определенному в п. 1.2 контракта не явился, услуг, предусмотренные контрактом не оказал.
При этом, арбитражным судом первой инстанции обоснованно учтено, что в документации о закупке сведений о наличии ограничений, связанных с Законом N 152-ФЗ "О персональных данных" не содержится, равно как и не содержатся требования личного присутствия Исполнителя в месте нахождения Заказчика, контрактом также не предусмотрено предоставление исполнителю полноценных рабочих мест в месте нахождения Заказчика.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что Предпринимателем неоднократно направлялись в адрес Заказчика уведомления о необходимости обеспечения доступа к сайту Учреждения с целью исполнения контракта, оставленные Заказчиком без удовлетворения. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что неисполнение заявителем контракта вызвано не недобросовестным его поведением, а заблуждением относительно возможности исполнения контракта на оказание услуг по разработке портала "Личный кабинет" удаленно посредством сети Интернет.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. И как всякая мера публичной ответственности, указанная мера должна отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
При таких обстоятельствах, применение такой меры юридической ответственности, как включение Предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков, по мнению суда апелляционной инстанции в рассматриваемом случае не соответствует принципу соразмерности.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные Предпринимателем требования, признал незаконным решение УФАС от 08.02.2019 по делу N 047/06/104/-86/2019.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные Управлением в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка. Оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2019 по делу N А56-54073/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-54073/2019
Истец: АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ КРИВОНОС
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17075/20
15.05.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-54073/19
29.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16166/19
21.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16166/19
08.10.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24075/19
05.07.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-54073/19