г. Владивосток |
|
11 октября 2019 г. |
Дело N А51-20459/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев открытом в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, апелляционное производство N 05АП-6601/2019
на решение от 29.07.2019
судьи Н.А.Беспаловой
по делу N А51-20459/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению закрытого акционерного общества "КВИНТ" (ИНН 2540182180, ОГРН 1122540004311, дата государственной регистрации 07.06.2012)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
третьи лица: Департамент градостроительства Приморского края, администрация города Владивостока, Управление муниципальной собственности города Владивостока,
о признании незаконным решения,
при участии: от ЗАО "КВИНТ" - Богатырев А.А. - представитель по доверенности от 02.11.2018, сроком действия до 01.11.2021, паспорт; от администрация города Владивостока - Кириллов М.А. - представитель по доверенности от 20.05.2019, сроком действия до 31.12.2019, служебное удостоверение, диплом N ВСГ 5418574; от Управления муниципальной собственности города Владивостока - Кириллов М.А. - представитель по доверенности от 21.05.2019, сроком действия до 31.12.2019, служебное удостоверение, диплом N ВСГ 5418574; от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - Коранькова Н.А. - представитель по доверенности от 02.09.2019, сроком действия до 31.12.2019, служебное удостоверение N3027, диплом N102507 0000239; от Департамента градостроительства Приморского края - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "КВИНТ" (далее - заявитель, общество, ЗАО "КВИНТ") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - ответчик, департамент) о признании незаконными решений, выраженных в письмах от 05.07.2018 N 20/23230, от 20.07.2018 N 20/25309 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6 площадью 626 кв.м., расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Бестужева, д. 32, об обязании предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 25:28:020029:6 площадью 626 кв.м., расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Бестужева, д. 32 и направить проект договора купли-продажи (с учетом уточнений требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.07.2019 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, выраженные в письмах от 05.07.2018 N 20/23230, от 20.07.2018 N 20/25309 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6 площадью 626 кв.м., расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Бестужева, д. 32. Обязал Департамент повторно рассмотреть заявление общества от 27.11.2017 N002-юр о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6 площадью 626 кв.м., расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Бестужева, д. 32 в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Не согласившись с решением, департамент обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает на то, что красная линия существующей магистральной улицы районного значения проходит непосредственно по спорному земельному участку, что подтверждается, в том числе письмом КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" от 20.07.2018N 9685/06. Полагает, что у департамента отсутствовали правовые основания для предоставления обществу спорного земельного участка в собственность. Считает, что суд первой инстанции необоснованно обязал департамент повторно рассмотреть заявление общества о предоставлении спорного земельного участка в собственность. Поясняет, что с 01.05.2019 департамент не осуществляет полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Со ссылкой на постановление Администрации г. Владивостока от 25.04.2019 N 1667 указывает, что полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, наделено Управление муниципальной собственность г. Владивостока.
Департамент градостроительства Приморского края, извещенный в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечило.
На основании статьи 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Департамента градостроительства Приморского края.
Оценивая ходатайство департамента о процессуальном правопреемстве, содержащееся в просительной части апелляционной жалобы и поддержанное представителем в судебном заседании апелляционной инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
Департамент просит произвести замену ответчика по делу с Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на Управление муниципальной собственности г. Владивостока.
Представитель администрации и Управления муниципальной собственности города Владивостока возражал в части удовлетворения ходатайства о процессуальном правопреемстве.
Представитель ЗАО "КВИНТ" не возражал относительно удовлетворения заявленного ходатайства о процессуальном правопреемстве
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Соответственно, суд, осуществляя процессуальное правопреемство, обязан лишь убедиться в действительном наличии материального основания правопреемства (в данном случае сделки цессии), то есть существенным моментом при разрешении вопроса о процессуальном правопреемстве применительно к настоящему спору является наличие заключенного и действительного договора уступки права требования, так как в случае признания договора уступки права требования незаключенным или недействительным правопреемства в материальном и гражданском правоотношении не происходит.
Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. Таким образом, процессуальное правопреемство обусловлено правопреемством в материальном праве и допускается при установлении факта перехода к правопреемнику полномочий и функций правопредшественника.
На замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован (часть 2 статьи 48 АПК РФ).
Из анализа положений, закрепленных в Законе Приморского края от 18.11.2014 N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края", статье 5 Закона Приморского края от 03.12.2018 N 402-КЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края в области регулирования земельных отношений", постановлении Администрации г. Владивостока от 25.04.2019 N 1667 "Об осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" следует, что полномочия по предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных во Владивостокском городском округе, до 01.05.2019 исполнял департамент.
Из материалов дела следует, что с заявление о предоставлении в собственность спорного участка общество обратилось в департамент до вступления в законную силу Закона Приморского края от 03.12.2018 N 102-КЗ.
Из изложенного следует, что наделение Управления муниципальной собственности г. Владивостока полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных во Владивостокском городском округе, не означает возможность замены стороны ответчика по возникшим до изменения законодательства правоотношениям на указанный выше орган местного самоуправления и не влечет перехода материальных прав и обязанностей, а, следовательно, и процессуального правопреемства.
На основании изложенного судебная коллегия отказала Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края в удовлетворении ходатайства о замене ответчика на правопреемника Управление муниципальной собственности города Владивостока.
Представитель администрации, управления поддержал позицию, изложенную в письменных отзывах на апелляционную жалобу, приобщенных к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ. Решение Арбитражного суда Приморского края представитель администрации и управления считал подлежащим отмене.
Представитель ЗАО "КВИНТ" решение Арбитражного суда Приморского края считал законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 258, 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации г. Владивостока от 26.09.2000 N 1788 администрацией г. Владивостока (арендодатель) на праве аренды предоставлен ЗАО "Фокинская кампания" (арендатор) земельный участок с кадастровым номером 25:28:021107:04 общей площадью 626 кв.м., расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Бестужева, д. 32, сроком на 15 лет для дальнейшей эксплуатации одноэтажного здания с пристройкой, о чем между сторонами 03.11.2000 заключен договор аренды N 003163. В отношении договора аренды произведена государственная регистрации сделки от 15.01.2001 за регистрационным номером 25-1/00-37/2000-193.
27.03.2013 между ЗАО "Фокинская кампания" (продавец) и ЗАО "КВИНТ" (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества (здания, сооружения, нежилого помещения) N 001-010, в соответствии с которым ЗАО "КВИНТ" передан в собственность объект недвижимости - одноэтажное здание с пристройкой (лит. А, А1) общей площадью 128 кв.м., инвентарный номер 17990, расположенное по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Бестужева, д. 32, кадастровый (или условный) номер ПК:28:2:040:073:011, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 06.05.2013 25-АБ N 961186.
На основании договора от 18.04.2013 N 001-013 о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земли от 03.11.2000 N 003163 в связи с заключением договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.03.2013 N 001-010, ЗАО "Фокинская кампания" (правообладатель) передало ЗАО "КВИНТ" (правоприобретатель) как новому арендатору все права и обязанности в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:021107:04, предоставленного администрацией г. Владивостока для дальнейшей эксплуатации одноэтажного здания с пристройкой, общей площадью 626 кв.м., расположенного по адресу: ул.Бестужева, д. 32.
04.12.2017 ЗАО "КВИНТ" через МКУ МФЦ ВГО Отделение N 5 обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в собственность в порядке пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6 (имеющий ранее присвоенный государственный учетный номер 25:28:021107:04) площадью 626 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Бестужева, д. 32, для дальнейшей эксплуатации одноэтажного здания, приложив документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, перечень которых утвержден приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1.
Письмом от 05.07.2018 N 20/23230 Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края отказал в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6, поскольку испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте ввиду нахождения его запретном районе войсковых частей согласно постановлению Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" (с изменениями, внесенными постановлением Губернатора Приморского края от 18.04.2013 N 56-пг).
Письмом от 20.07.2018 N 20/25309 департамент дополнительно сообщил, что постановлением Губернатора Приморского края от 13.04.2018 N 14-пг испрашиваемый в собственность участок с кадастровым номером 25:28:020029:6 исключен из запретного района войсковых частей. Вместе с тем, в результате повторного осмотра земельного участка ответчиком установлено нахождение части земельного участка площадью 14 кв.м. в красных линиях, а также несоответствие разрешенного использования земельного участка - "для дальнейшей эксплуатации одноэтажного здания с пристройкой" градостроительному регламенту территориальной зоны Ж 4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более)), в которой расположен участок, отказав заявителю в предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6. ЗАО "КВИНТ" также предложено обратиться с заявлением о заключении договора аренды на испрашиваемый им земельный участок.
Полагая, что отказ департамента не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Отношения в области оборота земельных участков регулируются Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными нормативно-правовыми актами.
В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ одними из оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).
Законом Приморского края от 18.11.2014 N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" установлено, что Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Артемовского городского округа, Владивостокского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского и Надеждинского муниципальных районов, по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, бесплатно предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям для индивидуального жилищного строительства, земельных участков, предоставляемых для строительства объектов дошкольного/начального общего, основного общего, среднего общего образования), в том числе по предоставлению земельных участков на торгах и без проведения торгов.
Указанные полномочия с 01.03.2015 предоставлены Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края внесенными постановлением Администрации Приморского края от 05.03.2015 N 70-па изменениями Положение о Департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденное Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па.
В силу изложенного, на момент подачи обществом заявления о предоставлении в собственность спорного земельного участка департамент являлся уполномоченным органом по предоставлению земельных участков без проведения торгов.
Пунктом 2 статьи 39.2 ЗК РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ).
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 и статье 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела, ЗАО "КВИНТ" является собственником одноэтажного здания с пристройкой (лит. А, А1) общей площадью 128 кв.м., назначение: нежилое, адрес (местонахождение) объекта: Приморский край, г. Владивосток, ул. Бестужева, д. 32, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6.
04.12.2017 ЗАО "КВИНТ" обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность в порядке пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6
Департамент 05.07.2018 отказал в предоставлении земельного участка в собственность в указание на то, что спорный земельный участок расположен в границах запретной зоны военного объекта.
В обоснование оспариваемого отказа от 20.07.2018 департамент дополнительно указал на нахождение части земельного участка площадью 14 кв.м. в красных линиях, а также на несоответствие разрешенного использования земельного участка - "для дальнейшей эксплуатации одноэтажного здания с пристройкой" градостроительному регламенту территориальной зоны Ж 4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более)), в которой расположен участок.
При этом отказ департамента в предоставлении спорного земельного участка, изложенный в письме от 05.07.2018 в части расположения в границах запретной зоны военного объекта с учетом дополнительного письма департамента от 20.07.2018 и постановления Губернатора Приморского края от 13.04.2018 N 14-пг обоснованно судом первой инстанции не оценивался.
Оценивая отказ департамента по основанию нахождения части земельного участка площадью 14 кв.м. в красных линиях спорного участка, судебная коллегия исходит из следующего.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) установлено, что отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
В силу части 8 статьи 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в границах территорий общего пользования.
Аналогичный запрет следует из пункта 12 статьи 85 ЗК РФ, в силу которого земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
По смыслу пункта 12 названной статьи территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В соответствии со статьей 42 ГрК РФ, разработка и утверждение красных линий осуществляется в составе подготовки проекта планировки соответствующих территории.
Порядок разработки и утверждения документации по планировке территории установлен статьей 45 ГрК РФ, согласно положениям которой, решение об утверждении такой документации принимается главой муниципального образования с учетом результатов публичных слушаний.
Информационная система обеспечения градостроительной деятельности является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, и представляют собой организованный в соответствии с градостроительным законодательством систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий и ее застройки и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1 статьи 56 ГрК РФ).
По смыслу пунктов 4.1 - 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, на основании проектов планировки и застройки градостроительных объектов.
В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 Инструкции).
Согласно пункту 4.6 Инструкции корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Соответственно наличие в документах территориального планирования сведений о территории общего пользования, и разграничение данной территории от других участков красными линиями, может служить самостоятельным основанием для отказа в выкупе земельного участка
Как следует из материалов дела, подразделом 5 раздела 9 справки из информационно системы обеспечения градостроительной деятельности Владивостокского округа от 13.08.2018 N 28-10946 (далее - ИСОГД) следует, что по спорному земельному участку проходят красные линии (т. 1 л.д. 129). Кроме того, красные линии, проходящие по указанному земельному участку, установлены проектом планировки территории полуострова Шкота Владивостокского городского округа, утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 25.12.2012 N 4478, и закреплены в системе координат города Владивостока (т. 2 л.д. 12).
Правовые подходы относительно применения сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности изложены в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.08.2016 N 306-КГ16-9839.
Рассматриваемые красные линии обозначают границы территории, занятой линейным объектом - автомобильной дорогой по ул. Бестужева г.Владивостока. Данная автодорога согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденному решением Думы города Владивостока от 15.09.2008 N 119, имеет категорию "магистральная улица районного значения транспортно-пешеходная".
Согласно нормативам градостроительного проектирования Владивостокского городского округа, утвержденным постановлением главы г. Владивостока от 10.02.2011 N 111, ширина в красных линиях для улиц и дорог данной категории составляет 35 - 45 м. С учетом сложившейся застройки при подготовке чертежа красных линий, утвержденных впоследствии проектом планировки территории полуострова Шкота, ширина в красных линиях для указанной автомобильной дороги принята 20 м.
Кроме того, из письма Администрации г. Владивостока от 21.02. ёё2019 N 930Д с приложением фрагмента чертежа границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и чертежа кранных линий в составе документации по проекту планировки территории полуострова Шкота следует, что по спорному участку проходят красные линии (т. 2 л.д.66-68).
Аналогичная информация в части красных линий содержится также в письме КГКУ "Управления землями и имуществом на территории Приморского края" (т. 1 л.д. 135-136).
Согласно представленному в материалы дела фрагменту чертежа с границами зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и чертежа красных линий в составе документации по проекту планировки территории полуострова Шкота красная линия проходит по земельному участку с кадастровым номером 25:28:020029:6 (т. 1 л.д. 139,145).
В настоящем случае красные линии отражены в нормативно утвержденных чертежах красных линий на территории г. Владивостока, схеме с отображением зон с особыми условиями использования территории, входящими в состав графических приложений к Генеральному плану г.Владивостока и Правилам землепользования и застройки г. Владивостока; красные линии отражены также в ИСОГД.
При таких обстоятельствах в данном случае наличие сведений, предоставленных уполномоченным органом из официального источника, подтверждают о нахождение части испрашиваемого участка на территории общего пользования, что является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления участка в собственность.
Оценивая факт, что в выписке из ЕГРН от 27.11.2018 в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6, в договоре аренды земельного участка N 003163 не содержится сведений о том, что земельный участок находится в границах красных линий и занят автомобильной дорогой либо другими объектами, а также обстоятельства того, что земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет 15.01.2001, коллегия считает необходимым отметить следующее.
Отсутствие в ЕГРН сведений в отношении спорного земельного участка прямого указания на нахождение его в красных линиях само по себе не опровергает существование ограничений для приватизации земельного участка, подтвержденного совокупностью других доказательств по делу, также как и обстоятельство постановки на кадастровый учет земельного участка 15.01.2001 не опровергает обстоятельства, подтвержденных сведениями из ИСОГД о наличии на спорном участке красных линий.
Согласно пункту 12.15 постановления главы г. Владивостока от 10.02.2011 N 111 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Владивостокского городского округа" улично-дорожная сеть городского округа входит в состав всех территориальных зон и представляет собой часть территории, ограниченную красными линиями и предназначенную для движения транспортных средств и пешеходов, прокладки инженерных коммуникаций, размещения зеленых насаждений и шумозащитных устройств, установки технических средств информации и организации движения.
Таким образом, красные линии, обозначающие фактически существующие автомобильные дороги, не могут быть признаны произвольно установленными и не подлежащими учету при осуществлении землепользования и градостроительной деятельности.
На основании выше изложенного судебная коллегия пришла к выводу о том, что доводы общества о не нахождении красных линий в границах спорного участка несостоятельны, поскольку этот факт объективно доказан совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Оценивая представленный в материалы дела акт обследования от 25.04.2019, составленный специалистом Управления градостроительством и архитекторы Администрации г. Владивостока судебная коллегия исходит из следующего. В тексте акта имеется ссылка на то, что дорога в пределах земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6 не расположена. Вместе с тем, при рассмотрении апелляционной жалобы представитель администрации и управления не поддержал позицию, о том, что красная линия проходит вдоль границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6 - вдоль внешней стены расположенного на нем здания, и не заходит на участок.
При установленных обстоятельствах в данном конкретном случае у департамента имелись основания для принятия решения об отказе обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность по основанию нахождения части спорного земельного участка площадью 14 кв.м. в красных линиях.
Оценивая обстоятельства, послужившие основанием для отказа в связи с несоответствием разрешенного использования земельного участка - "для дальнейшей эксплуатации одноэтажного здания с пристройкой" градостроительному регламенту территориальной зоны Ж 4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более)), в которой расположен участок, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Статьей 7 ЗК РФ определено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.
Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1, глава 4 ГрК РФ).
Пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Согласно пункту 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры (пункт 4 статьи 85 ЗК РФ).
В силу пункта 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Частью 8 статьи 36 ГрК РФ установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Из анализа пункта 4 статьи 85 ЗК РФ и части 8 статьи 36 ГрК РФ следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Следовательно, и земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (статья 30 ГрК РФ).
Аналогичная правовая позиция содержится в пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018, а также в Определениях Верховного Суда РФ от 09.12.2015 N 308-КГ15-7455 и от 03.06.2019 N 301-КГ18-25680.
Само по себе несоблюдение публичными органами требований статей 30, 34 ГрК РФ при подготовке Правил землепользования и застройки и определении границ территориальных зон без учета сложившейся планировки и существующего землепользования не может являться препятствием в реализации собственником объекта недвижимости его прав на земельный участок и на использование как самого объекта, так и земельного участка, в пределах, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством.
Согласно сведениям из ЕГРН спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации одноэтажного здания с пристройкой".
В соответствии с фрагментом карты градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж 4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами).
Аналогичное обстоятельство следует из раздела 9 справки от 13.08.2018 N 28-10946 из ИСОГД Владивостокского городского округа.
Доказательств того, что эксплуатация принадлежащего обществу здания с пристройкой опасна для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры, что с точки зрения пункта 4 статьи 85 ЗК РФ и части 8 статьи 36 ГрК РФ являлось бы препятствием для дальнейшего использования спорного земельного участка с сохранением его фактического целевого назначения, департаментом в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно в этой части признал неправомерным отказ Департамента.
С учетом изложенного, судебная коллегия пришла к выводу о том, что в силу положений ЗК РФ факт нахождения части спорного земельного участка площадью 14 кв.м. в красных линиях сам по себе является основанием для принятия решения об отказе обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, даже при незаконности решения об отказе по основанию, предусмотренному частью 14 статьи 39.16 ЗК РФ.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решения департамента об отказе в предоставлении обществу в собственность спорного земельного участка является законным и обоснованным, следовательно, в силу пункта 3 статьи 201 АПК РФ заявленные обществом требования о признании незаконным решений, выраженных в письмах от 05.07.2018 N 20/23230, от 20.07.2018 N 20/25309, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:020029:6 площадью 626 кв.м., расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Бестужева, д. 32, не подлежат удовлетворению.
Поскольку оспариваемые решения не признаны незаконным, отсутствуют правовые основания для обязания ответчика повторно рассмотреть поданное обществом заявление.
Учитывая, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были неправильном применены нормы материального права, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, части 1 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за апелляционную жалобу департамента судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 48, 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
отказать Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края в удовлетворении ходатайства о замене ответчика на правопреемника Управление муниципальной собственности города Владивостока.
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.07.2019 по делу N А51-20459/2018 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.Н. Палагеша |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20459/2018
Истец: ЗАО "КВИНТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Администрация города Владивостока, ДЕПАРТАМЕНТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ, Управление Муниципальной собственности г. Владивостока