г. Хабаровск |
|
11 октября 2019 г. |
Дело N А37-1821/2019 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Мильчиной И.А.
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонного)
на решение от 02.09.2019
по делу N А37-1821/2019
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонного) (ОГРН 1024900962272, ИНН 4900008419, место нахождения: 685000 Магаданская область, город Магадан, ул. Горького, д. 20А)
к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области" (ОГРН 1024901150230, ИНН 4907007051, место нахождения: 686134 Магаданская область, Хасынский р-н, с. Сплавная)
о взыскании финансовых санкций в размере 2 000 рублей
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области (межрайонное) (далее - управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области" (далее - ФКУ "Колония-поселение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области", учреждение) о взыскании финансовых санкций в размере 2 000 рублей за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Решением суда от 02.09.2019, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, пенсионный фонд обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В жалобе заявитель указывает на отсутствие оснований для применения правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99. Доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с выводом суда о том, что страхователь, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения контролирующим органом, реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за отчетный период, что допускает возможность не применять к нему финансовые санкции за представление неполных сведений. Ссылаясь на пункты 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, пенсионный фонд считает, что в случае, когда страхователем в составе дополняющей формы сведения о застрахованном лице представляются впервые, образует состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ в действующей на момент спорных правоотношений редакции).
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о принятии апелляционной жалобы к производству и ее рассмотрении в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия жалобы к производству, извещены надлежащим образом путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам, без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
ФКУ "Колония-поселение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Магаданской области" является страхователем в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Пенсионным фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты порядка и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ на основании представленных страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2017 года.
Проверкой установлено, что страхователь 08.07.2017 (в пределах установленного законом срока) направил по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа за июнь 2017 года исходные сведения по форме СЗВ-М в отношении 65 застрахованных лиц, а 07.03.2018 - дополняющую форму в отношении 4 застрахованных лиц (данные по застрахованным лицам, отраженные в дополняющей форме СЗВ-М за июнь 2017 года, в исходной форме отсутствовали).
По результатам проверки составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.09.2018 N 059S18180000952, которым предложено привлечь учреждение к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за представление страхователем в установленный срок неполных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного закона, в виде взыскания финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
По результатам рассмотрения указанного акта пенсионным фондом принято решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.10.2018 N 059S19180001052 с применением предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ финансовой санкции в размере 500 рублей за каждое застрахованное лицо на сумму 2 000 рублей.
07.12.2018 пенсионным органом сформировано требование N 059S01180002645 об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства со сроком исполнения до 09.01.2019.
Неисполнение в установленный срок данного требования послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании финансовых санкций со страхователя в порядке главы 29.1 АПК РФ.
Определением от 11.06.2019 по делу N А37-1637/2019 Арбитражным судом Магаданской области отказано в принятии заявления на основании пункта 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ, поскольку из заявления о выдаче судебного приказа и приложенных к нему документов установлено наличие спора о праве.
Неуплата в установленный срок страхователем финансовых санкций послужила основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в установленный срок сведения о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь обязан представлять соответствующие сведения о каждом работающем у него застрахованном лице ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем.
В соответствии частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем на основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь наделен правом дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
В силу абзаца 3 пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России N 766н от 21.12.2016 (далее - Инструкция N 766н), в редакции, действующей на момент подачи страхователем дополняющей формы, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В соответствии с приведенными положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Материалами дела подтверждается и пенсионным фондом не оспаривается, что страхователь в установленный законом срок представил сведения за июнь 2017 года по форме СЗВ-М (тип формы "исходная"). Однако указанные сведения были неполными, в связи с чем страхователь представил дополняющие сведения в отношении еще четырех застрахованных лиц. Доказательства того, что дополнительные сведения представлены страхователем после обнаружения управлением ошибки при проверке исходной формы СЗВ-М за июнь 2017 года отсутствуют.
Таким образом, представив дополнительно сведения в отношении еще четырех застрахованных лиц, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем направления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции принял правильное и обоснованное решение об отказе в удовлетворения заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права. Из анализа положений абзаца 3 пункта 39 Инструкции N 766н следует, что они направлены на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Аналогичная правовая позиция сформулирована Верховным Судом Российской Федерации в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99.
В связи с изложенным принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 02.09.2019 по делу N А37-1821/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1821/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Магадане Магаданской области межрайонное
Ответчик: ФКУ "Колония-поселение N 2 УФСИН России по Магаданской области"