г. Киров |
|
11 октября 2019 г. |
Дело N А31-365/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик", ИНН 4431003821, ОГРН 1084437000394
на решение Арбитражного суда Костромской области от 26.07.2019 по делу N А31-365/2019, принятое судом в составе судьи Котина А.Ю.
по иску акционерного общества "Ремонтно-сервисное предприятие тепловых и подземных коммуникаций Костромской ГРЭС" (ИНН 4431002987 ОГРН 1034477612510)
к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (ИНН 4431003821 ОГРН 1084437000394),
третьи лица: Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, Государственная жилищная инспекция Костромской области,
о взыскании задолженности и пени,
установил:
акционерное общество "Ремонтно-сервисное предприятие тепловых и подземных коммуникаций Костромской ГРЭС" (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (далее - Общество, ответчик, заявитель) 889 831 руб. 16 коп. задолженности по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения от 19.05.2016 N 358-ВС/ТПК/16 (далее - Договор) за период с 01.08.2018 по 31.10.2018 (далее - Спорный период), 108 708 руб. 74 коп. пени с 01.10.2018 по 25.06.2019.
Исковые требования Предприятия основаны на статьях 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 26.07.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части взыскания задолженности за отведение сточных вод за август-октябрь 2018 года в сумме 280 700 руб. 90 коп., начисленных за эту сумму пени, и в соответствующей части расходов по госпошлине.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что только в августе 2018 года и только в отношении 31 МКД ответчик являлся исполнителем коммунальной услуги водоотведение и коммунального ресурса водоотведения на СОИ. По данным 31 МКД ответчик согласен с расчетом объема водоотведения за август 2018 года по сумме показаний ОДПУ воды. Ответчик не согласен с порядком определения объема водоотведения по сумме ОДПУ воды за август 2018 года по остальным 49 МКД, и за сентябрь, октябрь 2018 года в отношении всех 80 МКД, поскольку собственниками помещений в установленном законом порядке приняты решения о заключении договоров водоотведения с истцом (прямые договоры). В случаях, когда управляющая организация не предоставляет потребителям соответствующую коммунальную услугу, а только коммунальный ресурс на СОИ, при определении объема коммунального ресурса только на СОИ применяется пункт 21(1) Правил N 124. К отношениям сторон подлежал применению пункт "в" пункта 21(1) Правил N 124. Заявитель настаивает на том, что при отсутствии в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, общедомовых приборов учета сточных вод и утвержденного норматива на отведение сточных вод на общедомовые нужды, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют законные основания для определения объема водоотведения по подпункту "в (4)" пункта 21 Правил N 124.
Истец поддерживает доводы, изложенные в исковом заявлении.
Третьи лица отзывы на жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 13.08.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 14.08.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Стороны заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Костромской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
19.05.2016 Предприятие (ресурсоснабжающая организация) и Общество (исполнитель) заключили Договор, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась оказывать исполнителю услуги по отпуску питьевой воды из системы коммунального водоснабжения на объекты исполнителя, указанные в приложении N 1, осуществлять прием сточных вод в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а исполнитель обязался своевременно оплачивать питьевую воду и услуги водоотведения в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных Договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
Договор подписан Обществом с протоколом разногласий, впоследствии урегулированных сторонами (т. 1 л.д. 39-47).
При выполнении Договора стороны обязались руководствоваться Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, а также постановлением Правительства Российской Федерации 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее - Правила N124) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 (пункт 1.2 Договора).
В соответствии с пунктом 4.7 Договора (в редакции протокола согласования разногласий) исполнитель обязался оплачивать отпущенную ему питьевую воду и принятые от него сточные воды не позднее последнего числа месяца, следующего за расчетным, с учетом требований к периодичности перечисления денежных средств, установленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг".
Во исполнение условий Договора истец в период с августа по октябрь 2018 года оказал ответчику услуги по водоотведению, в том числе в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества:
-в августе 2018 года в объеме 23 264,129 м на сумму 598 995 руб. 48 коп.;
-в сентябре 2018 года в объеме 5 476,382 м на сумму 141 003 руб. 70 коп.;
-в октябре 2018 года в объеме 5 819,260 м на сумму 149 831 руб. 98 коп.;
Для оплаты оказанных услуг истец выставил ответчику счета-фактуры от 31.08.2018 на сумму 598 995 руб. 48 коп., от 30.09.2018 на сумму 141 003 руб. 70 коп., от 31.10.2018 на сумму 149 831 руб. 98 коп. и направил соответствующие акты приема передачи.
Акты оказанных услуг с августа по октябрь 2018 года подписаны ответчиком с протоколами разногласий от 24.09.2018 (т. 1 л.д. 50) к акту от 31.08.2018 N 6008, от 24.10.2018 (т. 1 л.д. 164) к акту от 30.09.2018 N 7294, от 23.11.2018 (т. 1 л.д. 167) к акту от 31.10.2018 N 8270.
Из протокола разногласий от 24.09.2018 следует, что ответчиком принято услуг по водоотведению за август 2018 года в объеме 21 215,229 м на сумму 546 241 руб. 23 коп., по протоколу разногласий от 24.10.2018 за сентябрь 2018 года ответчиком не принято к оплате оказанных услуг по водоотведению в объеме 5462, 383 м на сумму 140 643 руб. 26 коп., по протоколу разногласий от 23.11.2018 за октябрь 2018 года ответчиком не принято к оплате оказанных услуг по водоотведению в объеме 5 804,01 м на сумму 149 439 руб. 33 коп.
В обоснование разногласий ответчик со ссылкой на часть 9.2 Жилищного кодекса Российской Федерации указал, что коммунальный ресурс отведения сточных вод в целях содержания общего имущества потребителям не предъявляется, соответственно, оплата населения по данной услуге в адрес Общества не поступит.
Претензиями от 15.10.2018, от 16.11.2018, от 17.12.2018 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность.
В связи с неисполнением обязательств по оплате истцом в адрес ответчика были направлены претензии с требованием оплаты образовавшейся задолженности (т. 1 л.д. 55-57).
Претензии оставлены ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу пункта 1 статьи 544, пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии (воды) производится за фактически принятое абонентом количество энергии (воды) в соответствии с данными учета энергии (воды), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьями 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги, при этом оказанные услуги оплачиваются в порядке и сроки, предусмотренные договором.
Факт оказания услуг в спорный период подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
Заявитель не согласен с объемом оказанных услуг, подлежащих оплате за спорный период.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что в связи с принятием собственниками многоквартирных домов решений о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией по оказанию услуги водоотведения в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги, между сторонами продолжал действовать договор холодного водоснабжения и водоотведения N 358-ВС/ТПК/16 от 19.05.2016 с 01.09.2018 года в части приобретения коммунальных ресурсов (холодная вода и услуги по приему сточных вод), потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения (пункт 42 Правил N 354).
Из приведенных норм права следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативно-правовому акту, в связи с чем названный порядок расчета платы транслирован в Правила N 124.
С 01.06.2017 постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) внесены изменения в пункт 21 Правил N 124 - пункт 21 Правил N 124 дополнен подпунктом "в(4)", в котором содержится формула расчета объема сточных, отводимых за расчетный период от многоквартирного дома, не оборудованного общедомовым прибором учета сточных вод.
Согласно данной норме объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации определяется как сумма объемов холодной и горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом.
По смыслу названных норм при определении объема услуг водоотведения по договору организации водопроводно-коммунального хозяйства с исполнителем коммунальных услуг жилищным законодательством установлен приоритет определения объема сточных вод по показаниям прибора учета водоотведения, при его отсутствии в доме и наличии общедомовых приборов учета горячей и холодной воды путем суммирования их показателей, и только при отсутствии общедомовых приборов учета холодной и горячей воды размер платы за коммунальную услугу по водоотведению должен определяться как произведение тарифа на водоотведение и объема коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период и приходящийся на конкретное помещение (по индивидуальным приборам учета или нормативам потребления).
Многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, оборудованы общедомовыми приборами учета водоснабжения, но не оборудованы общедомовыми приборами учета сточных вод, что сторонами не оспаривается.
Согласно пункту 2 части 1 и пункту 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2017), плата за содержание жилого помещения для нанимателя (собственника) жилого помещения в многоквартирном доме, включает в себя плату за услуги по управлению многоквартирным домом, за холодную воду, горячую воду, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с абзацем 3 пункта 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" нормативы потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) должны быть утверждены органами государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01.06.2017 с учетом положений настоящего постановления.
Пунктом 3 постановления N 1498 также предусмотрено, что до утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Отсутствие утвержденного норматива отведения сточных нужд на общедомовые нужды не может являться основанием для отказа в оплате фактически оказанных услуг по водоотведению.
При таких обстоятельствах в целях единообразного подхода к определению объема коммунальных ресурсов для целей содержания общего имущества многоквартирных домов по водоснабжению и водоотведению суд принял произведенный истцом расчет, соответствующий подпункту "в(4)" пункта 21 Правил N 124.
Довод заявителя о необходимости применения в расчетах подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124 (а именно, определение объема обязательств расчетным путем с применением нормативов потребления услуги) обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку данный пункт подлежит применению только в случае, когда многоквартирный дом вообще не оборудован общедомовыми приборами учета горячей и холодной воды, либо выведен из строя, либо утрачен, а также в связи с истечением срока его эксплуатации, а равно при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.
Указанные обстоятельства при рассмотрении дела не установлены.
Расчет истца соответствует подпункту "в(4)" пункта 21 Правил N 124.
С учетом данных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 26.07.2019 по делу N А31-365/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-365/2019
Истец: АО "Ремонтно-сервисное предприятие тепловых и подземных коммуникаций Костромской ГРЭС"
Ответчик: ООО "Коммунальщик"
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Костромской области, ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ