г. Самара |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А55-4927/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Скай" - до перерыва представитель Дмитриев Сергей Дмитриевич (доверенность от 09.01.2019), после перерыва представитель Дмитриев Сергей Дмитриевич (доверенность от 09.01.2019)
от Департамента градостроительства городского округа Самара - до перерыва представитель Попова Мария Николаевна (доверенность от 16.01.2019), после перерыва представитель Нагорнова Светлана Сергеевна (доверенность от 16.01.2019)
от Администрации городского округа Самара - после перерыва представитель Нагорнова Светлана Сергеевна (доверенность от 10.01.2019)
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 сентября 2019 г. - 07 октября 2019 г. в помещении суда апелляционную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июня 2019 года по делу N А55-4927/2019 (судья Якимова О.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Скай",
к Департаменту градостроительства городского округа Самара,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрации городского округа Самара,
об оспаривании распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Скай" обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Департаменту градостроительства г.о. Самара с заявлением, в котором просит признать Распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 25.01.2019 года N РД-141 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности ООО "Скай", с кадастровым номером 63:01:0908002:1823 не соответствующим пункту 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. Установить, что данное Решение является основанием для заключения соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности ООО "Скай", с кадастровым номером 63:01:0908002:1823.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 июня 2019 г. исковые требования удовлетворены.
Распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 25.01.2019 года N РД-141 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности ООО "Скай", с кадастровым номером 63:01:0908002:1823 признано не соответствующим пункту 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. Возложена обязанность на Департамент градостроительства городского округа Самара в месячный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления Обществу с ограниченной ответственностью "Скай" соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности ООО "Скай", с кадастровым номером 63:01:0908002:1823, с предложением заключить соглашение.
Взысканы с Департамента градостроительства городского округа Самара в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Скай" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства городского округа Самара просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Общество с ограниченной ответственностью "Скай" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 02.09.2019 г. представитель Департамента градостроительства городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Скай" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 02 сентября 2019 г. на 30 сентября 2019 г.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 30 сентября 2019 г. представитель Департамента градостроительства городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Скай" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 30 сентября 2019 г. в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 07 октября 2019 г. в 09 час. 10 мин.
Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
В судебном заседании 07 октября 2019 г. представитель Департамента градостроительства городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Скай" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 25.01.2019 года N РД-141 ООО "Скай" отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности.
ООО "Скай" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номеров 63:01:0908002:1823, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Советской Армии/ул. Антонова-Овсеенко, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.06.2018 года N 63/01/01/2018-137181.
ООО "Скай" обратилось в Департамента градостроительства городского округа Самара о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номеров 63:01:0908002:1823.
25 января 2019 года Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара ООО "Скай" отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара, по мнению заявителя, является необоснованным по следующим основаниям.
Согласно ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Юридическая природа перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заключается в возможности изменения местоположения границ земельных участков, в том числе с увеличением площади таких земельных участков за счет земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 Земельного кодекса.
В соответствии с п.п. 2 п. ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В обоснование отказа Департамент градостроительства городского округа Самара указывает, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара перераспределение земельного участка с кадастровым номером 63:01:0908002:1823, находящегося в собственности ООО "Скай", и земель, государственная собственность на которые не разграничена в результате утверждения проекта межевания территории не направлено на исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, таким образом отсутствуют основания, предусмотренные пп.2 п.1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ.
В оспариваемом Распоряжении Департамент градостроительства городского округа Самара указывает, что основанием для отказа является не возможность образования самостоятельных земельных участков из перераспределяемых земель государственная собственность на которые не разграничена, без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса.
Указанные доводы Департамента градостроительства городского округа Самара приняты без учета фактического расположения земельных участков.
В соответствии с п.5 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Согласно требованиям ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и [или] максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с Постановлением Самарской городской думы от 26 апреля 2001 г. N 61 "Об утверждении правил застройки и землепользования в городе Самаре" предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для территориальной зоны Ж-4 - 0, то есть не определены. Процент застройки участка - выраженный в процентах показатель, определяющий какая часть площади земельного участка может быть занята зданиями, строениями и сооружениями для территориальной зоны Ж-4 - 40%. Количество парковочных мест, шт. на 1 квартиру.
В соответствии со ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если: размер такого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков; доступ к такому земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 27 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" спорные участки не могут быть поставлены на кадастровый учет из-за отсутствия доступа к земельным участкам общего пользования.
При наличии указанных обстоятельств, невозможно определить, соответствует ли площадь образуемых земельных участков минимальным предельным параметрам (площадь и размер), которые для кода ВРИ 2.6 не определены правилами застройки и землепользования г. о. Самара. Вопрос о соответствии разрешим только путем установления предельных параметров для кода ВРИ 2.6.
При условии, что части образуемых участков заняты охранными зонами инженерных коммуникаций, процент застройки равен 40 и на каждую квартиру необходимо одно парковочное место, размещение на этих участках жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой девять и выше этажей, включая подземные, разделенных на двадцать и более квартир) невозможно.
Таким образом, образование земельных участков, как самостоятельных, невозможно. Кроме того, основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является наличие у Департамента сведений о прохождении автомобильных проездов на перераспределяемых землях. Данные выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам. На перераспределяемых землях расположены охранные зоны инженерных коммуникаций. Расположение автомобильных проездов на перераспределяемых землях никогда не планировалось.
Проектом планировки территории и проектом межевания территории не предусмотрены проезды и автомобильные дороги к земельному участку с кадастровым номером 63:01:0908002:1823 принадлежащему ООО "Скай" на праве собственности, а наложение частного сервитута на образуемые части предусмотрено, исключительно, для прокладки инженерных сетей.
Сведения ИСОГД о наличии на перераспределяемых землях дорожных проездов противоречат фактическим обстоятельствам.
Согласно требованиям действующего законодательства дорожные проезды должны быть определены нанесением соответствующих красных линий, как территорий общего пользования. Указанные территории общего пользования и дорожные проезды не предусмотрены проектом планировки и проектом межевания территории.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями являются линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезде набережные, скверы, бульвары), границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги.
Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации определяются Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция N 18-30).
В соответствии с пунктом 3.8. Инструкции N 18-30 красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ землепользовании; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.
Красные линии входят в состав документов планировки территории (гл. 5 ГрК РФ), а также отображаются на содержащихся в генеральных планах картах (схемах) существующих и планируемых границ зон и территорий города (п. 6 ст. 23 ГрК РФ, п. 3.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30 (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 25.03.2010 N Ф03-1445/2010, ФАС Поволжского округа от 23.09.2008 по делу N А65-29843/07).
В силу п. 3.4 данной Инструкции красные линии обязательны для всех субъектов градостроительной деятельности, участвующих в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. Кроме того, соблюдение красных линий обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости.
Красные линии входят в состав документов по планировке территории, в том числе в состав правил землепользования и застройки в части определения территориальных зон, а также в состав генеральных планов, совмещенных с проектами планировки территории.
Кроме того, местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий (абз. 2 п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, далее - ЗК РФ).
Пунктом 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. N 18-30).
Кроме того, согласно позиции Департамента градостроительства г. о. Самара, выводы Департамента основаны только на сведениях из ИСОГД, тогда как правовое значение имеют сведения о фактическом прохождении красных линий автомобильных проездов в границах перераспределяемых земель.
Департамент градостроительства городского округа Самара считает заявленные требования необоснованными по следующим основаниям.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 N 1 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" Департамент наделен полномочиями по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка в следующих случаях:
перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства,
индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из заявления и представленных документов, ООО "Скай" является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:01:0908002:1823, площадью 5390 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Советской Армии/ул. Антонова-Овсеенко.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 25.04.2018 N 316 утверждена документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) в границах улиц Советской Армии, Майкопской, Гастелло, Долотной в Советском районе городского округа Самара.
В соответствии с указанным проектом межевания территории из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0908002:1823 площадью 5390 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Советской Армии/ул. Антонова-Овсеенко был образован земельный участок площадью 9245 кв.м с кадастровым номером 63:01:0908002:2308.
Заявитель обратился в Департамент с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности ООО "Скай" в соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков).
Однако, согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара перераспределение земельного участка с кадастровым номером 63:01:0908002:1823, находящегося в собственности общества с ограниченной ответственностью "Скай", и земель, государственная собственность на которые не разграничена в результате утверждения проекта межевания территории не направлено на исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
Таким образом, образование земельного участка путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, невозможно отнести к основанию, предусмотренному частью 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков установлены пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного Кодекса Российской Федерации к таким основаниям относятся случаи, когда уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании Карты правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 (далее - Правила), земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4).
Пунктом 5 статьи 30 Правил предусмотрены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Так минимальный размер земельного участка для зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) составляет 300 кв.м.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 N 1266-0, указанное законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).
В данном случае площадь земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, испрашиваемого к перераспределению, составляет 3855 кв.м.
Следовательно, из перераспределяемого земельного участка возможно образование самостоятельного земельного участка, права на который могут быть приобретены в общем порядке.
Наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных подпунктом 2 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая наличие оснований, предусмотренных подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, обжалуемое распоряжение Департамента является законным и обоснованным.
В соответствии с положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для возложения обязанности в судебном порядке на орган, осуществляющий публичные полномочия, совершить определенные действия должно быть установлено, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. В данном случае указанная совокупность отсутствует.
Кроме того, требование заявителя об обязании Департамента заключить соглашение о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, необоснованно, поскольку суд не вправе подменять собой решения органов государственной власти, местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Суд первой инстанции вышеуказанные доводы Департамента верно посчитал необоснованными по следующим основаниям.
Так, Департамент указывает, что согласно сведениям, содержащимся в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) перераспределение земельного участка, находящегося в собственности ООО "Скай" и земель, государственная собственность на которые не разграничена не направлено на исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы. Вместе с тем, Департаментом в материалы дела не представлено никаких доказательств данного факта.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Суд первой инстанции верно отметил, что при издании распоряжения Департамент руководствовался только информационной системой обеспечения градостроительной деятельности. Указанные доводы не могут быть прияты во внимание, поскольку ИСОГД содержит информацию только в графическом изображении, при этом каких - либо документов, послуживших основанием для внесения данной информации в графическом отображении в ИСОГД не представлено.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков и резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 25.01.2019 года N РД-141 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности ООО "Скай" нельзя признать обоснованным.
При разработке ГПЗУ при выдаче разрешения на строительство, указываются координаты, в границах которых разрешено возведение строений.
В соответствии со ст.57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка, содержит информацию, в том числе о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии), о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон; о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов.
Как указано в отзыве Департамента, испрашиваемые земли разбиты на отдельные части и расположены в зоне Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами), согласно Карте правового зонирования.
В соответствии с п.5 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Согласно требованиям ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с Постановлением Самарской городской думы от 26 апреля 2001 г. N 61 "Об утверждении правил застройки и землепользования в городе Самаре" предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для территориальной зоны Ж-4 - 0, то есть не определены. Процент застройки участка - выраженный в процентах показатель, определяющий какая часть площади земельного участка может быть занята зданиями, строениями и сооружениями для территориальной зоны Ж-4 -40%. Количество парковочных мест, шт. на 1 квартиру.
При условии, что части образуемых участков заняты охранными зонами инженерных коммуникаций, процент застройки равен 40 и на каждую квартиру необходимо одно парковочное место, размещение на этих участках жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой девять и выше этажей, включая подземные, разделенных на двадцать и более квартир) невозможно. Таким образом, образование земельных участков, как самостоятельных, невозможно.
В соответствии со ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если: размер такого земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков; доступ к такому земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 27 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" спорные участки не могут быть поставлены на кадастровый учет из-за отсутствия доступа к земельным участкам общего пользования.
Кроме того в силу пп.4 п.3ст.11.3 ЗК РФ, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Под элементами планировочной структуры, согласно п.1 ст.41 ГрК РФ, понимаются, в частности, микрорайоны и кварталы. Поэтому, если испрашиваемый земельный участок расположен в пределах квартала, застроенного многоквартирными домами, формирование занимаемого им земельного участка, действительно, возможно только на основе проекта межевания территории.
В соответствии со ст.1 ГрК РФ элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства финансов РФ от 5 ноября 2015 г. N 171н "Об утверждении перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и правил сокращенного наименования адресообразующих элементов", изданным в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1221 от 19.11.2014, утвержден Перечень элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, в котором такой элемент планировочной структуры, как застроенный многоквартирными домами отсутствует.
Согласно ст.41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. В случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости.
Статьями 41.1 - 43 ГрК РФ предусмотрен порядок разработки и утверждения документации по планировки территории, для чего проводятся инженерные изыскания, составляется проект планировки территории, состоящий из основной части и материалов по обоснованию проекта, разрабатывается проект межевания территории.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 7 декабря 2016 г. N 793 утверждены требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в соответствии с п.2 которых требования к цифровому описанию атрибутивной информации векторной модели данных и отображению условными обозначениями объектов на картах, входящих в состав документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Уточнение местоположения планируемых к размещению объектов осуществляется на этапах реализации документов территориального планирования посредством подготовки градостроительной и землеустроительной документации.
Иных оснований для отказа Департаментом не заявлено, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Распоряжение Департамента содержит весь перечень и объем оснований, а учитывая необоснованность доводов Департамента на ответчика может быть возложена обязанность по заключению соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности ООО "Скай".
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, в связи с этим оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июня 2019 года по делу N А55-4927/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4927/2019
Истец: ООО "Скай"
Ответчик: Департамент градостроительства городского округа Самара
Третье лицо: Администрация г.о. Самара