г. Киров |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А31-13237/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой К.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 13.06.2019 по делу
N А31-13237/2018, принятое судом в составе судьи Козлова С.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик"
(ИНН: 4431003821, ОГРН: 1084437000394)
к Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области
(ИНН: 4401188854, ОГРН: 1184401005172)
о взыскании денежной суммы,
третье лицо: Государственная жилищная инспекция Костромской области (ИНН: 4401053670, ОГРН: 1054408637051),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Костромской области в лице Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области (далее - ответчик, Департамент) 948 033 рублей 53 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Костромской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 13.06.2019 исковые требования удовлетворены: с Костромской области в лице Департамента в пользу Общества взыскано 948 033 рубля 53 копейки убытков.
Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Ответчик указывает, что судом первой инстанции не учтено, что в силу подпункта "а" пункта 4 (1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома в отношении холодной и горячей воды, в том числе оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Ответчик считает, что имущество, на наличие которого в многоквартирных домах, ссылается истец, не может быть отнесено к оборудованию для водоотведения в местах общего пользования.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами ответчика не согласился.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 15.07.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 16.07.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 31.07.2017 истец обратился в Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области с просьбой разъяснить источник возмещения денежных средств управляющей организации в адрес ресурсоснабжающей организации за объем сточных вод, а также причины отсутствия утверждения норматива на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества (лист дела 10 том 1).
Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области уведомил истца, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества на территории Костромской области утверждены постановлением департамента от 31.05.2017 N 7-нп (лист дела 11 том 1).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 17.07.2018 по делу А31-3252/2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.10.2018 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.12.2018, с Общества (управляющая организация) в пользу АО "Ремонтно-сервисное предприятие тепловых и подземных коммуникаций Костромской ГРЭС" (ресурсоснабжающая организация) взыскано 948 033 рубля 53 копейки задолженности за услуги по водоотведению сточных вод на общедомовые нужды.
В обоснование своих возражений Общество указывало, что коммунальный ресурс отведения сточных вод в целях содержания общего имущества потребителям не предъявлялся, соответственно оплата населения по данной услуге в адрес Общества не поступит. До настоящего времени норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области не утвержден.
23.08.2018 Общество обратилось в Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области с претензией с требованием возместить убытки, причиненные бездействием последнего, выразившиеся в не утверждении норматива отведения сточных вод на содержание общего имущества дома, в размере 948 033 рублей 53 копеек (лист дела 13 том 1).
Поскольку требования Общества удовлетворены не были, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Костромской области руководствовался пунктом 1 статьи 15, статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 154, частью 1 статьи 157, частями 9.1., 9.3. статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), пунктом 29 Правил N 306, пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и исходил из того, что бездействие ответчика в не утверждении норматива за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, является незаконным.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с частью 9.3 статьи 156 ЖК РФ при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения (пункт 42 Правил N 354).
Из приведенных норм права следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
С 01.06.2017 Постановлением N 1498 внесены изменения в пункт 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Пункт 21 Правил N 124 дополнен подпунктом "в(4)", в котором содержится формула расчета объема сточных, отводимых за расчетный период от многоквартирного дома, не оборудованного общедомовым прибором учета сточных вод.
Согласно данной норме объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации определяется как сумма объемов холодной и горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом.
Такой порядок определения объема услуг водоотведения не противоречит Правилам N 354, поскольку обязательство собственников помещений оплачивать объем коммунального ресурса, в том числе сточных вод, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, следует из формулы 15, приведенной в пункте 17 приложения 2 к Правилам N 354.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1498 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной и горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом согласно Постановлению N 1498 пункт 29 Правил N 306 изложен в новой редакции, применимой к спорному периоду.
Согласно абзацу 3 пункта 29 Правил N 306 норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 31.05.2017 N 7-НП введены в действие на территории Костромской области нормативы расхода холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирных жилых домах.
В силу пункта 17 Правил N 306 решения уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также утвержденные ими нормативы по формам, предусмотренным приложением N 2 к настоящим Правилам, публикуются в 10-дневный срок после их принятия в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет с указанием даты введения в действие указанных нормативов.
Названные формы не предусматривают выделение отдельной строкой норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, который в силу абзаца 3 пункта 29 Правил N 306 определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом изложенного, в данном случае отсутствуют основания считать, что Департаментом неправомерно допущено бездействие в не утверждении норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирных домов. Норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирных домов определяется путем суммирования нормативов потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирных домов (абзац 3 пункта 29 Правил N 306). Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 31.05.2017 N 7-НП в спорный период утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, взыскание решением Арбитражного суда Костромской области от 17.07.2018 по делу А31-3252/2018 с Общества в пользу АО "Ремонтно-сервисное предприятие тепловых и подземных коммуникаций Костромской ГРЭС" задолженности за услуги по водоотведению сточных вод на общедомовые нужды в размере 948 033 рублей 53 копеек не подтверждает правомерность позиции Общества по настоящему делу. Оснований считать эти расходы убытками, подлежащими взысканию с Департамента, не имеется.
В связи с этим апелляционная жалоба Департамента подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда Костромской области - отмене, исковые требования Общества о взыскании с Департамента спорной суммы удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
В силу пункта 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" поскольку апелляционная жалоба была подана освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина за подачу соответствующего обращения не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 13.06.2019 по делу N А31-13237/2018 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-13237/2018
Истец: ООО "Коммунальщик"
Ответчик: Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Костромской области