г. Санкт-Петербург |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А56-146595/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: Куликовой М.Ю. по доверенности от 03.10.2019,
от ответчика: Хозиной А.Н. по доверенности от 28.05.2019,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12570/2019) ООО "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.03.2018 по делу А56-146595/2018 (судья Орлова Е.А.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада"
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга"
о взыскании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" (истец, ООО "ЖКС Северо-Запада", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" (ответчик, СПб ГКУ "ЖА Адмиралтейского района Санкт-Петербурга", Учреждение) о взыскании 539 099,46 рублей в качестве оставшейся части платы за горячее, холодное водоснабжение, а также электроснабжение, начисленных с учетом повышающего коэффициента, и 2899 рублей в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.03.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права, а также несоответствием изложенных в нем выводов фактическим обстоятельствам дела.
Истец считает ошибочным вывод суда о том, что Учреждение не является представителем собственника помещений - города Санкт-Петербурга, ссылаясь на пункты 1.2, 1.4 Положения, утв. распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.2001 N 310, п. 2.2.1.14 Типового устава Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств, утв. распоряжением КУГИ от 01.06.2011 N 74-р, постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2011, согласно которым расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание помещений, собственником которых является Санкт-Петербург, производятся через районные жилищные агентства; которые представляют интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений в МКД. Таким образом, по мнению истца, на Учреждение возлагается обязанность по оснащению помещений, принадлежащих Санкт-Петербургу, индивидуальными приборами учета и несению расходов по содержанию общего имущества, оплате коммунальных услуг.
По мнению истца, являются необоснованными выводы суда в части отсутствия у него права предъявления счетов за коммунальные услуги к публичному собственнику как противоречащие Жилищному кодексу Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, подзаконным актам Российской Федерации.
Кроме того, как указывает истец, в статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации законодатель предусмотрел для собственников жилых помещений (но не для иных категорий пользователей) правила расчета платы за жилые помещения, не оборудованные приборами учета, с применением повышающих коэффициентов.
Обязанность по установке приборов учета также возложена на собственников помещений, что следует из пункта 81 Правил N 354, ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
При таких обстоятельствах, по мнению истца, начисление платы за коммунальные услуги с применением повышенного норматива возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета и не несущих соответствующих обязанностей.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019 на основании статей 130, 143, 145 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение настоящего дела приостановлено до размещения на сайте Верховного Суда Российской Федерации полного текста определения по делу N А56-11711/2018.
В рамках дела А56-11711/2018, переданного на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, и настоящего дела, рассматриваются аналогичные требования ООО "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" о взыскании задолженности с учетом повышающего коэффициента с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" как собственника жилых помещений, не исполнившему обязанность по оснащению жилых помещений ИПУ.
29.08.2019 от истца поступило ходатайство о возобновлении производства по делу, в котором он ссылается на принятие Верховным Судом Российской Федерации определения по делу N А56-1711/2018.
Учитывая данные обстоятельства, апелляционный суд определением от 02.09.2019 назначил судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по делу на 14.10.2019.
В настоящем судебном заседании производство по делу возобновлено, о чем вынесено протокольное определение.
Стороны поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖКС Северо-Запада" в период с декабря 2017 года по июль 2018 года являлось управляющей компанией многоквартирных домов по адресам: Малодетскосельский пр., д.29, лит.А, Почтамтская ул., д.23, лит.А, 11-я Красноармейская, д.10, лит. А, Садовая ул. д.72/16, лит. А, 11-я Красноармейская ул., д. 15а, лит. А. Измайловский пр., д.15 лит. Д, Московский пр., д.85, лит.А, ул.Б. Морская, д.25, лит. А.
ГКУ "Жилищное агентство Адмиралтейского района" наделено полномочиями по представлению интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в МКД. На Учреждение возлагается обязанность по оснащению помещений, принадлежащих на праве собственности городу Санкт-Петербургу, индивидуальными приборами учета и несению расходов по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, оплате коммунальных услуг.
Ссылаясь на то, что в период с декабря 2017 года по июль 2018 года в отношении жилых помещений необорудованных индивидуальными приборами учета, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, начислена плата за электроснабжение, горячее и холодное водоснабжение с учетом повышающего коэффициента к нормативам потребления коммунальных услуг, однако разница между ней и платой, начисленной нанимателям жилых помещений, подлежащая оплате наймодателем, в добровольном порядке не перечислена, ООО "ЖКС Северо-Запада" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, указал на то, что Адмиралтейское РЖА не является представителем собственника помещений, не несет расходы по оплате коммунальных услуг после заселения жилых помещений нанимателями, кроме того, договоры управления многоквартирными домами не содержат условий о внесении Адмиралтейским РЖА доплаты при внесении нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления.
Суд апелляционной инстанции полагает, что при принятии оспариваемого решения суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
В силу части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователем жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В силу пункта 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к названным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Пунктом 81 Правил N 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (в редакции постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 306) установлены нормативы потребления коммунальных услуг в целях содержания имущества в многоквартирном доме, в том числе с применением повышающих коэффициентов.
Постановлением Правительства N 603 внесены изменения в Правила N 354 и Правила N 306.
Названным постановлением из Правил N 306 исключены положения относительно порядка расчета норматива платы с повышающим коэффициентом, а пункт 42 Правил N 354 дополнен абзацем 3, согласно которому "при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента".
Обязанность истца проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, устанавливать факт их наличия или отсутствия предусмотрена пунктом 82 Правил N 354.
ООО "ЖКС Северо-Запада", обращаясь в суд первой инстанции с соответствующими требованиями к Адмиралтейскому РЖА, указало на то, что начисление платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов к нормативу потребления допускается только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов.
В спорном периоде Общество осуществляло управление МКД, в которых имелись находившиеся в собственности Санкт-Петербурга жилые помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета (далее - ИПУ) электрической энергии.
Эти жилые помещения на основании договоров найма заселены гражданами, которым Общество как управляющая организация начисляла плату за коммунальные услуги и выставляло соответствующие счета для оплаты.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов; в случаях и в порядке, предусмотренных нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Агентство в силу положений Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2011 "Об изменении целей и определений предметов деятельности Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств", Типового устава Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств, утвержденного распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 01.06.2011 N 74-р, пунктов 1.2, 1.4 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или ЖСК либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств" наделено полномочиями по представлению интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в МКД.
В данном случае собственником не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению ИПУ находящихся в собственности Санкт-Петербурга жилых помещений в МКД, в связи с чем Общество обратилось к Агентству с требованием о взыскании платы, рассчитанной по пункту 42 Правил N 354, с учетом повышающего коэффициента.
Вступившим в силу в ноябре 2009 года Законом об энергосбережении на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13).
В отношении МКД обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами предоставления коммунальных услуг на собственников этих помещений (пункт 81).
Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) предусмотрено, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5.
Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета при наличии технической возможности их установки.
Поскольку законодательство возлагает обязанность по оснащению жилого помещения в МКД на его собственника, Агентство, как представитель собственника спорных жилых помещений, не ссылалось на отсутствие технической возможности установки ИПУ электрической энергии в этих помещениях, основания для освобождения собственника от обязанности внесения платы, обусловленной отсутствием ИПУ в принадлежащих ему помещениях, отсутствуют.
Такой вывод и толкование норм права содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2019 N 307-ЭС19-6275 по делу N А56-11711/2018 со схожими фактическими обстоятельствами, подлежащее применению в силу статьи 16 АПК РФ.
Поскольку спора о сумме задолженности между сторонами не имеется, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, а также в связи с несоответствием выводов, изложенных в нем, фактическим обстоятельствам дела.
Судебные расходы по госпошлине распределены в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-146595/2018 от 13.03.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с Санкт-Петербургского казенного учреждения "Жилищное агентство Адмиралтейского района" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" 539 099,46 рублей части платы за горячее, холодное водоснабжение, электроснабжение, начисленной с учетом повышающего коэффициента, 13 782,00 рубля в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции, 3000,00 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-146595/2018
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА"
Ответчик: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга"