город Ростов-на-Дону |
|
15 октября 2019 г. |
дело N А53-21473/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу: Помниковой О.И. по доверенности от 27.02.2019;
от муниципального бюджетного учреждения "Эксплуатация и благоустройство" Краснокутского сельского поселения: руководителя Петрищева Н.А. на основании распоряжения от 08.08.2014, Болдыревой И.В. по доверенности от 14.08.2018;
от администрации Октябрьского района Ростовской области: Болдыревой И.В. по доверенности от 12.07.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Эксплуатация и благоустройство" Краснокутского сельского поселения на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.06.2019 по делу N А53-21473/2018, по исковому заявлению департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (ИНН 6164226375, ОГРН 1046164025951) к муниципальному бюджетному учреждению "Эксплуатация и благоустройство" Краснокутского сельского поселения (ИНН 6125029662, ОГРН 1116182003893)
при участии третьего лица: администрации Октябрьского района Ростовской области о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду
УСТАНОВИЛ:
департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее - департамент Росприроднадзора по ЮФО, департамент, административный орган) обратился с заявлением в Арбитражный суд Ростовской области к муниципальному бюджетному учреждению "Эксплуатация и благоустройство" Краснокутского сельского поселения (далее - учреждение, МБУ "Эксплуатация и благоустройство") о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2013 года, 1-4 кварталы 2014 года, 1-4 кварталы 2015 года, 2016 года в размере 51 106 348,14 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.11.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2019, иск удовлетворен на сумму 19 006 343, 02 руб. за 2 - 4 кварталы 2015 года и 2016 год. В остальной части в иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.04.2019 решение Арбитражного суда Ростовской области и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Суд кассационной инстанции указал, что суды не выяснили, осуществляет ли учреждение приносящую доход деятельность и позволяет ли подобная деятельность обеспечить расходы на реконструкцию (либо строительство новых) очистных сооружений, исключающих превышение ПДК названных шахтных стоков; представитель учреждения пояснил, что до 2013 года шахты находились в федеральной собственности и их содержание финансировалось из федерального бюджета. Таким образом, суду необходимо проверить доводы учреждения о том, что передача муниципальному образованию законсервированных шахт, являющихся источником шахтных вод с вредными веществами, а также очистных сооружений, эксплуатировать которые поручено учреждению, без соответствующего финансирования делает объективно невозможным обеспечить надлежащую очистку названных сбросов. Судам необходимо обсудить вопрос о привлечении к участию в деле соответствующих органов субъекта Российской Федерации и самой Российской Федерации, установить круг лиц, ответственных за спорные сбросы стоков с превышением ПДК, определить долю ответственности самого учреждения.
Принятым по результатам нового рассмотрения дела решением от 26.06.2019 суд взыскал с муниципального бюджетного учреждения "Эксплуатация и благоустройство" Краснокутского сельского поселения в пользу департамента Росприроднадзора плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2015 г., 2016 г. в сумме 19 006 343,02 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МБУ "Эксплуатация и благоустройство" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе учреждение просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что МБУ "Эксплуатация и благоустройство" создано администрацией Октябрьского района для эксплуатации комплекса, предпринимательскую и иную экономическую деятельность не ведет, комплекс не имеет внебюджетных счетов, финансируется за счёт средств бюджета Октябрьского района. Построенный в рамках программы реструктуризации угольной промышленности России и запущенный в эксплуатацию в 2004 году Комплекс в 2013 году был передан Российской Федерацией на баланс администрации Краснокутского сельского поселения Октябрьского района без финансового обеспечения. До 2012 года федеральный бюджет выделял средства на эксплуатацию объекта; эксплуатационные расходы по комплексу составляли в среднем 48,3 млн. руб. в год, при этом в суммы эксплуатационных расходов не включались платежи за негативное воздействие на окружающую среду. С 2013 года после передачи объекта в муниципальную собственность, объёмы финансирования значительно сократились. Кроме того, очистные сооружения комплекса вынуждены эксплуатироваться сверх проектной мощности - в объеме 1700 куб.м/час. (проектная мощность первой и второй очередей составляет 1200 куб.м/час); согласно утвержденных проектных решений комплекс очищает шахтную воду только от наиболее вредного компонента - железа, очистка же от солей и примесей не производится. Очистка от сухого остатка, кальция, магния, хлоридов и сульфатов проектами не предусмотрена. МБУ "Эксплуатация и благоустройство" действует в состоянии крайней необходимости и причиненный вред окружающей среде и водным объектам менее значительный, чем предотвращенный. Администрацией Октябрьского района начиная, с 2013 года неоднократно направлялись письма в адрес различных Министерств и ведомств Ростовской области об оказании финансовой помощи на эксплуатацию природоохранного объекта водоотливного комплекса "Шахта им. С.М.Кирова".
Определением от 03.09.2019 апелляционный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию Октябрьского района Ростовской области (ИНН 6125011930 ОГРН 1026101413150) (далее - администрация).
В пояснениях администрация просила решение суда отменить, удовлетворить апелляционную жалобу.
От муниципального бюджетного учреждения "Эксплуатация и благоустройство" Краснокутского сельского поселения поступило ходатайство о привлечении к участию в деле Правительства Ростовской области, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора.
В удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле третьих лиц судебной коллегией отказано, поскольку рассматриваемым в рамках настоящего дела спором не затрагиваются права и обязанности Правительства Ростовской области, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации. При этом обжалуемым решением суда на них не возлагается никаких обязанностей, не разрешаются вопросы деятельности данных лиц.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент просил решение суда оставить без изменения.
Учреждением заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств по делу о финансировании деятельности по комплексу очистных сооружений и копий контрактов на обслуживание данных сооружений.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство и приобщил дополнительные доказательства к материалам дела, как доказательства непосредственно связанные с предметом исследования по настоящему спору.
В судебном заседании представители муниципального бюджетного учреждения "Эксплуатация и благоустройство" Краснокутского сельского поселения и администрации доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить в части превышающей размер платы за негативное воздействие на окружающую среду 202 297,70 руб..
Представитель департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку таких возражений от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции проверяет законность решения в части удовлетворенных судом первой инстанции требований.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в связи с возложением на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, в том числе на департамент, функций администраторов доходов за негативное воздействие на окружающую среду департамент проверил внесение учреждением платежей за негативное воздействие на окружающую среду, по итогам которой выявлена задолженность за 2-й квартал 2013 года на сумму 3 377 864 рубля 76 копеек, 3-й квартал 2013 года - 3 378 052 рубля 82 копейки; 4-й квартал 2013 года - 3 646 071 рубль 06 копеек; 1-й квартал 2014 года - 4 382 804 рубля 42 копейки; 2-й квартал 2014 года - 4 358 741 рубль 76 копеек; 3-й квартал 2014 года - 4 514 150 рублей 85 копеек; 4-й квартал 2014 года - 4 751 283 рубля 25 копеек; 1-й квартал 2015 года - 4 215 148 рублей 78 копеек; 2-й квартал 2015 года - 3 841 658 рублей 95 копеек (оплачено 1600 рублей); 3-й квартал 2015 года - 3 987 399 рублей 77 копеек (оплачено 1600 рублей); 4-й квартал 2015 года - 4 168 522 рубля 13 копеек (оплачено 418 рублей 20 копеек); 2016 год - 6 491 679 рублей 66 копеек. Общая сумма задолженности - 51 106 348 рублей 14 копеек.
Департамент направил 21.05.2018 ответчику требование N 03-13/783 с уведомлением в десятидневный срок с момента его получения оплатить указанную задолженность.
Неисполнение ответчиком требования послужило основанием для обращения департамента в арбитражный суд с иском.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.
Согласно Указу Президента Российской Федерации "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" от 12.05.2008 N 724 и "Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Положением о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.06.2011 N 502, Департамент является территориальным органом федерального органа исполнительной власти и входит в структуру Федеральной службы по надзору в сфере природопользования России и соответственно Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В пункте 4.1.8 Положения N 502 указано, что департамент осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (действовал в период возникновения задолженности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, с учреждений и организаций, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, за негативное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за сброс загрязняющих веществ в атмосферу производится взимание платы.
В пункте 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" (действовал в период возникновения задолженности) установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.01.2002 N 284-О плата является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", ответчик обязан осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую природную среду, как субъект, в ходе осуществления производственной деятельности которого происходит негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717, федеральному закону от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годах" функции администраторов доходов за негативное воздействие на окружающую среду возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, в том числе на департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
По заявлению ответчика суд применил исковую давность к части требований, иск удовлетворен на сумму 19 006 343,02 руб. за 2 - 4 кварталы 2015 года и 2016 год.
В части истечения срока исковой давности сторонами доводы не приведены и судебный акт не оспаривается.
Рассматривая вопрос о взыскании 19 006 343,02 руб. за 2 - 4 кварталы 2015 года и 2016 год суд первой инстанции не учел следующее.
В пункте 11 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ указано, что из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются фактические документально подтвержденные затраты на проведение в отчетном году мероприятий по снижению негативного воздействия в пределах исчисленных сумм раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества (класса опасности отходов производства и потребления). Данная льгота действует в отношении мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 этого Закона и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.
Затраты, осуществленные в отчетном году, можно учесть в счет платы, начисленной по итогам этого года, либо перенести на следующие годы, но не более чем в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности (пункт 12 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Согласно уставу учреждения его учредителем является администрация Октябрьского района Ростовской области; собственником имущества учреждения является муниципальное образование Октябрьский район Ростовской области. Учреждение не имеет извлечения прибыли в качестве своей основной деятельности.
Предметом деятельности и целями создания МБУ "Эксплуатация и благоустройство" является выполнение работ по эксплуатации Комплекса "Мероприятия по предотвращению прорыва шахтных вод из горных выработок ликвидируемой шахты им. С.М. Кирова в выработки действующих шахт", в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления Краснокутского сельского поселения.
Представители учреждения в судебном заседании пояснили, что иную деятельность кроме как содержание Комплекса "Мероприятия по предотвращению прорыва шахтных вод из горных выработок ликвидируемой шахты им. С.М. Кирова в выработки действующих шахт" МБУ "Эксплуатация и благоустройство" не осуществляет.
Из материалов дела следует, что ликвидация крупных шахт г. Новошахтинска привела к увеличению водопритока в Кировский техногенный комплекс. В связи с этим в рамках программы реструктуризации угольной промышленности России построен и введен в эксплуатацию в 2004 - 2008 годах Комплекс очистных сооружений.
Согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование от 05.07.2018 N 61-05.01.05.0009-Р-РСБХ-с-2018-01835/00 целью использования водного объекта является сброс сточных (шахтных) вод от комплекса очитсных сооружений шахты им. Кирова.
При этом, согласно рабочему проекту (т.3 л.д. 61) шахта им. Кирова затоплена вместе с рядом гидравлически связанных с ней ликвидированных шахт. Произошло полное затопление всей системы горных выработок района, представляющих собой единый водный бассейн с объемом воды в контуре затопления Несветаевских и Коминтерновских пластов порядка 28,3 млн. м3. В случае непринятия мер по ограничению подъема контур затопления системы горных выработок, в долинах рек и балок, на полях ликвидируемых шахт будут иметь место многочисленные выходы подземных вод шахтного состава. Дополнительно, в полосах вдоль выходов разрабатываемых пластов под покровные отложения, разовьется процесс подтопления земной поверхности, который охватит значительную территорию. В зону, угрожаемую по подтоплению земной поверхности, входят следующие участки: пойма реки Аюты в районе поселка Новогригорьевка; балка Цурюпы в районе поселка им. Кирова; пойма реки Малый Несветай в г. Новошахтинске; наклонный вентиляционный шурф N 6 шахты им. Кирова; ствол бывшей шахты N 32.
Для принятия поступающей на поверхность, через самоизливающиеся водовыпускные скважины шахтной воды были построены и пущены в эксплуатацию соответствующие сооружения по ее очистке и последующему сбросу в р. Аюта.
Согласно скорректированному рабочему проекту комплекс сооружений рассчитан на очистку шахтной воды только от железа и частичное обессоливание устройством мелководных запруд.
Из изложенного следует, что имеет место водоприток вне зависимости от деятельности комплекса и очистки.
Суммарная производительность первой и второй очередей очистных сооружений шахты предусмотрена проектом в объеме 1 200 куб.м.
Согласно представленной в материалы дела переписке учреждения средний водоприток в спорный период составлял более указанной величины.
В 2013 году комплекс был передан Российской Федерацией на баланс администрации.
Согласно сведениям таблицы - Содержание комплекса очистных сооружений Краснокутского сельского поселения размер содержания с 2010 года был значительно снижен с 50 800 тыс.руб. - 55 650 тыс. руб. до 29 577,8 тыс. руб. и 23 152,1 млн.руб. в 2015 - 2016 годах соответственно.
Из изложенного следует, что фактически учреждением осуществляется деятельность по очистке воды, изливающейся из горных выработок ликвидируемой шахты им. С.М. Кирова в объеме, превышающем нагрузку на очистные сооружения, в том числе при наличии уменьшения затрат на содержание указанного комплекса.
Таким образом, учреждением фактически осуществляется деятельность с увеличением объема пропускной способности сооружений, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду.
При этом, деятельность учреждения осуществляется в ситуации крайней необходимости в целях минимизации существующей угрозы подтопления и загрязнения прилегающей к шахте им. Кирова территорий.
При таких обстоятельствах, учитывая что пунктом 11 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ предусмотрена возможность снижения суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду на размер, проведенных мероприятий по снижению негативного воздействия, учитывая увеличение объемов поступления воды, суд апелляционной инстанции считает возможным в рассматриваемом случае снизить заявленный департаментом размер ко взысканию с учетом ограничения финансирования (с 50 800 тыс. руб. до 23 152,1 тыс. руб.) до заявленного учреждением размера 202 297,70 руб.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства по делу, решение суда подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.06.2019 по делу N А53-21473/2018 изменить.
Изложить абзац один резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с муниципального бюджетного учреждения "Эксплуатация и благоустройство" Краснокутского сельского поселения (ИНН 6125029662, ОГРН 1116182003893) в пользу департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (ИНН 6164226375, ОГРН 1046164025951) плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2015 г., 2016 г. в сумме 202 297,70 руб.".
В остальной части решение оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-21473/2018
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЭКСПЛУАТАЦИЯ И БЛАГОУСТРОЙСТВО" КРАСНОКУТСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-591/2021
11.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13034/20
27.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2853/19
15.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13560/19
26.06.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-21473/18
22.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2853/19
25.01.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21366/18
16.11.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-21473/18