город Чита |
|
16 октября 2019 г. |
дело N А19-13913/2019 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Каминского В.Л.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 39 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2019 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-13913/2019 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) (ОГРН 1163850063618, ИНН 3818047004) к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 39 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" (ОГРН 1023802527980, ИНН 3828005973) о взыскании штрафных санкций,
установил:
Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) (далее истец, Пенсионный Фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 39 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" (далее - ФКУ "КП N39", страхователь, учреждение) о взыскании штрафных санкций за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за май 2018 в размере 79 000 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2019 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе учреждение ставит вопрос об отмене решения и приятии нового судебного акта, ссылаясь на то, что сведения об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного медицинского страхования были приставлены позже установленного срока на 3 дня по техническим неполадкам. Суд первой инстанции не рассмотрел вопрос о смягчающих обстоятельствах.
Отзыв на апелляционную жалобу Пенсионный Фонд не представил.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 24.08.2019.
Согласно части 1 статьи 272 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, Пенсионным фондом составлен акт от 09.07.2018 N 048S18180009789, на основании которого принято решение от 07.08.2018 N 048S19180011728 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закон N 27-ФЗ) за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ, с назначением штрафа в размере 79 000 рублей.
Требование об уплате штрафа N 048S01180055628 от 29.08.2018 в установленные сроки не исполнено, штраф не уплачен.
Данные обстоятельства явились основанием Пенсионному фонду для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
01.04.2019 Арбитражным судом Иркутской области от по делу N А19-6448/2019 выдан судебный приказ на взыскание штрафа в сумме 79 000 рублей на основании абзаца третьего статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за май 2018 года, в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 580 рублей.
Определением от 25.04.2019 указанный судебный приказ отменен.
05.06.2019 от Пенсионного фонда поступило заявление о взыскании финансовой санкции.
Суд первой инстанции, удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд признает правильным и обоснованным решение суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Право органов Пенсионного фонда Российской Федерации на взыскание штрафа в судебном порядке предусмотрено статьей 17 Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Учреждение является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
Статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) установлена обязанность страхователей по представлению в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, и за которых он уплачивает страховые взносы.
Страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ).
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Таким образом, срок представления сведений на застрахованных лиц по форме СЗВ-М за май 2018 года приходился на 15.06.2018.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов дела следует, что сведения за май 2018 года представлены страхователем 18.06.2018 по телекоммуникационным каналам связи на 158 застрахованных лиц, то есть с нарушением установленного законом срока на 3 дня.
Согласно статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, следовательно, суммы штрафов, предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования, подлежат взысканию в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Исходя из абзаца второго пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, может быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.
Как следует из материалов дела, задолженность по уплате спорной суммы штрафа образовалась 17.06.2018. Срок для добровольного исполнения требования N 048S01180055628 от 29.08.2018 был установлен до 18.09.2018, следовательно, срок на обращение в суд с требованием о взыскании штрафной санкции истекал 18.03.2019.
Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа 18.03.2019, то есть в установленный законом срок на обращение с заявлением о взыскании штрафа по требованию N 048S01180055628 от 29.08.2018. Определением от 25.04.2019 указанный судебный приказ отменен. С заявлением о взыскании финансовой санкции Пенсионный фонд обратился 05.06.2019, т.е. в установленный законом шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании штрафных санкций, исчисляемый после отмены судебного приказа с учетом разъяснений, указанных в пункте 39 Обзора судебной практики Президиума Верховного Суда России N2 от 17 июля 2019.
Как следует из материалов дела, страхователем не представлены в срок сведения на 158 застрахованных лиц, таким образом, в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ взысканию подлежит сумма штрафа в размере 79 000, что соответствует требованиям Пенсионного Фонда.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклоняются по следующим основаниям.
Норма, установленная абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ является императивной, соответственно непредставление страхователем в установленный пунктом 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона срок является безоговорочным основанием применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Доказательств о наличии объективных причин, препятствующих своевременному представлению сведений, в нарушение статьи 65 АПК РФ, учреждением не представлено, поэтому доводы апелляционной жалобы в данной части отклоняются.
Довода об отсутствии денежных средств для уплаты финансовых санкций не влекут отмену судебного акта. Данный довод не основан на законе.
Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 19.01.2016, если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Между тем в рассматриваемом случае у суда первой инстанции не имелось оснований снижать финансовые санкции, поскольку, как следует из материалов дела, учреждение об этом Арбитражному суду Иркутской области не заявляло. Доказательств в подтверждение оснований для снижения санкции не представлено.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
В силу части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288 АПК РФ.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2019 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-13913/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Л. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13913/2019
Истец: ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Усть-Кутском районе Иркутской области межрайонное
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Колония-поселение N39 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области"