г. Санкт-Петербург |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А56-24209/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. О. Третьяковой, Е. И. Трощенко
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Е. О. Коршачек
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20556/2019) АО "Вагонная ремонтная компания - 2"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2019 по делу N А56-24209/2019(судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению АО "Вагонная ремонтная компания - 2";
к ГУ-УПФ РФ во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Кильдиватова М. А. (доверенность от 07.11.2018), Ананашина А. А.
от ответчика: Сыротяк Е. А. (доверенность от 10.12.2018)
установил:
Акционерное общество "Вагонная ремонтная компания - 2" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга (далее - фонд) от 30.01.2019 N 202S19190064178.
Решением суда от 18.06.2019 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель фонда против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиков страховых взносов.
По результатам проверки составлен акт от 25.07.2018 N 202V10180001721 и вынесено решение от 22.08.2018 N 202V12180000905 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В акте от 25.07.2018 N 202V10180001721 указано, что:
- в результате проверки не выявлены нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;
- проверкой выявлены нарушения законодательства: занижение налогооблагаемой базы для начисления страховых взносов (в организации выплачивалась, но не облагалась страховыми взносами и взносами ФФОМС компенсация за задержку заработной платы в 2015 - 2016 г.г.).
Пунктом 11.3 акта от 25.07.2018 N 202V10180001721 обществу предложено:
- в уточненном отчете по форме РСВ-1 ПФР, отчетный период - 2016 год, в строке 120 и разделе 4, доначислить страховые взносы в сумме 1 638 руб. 79 коп., в том числе: на страховую часть пенсии - 1 330 руб. 39 коп., ФФОМС - 308 руб. 40 коп;
- скорректировать индивидуальные сведения работников согласно приложению N 1 к акту проверки;
- уточненный расчет представить не позднее 1 месяца после истечения квартала, в котором вступит в силу решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности плательщика страховых взносов за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, то есть не позднее 31.10.2018.
На обязанность общества представить уточненные (исправленные) сведения в территориальный орган Пенсионного фонда указано в решении фонда от 22.08.2018 N 202V12180000905.
Поскольку "корректирующие" сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении 218 застрахованных лиц обществом не представлены, фондом составлен акт камеральной проверки от 18.12.2018 N 202С03170064178 и вынесено решение от 30.01.2019 N N202S19190064178. Указанным решением страхователь привлечен к ответственности по пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в сумме 109 000 руб.
Не согласившись с законностью вынесенного фондом решения от 30.01.2019 N N202S19190064178, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд отказал обществу в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (действующего в проверяемый период) предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Ответственность за нарушение рекомендованного актом выездной проверки срока сдачи "корректирующих" сведений Законом N 27-ФЗ не предусмотрена.
В оспариваемом решении фонд не сослался на нормы законодательства, которые обязывают страхователя по результатам выездной проверки представлять "корректирующие" сведения.
Более того, общество в полном соответствии с действующим законодательством не включало в базу для начисления страховых взносов суммы денежных компенсаций за задержку выплаты заработной платы
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов по конкретным видам обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников. Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусматривает различные компенсационные выплаты.
Статья 236 ТК РФ устанавливает материальную ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
Этой статьей предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Таким образом, денежная компенсация, предусмотренная статьей 236 ТК РФ, является не оплатой труда, а видом материальной ответственности работодателя перед работником, которая выплачивается в силу закона физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, обеспечивая дополнительную защиту трудовых прав работника.
Соответственно, суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 10.12.2013 N 11031/13, от 08.04.2014 N 16954/13.
Учитывая изложенное, решение суда подлежат отмене, а заявленные обществом требования - удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце 4 пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2019 по делу N А56-24209/2019 отменить.
Признать недействительным решение Государственного учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга от 30.01.2019 N 202S19190064178.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга в пользу акционерного общества "Вагонная ремонтная компания - 2" 4 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
Возвратить акционерному обществу "Вагонная ремонтная компания - 2" из федерального бюджета 747 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по заявлению, перечисленной по платежному поручению от 05.10.2018 N 731644 и 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной по платежному поручению от 12.07.2019 N 823710.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-24209/2019
Истец: АО "ВАГОННАЯ РЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ - 2"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО ФРУНЗЕНСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА