г. Москва |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А41-2265/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ООО "СПФ АГРО": Бузин М.А., по доверенности от 30.05.2019, диплом о высшем юридическом образовании ВСА 0217775 от 06.06.2005;
от Администрации городского округа Серебряные Пруды Московской области: не явились, извещены;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Серебряные Пруды Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2019 года по делу N А41-2265/19 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СПФ АГРО" к Администрации городского округа Серебряные Пруды Московской области, третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СПФ АГРО" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации городского округа Серебряные Пруды Московской области с требованиями:
- признать незаконным решение Администрации г.о. Серебряные Пруды Московской области N 6336 от 23.10.2018 г. об отказе в передаче земельного участка с кадастровым номером 50:39:0030406:6, расположенного по адресу: Московская обл., г.о. Серебряные Пруды, д. Барыково в собственность ООО "СПФ Агро" без торгов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений, Комитет лесного хозяйства Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, ТУ ФАУГИ в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2019 года по делу N А41-2265/19 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Администрация городского округа Серебряные Пруды Московской области обжаловала его в апелляционном порядке.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
Администрация и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на территории Серебряно-Прудского района Московской области находится земельный участок с кадастровым номером 50:39:0030406:6 площадью 400 000 кв. м, расположенный по адресу: Московская обл., г.о. Серебряные Пруды, д. Барыково, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, категория земель - земли населенных пунктов.
Согласно выписке из ЕГРН от 14.09.2018, участок относится к землям государственной неразграниченной собственности.
Участок находится в аренде у заявителя в соответствии с договором N 187/2010 от 01.07.2010.
Из материалов дела также усматривается, что в пределах участка находятся объекты недвижимости со следующими кадастровыми номерами 50:39:0030406:27, 50:39:0030406:28, 50:39:0030406:29, 50:39:0030406:32, 50:39:0030406:34, 50:39:0030406:36, 50:39:0030406:35, 50:39:0030406:37, 50:39:0030406:38, 50:39:0030406:40, 50:39:0030406:39, 50:39:0030406:42, 50:39:0030406:41, 50:39:0030406:43, 50:39:0030406:30, 50:39:0030406:44, 50:39:0030406:46, 50:39:0030406:48, 50:39:0030406:47, 50:39:0030406:49, 50:39:0030406:53, 50:39:0030406:55, 50:39:0030406:54, 50:39:0030406:57, 50:39:0030406:56, 50:39:0030406:58, 50:39:0030406:31, 50:39:0030406:59. 50:39:0030406:61, 50:39:0030406:60, 50:39:0030406:65, 50:39:0030406:67. 50:39:0030406:66, 50:39:0030406:64, 50:39:0030406:63.
Как пояснил заявитель, данные объекты принадлежат ему на праве собственности. К материалам дела приобщен список объектов с указанием кадастровых номеров, площадей и назначения объектов.
В целях выкупа участка общество обратился в адрес Администрации с соответствующим заявлением.
23.10.2018 Администрация ответила отказом N 6336 со ссылкой на пересечение границ испрашиваемого участка на границы земель лесного фонда.
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
В силу пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельных участков в собственность без проведения торгов определен статьями 39.14 и 39.17 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 39.17 ЗК РФ, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.17 ЗК РФ, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность содержатся в статье 39.16 ЗК РФ.
Отказывая в предоставлении заявителю участка с кадастровым номером 50:39:0030406:6, Администрация указала на его пересечение на границы земель лесного фонда.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (пункт 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора. Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.
Обосновывая свои доводы о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:39:0030406:6 расположен на землях лесного фонда, представители Федерального агентства лесного хозяйства и ТУ ФАУГИ в Московской области ссылались на заключение "Рослесинфорга", сведения из государственной лесного реестра, копии лесоустроительных планшетов.
В соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Однако в ЕГРН сведений о границах Луховицкого лесничества кв. 6 выделы 25, 26, 27, 28 не вносились.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 58 ранее действовавшей Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2012 N 23413), таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно пункту 92 Лесоустроительной инструкции каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
В силу пункта 191 Лесоустроительной инструкции таксационные описания лесотаксационных выделов должны иметь картографическое сопровождение в виде лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений.
В силу статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и части VI Лесоустроительной инструкции под таксацией лесов понимаются работы по выявлению, учету и оценке количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
При проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются (пункт 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
Таким образом, таксационное описание не является лесоустроительными документами, а относится к таксационным материалам, носящим технический характер.
Следовательно, ни заинтересованным лицом, ни третьими лицами не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда.
11 августа 2017 года в силу вступил Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". В частности, указанным законом внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
В силу части 2 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок.
В рассматриваемом случае право собственности на спорные участки первоначального правообладателя зарегистрировано до 01.01.2016 (право аренды зарегистрировано 13.09.2010).
Согласно сведениям ЕГРН, участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Соответственно, спорный участок не относится к землям лесного фонда, не имеется каких-либо пересечений с землями лесного фонда.
С учетом изложенного, доводы, положенное в обоснование отказа, не нашли своего подтверждения.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемый отказ незаконным.
В апелляционной жалобе Администрация указывает, что обществом не представлено доказательств соразмерности испрашиваемого земельного участка и площади объектов общества, которые на указанном земельном участке расположены.
Между тем, Администрация не учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Как указывалось выше, оспариваемый отказ мотивирован пересечением границ испрашиваемого участка с границами земель лесного фонда.
Кроме того, требований об обязании Администрации предоставить земельный участок в собственность обществом в рамках настоящего дела заявлено не было, соответственно, суд первой инстанции обоснованно не исследовал вопрос о соразмерности объектов недвижимости площади испрашиваемого земельного участка.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2019 года по делу N А41-2265/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2265/2019
Истец: ООО " СПФ АГРО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРЕБРЯНЫЕ ПРУДЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 142970, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, РП. СЕРЕБРЯНЫЕ ПРУДЫ, УЛ. ПЕРВОМАЙСКАЯ, Д. 11
Третье лицо: Комитет Лесного Хозяйства Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное агенство лесного хозяйства, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРЕБРЯНЫЕ ПРУДЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ