г. Киров |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А17-1958/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой К.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.08.2019 по делу N А17-1958/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПродРегион" (ИНН: 3702117333, ОГРН: 1153702018975)
к Государственному учреждению - Ивановскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
(ИНН: 3729009695, ОГРН: 1023700548134),
о признании решений недействительными,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПродРегион" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 10.01.2019 N 7255 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения на сумму 24 332 рублей 88 копеек, и решения Фонда от 10.01.2019 N 7256 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 24 332 рулей 88 копеек, производства корректировки расходов на выплату страхового обеспечения на сумму 24 332 рулей 88 копеек и осуществления доплаты взносов на указанную сумму.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 05.08.2019 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По мнению Фонда, в соответствии с частью 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (Закон N 255-ФЗ) и пунктом 15(3) Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, если средний заработок ниже минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, принимается равным МРОТ, при этом определяется с учетом продолжительности рабочего времени (при неполном рабочем дне работника).
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 03.09.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 04.09.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел камеральную проверку правильности произведенных Обществом расходов на выплату страхового обеспечения и установил, что Обществом искусственно создана ситуация, направленная на завышение пособия по беременности и родам Кабешовой Е.А., в связи с переводом работника с неполной ставки на полную, и размер оплаты труда (МРОТ) рассчитан без учета неполного рабочего времени работника.
По итогам проверки Фондом принято решение от 10.01.2019 N 7255, которым Обществу отказано, в частности, в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 24 332 рублей 88 копеек, а также решение от 10.01.2019 N 7256 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, в частности, в сумме 24 332 рулей 88 копеек, которым Обществу также предложено произвести корректировку суммы расходов путем отражения суммы непринятых к зачету расходов и доплатить страховые взносы в сумме непринятых к зачету расходов в указанном размере.
Не согласившись с решениями Фонда в указанной части, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ивановской области руководствовался статьей 14 Закона N 255-ФЗ, пунктами 11(1), 15(1) - 15(3), 16 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временности нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, и исходил из того, что расчет среднего заработка должен производиться из МРОТ, независимо от установленного застрахованному лицу режима рабочего времени.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
Материалами дела подтверждается, и стороны не оспаривают, что средний заработок застрахованного лица Кабешовой Е.А. на момент наступления страхового случая был ниже МРОТ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В силу части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Согласно части 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временности нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение N 375).
В соответствии с пунктом 11(1) Положения N 375, в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Согласно пункту 15 Положения N 375 во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения.
На основании пункта 15(3) Положения N 375 в случаях, указанных в пункте 11(1) настоящего Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.
В силу пункта 16 Положения N 375 в случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15(1) - 15(3) настоящего Положения.
Таким образом, в случае, если средний заработок застрахованного лица в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, средний дневной заработок определяется исходя из среднего заработка, равного МРОТ, и в ситуации, если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполный рабочий день), средний дневной заработок определяется в том же порядке, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.
С учетом изложенного, расчет Обществом пособия по беременности и родам исходя из среднего заработка, равного МРОТ, без учета продолжительности рабочего времени, является верным.
Оспариваемые решения Фонда, основанные на применении при расчете пособия по беременности и родам среднего заработка (в данном случае также не ниже МРОТ), определенного пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица (0,5 ставки), не соответствуют изложенным нормам права. В рассматриваемом случае позиция Фонда об искусственной ситуации по переводу работка на полную ставку не имеет значения для расчета пособия по беременности и родам и сама по себе не является основанием для отказа в принятии расходов на выплату спорного пособия.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ивановской области правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.08.2019 по делу N А17-1958/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственное учреждение - Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-1958/2019
Истец: ООО "ПродРегион"
Ответчик: ГУ Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования РФ